Постановления и указы правительства
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
Для студентов специальности 071401.65 –
Социально-культурная деятельность
Составитель:
кандидат культурологии,
старший преподаватель
М.Ю. Красильникова
Шуя 2010
УДК 378.14 Печатается по решению редакционно-
ББК 74.580.2 издательского совета ГОУ ВПО
М 54 «Шуйский государственный
Педагогический университет»
Составитель:
канд. культурологии М.Ю. Красильникова
Рецензент: канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка и методики обучения В. В. Кочетков
Методические рекомендации по выполнению курсовых и дипломных работ для студентов специальности 071401.65 – «Социально-культурная деятельность». Шуя: Издательство ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010.
Настоящие методические рекомендации подготовлены на кафедре культурологии и литературы Шуйского государственного педагогического университета. Рекомендуется для студентов 1-5 курсов очной формы обучения факультета искусств. Методическое пособие содержит основные требования по организации, выполнению и защите курсовых и дипломных работ для студентов очной формы обучения по специальности 071401.65 «Социально-культурная деятельность» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.
Содержание
Структура и содержание курсовой работы …………………………….. | |
Структурные элементы курсовой работы……………………………… | |
Правила оформления текста курсовой и дипломной работ…………… | |
Требования к оформлению цитируемого текста……………………….. | |
Правила оформления библиографических ссылок……………………... | |
Примеры оформления библиографических ссылок……………………. | |
Требования к оформлению библиографического списка……………… | |
Примеры библиографического описания………………………………. | |
Стандарты библиографического описания……………………………... | |
Правила оформления приложения……………………………………… | |
Дипломная работа……………………………………………………….. | |
Структура содержание прикладного раздела курсовой и дипломной работ……………………………………………. | |
Структура и содержание презентации курсовой и дипломной работ… | |
Приложение 1. Образец оформления титульного листа………………. | |
Приложение 2. Образец оформления содержания (оглавления)……… |
Структура и содержание курсовой работы
Курсовая работа является важной составляющей профессиональной подготовки специалиста социально-культурной деятельности. Она выполняется студентами в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 071401.65 «Социально-культурная деятельность».
Курсовые работы рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
Курсовая работа – составляющая часть целостной научной работы, выполняемой студентом под руководством преподавателей кафедры культурологии и литературы.
Тема курсовой работы формулируется студентом самостоятельно или выбирается из списка курсовых работ, разработанных на кафедре культурологии и литературы, в этом случае, для закрепления темы курсового исследования, студентом пишется заявление на имя декана, с указанием темы. Руководитель курсового исследования ставит согласование на заявлении студента, после чего по факультету издается распоряжение с закреплением тем курсовых работ на данный учебный год. Выбор темы и научного руководителя обусловлен сферой научных интересов студента. Однако необходимо помнить, что, определяя тему курсовой работы, студент тем самым обозначает свою будущую «узкую» специализацию.
В процессе выполнения курсовых работ ставятся следующие задачи:
- расширение степени освоения навыков научно-исследовательской работы и умения использовать их в конкретной ситуации;
- интеграция знаний, полученных в процессе обучения;
- формирование научно-исследовательских знаний, умений и навыков, обеспечивающих активное включение студентов в процесс социально-культурного проектирования;
- стимулирование студентов к доказательности своих утверждений, к развитию системного мышления, методологической рефлексии.
За время обучения студентами выполняется две курсовые работы. Первая курсовая работа выполняется на втором курсе по дисциплине «Социально-культурная деятельность».
Данная курсовая работа носит преимущественно реферативный характер, и выполняется в меньшем объеме (до 15 страниц). Необходимо обратить внимание на следующее:
- во введении к курсовой работе делается акцент на актуальности и социальной значимости избранной темы;
- аппарат исследования в обязательном порядке содержит определение цели работы и задачи исследования;
- работа состоит из 2 – 3 параграфов;
- пишется заключение;
- библиографический список включает в себя не менее 10 наименований.
Вторая курсовая работавыполняется на четвертом курсе по дисциплине «Технологические основы социально-культурной деятельности».
Объем данной курсовой работы не менее 30 страниц.
- аппарат исследования в обязательном порядке содержит:
- актуальность;
- объект и предмет исследования;
- цель и задачи работы.
- работа состоит из 2 глав;
- заключения;
- библиографический список включает в себя 25-30 наименований.
Структурные элементы курсовой работы
Структура курсовой работы состоит из нескольких частей:
1) титульный лист;
2) содержание;
3) введение;
4) основная часть;
5) заключение;
6) библиография;
7) приложения.
Титульный лист – обязательный элемент курсовой работы. Сведения, размещенные на титульном листе, регламентированы государственным стандартом «Стандарты по издательскому делу» (ГОСТ 7.60.-2003). На титульном листе указывается наименование высшего учебного заведения, факультет, кафедра, на которой выполнялась работа; фамилия, имя, отчество студента, название работы, инициалы, фамилия, ученая степень и ученое звание научного руководителя, город и год выполнения работы.
Номер страницы на титульном листе не проставляется, несмотря на то, что с него начинается нумерация страниц всей работы.
Содержание (оглавление)– это логическая схема всей работы. В нем указываются названия глав, параграфов. Содержание (оглавление) размещается на странице, следующей сразу после титульного листа. Наименование разделов пишется прописными буквами, а подразделов – строчными буквами. Разделы нумеруются арабскими цифрами и состоят из номера раздела и подраздела, разделенных точкой.
Например:
- РАЗДЕЛ 1,
- Подраздел 1.1,
- пункт 1.1.1,
- подпункт 1.1.1.1.
Введение - это вступительная часть курсовой работы, помещаемая перед основным текстом, в которой формулируется и обосновывается ряд значимых положений работы:
- актуальность темы исследования предполагает обоснование научной и (или) практической значимости избранной темы, т.е. его значимость для решения сегодняшних проблем общества, возрождения традиционных направлений и форм социально-культурной деятельности и выработки новых и т.д.
- степень разработанности проблемы – обзор литературы с приведением историографии вопроса и основных точек зрения авторов.
- возможно уже в курсовой работе осуществить постановкупроблемыисследования - теоретического или практического вопроса, ответ на который ещё не известен и на который предстоит ответить по завершении исследования.
- определениеобъектаисследования, например, социально-культурная деятельность подростков. Объект – это та объективная сфера социально - культурной реальности, которая существует независимо от нас и на которую направлено внимание исследователя. Определяя объект исследования, мы отвечаем на вопрос – «что рассматриваем»?
На уровне курсовой работы объектами могут выступать индивиды, социальные группы, социальные институты, включенные в социально-культурную деятельность; явления и процессы духовной жизни, связанные с вовлечением отдельных людей или разных групп населения в мир культуры.
- определение предмета исследования, т.е. какой именно аспект объекта исследования, какую сторону мы собираемся исследовать в данном объекте. Например, содержание и особенности социально-культурной деятельности подростков. Предмет должен быть отражен уже в самой теме исследования. Предмет исследования отвечает на вопрос: «Как рассматривается объект?».
Предмет исследования всегда находится в границах объекта. Именно предмет исследования определяет тематику исследования. Объект и предмет необходимо рассматривать вместе.
- постановка цели исследования – в сжатом виде формулируется предполагаемый конечный результат, отражающий как теоретический, так и практический уровни исследования. Цель исследования может быть связана либо с выявлением каких-либо закономерностей, связей объекта, либо с разработкой методических рекомендаций по разрешению проблемы исследования.
- задачи исследования должны соответствовать проблеме и предмету исследования. Задачи исследования определяют ход и логику исследования они обычно совпадают с планом исследования и описывают, что именно автор хочет сделать в своей работе.
Например:
· охарактеризовать психологические особенности людей пожилого возраста и их влияние на социально-культурную деятельность.
Обычно формулируется не более трёх-четырёх задач, выдвижение и решение которых позволяет достичь поставленной цели:
· теоретических (осуществить анализ и оценкусостояния проблемы, раскрыть сущность понятий..., выявить особенности..., раскрыть потенциал ..., определить принципы и подходы ... и т.п.);
· методических, связанных с разработкой методик оценки ресурсного обеспечения социально-культурной деятельности в конкретном учреждении культуры или образовательном учреждении, изученияпотребностей посетителей культурно - досуговых учреждений и эффективности их деятельности, наблюдения за участниками массового мероприятия и т.д.;
· прикладных, ориентированных на оказание конструктивного влияния на социально-культурную практику, т.е. выработку технологии либо методики активизации различных категорий участников социально-культурной деятельности, рекомендаций по улучшению взаимодействия различныхсоциально-культурных учреждений и т.д.
- гипотеза исследования – это научно-обоснованное предположение о структуре объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития. Это то, что исследователь хочет проверить и доказать.
Например:
Обращение учреждений культуры к людям пожилого возраста, выработка моделей досуга, приемлемых для различных социальных групп людей пожилого возраста, широкое вовлечение их в социально – культурную деятельность, особенно во взаимоотношениях между разными поколениями и т.д.
- Методика исследования - определенный способ проведения исследования, отражающий характер отбора методов и их систематизации; алгоритм конструирования и организации исследования.
В курсовых работах как правило целесообразно использовать три группы методов:
· Методы теоретического исследования: теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, сравнение, аналогия, моделирование, проектирование, обобщение и т.д.
· Методы эмпирического исследования,контент - анализ, наблюдение, анкетирование, интервью, беседы, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент, тестирование и т.д.
· Методы статистической обработки данных.
- Завершающей частью «Введения» является раздел структура и объем работы, в которой перечисляются все структурные компоненты и в количественном виде представляется объем основного текста работы, количество наименований источников, литературы, иллюстраций или таблиц в «Приложении».
Основная часть работы, посвящена последовательному раскрытию поставленных задач, она состоит из глав, которые включают в себя параграфы.
Основная часть работы отражает Вашу логику исследования, а потому рекомендации по её структурированию могут носить только рекомендательный характер.
Содержание курсовой работы представляет собой изложение материалов, полученных, как в ходе анализа и обобщения литературы, так и в ходе изучения практического опыта деятельности.
В главах отражается состояние изученности проблемы в системе гуманитарных наук, дается оценка состояния ее в практике, определяются подходы к ее решению, предлагается обоснованный механизм достижения поставленной цели и т.д.
При изложении материала необходимо следить за:
- логикой изложения, его последовательностью;
- доказательностью выводов, положений;
- органичным сочетанием теории и практики;
- ясностью и доступностью изложения.
Главы и отдельные параграфы завершаются краткими выводами (обобщениями) - своеобразным итогом работы. Очень важно, чтобы он подводил к восприятию и осмыслению последующего материала, что обеспечивает единство и логику работы.
Как правило, первая глава является теоретико-методологической, в ней на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к ее решению, дается их оценка. Эта глава дает возможность выбрать определенную методологию и методику проведения качественного анализа объекта и предмета темы в конкретной социокультурной обстановке.
Вторая глава носит аналитический характер. В ней дается характеристика объекта и предмета на материалах тех источников и литературы, на которых выполняется работа.
Третья глава может быть проектной (практической), в которой предлагаются соответствующие планы, проекты организации социально-культурной деятельности в различных аудиториях, учреждениях и др.
Важнейшим этапом выполнения курсовой работы является изучение литературы и опыта культурно - досуговой деятельности.
Литература подбирается в соответствие с выбранной темой с помощью предметного каталога, имеющегося в библиотеке, тематических библиографических пособий, а также, рекомендаций руководителя.
Наряду с изучением литературы по теме, курсовая работа должна включать в себя материалы, полученные входе анализа иобобщения конкретного практического опыта.
Заключение – здесь подводятся основные результаты проведенного исследования, показывается степень решения поставленных во введении исследовательской цели и задач, намечаются направления дальнейшего исследования;
Библиографический списокрасполагается после «Заключения» и включает в себя весь доступный по данной теме круг научных источников. Даже если тот или иной источник не был отражен в работе, то в списке литературы его целесообразно отразить.
Приложения – здесь собираются материалы, использованные в процессе написания курсовой работы и иллюстрирующие мысль автора:
- тексты и таблицы обработки анкет или опросов;
- афиши;
- планы работ;
- сценарии.
Правила оформления текста курсовой и дипломной работ
Общим обязательным требованием к курсовым и дипломным работам является их грамотное оформление, в том числе научно-справочного аппарата, сносок, списка использованных источников, соответствие оформления современным требованиям. Для удобства восприятия, требования к оформлению текста курсовой и дипломной работ унифицированы и приведены в виде таблицы:
№ п/п | Объект | Параметры унификации (требования) |
Формат листа бумаги | А-4 (210х297 мм) Работа печатается на одной стороне листа на принтере | |
Величина шрифта | 14 кегль | |
Шрифт | Times New Roman | |
Междустрочный интервал | Полуторный (1,5) | |
Количество строк на странице | 28-30 строк | |
Абзац | 1 см Текст выравнивается по ширине | |
Поля (см) | Левое – 3; правое – 1,5; верхнее-2; нижнее – 2. | |
Общий объем работы | 1 курсовая работа – 25-30 страниц; 2 курсовая работа – 30-40 страниц; Дипломная работа – 60-80 страниц. | |
Объем введения | Не менее 2-3 страниц (15% от общего объема) | |
Объем основной части | Не менее 20 страниц | |
Объем заключения | Не менее 2 страниц (10% от общего объема) | |
Нумерация страниц | Сквозная, в верхней части по центру, либо в верхнем правом углу. На титульном листе номер страницы не проставляется | |
Последовательность приведения структурных частей работы | Титульный лист. Содержание (оглавление). Введение. Каждая новая глава. Параграфы главы. Заключение. Библиография. Приложения. | |
Оформление структурных частей работы | Каждая структурная часть начинается с новой страницы. Наименования приводятся посередине строки прописными (заглавными) буквами. Точка в конце наименования не ставиться | |
Структура основной части | 2 главы, соразмерные по объему | |
Библиография | 1 курсовая – 25-30 наименований; 2 курсовая – 30-35 наименований; Диплом – не менее 50 наименований. | |
Оформление содержания | Содержание (оглавление) включает в себя заголовки всех разделов, глав, параграфов, приложений с указанием страниц начала каждой части. В содержание не включается титульный лист. | |
Структурные элементы работы | Точку в конце заголовка, расположенного посередине строки, не ставят. В заголовках слова переносить нельзя. Расстояние между строкой текста и нижеследующим заголовком нужно отделять 4 межстрочными интервалами | |
Таблицы | Шапка таблицы – 12 кегль полужирный; Внутри таблицы – 12 кегль; Слово «таблица» пишется курсивом в верхнем углу 12 кеглем |
Требования к оформлению цитируемого текста
Цитата (от лат. zito – «призываю в свидетели») – это часть текста, заимствованная из какого-либо источника без изменений и использованная в другом тексте, с указанием на источник, из которого она взята.
Цитаты используются при изложении материала в письменной научной работе при необходимости обосновать собственные мысли ссылкой на чье-то авторитетное высказывание по этому вопросу или документально подтвердить выдвинутое положение.
При оформлении цитат необходимо следовать следующим требованиям:
- каждую цитату следует заключать в кавычки;
- цитаты выписываются непосредственно из первоисточников;
- первое слово цитаты, помещенное вначале предложения, всегда пишется с прописной буквы, даже если в оригинале оно дано со строчной буквы;
- цитата обязательно заключается в кавычки и приводится в том виде, в каком она дана в первоисточнике, с сохранением смысла и особенностей авторского написания;
- пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается лишь тогда, когда это не искажает смысла всего фрагмента и обозначается многоточием, которое ставится на месте пропуска:
Например:
«… общество, в котором власть в руках богатых, все равно лучше общества, в котором богатыми могут стать только те, в чьих руках власть».
Правила оформления библиографических ссылок
Библиографические ссылки – это совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом документе, необходимых для его идентификации и поиска.
Не забывайте, что любое изданное произведение охраняется авторским правом! Поэтому если в работе используется чье-то высказывание, необходимо сослаться на того автора и то произведение, откуда они взяты.
Библиографические ссылки необходимо употреблять:
- при цитировании;
- при приведении нормативного материала;
- при заимствовании в своей работе результатов социологических опросов, формул, таблиц, иллюстраций из других источников;
- при приведении в работе цифрового материала;
- при необходимости отсылки к другому изданию, в котором этот вопрос изложен более подробно;
- при анализе в тексте работ других авторов.
Обратите внимание:
- указание на источник цитирования оформляется по правилам библиографического описания, но при этом допускаются некоторые упрощения.
- нельзя допускать, чтобы номера ссылок не соответствовали порядковым номерам источников, представленных в «Библиографии» научной работы.
Примеры оформления библиографических ссылок
внутритекстовые ссылки
- рекомендуются в том случае, когда их использование неразрывно связано с основным текстом работы;
- располагаются непосредственно в тексте работы;
- оформляются в квадратных скобках.
Основные принципы оформления внутритекстовых ссылок
Если ссылки даются на источник, имеющийся в «Библиографии», то в тексте работы в квадратных скобках проставляется только его порядковый номер, под которым он числится в списке.
Например:
М. Николаев [6] и К. Бирюков [12] также освещали эту проблему…
Если ссылка приводится на несколько работ одного автора или на работы нескольких авторов, то в квадратных скобках указывают номера этих работ:
- через запятую, в том случае, если цитируемые работы в «Списке литературы» не расположены друг за другом.
Например:
В своих работах [13, 28] А.Е. Чирикова неоднократно заявляла об этом…
Ряд авторов [16, 23, 26] считают…
- через дефис в том случае, если цитируемые работы в «Списке литературы» следуют друг за другом.
Например:
Ряд авторов [16 - 18] считают…
В работах П.С. Спивака [12, 16, 21-26] обсуждается проблема …
- если ссылка идет на определенные страницы произведения, где содержится заимствованный материал, то их также следует указать.
Например:
В своей книге Ю.А. Кирилов [6, C. 68] писал ….
- если необходимо сослаться на том, номер и определенные страницы, они проставляются после порядкового номера публикации, на которую ссылается автор работы.
Например:
Как следует из таблицы 4, взятой из работы В.А. Богатырева [21, С.6-9]...
или
По данным опроса Т.И.Ивановой [12, т.2, С.164].
Требования к оформлению библиографического списка
Библиографический список - это список всех информационных ресурсов, на основе изучения которых была подготовлена работа или которые были использованы в ней.
Библиография является обязательным компонентом научной работы и помещается в конце работы.
Она содержит библиографические описания документов и составляется в соответствии с правилами библиографического описания по ГОСТ 7.1 – 2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.
Располагать библиографическое описание источников можно:
- в алфавитном порядке, т.е. когда записи располагают по алфавиту фамилий авторов и заглавий произведений. Иностранные источники размещают по алфавиту после перечня всех источников на русском языке;
- по видам изданий, т.е. когда источники разделяются на определенные группы и записи располагают в следующей последовательности:
Сначала указывается нормативный материал - официальные государственные издания (документы и материалы РФ), которые приводятся в хронологическом порядке при соблюдении следующего принципа:
- Конституция РФ;
- Указы Президента РФ;
- Законодательные материалы Совета Федерации и Государственной Думы;
- Постановления и распоряжения Правительства РФ;
- Нормативно-инструктивные материалы, справочные материалы.
Затем приводятся все остальные источники (документы, монографии, материалы конференций, книги, статьи и т.д.).
Примеры библиографического описания
Законодательные материалы
Конституция
Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с.
Конституция Российской Федерации. – М.: Приор, [2001]. – 32 с.
Законы
Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г.: по состоянию на 3 янв. 2001 г.]. – СПб.: Victory: Стаун-кантри, 2001. – 94с.
Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» от 28 нояб. 1996 № 144 ФЗ // Рос. газ. – 1996. – 5 дек.
Кодексы
Гражданский процессуальный кодекс РСФСР: [принят третьей сес. Верхов. Совета РСФСР шестого созыва 11 июня 1964 г.]: офиц. текст: по состоянию на 15 нояб. 2001 г. / М-во юстиции Рос. Федерации. – М.: Маркетинг, 2001. – 159 с.
Запись под заголовком
ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования» - Введ. 2000-01-01. – М.: Издательство стандартов.2000. – 21 с.
Книги
Книга одного автора
Семенов, В. В. Философия: итог тысячелетий. Философская психология / В. В. Семенов. – Пущино: ПНЦ РАН, 2000. – 64 с.
Книга двух авторов
Бочаров, И. Н. Кипренский / Иван Бочаров, Юлия Глушакова. – 2-е изд., знач. доп. – М.: Молодая гвардия, 2001. – 390 с.
Книга трех авторов
Агафонова, Н. Н. Гражданское право : учеб. пособие для вузов / Н. Н. Агафонова, Т. В. Богачева, Л. И. Глушкова ; под. общ. ред. А. Г. Каплина ; М-во общ. и проф. образования РФ, Моск. гос. юрид. акад. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 542 с.
Книга без автора
История России : учеб. пособие для студентов всех специальностей / В. Н. Быков [и др.]; отв. ред. В. Н. Сухов; М-во образования Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. лесотехн. акад. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: СПбЛТА, 2001. – 231 с.
Авторефераты диссертаций
Бурлак, А. М. Игровые технологии как средство социально-культурной реабилитации военнослужащих: автореф. дис…. канд. пед. наук: 13.00.05 / А. М. Бурлак; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – М., 2000. – 19 с.
Некрасов, С. М. Пушкинские места в культуре России : автореф. дис. … д-ра культурологии: 24.00.03 / С. М. Некрасов; С-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб., 2000. – 35 с.
Электронные ресурсы
CD-ROM (краткий вариант)
Художественная энциклопедия [Электронный ресурс]. – М. : Большая Рос. энцикл., 1996. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Художники Серебряного века [Электронный ресурс] // Художественная энциклопедия. – М., 1996. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Интернет - материалы
Сайт (краткий вариант)
Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http // www.rls.ru.
Статья (краткий вариант)
Климов, В. А. Интеллигент и интеллектуал: общее и отличительное [Электронный ресурс] / В. А. Климов // Панорама культуры: электрон. журн. – 2003. – № 3. – Режим доступа: http // www.panoramKult.ru.
КонсультантПлюс
Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: федер. закон от 24.11.96 № 132 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс.
Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: федер. закон от 24.11.96 № 132 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Высшая Школа.
Правила оформления приложения
При оформлении приложения следует руководствоваться следующими правилами:
- приложения располагают в работе после библиографического списка;
- приложения располагаются в порядке появления ссылок на них в тексте;
- каждое приложение следует размещать на новой странице;
- каждое приложение (если их несколько) должно иметь свой порядковый номер (без знака «№») и содержательный заголовок, указываемые в первой строке страницы;
- в правом верхнем углу рабочего поля отдельной строкой пишется слово «Приложение»;
- страницы, занятые приложениями, входят в сквозную нумерацию курсовой, но в объем работы не засчитываются.
Дипломная работа
Дипломная работа является самостоятельным научным исследованием студента, итогом его учебы в вузе, позволяющим сделать выводы о приобретенных за годы учебы знаниях и умениях их использования. Целью этой работы является: систематизация, закрепление, расширение теоретических и практических знаний и их применение при решении конкретных практических задач, развитие навыков самостоятельной работы и овладение методикой исследования и экспериментирования, а также выяснение подготовленности студентов для самостоятельной работы.
Работа не должна носить абстрактный, декларативный характер, дипломная работа должна быть четко аргументирована. Рассуждения, обобщения и выводы должны строиться на конкретном анализе фактического материала, должны быть рационально обоснованы, что является условием убедительности и доказательности выводов.
Структурные элементы дипломной работы
Структурными элементами дипломной работы являются:
1) Титульный лист;
2) Содержание, которое включает в себя введение, наименование всех разделов основной части, выводы по главам, заключение, библиографический список и приложения - с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы текстового документа;
3) Введение должно содержать:
- краткое обоснование актуальности выбранной темы;
- определение объекта и предмета исследования;
- характеризуется состояние проблемы и степень ее изученности;
- ставится цель и задачи исследования;
- определяется гипотеза исследования;
- раскрывается и обосновывается логика исследования, описываются использованные при выполнении работы методы исследования;
- представляется структура работы;
4) Основная часть должна содержать данные, отражающие сущность, методику и основные результаты выполненной работы.
Здесь излагаются теоретические основы, краткая история поставленной проблемы, рассматриваются и анализируются различные точки зрения, описываются проведенные наблюдения и эксперименты, полученные результаты, дается всесторонний и объективный анализ собранного фактического материала, делаются обобщения, в конце каждой главы подводятся итоги, делаются выводы;
5) Заключение содержит:
- итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришел автор;
- указывается практическая и теоретическая значимость сделанных выводов;
- возможности внедрения и дальнейшие перспективы работы над темой;
- даются практические рекомендации по использованию результатов исследования.
Заключение должно быть кратким и обстоятельным, концентрировать в себе анализ работы и выводы, сделанные по главам.
6) Библиография.
7) Приложения.
Структура и содержание прикладного раздела
Курсовой и дипломной работ.
Целью выполнения практической части работы является обоснование и разработка социально-культурного проекта или культурно - досуговой программы вовлечения различных возрастных категорий граждан в процесс социально-культурного творчества. Процесс проектирования включает в себя определенные стадии и этапы, их содержательное наполнение, которые образуют жизненный цикл проекта. В данной части работы должна быть отражена концептуальная стадия создания проекта.
Владение технологией социокультурного проектирования позволит специалисту более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции.
При разработке прикладной (практической части) диплома (курсовой работы) необходимо отразить обязательные части любого проекта*:
1. Название проекта
2. Характеристика аудитории проекта (целевая группа и лица, получающие практическую пользу от проекта), т.е. характеристика проблем:
- целевой группы (социально-культурных, личностных);
- контактных групп (задействованных в проекте лиц и организаций).
Характеристика аудитории осуществляется на материале контент -анализа.
3. Цели и задачи проекта. Целевые ориентации социально-педагогических проектов: разрешение, минимизация или профилактика личностных и социально-культурных проблем человека, создание оптимальных условий для развития личности, самореализации человека за счет оптимизации:
- социально-культурной среды (путем воздействия на социальную среду, модификации социальных норм и ценностей окружения);
- форм и способов взаимодействия человека со средой, сфер его жизнедеятельности и образа жизни.
4. Форма реализации проекта.
В том случае, если для реализации проекта требуется создание той или иной организационной структуры, необходимо:
- обосновать организационно-правовой статус (учреждения, объединения);
- разработать миссию организации;
- сформулировать принципы и приоритеты ее деятельности.
5. Содержание деятельности
Направления (виды) деятельности | Содержание деятельности (мероприятия, содержание работ) | Исполнители и соисполнители |
1. 2. и т.д. |
6. Планируемые результаты и критерии оценки эффективности.
7. Партнеры и социальные силы поддержки проекта (обоснование возможных льгот и выгод тем организациям и структурам, которые будут в той или иной форме принимать участие в реализации проекта, оказывать ему социальную и финансовую поддержку).
8. Бюджет проекта.
Назначение расходования | Сумма затрат | Источники финансирования |
1. и т.д. |
9. Источники финансирования проекта (программа фандрейзинга)
Потенциальные доноры | Возможные мотивы финансирования | Предложения для финансирования | Вид и объем субсидий | Форма проведения фандрайзинговой кампании |
1. 2. |
К общим положениям, изложенным выше, при создании каждого авторского проекта имеет смысл добавить ряд специфических элементов, так в качестве структурных компонентов проекта по созданию общественного объединения должны войти:
1. Характеристика ситуации и обоснование сферы деятельности общественного объединения (путем анализа социально-культурной ситуации и выявления проблем в той или иной области проектирования).
2. Социальный состав общественного объединения:
- характеристика потребностей, проблем, интересов социальной базы;
- обоснование состава учредителей (возможные мотивы).
3. Миссия, принципы, приоритеты, цели и задачи деятельности общественного объединения.
4. Направления и содержание деятельности.
5. Обоснование организационно-правовой формы (см. Закон РФ «Об общественных объединениях»).
6. Организационная структура общественного объединения
Организационная единица | Цели, задачи | Полномочия, компетенция |
1. Высший руководящий орган (собрание, конференция). | ||
2. Совет попечителей. | ||
3. |