Постановка на российской сцене: действующие лица и исполнители

Кто же может принять участие в российской «оранжевой» постановке? В основном, считают эксперты, ей будут подыгрывать крупный капитал, либеральная интеллигенция и молодежь. Прежде всего — студенчество, тяготеющее к массовым сборищам с радикальным антигосударственническим антуражем. Опыт Украины показал, что собрать огромную толпу молодежи, не занимающейся физическим трудом, довольно легко.

В России, однако, судя по всему, предпринимаются попытки привлечь к оранжевому шоу не только прозападно настроенных либералов, но и патриотов. В том числе православных. И это немудрено, так как либеральная карта, которая стала козырной на Украине, у нас была отыграна во время августовского путча 1991 года, когда сбитая с толку интеллигенция ринулась «защищать демократию», и трагедии 1993 года, когда большинство людей считало, что «красно-коричневые» действительно пытались взять реванш и вернуть страну к тоталитаризму. В общем, массовку «отвязной» молодежи с плеерами, татуировками и пирсингами надо подкрепить более солидной публикой, которая вызвала бы расположение основной массы телезрителей, давно переставшей доверять либеральным политикам.

И вот депутат Государственной Думы, активист фракции «Родина» А. Н. Савельев торжественно объявляет, что партия «Родина» (в которую, насколько нам известно, входят не все члены думской фракции, но широкой публике это невдомек, зато всем знакомо название «Родина») призвала к социальной революции. Нет, конечно, не к «оранжевой», а к своей, хорошей. Народной и справедливой. А то ведь мы, как с горечью отметил Савельев, впадаем в «новый застой». (Здесь и далее цитируем его выступление на «круглом столе», проводившемся Союзом православных граждан и журналом «Москва» 16 июня 2005 года.)

А вопрос, по Савельеву, «состоит в том, сможем ли мы выйти из застоя и продлить русскую историю, или мы сгнием на тех рельсах, которые подложили под наш паровоз. Только он почему-то никуда не катится». Савельев отвечает на этот вопрос однозначно: нужна новая революция, которая, якобы, «в умах уже идет», а теперь «должна выйти на улицы, если нам суждено продлить свою историю». Предлагается следующий план действий: «победить коррупцию, уничтожить, физически истребить олигархию, разогнать криминал. Может это сделать только русская диктатура. Русская национальная диктатура. Если мы чаем, чтобы род каждого из нас дотянулся до конца времен, мы сдвинем этот паровоз самыми решительными мерами, наплевав на все демократии, на все ценности, которые записаны у нас в разных конституциях. Наплевав даже на то, что прольется кровь, потому что прольется кровь героев и кровь врагов. И то, и другое для истории является топливом».

Нет, конечно, признает Савельев, «опасность распада безусловно существует, и нам надо проскочить это узкое горлышко, где надо одновременно совершить национальную революцию и не допустить распада России. Большевики ведь тоже проскочили это на краю. Российская империя сперва распалась на отдельные уделы, где возникли собственные удельные князьки. А потом удалось воссоединить их за счет того, что традиция общего проживания еще сохранялась и была общая энергетика, которая проистекала и от вождей, и от народа. Есть ли сейчас такая энергетика? Трудно сказать. Стоит ли идти на риск? Стоит, потому что эволюционным путем мы точно умрем».

Какими же силами предлагает Савельев совершить революцию? Это тоже любопытно. «В этом движении революции или контрреволюции могут ли помочь казачество, ветеранские организации, патриотические клубы, православная общественность? Все это у нас существует давно. Есть ли в этом какая-то энергетика? Мы ее видим? Скажем, казаки придут и кого-нибудь выпорют. Я бы очень хотел, чтобы хоть раз это состоялось, но вижу, что все как раз наоборот. Православная общественность уже сама стала о себе писать, что почему-то ничего не происходит, а может, вообще нет этой общественности… Я пока кроме своей партии „Родина“ других политических организаций, являющих силу русского духа, не вижу».

Абстрагируемся от патетики (хотя патетическая безвкусица не только противна сама по себе, но и попахивает ложью) и постараемся выделить сухой остаток. А он таков: в ситуации, когда, по признанию самого депутата, рассчитывать можно только на энергетику партии «Родина», он призывает людей к заведомо проигрышному бунту. Причем проигрыш приведет к распаду России, и депутат это прекрасно понимает. Вдобавок, его революционные призывы начинают раздаваться как раз в момент подготовки «оранжевой революции», с успехом обкатанной уже в нескольких странах.

А разве не провокацией пахнут призывы «наплевать на все конституции», «физически истребить олигархов» и спокойно, безо всякого зазрения совести проливать кровь, которая «для истории является топливом»? Примечательно, что через несколько дней после выступления А. Н. Савельева на «круглом столе» его помощник С. П. Пыхтин, в другом собрании, почти слово в слово повторив текст начальника, не постеснялся уточнить объем «топлива». Революция, сказал он, дело кровавое, сантименты тут неуместны, и нужно приготовиться к потере 10–20 миллионов (!) человек.

Неужели у нас так много олигархов? Неужели так много «героев» и «врагов»?

Очень легко себе представить, как в разгар «оранжевой революции» по телевидению будут показывать таких пылких патриотов и кричать о «русском православном фашизме». А простые граждане, еще не настолько опростившиеся на своих грядках, чтобы не произвести в уме тоже очень простые подсчеты и сообразить, как высок шанс у их семей оказаться в числе 10–20 миллионов запланированных жертв, безоговорочно поддержат ввод в Россию освободителей в голубых касках и НАТОвских нашивках. Да еще встретят их цветами. Цифры потерь напомнят о жертвах ГУЛАГа и Великой Отечественной войны, а образ «русского фашизма» совсем нетрудно освежить в памяти. <…>

Некоторые аналитики подмечают почти текстуальное совпадение речей «оранжевых» Саакашвили и Ющенко и наших революционер — патриотов. А есть признаки и более явные, а потому очевидные не только для аналитиков. Многие видели по телевидению, как глава «Родины» Дмитрий Рогозин приехал поздравлять Ющенко с победой и многозначительно щеголял в оранжевом шарфе. А через полгода после оранжевого теледемарша жители ряда районов Москвы обнаружили на дверях своих подъездов ярко-оранжевые листовки с портретом Че Гевары, революционные призывами и подписью молодежного движения «Родина».

И совсем уж симптоматично выглядит интервью лидера молодежной организации партии «Родина» в студенческой газете «Акция», до которой можно дотрагиваться только пинцетом, чтобы не марать руки. В упомянутом № 4 (41) за май 2005 года юные «родинцы» представлены в достойной компании. На обложке — окруженный толпой молодежи Ходорковский. На следующей странице — рассказ о суде над ним. Название материала, мягко говоря, двусмысленное — «Приговор России». (Россия приговорила или Россию приговорили? Читающий да разумеет.) Там же высказывания в защиту опального олигарха таких знаковых персонажей, как Виктор Шендерович и Валерия Новодворская. Последняя называет бывшего главу «Юкоса» узником совести и требует, чтобы «Международная Амнистия» (Amnesty International) признала таковыми всех, проходящих по этому делу.

Ну, а дальше опубликовано интервью с Маратом Гельманом, покровителем всяких богохульных мерзостей типа тер — оганьяновского разрубания икон в Манеже, которое Гельман выдает за новое, истинно свободное искусство. Впрочем, у него есть еще одно амплуа, давно сблизившее его с «Родиной». Когда во время выборов в Думу в газетах промелькнуло сообщение, что Рогозин и К° наняли Гельмана в качестве главного пиарщика, сочувствующие им избиратели недоумевали: как же это может быть, такие патриоты — и вдруг такой… Гельман?

Глупые! Не понимали! Как раз у патриотов должно быть все самое качественное, самое продвинутое, самое крутое. Не хуже, чем у олигархов. Иначе кто их уважать будет?

Гельман и в своем интервью продолжает продвигать Рогозина заодно со своей скандальной выставкой «Россия–2». Тут опять впору изумиться, ведь Рогозин обратился в Генпрокуратуру с просьбой привлечь организаторов этой выставки (то есть Гельмана) к уголовной ответственности. Но лучше не изумляться, а вспомнить об обществе спектакля и не принимать всерьез борьбу нанайских мальчиков. Помните, был такой номер в советских концертах? Две куклы в этнографической одежке северных народов смешно дрались на сцене, поочередно валя друг друга. Но самое смешное ждало зрителей в финале представления, когда выяснялось, что обоими «мальчиками» управлял один и тот же артист, лежавший на полу и замаскированный пушистыми нанайскими нарядами. Первая кукла была надета на его руки, вторая — на ноги, и фактически номер представлял собой искусный акробатический трюк, сложно согласованные действия разных частей тела одного актера.

Симптоматичность появления «Родины» в «Акции» еще и в том, что эта студенческая газета (http://www.mediaatlas.ru/editions/?id=3153&idn=992&pagei=0&a=viewi), по-видимому, предназначена стать основным рупором «оранжевых» идей в молодежной среде. Тираж 100 000 экземпляров, бесплатная раздача, весьма статусные члены экспертного совета: генеральный секретарь Союза журналистов России И. А. Яковенко, президент Фонда защиты гласности А. К. Симонов, декан факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова Я. Н. Засурский, генеральный директор Международного пресс — клуба, вице-президент Российской ассоциации по связам с общественностью А. Н. Чумиков, депутат Московской городской думы С. В. Орлов, зав. кафедрой ценных бумаг и финансового инжиниринга Финансовой академии при Правительстве РФ Я. М. Миркин и разнообразные другие начальники.

Разрушительная идеология этого издания может быть проиллюстрирована словами все того же Гельмана. На вопрос: «Как бы Вы оценили сегодняшнюю политическую обстановку в России?» — меценат — политтехнолог ответил: «Очевидно, что ветер дует не в нашу сторону. И при сложившейся политической системе мы не сможем вовремя изменить курс. Вот, например, у тебя есть яхта, ты плывешь, куда тебе нужно, но тут ветер стал дуть не туда. Что сделает моряк? Он подкорректирует курс, изменив положение паруса. В современной политической России парус намертво приварен. Его невозможно повернуть никак. И нужно либо менять мачту, либо ее ломать (выделено нами. — И.М., Т.Ш .)».

Хотя метафора последнего высказывания прозрачна, на всякий случай расшифровываем: нужно либо менять власть путем «цветного» переворота, либо, если это невозможно, уничтожать государство.

Кроме метафор, в этой газете встречаются и вполне буквальные, конкретные инструкции по режиссуре шоу — революции. Например, нужно обзавестись переносными радиостанциями и тактическим телевидением (то есть таким, которое создается на время агитации и пропаганды). Вопрос, кто будет проплачивать такие дорогостоящие способы агитации, естественно, не обсуждается. Не будем обсуждать его и мы. Наверное, те, кто проплатил газету, помогут найти средства и на радио с телевидением.

Лучше обсудим другое: почему это подрывное издание беспрепятственно раздается в вузах, в интернет-кафе и прочих местах скопления молодежи? Почему эту газету (надо думать, не без разрешения вузовской администрации) распространяют бесплатно среди студентов? По мнению весьма авторитетных политологов, совершить «оранжевую революцию» без попустительства самой власти невозможно. Что означает такая странная лояльность к «Акции»: недооценку опасности, которую несет в себе газета, методично устраивающая на своих страницах смотр антипутинских сил, или готовность власти к политическому самоубийству?

Трудно с уверенностью ответить, время покажет. Ясно только, что мы ни при каких условиях не должны поддаваться на провокации режиссеров в оранжевых шарфах и участвовать в их театрально-политической массовке. Напротив, мы обязаны сделать все возможное, чтобы спектакль был сорван. Политические авантюристы на то и авантюристы, чтобы выйти сухими из воды. Вспоминается, как в начале 90–х один ультраоппозиционный политик громогласно призывал организовать патриотическое движение, которое возглавит народную революцию — и Россия будет спасена. Теперь он преуспевающий функционер богатого фонда, возглавляемого как раз тем, против кого он призывал восстать. Находится в отличной для своего 50–летнего возраста форме и абсолютно равнодушен к политике. Предпочитает отдых на экзотических островах, где есть возможность поплавать в окружении акул.

— Что делать? — говорит он о себе с улыбкой. — Адреналин у меня в избытке. Не могу без драйва.

Когда-то И. А. Гончаров попросил А. К. Толстого специально для романа «Обрыв» перевести стихотворение Генриха Гейне «Смерть гладиатора». Поскольку стихотворение малоизвестное, приводим его полностью.

Довольно! Пора мне забыть этот вздор!

Пора воротиться к рассудку!

Довольно с тобой, как искусный актер,

Я драму разыгрывал в шутку.

Расписаны были кулисы пестро,

Я так декламировал страстно.

И мантии блеск, и на шляпе перо,

И чувство — все было прекрасно!

Теперь же, хоть бросил я это тряпье,

Хоть нет театрального хламу,

Все так же болит еще сердце мое,

Как будто играю я драму.

И что за поддельную боль я считал,

То боль оказалась живая:

О Боже, я, раненный насмерть, играл,

Гладиатора смерть представляя!

Наши любители драйва, сбросив оранжевое тряпье, со свойственной им беспечностью отправятся пить водочку в театральный буфет.

А раненной насмерть окажется страна.

06 / 03 / 2007

Комментарии читателей:

2010–02–26 16:03 Владимир :

Для Оранжевой революции, требуются, чтобы в обществе была надежда, на то, что в результате прихода к власти, сил более угодных некоему заграничному покровителю, тот улучшит жизнь граждан в обмен на это (т.е. цветные революции — признак крайней несамостоятельности народа той страны, где она происходит).

Во всех недавних цветных революциях, роль этого покровителя играл Запад и особенно США

Для большинства Россиян очевидно, что каким бы угодным, для Запада вообще и для США в частности, правительство не было бы, никакого улучшения жизни в России не будет!

Для цветной революции желательно, чтобы близ страны, где она происходит, была бы страна — антагонист заграничного покровителя — это требуется, чтобы заинтересовать зарубежных покровителей в поддержке цветной революции, т. к. в этом случае заграничный покровитель, усиливает своё влияние в регионе.

В недавних цветных революциях, роль страны антагониста, играла Россия, а для Революции Роз в Грузии, ещё и географически близкий Иран.

Близ России нет такого антагониста, для Запада, борьба против которого, могла бы заинтересовать Запад в улучшении жизни в России и это, для большинства тоже очевидно.

Те, кто призывает к оранжевой революции в России, как правило довольно оторваны от жизни и к ним большинство населения не прислушивается, тем более что многие уже обожглись на Перестройке!

2009–02–20 17:23 Ирина Анатольевна :

У нас в Украине этот виртуальный слон сработал. Массовый психоз оранжевой «революции» сделал свое дело. Россиянам надо не допустить подобного развития событий. У нас тоже перед этой, с позволения сказать «революцией», наступило относительное благополучие, о котором сужу по собственному кошельку и покупательной способности. Но это как раз кому-то и не нравилось. Не нужна была сильная, независимая и благополучная Украина мировому правительству. Их задача, чтобы гои, т. е. православные русичи (я имею в виду всех славян), должны жить плохо и чем хуже, тем для них лучше. Теперь мы расхлебываем результаты промывания мозгов. Но, хочу сказать, что не все у нас поддались этому оболваниванию. Многие понимали что творится, поэтому и было противостояние «оранжевых» и «бело-голубых». Однако «оранжевые», которые имели прямое финансирование с Запада оказались проворнее, подкованнее юридически, и, наверное, еще что-то повлияло не известное широкому кругу населения. И хотя сейчас Янукович и у власти, это принесло только новые проблемы с его противостоянием с Ющенко.

2009–02–20 17:23 Владимир Лагутин :

С оценками существующей в стране ситуации из ч.1 и с оценками технологии «оранжевых революций» из ч.2 я, в целом, согласен. В тоже время, думаю, что угроза «оранжевой революции» в России не столь велика. Если сравнить с той же Украиной, то там была реальная база для революции. Дело в том, что на Украине и народ и элита приблизительно поровну поделены на тех, кто тяготеет к России и тех, кто тяготеет к Западу. Кроме того, Кучма в 2004 году был непопулярен, да и нет оснований быть уверенным в том, что он искренне так уж хотел Януковича, и не хотел Ющенко. Ситуация в России принципиально иная. Власть гораздо более консолидирована, популярность Президента высока, сильных конкурентов нет, если Путин решит идти на третий срок — народ за него снова проголосует, если предложит более — менее нормального «преемника» из своей команды — народ и его поддержит. Что касается оппозиционной части граждан, то большинство из них гораздо более антизападно настроены, чем президентская команда. Прозападный электорат в России очень невелик, да и те, кто есть разобщены: СПС и «Яблоко» уже много лет не могут договориться. Если говорить о примкнувших или собравшихся примкнуть к «оранжевому» лагерю «патриотах», то это всего лишь те, кто не смог пристроиться к реальным политическим партиям. Та же «Родина» была создана в 2003 году не без помощи Кремля. Теперь ее влили в «Справедливую Россию», а те «родинцы», которым не нашлось места среди «эсэров» пытаются хоть куда-то пристроиться; сколько-нибудь значительную часть патриотического электората они не представляют. Вспомним, что в 2003 году Березовский пытался объединить левую и либеральную оппозицию, однако по итогам выборов в Думу позиции левых ослабли, а либералы вообще остались за бортом. Для левого электората, а уж тем более для патриотов и для православных, даже если они в оппозиции к власти, либералы — западники гораздо больший враг, чем власть; точно так же либеральный электорат не «переваривает» патриотов. Объединение кого-то из «патриотов» с либералами — западниками на верхушечном уровне только еще больше ослабит электоральные позиции и тех и других. По поводу возможности манипулирования массовым сознанием с помощью СМИ: они действительно велики, но наибольшим манипулятивным ресурсом обладает телевидение, а оно (по крайней мере, в сфере информационно-политического вещания) находится под практически полным контролем Кремля; в период выборов этот контроль только усилится. Поэтому если уж сравнивать с ближайшими соседями, то гораздо более адекватным будет сравнение с Белоруссией, а не с Украиной. Как известно, все попытки Запада провести «оранжевый» сценарий в Белоруссии не увенчались успехом. Максимум, на что могут рассчитывать прозападные силы в России — это организовать толпу, которая начнет буянить и которую придется разогнать силой, а потом поднять правозащитный вой — мол, недемократический режим и т.д. Но при этом Запад не заинтересован в том, чтобы испортить отношения с Россией настолько, насколько он испортил их с Белоруссией. Все-таки и военный и экономический и геополитический потенциал нашей страны слишком велик, а антироссийские действия Запада подталкивают Москву к расширению сотрудничества с Китаем, Индией, исламскими странами и т. д. Поэтому наиболее вероятный сценарий такой: будут периодические акции «Другой России» и иже с ними, может быть кто-то где-то подерется, может быть кого-то из организаторов драки арестуют, наверняка будет западная критика, завывания правозащитников, но выборы пройдут безо всяких «оранжевых революций» и победят на них представители действующей власти.

2009–02–20 17:23 Машков Юрий Валериевич :

тема серьезная все же революции не каждый день и хотелось бы фактов:

кто по каким каналам СМИ говорит об этой самой революционной ситуации.

если это 1–2 придурка которых мало кто слышит / читает — зачем им вообще отвечать — только внимание привлекать если же это статистически значимое явление то тут важно показать на них пальцем: поименно и по-канально вот вчера слушал Эдварда Радзинского и теперь точно знаю что он сволочь (а раньше сомневался) а к тому же и враг вкупе с Познером и Жванецким (а раньше и они мне нравились) вот собственно и надо обличать а то безадресность сильно снижает эффективность а так вы молодцы — Бог в помощь

2009–02–20 17:23 андрейка :

Шишову и Медведеву на знамена! Распространяйте эти аналитические материалы в православных и не очень СМИ. Чем ближе к выборам, тем сильнее будут завывать либералы о всеобщем кризисе и необходимости смены власти. На Украине народ (не весь правда, но от этого не легче) два с лишним года назад купился на эту брехню и теперь пожинает горькие помаранчевые плоды политических разборок. Русские! Слушайте своих умных мамочек Ирину и Татьяну. Не будете слушать своих мамочек, будете слушать чужих и злых дядечек. Из Одессы с любовью.

2009–02–20 17:23 Александр :

Дамы, читая Ваши статьи, понимаешь, сколько же во всех нас нелюбви. Если ваши статьи в Великий пост проникнуты такой же манипуляцией о которой вы пишите, сколько же ее в нашем обществе. Не мне вам указывать, сам грешен и уверен, что больше вашего.

Ваш любимый Кара-Мурза справедливо пишет, что манипуляторы увлекаются деталями, уверяют в них и как правило в них не точны.

Так и вы, вы пишете про новые законы, не зная что в России больше нет КЗоТа, а есть ТК, то есть вы даете акту нравственно-политическую оценку, а сами не то что его не открывали, даже на обложку не посмотрели.

А уж музыкальные пристрастия молодежи в вашим описании лет на 10 отстали от нынешних.

Власть конечно много делает сейчас, но безапелляционно утверждать что все замечательно, а виноваты лишь «перегибы на местах»… справедливо ли? Странно, наш Президент (и именно поэтому он президент с большой буквы) не стесняется критиковать действия своих непосредственных подчиненных, даже питая к ним дружеские чувства. Он много раз говорил о сильной власти, но никогда об идеальной высшей власти, которую выводите вы. Да, Президент не виноват, что асфальт на дорогах хотя и постоянно перекладывают, но не соблюдают норм о его качестве. Но что за это отвечают и высшие контролирующие органы — это так. И кстати эти органы по задумке нынешней власти действительно наделены контролирующими полномочиями, так почему бы не указать на их частое бездействие?

И главное идеи-то в ваших статьях правильные, хорошие, направленные на стабильность. Только почему уважаемые дамы, вы так стараетесь приправить добрые призывы недобрыми, иногда желчными эмоциями, оценками и непроверенными фактами?

Вашем трудолюбием и усердием в написании статей можно восхищаться. Приложите же их для того, чтобы научить нас дискуссиям в духе христианской любви, а не подтасованных фактов.

Простите меня

Спаси Господи

2009–02–20 17:23 Даниил Сачков :

Согласен с выводом статьи, меня интересует другое. О чем бы ни писали госпожа Медведева и Шишова, они обязательно ввернут пару — тройку апологий светлого советского времени или советской морали. В связи с чем у меня есть к ним несколько вопросов.

Известно ли им, что в советское время можно было потерять работу, если бы там узнали что человек посещает церковь?

Известно ли о том, что в СССР (столь любимом авторами) в Пасхальную ночь показывали бесплатно зарубежные кинофильмы (столь этими авторами нелюбимые), чтобы отвлечь остатки молодежи от посещения церкви?

Как насчет того что большинство русских людей не могли покреститься и причаститься Святых Тайн?

Я уже не говорю о сотнях тысяч исповедников за Веру.

Что это? Перегибы на местах? Головокружение от успехов? Коммунисты обещали нам показать последнего попа. Для госпожи Шишовой и Медведевой падение безбожного коммунизма — это великая трагедия, а для меня и многих других — это время когда стали снова открываться храмы. И вина за то что западная грязь так быстро стала заполнять духовный вакуум, лежит в большой мере на тех кто этот вакуум создавал, разрушая православную веру и насаждая свою безбожную мораль.

2009–02–20 17:23 Дмитрий :

Уважаемая редакция!

Признаюсь, надеялся больше не увидеть статей под именами Ирины Медведевой и Татьяны Шишовой на страницах «Православия» после последней дискуссии, где многие читатели выразили своё отношение к их публикациям. Запретить их публиковать здесь я не требую, но и необходимости печатать тоже не вижу, даже вижу большой вред от творческой деятельности этих авторов. Вам виднее, конечно.

Непонятно — зачем искушать читателя этими «опусами злобы и ненависти» на православном сайте? Ведь статьи этих авторов ничего кроме злобы не несут. Все они носят явно провокационный характер. И проблемы они выносят на обсуждение несуществующие, вернее, своими публикациями авторы пытаются создать проблемы, которых нет. Впечатление такое, что авторы живут в мире, ограниченном исключительно их собственными головами.

Вот и сейчас — проблема высосана из пальца. Революционной ситуации, думаю, никто из посетителей этого сайта не ощущает. Даже в оппозиционных интернет-изданиях про надвигающуюся революцию ничего не слышно (готовятся и скрывают, наверно). Много читаю, а вот про революционную ситуацию в России — первый раз «узнаю» на «Православии. Ру». Про февральскую революцию говорили много в последние дни в связи со статьёй Солженицина. Так то про 1917–й.

Я не знаю — существуют ли на самом деле такие авторы, но статьи под этими именами сеят смятение в душах людей, провоцируют эмоции и все, как одна, проникнуты духом злобы и ненависти. Страшно думать, что редакторы сайта имеют своей целью сеять семена злобы и ненависти вместо добра и любви. Захожу сюда, потому, что привык за годы, потому, что много полезных для души материалов, а «творения» ИМ и ТШ всегда звучат диссонансом со многими другими публикациями. Такое впечатление создалось у меня и моих православных друзей, кто тоже знаком с этими авторами.

Мне кажется, что такому солидному православному изданию стоило бы критичнее относится ко всему, что публикуется в нём — на другом конце души людей.

С уважением,

Дмитрий.

2009–02–20 17:23 Василий :

Большое спасибо Ирине Медведевой и Татьяне Шишовой за эту жизнеутверждающую статью. И спасибо сайту Pravoslavie.ru за рубрику «Добрые вести Православия». Спаси вас всех Господь.

2009–02–20 17:23 Иван Ковалец :

Со многим в статье можно согласиться. В первую очередь, с тем, что разнообразные слухи (о голоде, например) преувеличены. И кричат и возмущаются как правило как раз те, кто сам не голодает. Непонятно только, откуда делается вывод: «Так что не извольте беспокоиться, дорогие граждане. Все идет по плану.». По какому плану? Чьему плану? Хотелось бы также пожелать авторам быть более конкретными. Например, тяжеловесное утверждение: «Куда ни придешь, везде словно прокручивают одну и ту же пленку.» стоило бы подтвердить десятком примеров (цитатами из прессы, итд), а примеров не приводится никаких. Поэтому, у некоторых читателей может складывается впечатление, что они попадают на «информационную наживку» с другой «удочки» (см., например, http://vera.mipt.ru/chistotaveri/mifi/medvedevashishova.html).

В целом же — спасибо за статью.

2009–02–20 17:23 Иван Крупей :

Какой-то смысл в сказанном несомненно есть, но полуправда всё-таки хуже чем правда.

В статье авторы явно делят мир на своих и чужих. (чечены например тут представлены полными уродами, и так всё мило, рассудительно.) Но чем мы тогда лучше них. Мы видим какую-то часть реальности и истерически кричим, что остального нет, или в лучшем случае, что остальное — от лукавого.

Но интереснее всего — при чём тут православие?

Это обычная шумная статья с намёком на патриотизм, но в ней нет и намёка на Бога.

Зачем в православной газете печатать политические статьи?

Объясните мне дураку.

Ваш покорный слуга,

Крупей Иван

2009–02–20 17:23 Николай :

Очень интересная статья. Хотелось бы добавить, что революций на «голодный желудок» не бывает вообще. До февральской, октябрьской «реовлюции» 1917 люди жили значительно лучше, чем после. За гордыню всегда приходится расплачиваться. Как тогда:

— плохой был для нас Святой Государь Николай II, мы его называли «кровавым» и мягкотелым? — Получили «добрых», «великодушных» Иллича и Сталина.

— хотели что бы быстро закончилась война 1914? — Получили гражданскую и Вторую Великую Отечественную и т. д..

Так и у нас в Киеве было осенью 2004. Захотели быстро жить лучше, зарабатывать больше, обвинили действующую власть в бандитизме и воровстве, и что получили…, на смену спокойствию и стабильно (может быть несколько медленно) увеличивающемуся благополучию пришел резкий скачек цен на все в период с января по июнь 2005 г. (хлеб, молоко, мясо, топливо, сахар, крупы, транспорт и т. д.), к власти пришли странные (мягко говоря) люди постоянно меняющие свои политические взгляды, в СМИ разогнался маховик истерической лжи на все и вся…

Наконец то, с июля 2006 до теперешнего дня ситуация как то начинает стабилизироватся, хотя опять слышны отовсюду призывы про новую «революцию», очередной «поход на майдан». Люди к сожалению выводов не делают.

Не дай Вам Бог переживать в Москве, то что происходило в Киеве осенью 2004. Живите спокойно, работайте, читайте побольше классической литиратуры и поменьше смотрите телевизор.

Спасибо за интересную статью.

2009–02–20 17:23 Константин Бравиков :

Немного про ремонт, т. к. очень показательно.

В СССР человек не далал так часто ремонт, зато через 20, скажем, лет получал новую квартиру. Сейчас человек делает ремонт в квартире, которую получл 20 лет назад и понимает, что через 20 лет его дети НИКАКОЙ новой квартиры не получат. Сейчас количество ремнтов является показателем того, что люди понимают, что на квартиру у них денег не будет, сколько не копи, и тратят те небольшие (по сравнению со стоимостью квартиры) средства на ремонт того, что есть. Т. е. количество ремонтов — это показатель как раз обратного тому, что утверждают уважаемые авторы.

Убедительная просьба, не подтасовывайте факты и не вводите читателей в заблуждение!

КИБЕРЗАВИСИМЫЕ

Разговор с игуменом N., автором книг «Сокровенный Афон», «От чего нас хотят „спасти“ НЛО, экстрасенсы, оккультисты, маги?» и пр.

Разговор с игуменом N., автором замечательных книг, которые знает и любит православный народ («Об одном древнем страхе», «Сокровенный Афон», «Не бойся, малое стадо» и др.), в строгом смысле слова интервью назвать трудно. Скорее, это серьезная, с глубоким психологическим и духовным анализом лекция, в которую иногда вкрапливаются вопросы собеседника. И не столько ради того, чтобы задать беседе направление, — игумен N. в этом не нуждается, — а чтобы читатель мог время от времени сделать вдох.

— Батюшка, вопрос, что называется, с места в карьер: в чем вы видите корни компьютерной зависимости?

— Поскольку такая зависимость, как мне кажется, в основном обусловлена страстью к компьютерным играм, попробуем рассмотреть именно эту проблему. Вероятно, вы замечали, что практически все дети, за редчайшим исключением, играют в различные игры. Причем, играли они всегда. Играли на всех континентах, у всех народов и во все времена. Это, кстати, подтверждается древнейшими археологическими находками, среди которых немало детских игрушек. Более того, игры характерны не только для человеческих детенышей, но также и для зверюшек. Кто из нас не наблюдал игры котят, щенков, поросят и других домашних животных?! Любые подвижные игры, безусловно, полезны всем детям, развивают их физически, помогают им освоиться в окружающей действительности. Эти игры повышают выносливость, тренируют глазомер, смекалку, вестибулярный аппарат, учат быть настойчивыми. Полагаю, что никто не сомневается в их целесообразности, изначально заложенной Творцом в биологическую программу развития любого высокоразвитого существа. Кроме того, подвижные игры помогают детям выработать правильное отношение к соучастникам игры, узнавать их реакцию на тот или другой поступок, то есть помогают в адаптации к социальной среде. Так, например, подлый, но выгодный в определенный момент игры поступок будет осмеян или даже наказан хорошей затрещиной. Все это закрепляет в сознании ребенка отрицательную значимость такого поступка. Жестокость или нерассчитанное применение товарищем по игре физической силы может привести к болевым ощущениям, зато благодаря испытанной боли он начинает понимать, что аналогичные его действия по отношению к окружающим тоже будут для них неприятны и болезненны.

Ну, а теперь перейдем к сравнению этой реальной, подвижной игры с игрой компьютерной.

Во-первых, сразу же хочу отметить, что стремление человека к компьютерной игре паразитирует на правильной программе развития человека, включающей в себя, особенно в детском возрасте, стремление к игре и, если хотите, — даже «инстинкт игры».

Во-вторых, нельзя не заметить, что компьютерная игра, в отличие от подвижной или интеллектуальной игры со сверстниками, позволяет освободиться от всех нравственных норм. Важен только результат, важны очки. Всё другое второстепенно и несущественно. Нравственные принципы превращаются в ненужный анахронизм.

В-третьих, ошибка в игре не приведет к ссадине на коленке или разбитому носу. Расстреливая на экране противника, можно чувствовать себя вполне комфортно и защищенно. Жалости и сострадания не возникает, наоборот — они полностью подавляются ощущением своей значимости, своего могущества, ощущением себя почти сверхчеловеком! Важно отметить, что хотя все эти ощущения иллюзорны, они чрезвычайно впечатляют, повышают эмоциональный градус, а потому накрепко отпечатываются в сознании ребенка. К сожалению, большинство людей в своих поступках руководствуются скорее эмоциями, чем умом. А значит, компьютерная игра, которая сильнейшим образом воздействует именно на эмоциональную сферу ребенка, формирует личность мощно и почти необратимо, то есть фактически зомбирует человека, вводя в его сознание жесткие стереотипы поведения. В результате, полностью утрачиваются правильные социальные ориентиры. Оторвавшись от экрана монитора, ребенок невольно переносит свое отношение к «человечкам» из виртуальной реальности компьютерной игры в жизненную реальность своей семьи или своего класса.

В-четвертых, следует отметить, что естественный «инстинкт игры», на котором живет, а точнее, как я уже сказал, паразитирует страсть к компьютерным играм, самими же этими играми уродливо гипертрофируется, превращаясь в зависимость, мало чем отличающуюся от наркотической. Одна из причин такой сильной игровой страсти мне видится в том, что виртуальная жизнь компьютерной игры намного динамичнее, напряженнее и, в каком-то смысле, интереснее действительной жизни. Там, на мониторе, ты управляешь обстоятельствами, а здесь — обстоятельства управляют тобой. Там ты управляешь виртуальными людьми, а здесь реальные люди (родители, учителя) управляют тобой. Там ты — бог, ты — властелин, который не зависит ни от кого, но все зависят от тебя, а здесь ты — ребенок, зависимый от взрослых и вообще от людей. Можно сказать так: фиктивное чувство независимости порождает натуральную зависимость.

— Каковы, на ваш взгляд, последствия «киберзависимости» для самого играющего и для общества?

— Анализируя психологические последствия тяги к компьютерным играм, я прихожу к неизбежному выводу, что в отличие от обычных игр со сверстниками, — неважно, подвижных или интеллектуальных, — компьютерные игры несут деструктивный заряд огромной мощности. Он определяется, на мой взгляд, не

Наши рекомендации