Культура русского Средневековья
Древнерусская средневековая культура по своему духу была религиозной. В 998 году князь Владимир крестит Русь, принимая христианство православное, и именно в этот момент среди европейских христианских государств появилась Киевская Русь. Этот факт нельзя считать случайным, поскольку таким образом решалась и задача единого культа для всех племен Древней Руси. Великий князь Владимир осуществил государственную реформу, которая позволила Древней Руси встать в один ряд с развитыми феодальными монархиями. Это было обусловлено тем, что в ту эпоху Византия еще находилась в расцвете.
Религиозный характер русской культуры, то, что в ее основании лежало православие, наложило сильный отпечаток на русскую государственность. Дело в том, что христианство в римской империи длительное время было оппозиционным по отношению к государственной религии, а поэтому пренебрежение к земному царству сохранилось в католичестве. В отличие от католичества православие быстро стало государственной религией в Византии. Естественно, это сказалось и на содержании православных догматов: в православии преклонение перед земной властью и земными законами было поощряемо. Это оказало огромное влияние и на укрепление русской государственности. Не следует забывать также о том, что принятие христианства как единой религии всех восточнославянских племен было средством укрепить их единство.
Русская культура формировалась под сильным влиянием европейской культуры. Древняя Русь в X – XII вв. поддерживала разносторонние связи со многими европейскими и восточными народами и странами. О важной роли, которую Древняя Русь играла в политической и культурной жизни Европы, свидетельствуют разветвленные династические браки великих киевских князей. Достаточно вспомнить что Анна, дочь Ярослава Мудрого, стала королевой Франции и принимала участие в управлении страной.
Но наиболее важными и плодотворными были связи Киевской Руси с Византией, которая в то время являлась мировым культурным центром. Именно из Византии на Русь пришло христианство, оттуда же пришли и технологии, научные открытия, искусство. Вследствие того, что прибывшее духовенство готовило русские кадры для церкви, на Руси распространяются знания и грамотность. Организуются школы, Владимир посылает молодых людей на учебу в другие страны. Возникает летописание. Летопись – особый вид исторического повествования, разделенного по годам. Древнерусское летописание отличается оригинальностью. Оно представляет собой синтетический памятник средневековой культуры, где отражены философские, литературные, естественнонаучные знания того времени.
Под влиянием византийского искусства древнерусские мастера за короткий исторической срок создали оригинальную совершенную архитектуру и иконопись. Примерно до второй половины X в. все строительство было деревянным и, естественно, памятники деревянного зодчества не сохранились. Русские мастера, взяв за основу крестово-купольную композицию византийской архитектуры, внесли в нее элементы русской деревянной архитектуры, придали храмам многоглавие и пирамидальность. Первым выдающимся памятником древнерусского каменного строительства стала Десятинная Церковь св. Богородицы, возведенная в Киеве князем Владимиром в 989 – 996 гг. Вершиной древнерусского зодчества стал Киевский храм св. Софии, сооруженный в правление Ярослава Мудрого. Среди памятников светской архитектуры особого внимания заслуживают Золотые врата Киева, построенные в подражание константинопольским вратам. Древнерусские храмы украшались монументальной живописью: мозаиками и фресками. Наиболее яркие образцы мозаичных и фресковых творений имеются в Софии Киевской.
Культура Киевской Руси была городской по основным параметрам ее развития. К середине XIII века насчитывалось около 300 городов. Но дело даже не в росте количества городов, а в том, что именно города и городская культура были ведущими в экономике древнерусского государства. Города в этот период являлись прежде всего центрами ремесла и торговли и лишь затем административными центрами. Наиболее развитыми ремеслами были обработка металла и на этой базе производство оружия и военных доспехов, а также ювелирное производство. Изделия этих ремесел весьма успешно продавались в другие страны. В этот период преобладал экспорт готовой продукции ремесленного производства, а не вывоз сырья. Таким образом, Киевское государство было европейским государством не только в географическом смысле, но и по основным тенденциям культурного и экономического развития.
В середине XIII века на русские земли обрушились монголо-татарские полчища. Погибли города, а вместе с ними богатая и яркая древнерусская культура. Монгольское владычество нанесло огромный урон производительным силам страны, но наиболее ощутимым и трагическим следствием его была гибель городской культуры. Пришли в упадок торговые пути, погибли замечательные ремесла, исчез ряд технических приемов, используемых ранее. С этого момента началось отставание Руси от Западной Европы. Процесс развития городов и выхода ремесла на более широкий рынок продолжался лишь в Западной Европе, что привело со временем к развитию капиталистических отношений. Отрыв русских городов от мировых торговых путей и систематическое ограбление для уплаты дани в Орду не давало возможности им возродиться к былой славе. В результате сильно задержалось формирование буржуазных элементов, а Россия надолго оставалась феодальной страной.
С конца XIII века меняется география культурных центров: Киев, Чернигов, Владимир, Суздаль, Ростов – теряют свои позиции. На первый план выдвигаются города Псков и Новгород. В истории русской культуры XIII – XV вв. этим двум городам принадлежит особое место. Уцелевшие от монголо-татарского разгрома они переживают расцвет экономики и культуры. О зажиточности жителей Великого Новгорода свидетельствуют данные археологических раскопок: найдено свыше 100 тысяч остатков кожаной обуви и только один раз – часть лаптя. Новгород и Псков продолжали вести торговлю со странами Западной Европы и одновременно эти города являлись стражами Русской земли на ее западных рубежах.
В период монгольского владычества художественная деятельность народа не имела возможности проявиться во внешней сфере, в произведениях искусства – уходит в сферу чистой духовности, до предела обостряя религиозные чувства. Не случайно основным хранителем духовных ценностей и традиций Руси в этот период становится православная церковь. Она сформировала религиозно-национальное понятие «вера христианская». В рамках православной культуры сохранились для потомков воспоминания о красоте древнерусских городов, канонизировался идеал духовного пастыря, мудрого и рассудительного (такого как Сергий Радонежский) и превратился в устойчивый стереотип идеал князя – защитника, прекрасного и добродетельного.
Вопрос о развитии культуры Руси со второй половины XIV века до конца XV века вызывает споры среди специалистов. Так, Д.С.Лихачев предложил считать XIV век временем Предвозрождения, но подчеркивал, что Возрождение на Руси не произошло: этому помешало стремительное становление государства, отнимавшее силы у культуры; гибель городов-республик Новгорода и Пскова, где зародыши Возрождения были особенно сильны; мощь церковной организации, поддержанной светской властью, которая подавляла ереси и антиклерикальные течения, а также упрощала развитие культуры.
Церковные историки, возражающие Лихачеву, считают, что на Руси было не только Предвозрождение, но и само Возрождение. Правда, выражалось оно, по их мнению, не в европейской рационально-эллинистической, а чисто духовной форме и заключалось в окончательной победе христианства над язычеством и превращении Московского государства в «третий Рим» – опору и защиту православия.