Русская культура как особый тип культуры
Замечательный русский философ Н.Бердяев писал: «Русский народ по своей душевной структуре народ восточный. Россия – христианский Восток, который в течение столетий подвергался сильному влиянию Запада (XVIII – XX вв.) и в своем верхнем культурном слое ассимилировал все западные идеи. Историческая судьба русского народа была несчастной и страдальческой, так как развивался он катастрофическим темпом, через прерывность и изменение типа цивилизации. В русской истории трудно найти органическое единство развития». И это действительно так. В своем развитии русская культура прошла несколько этапов:
1. Дохристианская, языческая культура восточных славян (примерно III – IV вв. – конец X в.).
2. Культура Киевской Руси (XI – конец XIIIвв.).
3. Культура Руси татарского периода (конец XIII - конец XV вв.).
4. Культура Московского царства. (XVI – XVIIвв.).
5. Культура Петровской России (конец XVII – XVIII вв.).
6. Культура императорской России (конец XVIII – начало XX вв).
7. Культура советской России (конец 20-х – нач. 90-х гг. XXв.).
8. Постсоветская культура (с начала 90-х XX в.).
Развитие русской культуры носит прерывистый характер и основное ее качество дискретность. В этой культуре можно найти немало антиномий, свойственных всякой культуре и создающих разнообразие национально-духовной жизни: индивидуализм – коллективизм, смирение – бунт, природная стихийность – монашеский аскетизм, мягкость – жесткость, самоотверженность – эгоизм, элитарное – народное, высокое – обыденное и т.д. Но наряду с этими антиномиями постоянно присутствуют устойчивые черты принципиального разрыва, которые можно определить как противоречия русской культуры:
· между природно-языческим началом и высокой религиозностью;
· между культом материализма и приверженностью к возвышенным духовным идеалам;
· между всеохватной государственностью и анархической вольницей;
· между национальным самомнением, смыкавшимся с великодержавностью, и мессианским универсализмом;
· между поисками социальной свободы и подчинением государственному деспотизму и сословной иерархии;
· между принятием косного земного бытия, «крепкого быта и тяжелой плоти», стяжательством и безграничной свободой, исканием Божьей правды;
· между «западничеством» как увлечением образцами прогресса, свободы личности, рациональной организации жизни и «восточничеством» как интересом к региону высокой духовности и мистических озарений, стабильной, но сложной и разнообразной жизни, отличной от русской действительности.
При рассмотрении такого сложного, противоречивого и многообразного явления, каким видится русская культура, неизбежно встает необходимость четкого определения ее специфики.
Всякая культура синтетична. Эта же характеристика относится и к русской культуре, которой приходилось взаимодействовать с Западом и Востоком, образуя как бы мост от первой ко второй. Этот геополитический фактор предопределил ее основное своеобразие – евразийский характер русской культуры. Евразийство пронизывало и проходило через всю историю восточного славянства и России. Не случайно лейтмотив идеи Н.Бердяева о русской культуре – двойственность менталитета русского народа. В русской душе всегда боролись два мира: Запад и Восток; две системы ценностей: деспотизм, государственность и анархизм, вольность; искание бога и безбожие; смирение и наглость и т.д. Элемент евразийства в русской культуре все громче звучит в настоящее время.
Находясь между двумя культурами – Западной и Восточной – и впитывая их, Россия объединила восточное подчинение индивида родовому клану, общине и западный индивидуализм, уважительное отношение к личности. Эти два культурных начала были синтезированы в идее соборности.
В русской философии идея соборности разрабатывалась А.С.Хомяковым, И.В. Киреевским и многими другими мыслителями. Соборность предполагает нравственную общность коллектива, подчиненную интересам церкви, религии. Только такая нравственная общность может служить основой, опорой индивидуальных действий.
Другой фактор, повлиявший на специфику русской культуры – природно-климатический. Как указывал Л.Н.Гумилев, формирование древнерусского государства и этноса на границе двух географических зон – степи и лесостепи – определило уникальность и политической, и экономической, и культурной истории Древней Руси.
Таким образом, два главных фактора – геополитический и природно-климатический весьма существенно повлияли на формирование русского национального характера. Под национальным характером Н.А.Бердяев понимал устойчивые качества, присущие представителям данной нации и возникающие под влиянием природных и исторических факторов, проявляющихся не только в нравах, поведении, образе жизни, культуре, но и в судьбе нации, государства.
В своей работе «Характер русского народа» Н.О.Лосский отмечает в качестве фундаментальных качеств русского человека свободолюбие, могучую силу воли, доброту и талантливость.
В качестве ценности свободолюбие вырабатывалось в обстановке постоянной внешней опасности. Татаро-монгольское иго, польско-шведская интервенция в начале XVII в., нашествие Наполеона и т.д., грозили потерей независимости русскому народу. Мужественная борьба с интервентами воспитывала у населения страны патриотизм и свободолюбие.