Культура как основное понятие культурологии

Понятие культуры относится к числу фундаментальных и богатых по содержанию. В настоящее время ученые насчитывают более пятисот определений культуры (некоторые исследователи называют даже более внушительные цифры). Культура – это то, что создается человеком в самом широком смысле слова. Культура понимается как оппозиция природе и передается по традиции средствами языка и символов практического изучения и прямого подражательства.

Понятие культура первоначально означало возделывание, культивирование почвы, то есть изменение природного объекта под воздействием деятельности человека.

Предметом заботы человека было и божество, которое все охраняло, поэтому издревле закрепилось еще одно значение культуры: почитание, поклонение богам. Отсюда слова культ и культура однокоренные. Начиная с I в. до н. э. понятие культура стало означать воспитание, развитие души, образование. Эти три значения являются универсальными.

В XIX веке установились основные значения слова культура:

- определенная эпоха в развитии человека;

- характеристика конкретного общества;

- специфическая сфера деятельности общества, социальной группы, конкретного индивида, носителя определенных типовых форм жизнедеятельности;

- степень образованности и воспитанности человека;

- характеристика определенного уровня культуры, а в более узком смысле – характеристика художественной культуры.

Проблема определения культуры – одна из наиболее сложных проблем современной гуманитарной науки. Все определения можно разделить на четыре группы в зависимости от того, какой принцип они выносят на первый план.

1. Содержательные подходы.В аналитических определениях, основанных на содержательном подходе, культура обычно понимается как система ценностей, норм и институтов, то есть как совокупность всех тех механизмов, которые определяют поведение людей в рамках общества.

2. Функциональные подходы. С точки зрения функций, которые выполняет культура, она рассматривается как качество человека, развитие его собственных сил и возможностей. С позиции функциональных подходов наиболее важно то, какие цели позволяет достичь культура и почему она нужна человеку.

3. Системные подходы. С этой точки зрения культура предстает как исторически развивающаяся система созданных человеком материальных и духовных ценностей; норм, способов организации поведения и общения; процесс творческой деятельности человека. При таком подходе оба предыдущих типа определений культуры объединяются, сплавляются в единое целое.

4. Знаковые походы.С этой точки зрения культура представляет собой совокупность знаков и знаковых систем, которые используются людьми во взаимодействиях друг с другом, при осмыслении природы и в практической деятельности.

Еще одно из решений этой проблемы состоит в синтезе всех определений. С этой точки зрения культуру можно определить как специфический способ организации человеческой жизнедеятельности, который находит проявление:

- в продуктах материального и духовного труда;

- в системе социальных норм и учреждений;

- в духовных ценностях;

- в совокупности отношений людей, которые включают отношение к природе, к другим людям и к самим себе.

Именно по этому пути (пути синтеза) пошли и американские ученые А.Кребер и Х.Клакхон. Они выделили три основные характеристики, на которые обращали внимание большинство исследователей:

1) Культура – это то, что отличает человека от животных, то, что свойственно только человеческому обществу.

2) Культура – это то, что не передается биологически, а предполагает передачу посредством обучения.

3) Культура передается при помощи знаков, символических форм (языка, произведений искусства, изделий и инструментов и т.д.) и связана с идеями.

Важным является понимание феномена культуры как системы. Необходимо обратить внимание на особенности данной системы: ей несвойственна четкая внутренняя организация, она диффузна, границы культурных явлений широки и неопределенны. Поэтому деление культуры на виды и роды достаточно условно. Но оно существует и его необходимо знать. Наиболее известное деление культуры основывается на многообразии человеческой деятельности. В зависимости от рода деятельности людей культуру делят:

1) на материальную – культура труда и материального производства, быта, места жительства, физическая культура и т.п.;

2) духовную – культура, которая включает в себя то, что не имеет непосредственного материального воплощения, но выражается лишь косвенно в продуктах материальной культуры: языке, идеологии, знаниях, ценностях, обычаях и т.п.

Между духовной и материальной культурой нет четкого различия, они являются как бы разными сторонами одной монеты. Это можно показать на примере искусства. Любое произведение искусства является материальным феноменом, поскольку всегда в чем-то воплощено. Это касается даже музыки, которая выражается в звуках либо нотной записи: звуки воспроизводятся при помощи определенных музыкальных инструментов, а сама нотная запись также явление культуры.

Кроме того, культурологи выделяют виды культуры, которые нельзя однозначно отнести к материальной либо духовной культуре. Это так называемое «вертикальное» сечение культуры, пронизывающее всю ее систему: культура экономическая, политическая, экологическая и эстетическая.

Часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, прошедшая испытания временем и передающаяся следующему поколению как нечто ценное и почитаемое, носит название культурного наследия. В мировом масштабе культурное наследие выражают так называемые культурные универсалии. Культурные универсалии – это черты, которые свойственны всем без исключения культурам. В общественных науках (социологии, культурологии, антропологии) выделяют примерно 70 культурных универсалий. К ним относятся самые разнообразные явления культурной жизни: изготовление орудий труда, совместный труд, язык, религиозные обряды, похоронные ритуалы, попытки влиять на погоду, запреты на кровосмешение, образование, спорт, украшение тела, танцы и т.д.

Если за основу деления берется носитель культуры, то правомерно ее подразделять:

- на мировую – синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населявших и населяющих Землю;

- национальную – синтез культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества.

По мнению одного из крупнейших русских философов XX века Н.О. Лосского, „… национальная культура приобретает известность во всем мире только тогда, когда ценности, развитые в ней, становятся достоянием всего человечества”.

Совокупность ценностей, традиций, обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Однако общество делится на отдельные группы и у каждой группы развивается своя культура или субкультура. Выделяют следующие формы субкультур:

1. Позитивные субкультуры. В обществе происходит модификация в соответствии с возрастными, профессиональными, классовыми и другими особенностями тех или иных групп людей.

2. Этнические субкультуры. Внутри общества, народа существуют следующие субкультуры: цыгане, гагаузы, литовские поляки и др.

3. Негативные субкультуры. Субкультура, которая противостоит доминирующей культуре, носит название контркультура (правонарушители, наркоманы).

Отличительными чертами субкультуры являются стили. Стиль характеризует глубину вхождения в субкультуру; обычно выделяются три основных элемента стиля: образ, манера поведения, сленг.

В зависимости от того, кто создает культуру, а также от уровня развития ее создателя различают три формы культуры:

1.Элитарная (высокая) культура. Создается привилегированной частью общества либо его заказчиками. Данная культура включает в себя изящное искусство, классическую музыку, классическую литературу. Девиз элитарной культуры: «Искусство для искусства».

Для высокой культуры характерны:

- утонченность,

- сложность,

- высокое эстетическое качество;

- необходимость профессиональной подготовки для производителей этой культуры.

Элитарная культура имеет очень небольшое число приверженцев. По разным оценкам, потребителями этой культуры в Европе на протяжении нескольких веков остается примерно одна и та же доля населения – около одного процента.

2. Народная (любительская, фольклорная) культура – самая древняя разновидность культуры, из которой впоследствии появились другие ее разновидности. Создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы. Для народной культуры характерны:

- тесная связь с религиозными и мифическими представлениями;

- постоянные трансформации, обусловленные тем, что одно и то же произведение, например, песня или сказка, многократно воспроизводится разными людьми и практически никогда не фиксируется письменно;

- коллективное творчество.

3. Массовая культура – это явление современного постиндустриального общества. Массовая культура неоднородна. В ней можно выделить, с одной стороны, стихийно складывающуюся культуру, которая создается обычными людьми, и культуру навязываемую.

Массовая культура близка к народной культуре, однако ее основное отличие состоит в том, что массовая культура:

- более тесно связана с авторством (большинство авторов получают за свои произведения гонорары);

- предполагает распространения посредством массовой коммуникации (при помощи радио, газет и журналов, телевидения);

- предполагает более высокое образование ее носителей и потребителей, чем культура народная.

Цивилизация

Цивилизация – вторая по значимости категория культурологии. Термин «цивилизация» происходит от латинского civilitas – город, община, государство и имеет три основных значения:

1) в качестве синонима культуры;

2) обозначает качественный рубеж в истории человечества, употребляется в качестве показателя уровня общественного, культурного и технологического развития;

3) обозначает ступень общественного развития, следующую за варварством (согласно периодизации исторического процесса, созданной американским этнографом Л.Г.Морганом).

Понятие «цивилизация» появилось в XVIII веке в тесной связи с понятием «культура». Французские философы-просветители связывали понятие цивилизации с концепцией прогресса, эволюционным развитием народов и называли цивилизованным общество, основанное на началах разума и справедливости. В XIX веке понятие «цивилизация» употребляется как характеристика капиталистического общества в целом, однако такое представление не было общепринятым. Н.Я. Данилевский – известный русский социолог и публицист – сформировал теорию общей типологии культур или цивилизаций, согласно которой не существует всемирной истории, а есть лишь история данных культурно-исторических типов (цивилизаций), имеющих индивидуальный замкнутый характер. Идеи Данилевского предвосхитили аналогичные построения немецкого философа Освальда Шпенглера, в концепции которого цивилизация – это определенная замкнутая стадия развития любой культуры. По Шпенглеру, основными признаками этой стадии являются: развитие индустрии и техники, деградация искусства и литературы, возникновение огромного скопления людей в больших городах, превращение народов в безликие «массы».

Параллельно со сближением понятий «культура» и «цивилизация» формировалось и их противопоставление. В Германии XVIII в. культуре, как средоточию духовных, моральных и этических ценностей, противопоставляется цивилизация как нечто утилитарно-внешнее, вторичное для человека. Во второй половине XIX века в немецкой философской мысли под цивилизацией стали понимать деятельность, направленную на улучшение социального устройства, а под культурой – усилия, сопряженные с внутренним усовершенствованием человеческой личности. В этом же направлении происходило размежевание понятий «культура» и «цивилизация» и в русской философской традиции XIX– начала XX вв.

В XX в., особенно в последние десятилетия, в научной литературе и публицистике все чаще употребляется понятие «цивилизация» в значении рода человеческого, живущего на планете Земля. В отличие от локальных цивилизаций (или культур), имеющих свой срок жизни, человеческая цивилизация живет непрерывно.

Итак, культура и цивилизация – понятия взаимосвязанные, но не идентичные. Они обозначают два различных среза в подходе к человеческой деятельности, а в отдельных случаях и различные сферы деятельности.

Функции культуры

Сложная и многоуровневая структура культуры определяет и разнообразие ее функций в жизни общества и человека. Выделим основные функции культуры.

1. Человекотворческая или гуманистическая: человек живет не в природе, а в культуре, в которой познает самого себя. Здесь есть и моменты миропонимания, формирования, воспитания и социологизации человека. Иначе она еще называется преобразующей функцией, поскольку освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека.

2. Информационная: культура отвечает за сохранение общественного опыта.

3. Адаптивная: обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде.

4. Коммуникативная: формирует условия и средства человеческого общения.

5. Интегративная: объединяет народы, социальные группы, государства.

6. Функция социализации: усвоение индивидом социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе, социальной роли.

7. Рекреативная или компенсаторная:создание способов и учреждений, где человек получает возможность восстанавливать свои духовные силы, обновлять и приводить в норму свой духовный потенциал, проводить своеобразную профилактику своего духовного состояния, то что обычно называется «очищением души».

8. Регулятивная или нормативная:дает установки, нормы и правила поведения, поддерживается моралью и правом.

9. Семиотическая (знаковая): дает возможность овладеть знаковой системой той или иной культуры, а значит, понимать культуру и свободно жить в ней. Язык – важнейший знак культуры, специфические языки культуры – музыка, живопись, языки и т.п.

10. Ценностная или аксиологическая: формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации.

Культурная динамика

Культурная динамика – изменение культуры, описание культурного движения; те средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение.

Источники и факторы культурной динамики:

· Диффузионизм, то есть распространение культуры путем взаимопроникновения.

· Аккультурация – культурные изменения как результат передачи культуры из одной группы в другую путем контакта; взаимодействие культур.

· Синтез – взаимодействие и соединение разнородных элементов, в результате чего возникает культурное явление, течение, стиль, имеющее собственное качественное содержание.

· Инновации – это изобретение или выработка новых идей, нацеленных на культурное изменение.

Формы распространения культур:

- культурные заимствования (целенаправленное подражание);

- культурная диффузия – стихийное распространение;

- независимые открытия.

Взаимодействие культур (аккультурация) – закон развития мировой культуры и ее составных частей, представляющий собой процесс их взаимообмена, взаимовлияния и образования в результате новых элементов культуры, новых культур. Диапазон взаимодействия широк: от межгосударственных соглашений в области науки и изучения космоса до обмена рецептами приготовления блюд между женщинами разных национальностей.

Модернизация:

-Комплекс прогрессивных изменений в обществе; это синоним понятия «современность». Сюда включаются процессы индустриализации, урбанизации, рационализации, бюрократизации, демократизации, индивидуализм и мотивация успеха, утверждение разума и науки.

- Процесс превращения дореволюционного общества в общество с машинной технологией, рациональными отношениями.

Усилия отсталых или слаборазвитых стран, предпринимаемые ими, чтобы догнать развитые страны.

Наши рекомендации