Самость как центральная мистерия психического
По Юнгу, созданная им концепция Самости лучше всего объясняет одну из непостижимых тайн психики - ее удивительную творческую способность, центрирующую динамику и глубинные тенденции к порядку и согласованности.
Психическая система как целое состоит из многих частей. Мышление и архетипические образы находятся на одном конце спектра, репрезентация физиологических потребностей и инстинктов - на другом, и между ними существует огромное количество личного материала: воспоминания, забытые и активизирующиеся, а также различные комплексы.
Фактор, который упорядочивает всю эту систему и удерживает ее вместе, - это и есть невидимый агент, именуемый Самостью. Это то, что создает баланс между многими другими факторами и удерживает их в едином функционирующем целом. Самость является центром, объединяющим части.
Сущность самости простирается за пределы психического. Она является психоидной и простирается в сферы, лежащие за пределами человеческого опыта и знаний. Самость бесконечна.
ИНДИВИДУАЦИЯ
Проявление Самости
Индивидуация, психологическое развитие - становление унифицированной, но одновременно неповторимой личности, индивидуальности, неделимого и целостного человека.
Индивидуация может закончиться неудачей. Человек может и в глубокой старости оставаться расколотым, лишенным единства, внутренне диссоциированным, до конца дней верить, что прожил социально и коллективно успешную, однако поверхностную жизнь.
Глубокое внутреннее единство на сознательном уровне на самом деле достигается редко не смотря на то, что стремление к нему безусловно, подкрепляется сильнейшим внутренним импульсом.
Возникновение Эго из глубин бессознательного - побуждаемое мощным инстинктом отделения (сепарация) от окружающего мира с целью более эффективной адаптации к внешнему окружению - приводит к отделению эго-сознания от бессознательной матрицы, из которой оно произошло. Эго имеет тенденцию становиться односторонним, самонадеянным. Когда это происходит бессознательное начинает компенсировать эту односторонность. Классической компенсацией являются сновидения. Функции компенсации - обеспечит баланс в психической системе.
С течением времени множество маленьких каждодневных компенсаций составляют паттерны, а эти паттерны ложатся в основу спиралевидного развития в направлении к целостности, которое Юнг и назвал индивидуацией.
Бессознательное компенсирует эго-сознание на протяжении всей жизни самыми различными путями - в оговорках, забывании или мистических откровениях; подстраивая несчастные случаи, катастрофы, влюбленности и нежданные удачи; подавая вдохновенные мысли и сумасбродные идеи, ведущие к пропасти.
В пожизненном самораскрытии, в индивидуации, ведущей силой является Самость, и психологический механизм, с помощью которого она проявляется в сознательной жизни, - это компенсация.
Во второй фазе индивидуации доминирующим паттерном является не выделение Эго из его фона и разотождествление с социальной средой, а объединение всей личности в целое. Актуальной задачей становится соединение Эго с бессознательным, где таится непрожитое человеком, его нереализованный потенциал. Становление тем, кем ты в потенциале уже являешься, только глубже и более осознанно.
Пять этапов развития сознания:
1) Мистическое соучастие. Связано с идентификацией человека с окружающим миром без осознания, что он находится в этом состоянии; сознание и объект, с которым оно идентифицируется, мистически слиты в единое целое. Здесь отсутствует осознание различия между индивидом и его восприятием. с одной стороны, и объектом, с другой.
Большинство людей связаны со своими семьями, по крайней мере, в начале жизни посредством мистического соучастия, которое основано на идентификации, интроекции и проекции. Это переплетение внутреннего и внешнего содержания. Младенец поначалу в буквальном смысле не способен различать, где заканчивается он сам, а где начинается его мать. Мир ребенка отличается высшей степенью единства. Однако в начале жизни это бессознательная целостность.
2) Проекции становятся более локализованными. В сознании возникает некое различение себя и других. Ребенок начинает осознавать определенные места, где его собственное телесное существо сталкивается с телесными объектами, начинает наблюдать за вещами и узнавать разницу между собой и объектом, а также различать объекты окружающего мира. Постепенно эта дифференциация между собой и другим, между внутренним и внешним нарастает и становится четче. Проекции фиксируются на определенным фигурах.
Некоторые объекты в этом мире становятся более важными и интересными, чем другие, потому что они поддерживают проекции и являются реципиентами (получателями) либидо.
Фактически на второй стадии развития сознания мишенями проекции становятся множество фигур в нашем окружении. Это дает людям и учреждениям возможность в сильной степени формировать наше сознание, заполняя его знаниями и мнениями и постепенно заменяя наш собственный опыт коллективными мнениями, ценностями и воззрениями. Таков процесс окультуривания и адаптации, происходящей в детстве и отрочестве.
Любовь и вступление в брак, как правило, связаны с сильными проекциями анимы и анимуса. Пока мы способны обольщаться, отдаваться духу приключений и романтики, рисковать всем за идею, мы продолжаем работать в проекциями на конкретные объекты внешнего мира.
И для многих развитие сознания на этом останавливается.
Такие люди продолжают постоянно проецировать позитивные и негативные качества психики на окружающий мир.
3) Уровень абстракции, относительно свободного от конкретного, - человек начинает осознавать, что носители проекции не совпадают с самими проекциями, которые на них налагаются.
Человек приобретает способность отступить от своих проекций, в результате они часто деидеализируются. На этой стадии мир утрачивает большую часть детского обаяния. Спроецированные содержания психики становятся абстрактными и отныне проявляются как символы и идеологии. Высшие ценности приобретают нуминозную силу, доселе приписываемую родителям и учителям. Мир конкретных вещей становится относительно свободным от проекций, появляется возможность взаимодействовать с ним как с нейтральным.
Спонтанный эмпатический отклик на страдание других существ и разрушение мира природы в значительной мере ослабевает, когда дихотомия Я-объект достигает этой точки. Многим это может показаться не прогрессом, а регрессом сознания. Однако нужно понимать, что эмоциональные реакции эмпатии, которые проявляются на ранних стадиях развития, по большей части основаны на проекции и имеют мало общего с объективной оценкой того, что происходит с объектом.
Стадию, когда человек верит, что Бог накажет или вознаградит его в загробной жизни, можно назвать третьей стадией развития сознания. Проекции просто переносятся с реальных людей на более абстрактную мифологическую фигуру.
4) Радикальное снятие проекций, даже в форме теологических и идеологических абстракций.
Это снятие ведет к возникновению "пустого центра". Ощущение души - величайшего смысла и цели жизни, бессмертия, божественного истока, "Бога внутри" - заменяется утилитарными, прагматическими ценностями. Основным вопросом становится "Работает ли это". Люди начинают видеть себя колесиками в гигантской социально-экономической машине, их понимание смысла снижается до желания сорвать куш. Кто-то стремится поймать момент наслаждения и удовлетворения доступных желаний. Нет больше героев, нет злодеев - люди стали реалистами. Принципы отныне имеют относительную ценность, а ценности видятся производными от культурных норм и ожиданий. Все культурное кажется сфабрикованным и лишенным реального значения.
Эго инфляционирует и принимает на себя загадочную позицию божественного всемогущества. Больше не существует авторитета за пределами Эго, который бы мог оспаривать его мнение. Бог уже не находится "снаружи", Бог - это я! Все дозволено! Если я хочу что-то сделать и уверен в успехе, все будет хорошо. Эго идет на поводу у присущей Тени жажды власти и желания достичь тотального контроля над миром. Эго может чувствовать себя ничем не ограниченным в своих действиях.
Человек четвертой стадии более не подчиняется общепринятым нормам, установленным людьми или высшими ценностями.
В действительности многие люди не соответствуют ее критериям. Другие воспринимают ее как зло. Фундаментализм современного мира застрял на второй и третьей стадиях в страхе перед разрушительными тенденциями четвертой стадии, перед отчаянием и пустотой, которую этот уровень порождает.
Но реальное психологической развитие возможно лишь в том случае, если проекции будут сняты до такой степени, которую подразумевает этот уровень, и люди примут на себя личную ответственность за свою судьбу. Но ловушка заключается в том, что их психика при этом оказывается в тени Эго.
Эти первые четыре стадии развития сознания связаны с развитием Эго и с первой половиной жизни. Человек, который достиг критичности и саморефлексии, и не впал в инфляцию всемогущества, преуспел в развитии сознания и достиг высокого уровня.
Дальнейшее развитие присуще второй половине жизни.
5) Стадия постмодерна, в ходе которой происходит воссоединение сознания и бессознательного.
На этой стадии присутствует понимание ограничений Эго и осознание силы бессознательного и становится возможным определенный союз между сознанием и бессознательным при посредстве того, что Юнг назвал трансцендентной функцией - символом единства.
Психика становится единой, однако, в отличие от первой стадии, части остаются дифференцированными и осознаваемыми.
Отличие от 4 стадии состоит в том, что Эго не идентифицируется с архетипами: архетипические образы остаются "иными", они не затенены. Отныне они "внутри" в отличии от стадии 3, когда они были "снаружи", где-то в метафизическом пространстве; они не проецируются на какие-ибо внешние объекты.
Сознание выходит за пределы современного Эго, которое видит себя во всюду и не верит в реальность души. Состояние постмодерна заключается в признании, что я есть психическая реальность в проекциях, но не в конкретном или материальном смысле.
Доступ к архетипическим образам, осознанное, творческое взаимодействие с ними становится движущей силой индивидуации и составляет задачу пятой стадии развития сознания. Эта стадия открывает совершенно новое направление индивидуации Эго и бессознательное объединяются посредством символа.
Юнг также предполагал после 5 стадии и дальнейшее развитие.
6 стадия сознания - это та, которая принимает во внимание более широкие экологические взаимоотношения между психикой и остальным миром. Стадия 6 может рассматриваться как состояние сознания, которое признает единство психики и материального мира. (Юнг осторожно подходи к исследованию этих областей, здесь он не чувствовал себя вполне компетентным, поскольку ему приходилось отходить от психологии и обращаться к физике, космологии и метафизике).
7 стадия - тип сознания проявляющийся в Кундалини. Но сомневался в возможности для западного человека в возможности достичь подобных состояний сознания в обозримом будущем, тем не допуска теоретическую возможность этого.
Целостность - это центральное понятие, описывающее цель процесса индивидуации, и она служит выражением внутренний психологической жизни архетипа Самости.
Чтобы достичь целостности, система сознание/бессознательное должна быть вовлечена во взаимодействие этих двух частей.
"Наше европейское эго-сознание склонно пренебрегать бессознательным, и, если это оказывается невозможным, мы пытаемся его подавить. Но если мы что-то знаем о бессознательном, мы понимаем, что это невозможно не принимать во внимание. Мы знаем также, насколько опасно подавление, поскольку бессознательное - это жизнь, и эта жизнь обратится против нас, будучи подавляемой, как это происходит при неврозе".
Невроз основан на внутреннем конфликте, который гарантирует односторонность: бессознательное подавляется, и человек попадает в энергетический тупик. В случае если человек использует энергию в ограниченном диапазоне деятельности и для защиты от осаждающего его бессознательного, он теряет большую часть возможностей для интеграции и удовольствия.
"Сознание и бессознательное не составляют единого целого, когда одно из них подавляется и наносит ущерб другому. Если они должны бороться между собой, пусть это будет, по крайней мере, частная, равноправная борьба. Обе части являются аспектами жизни. Сознание должно защищать свой разум и самое себя, однако хаотическая жизнь бессознательного также должна иметь право на существование в той мере, в какой мы ее можем выдержать. Это означает одновременно и открытый конфликт, и открытое сотрудничество. Таков, очевидно, и должен быть путь, который заключен в жизни человека".
В процессе развития Самость воздействует на психику и порождает изменения на всех уровнях человеческого бытия: телесном, психологическом и духовном. Процесс индивидуации приводится в движение Самостью через механизм компенсации. И хотя Эго не запускает его и не управляет им, оно может принимать участие в этом процессе, осознавая его.
СИНХРОНИСТИЧНОСТЬ
Психические образы и объективные события иногда формируют упорядоченные структуры, и это происходит случайным образом, а не в соответствии с причинно-следственными связями событий. Т.е. не существует никакой видимой причины для появления структуры. Это происходит совершенно случайно.
Психологическая компенсация иногда проявляется не только в сновидениях, но и в реальных событиях, не подвсластных психике. Иногда компенсация исходит из внешнего мира.
Явления компенсации преодолевают границы, в норме отделяющие субъект от объекта, и отображаются во внешнем мире.
Такие события не принадлежат сфере психического, и все же на глубинном уровне они связаны с психической жизнью.
Архетипы, благодаря своей трансгрессивной (переходной) природе, могу вторгаться в сознание либо из психической матрицы, либо из окружающего мира, либо из обеих областей сразу. Когда архетипический образ одновременно возникает и в психике, и в объективном мире, это называется синхронистичностью.
Синхронистичность и причинность
Юнг обратил внимание на общечеловеческую тенденцию проецировать причинность.
Люди по любому поводу задают вопрос: почему это произошло?
Предполагается, что любое событие вызвано чем-то, что ему предшествовало. Часто отношение причины-следствия действительно присутствует, но не всегда. Например, в психологии бывает особенно сложно установить причинные связи. Существует сознательная мотивация, и есть бессознательные побуждения психических содержаний и импульсов.
Психологическая причинность может уводить в прошлое или с тем же успехом отправлять в будущее. И там находятся случайные события, происходящие в надлежащем месте и в нужное время. Трудно объяснить почему некоторые люди удачливы, а другие неудачливы, и мы часто приходим к тому, что хвалим их за то, чего они не делали, и обвиняем их в том, за что они не могут отвечать. В этой области имеется почти бесконечное пространство для проекций и спекуляций.
Синхронистичность определяется как значимое совпадение между психическими и физическими событиями.
Синхронистичность сильно зависит от присутствия аффективности, то есть от чувствительности к эмоциональным возбудителям. Когда бессознательное более энергетизированно, чем сознание.
Бессознательное обладает априорным знанием или "непосредственной взаимосвязью" событий. Интуитивно мы можем знать вещи, до которых нельзя добраться рациональным путем. Глубинная интуиция позволяет получать знания, на самом деле являющиеся истиной, а не предположением, догадкой или фантазией. В бессознательном мы знаем многое, не осознавая самого факта знания.
"Если мы знаем вещи, которые существуют вне нашей сознательной возможности познания, то имеется также неведомый "знающий" внутри нас, тот психический аспект, который трансцендирует категории времени и пространства, может быть одновременно и здесь, и там, и в настоящем, и в будущем. Этим "знающим" должна быть Самость".
У многих людей бывают сновидения, из которых могут получить информацию о другом человеке, к которой у них нет сознательного доступа.
Фактор синхронистичности в мире случайностей = потребность + возможность.
Когда происходит констелляция архетипического поля и паттерн проявляется синхронистично внутри психики в объективном мире, это переживается как пребывание в Дао. И то, что становится доступным сознанию в таком переживании, является основополагающим прозрением, проникновением в самую предельную реальность, которую люди могут постигать.
Наше сознание является зеркалом, в котором может отражаться космос. Мы можем прийти к пониманию, что живем в мире, который лучше всего можно описать, используя четыре принципа: неразрушимой энергии, пространственно-временного континуума, причинности и синхронности.
--
По книге Мюррея Стайна "Юнговская карта души. Введение в аналитическую психологию".