Рост сознания с анимой/анимусом
Образ анимы/анимуса, основанный на архетипических структурах, которые лежат в основе психики, принимает конкретные очертания и форму после фильтрации через психическую систему и восприятия их эго-сознанием.
Если образ Тени внушает опасение и страх, анима/анимус обычно возбуждает чувства и стимулирует потребность в единении. Это порождает влечение.
Там, где присутствует анима/анимус, мы хотим двигаться, мы хотим быть частью происходящего, мы хотим соединиться с ним, если мы не слишком робки и не боимся приключений.
Анима/анимус способствуют трансформации.
Взаимоотношения между Эго и анимой/анимусом - это работа, нацеленная на рост сознания, на осознание проекций, на проверку наших наиболее романтичный и тщательно оберегаемых иллюзий.
Провести диалог и конфронтацию с анимой/анимусом - это расчленить иллюзорный мир бессознательной фантазии.
Также это означает позволить себе наиболее полно пережить высоты и глубины вселенной собственного разума, бессознательные установки, которые заставляют нас жаждать еще, когда мы уже переели, страстно желать, хотя нас уже давным-давно удовлетворили, бесконечно повторять эмоционально поглощающие паттерны действий, оставаясь в тисках неумолимой последовательности стимулов и реакций.
Темницы и драконы, мифы и сказки, романтические преувеличения и саркастические обвинения - все это та часть мира, которую создает в глубине наших душ анима/анимус.
В большинстве случаев мы не способны поступиться всем этим, старательно цепляясь за все наши самые драгоценные самообманы и иллюзии.
По мнению Юнга, анима/анимус являются судьбой.
Нас ведут к нашим судьбам образы архетипических сил, совершенно далеких от сознательной воли или знания.
Юнг: "...тень может быть осознана только через отношение к партнеру, а анима и анимус - только через отношение к партнеру противоположного пола, потому что только в таких отношениях проекции приводятся в действие".
Тень переживается через проецирование на кого-либо, кто отображает присущие ей качества личного бессознательного. Таким же образом, аниму/анимус можно увидеть в проекции на человека, который в значительной мере несет ее черты и свойства, человека, который может вызвать реакцию бессознательного из этого сектора.
Анима/анимус и фигуры мудрости трансценденты: они, по существу, принадлежат бессознательному и возникают из сферы духа, в то время как Эго и партнер - осознающие личности, вовлеченные в эмоциональные взаимоотношения, которые породили такую констелляцию. В присутствии этой четверицы мы испытываем загадочное переживание самости как взаимоотношения. При условии, что охраняется достаточный уровень осознания, чтобы видеть различие между человеческими и архетипическими характеристиками в этой ситуации любви и влечения, здесь существует возможность полноценного переживания самости.
Переживание анимы/анимуса в проекции доступно людям на многих стадиях психологического созревания. Это может быть чувство влюбленности между родителями и детьми в детстве; затем это случается снова (обычно очень интенсивно) в юности; и, к счастью, это продолжает случаться во взрослой жизни.
Анима/анимус постоянно активны в психологической жизни, а их отсутствие определяет природу депрессии. Помимо сексуальности тела, это сексуальность души.
Чтобы вполне воспользоваться всеми психологическими преимуществами переживания анимы/анимуса, человек должен достичь чрезвычайно высокого уровня осознавания.
Способность дифференцировать проекцию и носителя проекции, фантазию и действительность - редкий талант.
Поэтому воплощение того, что Юнг описывает как единство четырех (Анима/Анимус, Хтоническая мать/Мудрый старец) в этом соединении и осознание трансцендентных свойств в этом опыте, доступно тем немногим, обладающей своеобразной утонченной психологической проницательностью, присущей мастерам Кундалини и подобным.
Для остальных анима/анимус - это Майя, создательница иллюзий, мистификатор, тристер, неизменно ускользающий мираж вечного возлюбленного.
Если мы глядим сквозь игру иллюзий анимы/анимуса и не осознаем действий трансцендентных фигур, это приводит к цинизму и отчаянию.