Тайное и явное в отношениях с окружающими

Говоря о человеке, мы подразумеваем его личность, но фактически имеем дело с множеством субличностей.

Части личности это - эго-комплекс; отцовский и материнский комплексы; множество архетипических образов и констелляций.
Мы состоим из потенциально разнонаправленных установок, которые легко вступают в противоречия друг с другом. Это создает основу для конфликта, который может вести к невротическому типу личности.

Пара таких противостоящих друг другу субличностей - Тень и Персона.
Эти комплементарные структуры есть в каждой развитой человеческой психике.

Тень - это образ нас самих, который скользит позади нас, когда мы движемся к свету.
Персона (ее противоположность) - это личина, которую мы надеваем при встрече с другими или с окружающим нас миром.

Тень Эго

Тень является одним из психических бессознательных факторов, неподконтрольных Эго. Фактически Эго даже не подозревает, что само отбрасывает тень.

Полезно обращать внимание на те психологические черты и качества, которые находятся "в тени" (т.е. спрятаны на заднем плане, во тьме) или "затенены". Какие-либо части личности, которые в норме принадлежали бы Эго, будучи интегрированы с ним, но в силу когнитивного или эмоционального несоответствия вытесняются, попадая в Тень.

Содержание Тени может меняться в зависимости от установок Эго и степени его дефензивности.
Обычно Тень аморальна или, по меньшей мере, имеет плохую репутацию, то есть содержит те черты личностной природы, которые противоречат правилам и моральным устоям общества.
Тень - это бессознательная сторона процессов Эго: намерений, воли, защит. Его оборотная сторона.

Любое Эго отбрасывает Тень. Это неизбежно. Приспосабливаясь к миру, Эго непреднамеренно возлагает на Тень действия, осуществляя которые может попасть в моральный конфликт.
Хотя интроспекция в какой-то мере может привести к осознанию теневых процессов Эго, однако собственные защитные механизмы Эго, направленные против такого осознания, настолько эффективны, что лишь немногим их удается преодолеть. Поэтому гораздо полезнее для понимания наших затененных качеств попросить близких друзей или спутника жизни честно рассказать вам, как они вас воспринимают.

Если достаточно глубоко проследить корни наших желаний, намерений, выборов, мы окажемся в темной и холодной области, и нам станет очевидным, что наше Эго в своей затененной части может быть чрезвычайно эгоистичным, самоуверенным, бесчувственным и склонным к манипуляциям.
Тень - это место обитания всех смертных грехов.

Если теневые черты в какой-то степени становятся осознанными и интегрируются в личность индивида, он предстоит весьма непохожим на обычного среднего человека.
Большинство людей не знают, что они довольно эгоцентричны и эгоистичны, и хотят казаться бескорыстными и неподвластными своим желаниям.
Они стремятся скрывать неприглядные черты от других и самих себя за фасадом, который демонстрирует их деликатность, рассудительность, эмпатию и радушие.

Большинство людей считают себя порядочными и ведут себя в соответствии с правилами, принятыми в обществе, а их теневые стороны случайно всплывают в сновидениях либо в критических ситуациях.
Теневая сторона Эго является и у них, но лишь через бессознательное, которое манипулирует окружающими и психикой таким образом, чтобы определенные желания и потребности удовлетворялись социально приемлемым способом.

Эго не переживает свою Тень непосредственно. Оставаясь неосознаваемой, она проецируется на других.
Если вас, например, в ком-то что-то раздражает, такая реакция обычно означает, что на него проецируется неосознаваемое теневое содержание.
Дефензивный или психологически наивный человек будет настаивать на том, что он видит истину, и игнорировать проективную часть. Эта защитная стратегия, безусловно, лишает его возможности использовать опыт для осознания теневых черт и их интеграции. Вместо этого дефензивное Эго настаивает на собственной правоте и выступает в роли невинной жертвы. В то время как Эго чувствует себя невинным агнцем, другой человек является для него монстром.

Сотворение Тени

То, что отклоняется эго-сознанием, попадает в Тень, а то, что принимается, с чем оно отождествляется, становится частью его самого и Персоны.
Тень характеризуется теми чертами и качествами, которые не совместимы с эго-сознанием и Персоной. Тень является своего рода антиперсоной.
Тень можно воспринимать как субличность, которая желает делать то, чего личность себе не позволяет.
Для Эго, которое отождествилось с Персоной и приняло ее ценности и качества, Тень имеет привкус непристойности и зла.

Проблема интеграции Тени - одна из наиболее сложных моральных и психологических проблем. Если человек всячески избегает Тени, его жизнь становится правильной, но в ней нет полноты. Открывая для себя переживание Тени, человек, напротив, соприкасается с аморальным, но достигает большей полноты.

Тень - совокупность индивидуальных и коллективных элементов психики. В силу своей несовместимости с сознательной установкой эти элементы не находят свое выражение в жизни, а потому соединяются в относительно автономную "расщепленную личность", обладающую противоположными бессознательными склонностями.

В отношениях с окружающими человек ощущает свое сходство с теми, кто является носителем его Тени. (Я так понимаю, в случаях если их Тени вторят друг другу).

Наши Тени находя себе пристанище именно в тех наших качествах, которые нам кажутся наиболее отвратительными и меньше всего нам свойственными.

Поведение Тени оказывается компенсаторным по отношению к сознанию, а потому ее воздействие может быть столь же позитивным, сколь негативным.

Тень появляется с определенными намерениями, как другие архетипические психические структуры; она мешает осуществлению намерений Эго, фрустрируя и обесценивания их.

Чтобы обрести более глубокий смысл собственной сущности, человек должен научиться узнавать свою Тень и ее намерения.
Изменения наступают лишь в том случае, если человек ее осознает.

"Переживать Тень" значит принимать ее у себя внутри, разрешать ей там жить - и себе вместе с ней.
Переживание Тени унизительно, а иногда страшно, но это - возвращение к жизни, к самой ее сути.

Она ведет нас обратно к архетипам, заключающим в себе нашу истинную сущность, содержащуюся в самом центре наших комплексов и формирующую структуру и контекст нашей личности.

Тень отыгрывает себя в теле в виде физических поз, жестов и симптомов.

ПЕРСОНА

Персона – более или менее тождественна эго-сознанию и формирует психосоциальную идентичность человека. Но она также как Тень чужда Эго, хотя Эго более спокойно и «лояльно» относится к ней, так как она более совместима с социальными нормами.

В отличие от Тени Персона очевидна. Она каждодневно исполняет функцию приспособления к окружающему социальному миру.

Персона – эта та личность, которой мы становимся в результате аккультурации, обучения и приспособления к нашему физическому и социальному окружению.
Персона является функциональным комплексом, чья функция состоит как в утаивании, так и в демонстрации сознательных мыслей и чувств человека другим. Как комплекс Персона обладает значительной автономией не находится под подлинным контролем Эго.
Играя свою роль много раз, актер проговаривает ее, часто просто механически повторяя заученные слова. Если вас кто-то спросил дождливым утром: «Как дела?», вы, не задумываясь, отвечаете: «Нормально, а у вас как?» Персона упрощает случайные контакты и сглаживает возможные неловкости и социальное напряжение.

Но с помощью Персоны мы приходим к определенным социальным ролям, приспосабливаемся к коллективным нормам, следуем социальным и культурным стереотипам вместо того, чтобы осознать свою уникальность и жить согласно ей.

Юнг размышлял о поразительной способности людей подстраиваться под социальное окружение. «Если понаблюдать за одним человеком поближе в разных ситуациях, можно увидеть, как по мере перехода от одного окружения к другому в его личности происходят поразительные перемены <…> ангел для чужих, черт для своих». На людях такой человек приветлив, радостно жмет руку, добродушен, открыт, все время шутит, дома же брюзжит, сидит с кислой миной, не разговаривает с детьми, запросто может обозвать или оскорбить.

Люди обычно очень чувствительны к ожиданиям окружающих.
Установка – «априорная ориентация на конкретную вещь вне зависимости от того, представлена она в сознании или нет». Установка может быть латентной или бессознательной, но она постоянно действует как ориентир для человека в какой-либо ситуации или в окружении. Чем дольше она сохраняется и чем чаще используется для того, чтобы соответствовать требованиям окружения, тем более привычной становится.

Часто Эго идентифицируется с Персоной, ибо оно стремится идентифицироваться с ролями, которые играет в жизни.
Персона – это своего рода оболочка той стороны Эго, которая обращена к социуму. Но люди обычно все же признают различие между играемой ролью и истинной внутренней идентичностью. Ядро Эго (центр Я) архетипично, точно также как индивидуально и личностно. Архетипическая стороны эго-ядра – чистое «Я есть», самость.

С личностной стороны Эго проницаемо для влияния внешних сил. Эти силы, проникая в Эго, отодвигают Самость, давая Эго возможность идентифицироваться с новым содержанием.
Мы узнаем наше имя. После этого мы становимся нашим именем, мы отождествляемся с тем, как оно звучит. Потом Эго идентифицируется с Персоной и чувствует себя ею. Потом я есть мое имя; Я – сын/дочь, брат/сестра, отец/мать…
Таким образом, чистая «самостность» - архетипическая частица, она может перестать быть видимой или даже исчезнуть, спрятаться от сознания. Тогда человек действительно зависит от Персоны в своей идентичности и чувстве реальности, не говоря уже об ощущении собственной ценности и принадлежности.

Два источника Персоны:
1) ожидания и требования окружения – необходимость быть человеком определенного сорта, вести себя согласно социальным обычаям группы, а также иметь некоторые представления о природе реальности (например, соглашаться с определенными религиозными учениями)
2) социальные стремления и амбиции самого человека.

Для того, чтобы общество могли влиять на поведение и установки человека, он должен стремиться принадлежать к обществу.
Для того, чтобы начала формироваться Персона, между человеком и обществом должно быть достигнуто согласие. Иначе человек будет жить изолированно на периферии культуры, оставаясь навсегда своего рода трудным подростком во взрослом мире.

Существует множество ролей, которые можно играть. Чем престижнее роль, тем сильнее стремление. Люди обычно не отождествляются с ролями Персоны, относящимися к низшим классам, например мусорщиком или дворником.

Отношения Эго с Персоной сложны, потому что у этих двух функциональных комплексов противоположные цели. Фундаментальное направление развития Эго ведет к сепарации и индивидуации, к достижению позиции, в первую очередь, за пределами семейного окружения.
В Эго присутствует сильное движение в направлении автономии, к Самости, которая может функционировать незасимо.
В то же время другая часть Эго, где находятся корни Персоны, движется в противоположном направлении, к взаимодействию и приспособлению к объективному миру.

В Эго присутствуют две противоположные тенденции:
- потребность в сепарации и независимости
- потребность в принадлежности и связи с другими.

Радикальное стремление Эго к сепарации/индивидуации часто таится в тени, поскольку представляет угрозу как для групповой жизни, так и для спокойного существования самого человека.
Объективно каждый из нас нуждается в других людях, чтобы выжить физически и психологически.
Движение Эго в сторону отношений и адаптации к сегодняшнему окружению, которое необходимо чтобы обеспечить выживание, дает возможность проявиться Персоне.

Развитие Персоны

Конфликт в Эго между индивидуацией/сепарацией и социальной конформностью создает почву для базисной тревожности Эго. Каким образом быть независимым, уникальным, индивидуальным и одновременно быть принимаемым и желанным для других людей, соответствовать их взглядам и потребностям?
Таким образом между развитием Эго и Персоны заключен источник фундаментального конфликта.

Эго выбирает Персону для индентификации непреднамеренное. Люди оказываются в окружении, где им необходимо выжить, и большинство из них старается выдвинуться.
Пол – это один из важных факторов, по которым мы выделяем себя и строим свою Персону с малых лет. Малыш понимает, что отношение к нему зависит от того, насколько его поведение соответствует требованиям пола.

В развитии Персоны есть две потенциальные ловушки:
Первая – это чрезмерная идентификация с ней. Человек становится слишком заинтересован в том, чтобы нравится людям и приспосабливаться к социуму, он считает, что этот сотворенный имидж и есть вся его личность.
Другая ловушка заключается в том, что человек не уделяет достаточно внимания внешнему миру, интересуясь происходящим исключительно внутри (то, что Юнг описывает как одержимость Анимой/Анимусом). Такой человек занят своими желаниями, фантазиями, импульсами и бывает настолько захвачен внутренней реальностью и идентифицироваться с ней, что не замечает других людей.

Развитие Персоны – типичная проблема подросткового периода и взросления, когда внутренний мир человека наполнен желаниями, фантазиями, импульсами, идеализмом и мыслями, с одной стороны, а с другой, испытывает сильное давление со стороны сверстников, связанное с необходимостью вписываться в их среду. Идентификация с группой сверстников вынуждает подростка освобождаться от влияния родителей, что является необходимым шагом к зрелости.

Развитие Персоны проще для экстравертов. Экстраверты вступают в отношения с объектом без особой суеты и трудностей, проще находят подходящую Персону. Они непринужденно общаются с объективным миром, так как он не представляет угрозы их сокровенным чувствам. Персона интроверта более двойственная, застенчивая и сомневающаяся и изменяется в зависимости от окружения.

Адекватная Персона достаточно обширна, чтобы отражать не только социально приемлемые части своей личности, но и самые аутентичные черты. Человек может безо всякого ущерба идентифицироваться с Персоной, пока это является истинным выражением его личности. Она может менять с возрастом, с новым этапом жизни появляется и новая Персона.

Персона является психической «кожей» Эго, и это не только продукт взаимоотношений с объектами, но и личные проекции на эти объекты.
Закутанная в ткани Персона отражает проекции, которые берут начало в комплексах (например, в родительском) и которые возвращаются субъекты посредством интроекций и включаются в Персону. Поэтому раннее детство имеет такое глубокое влияние на взрослую Персону.
Перенос Персоны из одного контекста в другой представляет собой проблему из-за попыток проецировать первоначальный контекст, на новые, совершенно отличающиеся ситуации. Старый контекст детства переносится на новый контекст отношений.

Наши рекомендации