Психическая энергия (теория либидо)

КАРТА ДУШИ

ЭГО

Эго - "Я". Сознание - это состояние бодрствования, и в центре его находится Я. Это отправная точка, вход в обширную внутренннюю область - психику.

Природу эго-сознания важно понимать для того чтобы вносить исправления в искаженную картину. Многое из того, что среди людей воспринимается как знание, при ближайшем критическом рассмотрении оказывается обыкновенным предрассудком или верованием, основанным на искажении, предубеждении, слухах, предположениях или чистой фантазии. Верования принимают за знание и цепляются за них, будто это надежные и несомненные факты.
Точное понимание психики или чего бы то ни было подобного зависит от состояния сознания.
То, что мы, как человеческие существа, знаем о чем-либо, обусловлено свойствами и ограничениями нашего сознания.

Связь с Эго - необходимое условие того, чтобы что-либо стало сознательным: чувство, мысль, восприятие или фантазия. Эго - своего рода зеркало, в котором психика видит себя и становится сознательной.

Сознание - это то, что мы знаем, а бессознательное - все то, чего мы не знаем. Бессознательное вбирает в себя весь психический материал, который по какой-либо причине сколь угодно долго находится вне сознания. Фактически это обширная большая часть психического мира. Бессознательное - главная сфера исследования глубинной психологии.
Сознание - это поле, где расположено Эго, которое занимает и определяет его центральную часть. Сознание - это осознавание.
Другие животные тоже обладают сознанием, так как с очевидностью наделены умением наблюдать происходящее в окружающей среде и реагировать различными, тщательно отработанными способами. Чувствительность растений к окружающей среде тоже можно рассматривать как некую форму сознания.
Противоположным сознанию является глубокий сон без сновидений, полное отсутствие отклика и чувственного сознавания. А длительное отсутствие сознания в теле - это практическое определение смерти, за исключением случаев долгого пребывания в коме. Сознание, даже потенциальное, является "фактором жизни"; оно присуще только живым организмам.
Все, что совершает с сознанием развитие, - добавляет в него определенное содержание.
Эго - это фокус в пределах сознания, его центарльный элемент и, возможно, его наиболее постоянное свойство.
В отсутствие Эго сознание само ставится под сомнение. Однако, некоторые функции Эго можно приостановить или даже упразднить, не разрушив сознания полностью и люди имеют реальную возможность хотя бы в течение короткого периода пребывать в своего рода "сознании без Эго", когда почти не проявляются признаки волевого центра Я.

Эго определяет какое содержание останется в пределах сферы сознания, а какое будет пропущено и попадет в бессознательное. Эго может "вытеснять" содержание, которое кажется ему неприятным, нестерпимо болезненным или несовместимым с другим содержанием. Оно может также восстановить содержание из его хранилища в бессознательном, если оно: а) не заблокировано механизмами защиты и б) имеет достаточно прочную и ассоциативную связь с Эго - оно достаточно хорошо изучено.

В своей основе Эго не состоит из приобретенного содержания сознания. Оно подобно зеркалу или магниту, что удерживает содержание в фокусе осознанности. Но оно также проявляет волю и действует. Будучи животворным центром сознания, оно предшестует обретению языка, персональной идентичности и даже осознанию личного имени. Оно не продукт воспитания, роста или развития. Оно является врожденным. И хотя оно может принимать тот или иной вид, развиваться, становитсья сильнее, проходя через столкновения с действительностью, его ядро - это данность. Оно появляется вместе с новорожденным.

Эго - это энергетический центр, который движет содержимым сознания и распределяет его в порядке значимости. Эго - центр принятия решений и свободной воли. Оно - руководитель, который устанавливает приоритеты.
Эго можно рассматривать как цент "эгоизма", но оно является также центром "альтруизма". Внутри и вне себя Эго является нравственно нейтральным.
Эго - это то, что отличает людей от других живых существ, тоже наделенных сознанием; оно также отделяет одного человеческого индивидуума от других человеческих существ. Это фактор индивидуалицаии в человеческом сознании.
Эго фокусирует человеческое сознание и придает нашему осознанному поведению постоянство и целеустремленность. В силу того, что у нас есть Эго, мы обладаем свободой принимать такие решения, которые могут бросить вызов нашим инстинтам самосохранения, размножения и творчества.

Сильное Эго способно овладевать большими количествами содержаний сознания и произвольно перемещать их. Слабое Эго не слишком приспособлено к работе такого рода и легче уступает импульсам и эмоциональным реакциям. Слабое Эго отвлекается, и, как следствие, сознанию недостает концентрации и мотивации.

Свобода Эго весьма ограниченна. Она легко поддается влиянию как внутренних психических импульсов, так и внешних стимулов окружающей среды. Эго может ответить на угрожающий символ, защищая себя оружием; а может прийти в состояние активности под влиянием острой потребности творить, или любить, или искать возмездия.

Многие свойства Эго развиваются и изменяются, особенно те, что касаются познания, самопознания, психологической идентичности, компетентности и т.д., одновременно что-то остается неизменным в самом сердце Эго. Наличием способности достигать высокого уровня самопознания и самосознания, то есть саморефлексивного Эго, челоческое сознание отличается от животного.
В силу наличия Эго мы знаем, что мы есть, и знаем, какие мы.

Начиная с определенного момента в развитии, Эго и сознание человека в значительной степени формируются миром культуры, в котором личность растет и воспитывается. Это внешний уровень или оболочка эго-структуры, которую окружает центр Эго.

Эго глубоко укоренено в теле. Оно чрезвычайно сильно боится смерти тела. Это страх, что за кончиной тела последует исчезновение Эго. Однако Эго не является строго ограниченной своей соматической основой. Эго опирается на тело только в том смысле, что оно перживает чувство единства с телом, однако тело, переживаемое Эго, является психической реальность. Эго опирается на психическое тело, то есть на образ тела, а не на тело само по себе.

Психика ограничена и связана с тем местом, в котором Эго может функционировать. Однако из этого не следует, что психика и Эго - это одно и то же, так как психическое включает бессознательное, а Эго более или менее ограничено сознанием. Но бессознательное потенциально доступно Эго.

С одной стороны, Эго покоится на всем поле сознания, с другой, на общей сумме содержаний бессознательного. Оно делится на 3 группы:
1) временно подсознательные содержания, которые по желанию могут быть воспроизведены,
2) бессознательные содержания, которые не могут быть воспроизведены по желанию,
3) содержания, которые вообще не способны стать осознаваемыми. (Бессознательное достигает тех мест, где уже больше нет психики, и простирается в непсихические области, то есть в "мир" за пределы психического).

В верхних слоях своей структуры Эго рационально, когнитивно и ориентировано на реальность, но в более глубоких и скрытых слоях оно подвержено потоку эмоций, фантазий и конфликтов, а также вторжением из физического и психического слоев бессознательного. Таким образом, Эго очень уязвимо и для соматических проблем, и для психических конфликтов. Всецело психический организм, живительный центр сознания, прибежище идентичности и воли, Эго в своих нижних слоях открыто влияниям многих источников.

Эго - это точка, которая погружается в поток и может отделить себя от потока сознания, осознавая себя как нечто отличное от него. Сознание не находится под полным контролем Эго, даже если последнее достаточно отдельно от него, чтобы наблюдать за потоком и изучать его. Эго перемещается по полю сознания, наблюдая, выбирая, в какой-то мере направляя моторную активность, но вместе с тем игнорируя большое количество материала, с которым в противном случае сознанию пришлось иметь бы дело.
Эго часто сосредотачивается на воспоминаниях, на мыслях или чувствах или же на планах, вырванных из потока сознания. Оно оставляет все рутинные действия обыденному сознанию.

«Коллизии», столкновения заставляют Эго расти. Другими словами, конфликт, тревога, боль, печаль, страдание. Именно они заставляют Эго развиваться. Требования, предъявляемые к личности в плане физической и психической адаптации к окружающей среде, формируют потенциальный центр в сознании и усиливают его способность функционировать, с тем, чтобы сфокусировать сознание и мобилизовать организм в определенном направлении.

Определенное количество конфликтов с окружающей средой и умеренная фрустрация являются наилучшими условиями для развития Эго.
Однако эти столкновения могут быть катастрофическими и причинять психике серьезный вред. В этом случае нарождающееся Эго не усиливается, а скорее повреждается и получает настолько глубокую травму, что дальнейшее его функционирование радикально ухудшается. Из-за психических травм Эго повреждается в самых глубоких психических слоях. Оно может функционировать нормально в когнитивном плане, но в менее сознательных частях эмоциональный разлад и отсутствие связной структуры создают серьезные нарушения характера и тенденции к диссоциации. Такое Эго хрупко и склонно к чрезмерной защите. В состоянии стресса оно легко теряет целостность и поэтому имеет тенденцию возвращаться к примитивному (но очень мощному) способу защиты: отгородиться от мира стеной и защищать психику от вторжений и возможного ущерба. Постепенно такие личности изолируют себя от окружающей среды, которая воспринимается ими как чрезвычайно угрожающая, и могут прожить всю жизнь в защитной изоляции.

ТЕНЬ

ПЕРСОНА

Персона – более или менее тождественна эго-сознанию и формирует психосоциальную идентичность человека. Но она также как Тень чужда Эго, хотя Эго более спокойно и «лояльно» относится к ней, так как она более совместима с социальными нормами.

В отличие от Тени Персона очевидна. Она каждодневно исполняет функцию приспособления к окружающему социальному миру.

Персона – эта та личность, которой мы становимся в результате аккультурации, обучения и приспособления к нашему физическому и социальному окружению.
Персона является функциональным комплексом, чья функция состоит как в утаивании, так и в демонстрации сознательных мыслей и чувств человека другим. Как комплекс Персона обладает значительной автономией не находится под подлинным контролем Эго.
Играя свою роль много раз, актер проговаривает ее, часто просто механически повторяя заученные слова. Если вас кто-то спросил дождливым утром: «Как дела?», вы, не задумываясь, отвечаете: «Нормально, а у вас как?» Персона упрощает случайные контакты и сглаживает возможные неловкости и социальное напряжение.

Но с помощью Персоны мы приходим к определенным социальным ролям, приспосабливаемся к коллективным нормам, следуем социальным и культурным стереотипам вместо того, чтобы осознать свою уникальность и жить согласно ей.

Юнг размышлял о поразительной способности людей подстраиваться под социальное окружение. «Если понаблюдать за одним человеком поближе в разных ситуациях, можно увидеть, как по мере перехода от одного окружения к другому в его личности происходят поразительные перемены <…> ангел для чужих, черт для своих». На людях такой человек приветлив, радостно жмет руку, добродушен, открыт, все время шутит, дома же брюзжит, сидит с кислой миной, не разговаривает с детьми, запросто может обозвать или оскорбить.

Люди обычно очень чувствительны к ожиданиям окружающих.
Установка – «априорная ориентация на конкретную вещь вне зависимости от того, представлена она в сознании или нет». Установка может быть латентной или бессознательной, но она постоянно действует как ориентир для человека в какой-либо ситуации или в окружении. Чем дольше она сохраняется и чем чаще используется для того, чтобы соответствовать требованиям окружения, тем более привычной становится.

Часто Эго идентифицируется с Персоной, ибо оно стремится идентифицироваться с ролями, которые играет в жизни.
Персона – это своего рода оболочка той стороны Эго, которая обращена к социуму. Но люди обычно все же признают различие между играемой ролью и истинной внутренней идентичностью. Ядро Эго (центр Я) архетипично, точно также как индивидуально и личностно. Архетипическая стороны эго-ядра – чистое «Я есть», самость.

С личностной стороны Эго проницаемо для влияния внешних сил. Эти силы, проникая в Эго, отодвигают Самость, давая Эго возможность идентифицироваться с новым содержанием.
Мы узнаем наше имя. После этого мы становимся нашим именем, мы отождествляемся с тем, как оно звучит. Потом Эго идентифицируется с Персоной и чувствует себя ею. Потом я есть мое имя; Я – сын/дочь, брат/сестра, отец/мать…
Таким образом, чистая «самостность» - архетипическая частица, она может перестать быть видимой или даже исчезнуть, спрятаться от сознания. Тогда человек действительно зависит от Персоны в своей идентичности и чувстве реальности, не говоря уже об ощущении собственной ценности и принадлежности.

Два источника Персоны:
1) ожидания и требования окружения – необходимость быть человеком определенного сорта, вести себя согласно социальным обычаям группы, а также иметь некоторые представления о природе реальности (например, соглашаться с определенными религиозными учениями)
2) социальные стремления и амбиции самого человека.

Для того, чтобы общество могли влиять на поведение и установки человека, он должен стремиться принадлежать к обществу.
Для того, чтобы начала формироваться Персона, между человеком и обществом должно быть достигнуто согласие. Иначе человек будет жить изолированно на периферии культуры, оставаясь навсегда своего рода трудным подростком во взрослом мире.

Существует множество ролей, которые можно играть. Чем престижнее роль, тем сильнее стремление. Люди обычно не отождествляются с ролями Персоны, относящимися к низшим классам, например мусорщиком или дворником.

Отношения Эго с Персоной сложны, потому что у этих двух функциональных комплексов противоположные цели. Фундаментальное направление развития Эго ведет к сепарации и индивидуации, к достижению позиции, в первую очередь, за пределами семейного окружения.
В Эго присутствует сильное движение в направлении автономии, к Самости, которая может функционировать незасимо.
В то же время другая часть Эго, где находятся корни Персоны, движется в противоположном направлении, к взаимодействию и приспособлению к объективному миру.

В Эго присутствуют две противоположные тенденции:
- потребность в сепарации и независимости
- потребность в принадлежности и связи с другими.

Радикальное стремление Эго к сепарации/индивидуации часто таится в тени, поскольку представляет угрозу как для групповой жизни, так и для спокойного существования самого человека.
Объективно каждый из нас нуждается в других людях, чтобы выжить физически и психологически.
Движение Эго в сторону отношений и адаптации к сегодняшнему окружению, которое необходимо чтобы обеспечить выживание, дает возможность проявиться Персоне.

Развитие Персоны

Конфликт в Эго между индивидуацией/сепарацией и социальной конформностью создает почву для базисной тревожности Эго. Каким образом быть независимым, уникальным, индивидуальным и одновременно быть принимаемым и желанным для других людей, соответствовать их взглядам и потребностям?
Таким образом между развитием Эго и Персоны заключен источник фундаментального конфликта.

Эго выбирает Персону для индентификации непреднамеренное. Люди оказываются в окружении, где им необходимо выжить, и большинство из них старается выдвинуться.
Пол – это один из важных факторов, по которым мы выделяем себя и строим свою Персону с малых лет. Малыш понимает, что отношение к нему зависит от того, насколько его поведение соответствует требованиям пола.

В развитии Персоны есть две потенциальные ловушки:
Первая – это чрезмерная идентификация с ней. Человек становится слишком заинтересован в том, чтобы нравится людям и приспосабливаться к социуму, он считает, что этот сотворенный имидж и есть вся его личность.
Другая ловушка заключается в том, что человек не уделяет достаточно внимания внешнему миру, интересуясь происходящим исключительно внутри (то, что Юнг описывает как одержимость Анимой/Анимусом). Такой человек занят своими желаниями, фантазиями, импульсами и бывает настолько захвачен внутренней реальностью и идентифицироваться с ней, что не замечает других людей.

Развитие Персоны – типичная проблема подросткового периода и взросления, когда внутренний мир человека наполнен желаниями, фантазиями, импульсами, идеализмом и мыслями, с одной стороны, а с другой, испытывает сильное давление со стороны сверстников, связанное с необходимостью вписываться в их среду. Идентификация с группой сверстников вынуждает подростка освобождаться от влияния родителей, что является необходимым шагом к зрелости.

Развитие Персоны проще для экстравертов. Экстраверты вступают в отношения с объектом без особой суеты и трудностей, проще находят подходящую Персону. Они непринужденно общаются с объективным миром, так как он не представляет угрозы их сокровенным чувствам. Персона интроверта более двойственная, застенчивая и сомневающаяся и изменяется в зависимости от окружения.

Адекватная Персона достаточно обширна, чтобы отражать не только социально приемлемые части своей личности, но и самые аутентичные черты. Человек может безо всякого ущерба идентифицироваться с Персоной, пока это является истинным выражением его личности. Она может менять с возрастом, с новым этапом жизни появляется и новая Персона.

Персона является психической «кожей» Эго, и это не только продукт взаимоотношений с объектами, но и личные проекции на эти объекты.
Закутанная в ткани Персона отражает проекции, которые берут начало в комплексах (например, в родительском) и которые возвращаются субъекты посредством интроекций и включаются в Персону. Поэтому раннее детство имеет такое глубокое влияние на взрослую Персону.
Перенос Персоны из одного контекста в другой представляет собой проблему из-за попыток проецировать первоначальный контекст, на новые, совершенно отличающиеся ситуации. Старый контекст детства переносится на новый контекст отношений.

Трансформация Персоны

Архетипическое ядро Эго со временем не меняется, но Персона может модифицироваться много раз в течение жизни в зависимости от способности Эго воспринимать изменения в окружении и от его способности взаимодействовать с последним.
Основные изменения происходят в периоды перехода от детства к отрочеству, следующий переход совершается при наступлении зрелости; потом в середине жизни и в старости. Компетентное Эго встречает каждое из этих изменений соответствующей переменой в Я-концепции и в самопрезентации Персоны. Люди думают о себе иначе, одеваются иначе, стригут волосы, покупают машины, дома в соответствии со своим возрастом, семейным, экономическим положением и социальной средой и согласно предпочтениям своей референтной группы. Все это выражается в изменении Персоны.

Когда наши поступки не согласуются с Персоной, мы переживаем чувство вины или стыда.
Вина разъедает, а стыд уничтожает чувство собственной ценности. Стыд – более примитивный и потенциально более разрушительный тип эмоций.
Таким образом в личности проявляется Тень. Эта Тень пробуждает стыд, чувство собственной неполноценности, ненужности, нечистоты.
Вина переживается, когда есть противоречие между тем, как мы поступаем, и тем, чему мы были научены: необходимо быть хорошим, правильным человеком, приспосабливаться к другим, и тогда ты будешь принят.
Другая черта Тени – агрессия. Эмоции гнева, ненависти и зависти вызывают стыд.

Эти нормальные человеческие чувства прячутся подальше, мы стесняемся их точно так же, как стеснялись бы физических недостатков и личных изъянов.
Персона – это лицо, надеваемое для встречи с другими лицами, чтобы быть похожими на них и нравиться им. Мы не хотим сильно отличаться от других, поскольку там, где заканчивается Персона и начинается Тень, мы испытываем стыд.

Интеграция Персоны и Тени

Тень и Персона – классическая пара противоположностей, присущих психике, как полярности Эго.
Общей задачей психического развития («индивидуации») является интеграция, а целостность является высшей ценностью.

Что означает интегрировать Тень и Персону?

Интеграция зависит от принятия себя, от полного принятия всех собственных частей, не принадлежащих образу Персоны, который, как правило, является идеалом или, по крайней мере, соответствует культурной норме. Личностные черты, которых стыдятся, переживаются как радикальное зло. Несмотря на то что некоторые вещи действительно вредны и деструктивны, часто теневой материал не является плохим. Он переживается так в силу стыда, связанного с ним, из-за его несоответствия Персоне.

На что похожа интеграция Тени и Персоны?

Письмо пациентки Юнга:

«Много хорошего пришло ко мне от плохого. Необычайное знание и энергия, которую я бы даже не смогла вообразить, пришла ко мне из-за того, что я ничего не подавляла, была открыта и внимательна и принимала вещи такими, какие они есть. Я всегда думала, что если мы принимаем какие-то вещи, то они в каком-то роде придают нам больше сил. Все становится совершенно иным, стоит только начать принимать их и сделать это обычным отношением к ним. Теперь я хочу играть в игру жизни, принимая все, что приходит ко мне, хорошее и плохое – вечная смена солнца и тени, и тем самым принимая мою собственную природу с ее позитивными и негативными сторонами. Так все оживает во мне. Какой я была глупой! Как я старалась заставить все идти так, как мне казалось нужным!»

Эта женщина отошла от глубоко отождествления с Персоной и от расщепления Персоны и Тени и теперь старается просто наблюдать за тем, что происходит в ней и принимать свою душу в ее проявлениях. Она создала психологическую дистанцию между эго-комплексом и Персоной, а также между Эго и Тенью. Она более не одержима ни тем, ни другим.

Конфликт между противоположностями Персоны и Тени может рассматриваться как кризис индивидуации, как возможность роста через интеграцию.
Коллективные ценности, принадлежащие области Персоны, вступают в конфликт с теневыми аспектами Эго, которые принадлежат инстинктивной индивидуальной природе человека (фрейдовское Ид), в конфликт вмешивается также нечто, идущее от архетипов и бессознательных комплексов.
Поскольку содержание Тени не понимается Персоной, то конфликт может быть неистовым.

Юнг придерживался мнения, что если между двумя полюсами есть напряжение, то разрешение становится возможным тогда, когда Эго позволит существовать им обоим и создаст внутренний вакуум, в котором бессознательное может предложить творческое решение в виде нового символа.
Этот символ будет представлять возможность для движения вперед, включая что-то от обеих противоположностей, не просто компромисс, но объединение, которое вызывает к жизни новую установку Эго и новую форму отношений с миром.
Люди развиваются, проходя терапию и преодолевая жизненные трудности, можно видеть, как они перерастают старые факторы, принимая новую Персону и интегрируя отторгнутые части своей личности.

Люди меняются в ходе терапии и жизни. Персона как инструмент адаптации предлагает большой потенциал для изменений. Она может становиться все более гибкой, давая возможность Эго изменять старые паттерны реагирования.

АНИМА/АНИМУС

Анима и анимус – субъективные личности. Которые представляют более глубокий уровень бессознательного, чем Тень.

Они выявляют свойства души и ведут в сферу коллективного бессознательного.
Для мужчин анима – это внутренняя феминная фигура; для женщин анимус – внутренняя маскулинная фигура.

Подобно Тени внутренняя структура анима/анимус , представляет собой личности внутри психики, не соответствующую самопрезентации и самоидентификации, которые принадлежат Персоне. В то же время она отличается от Тени, ибо не принадлежит Эго настолько, насколько ему принадлежит Тень: она более иначе, чем Тень.

Если различие между Персоной и Тенью строится по принципу «хороший – плохой» - плюс и минус, позитивные и негативные аспекты Эго, то различие между Эго и анимой/анимусом характеризуется полярностью женского и мужского.

Анима/анимус является психической структурой, которая:
а) дополнительна к Персоне
б) связывает Эго с самыми глубокими слоями души, а именно – с образом и переживанием Самости.

Анима/анимус – также, как и Персона, функциональный комплекс, но сосредоточенный к на адаптации к внутреннему миру.

«Естественная функция анимуса (а также анимы) – это сохранять свою позицию между индивидуальным сознанием и коллективным бессознательным; точно так же, как Персона – своего рода прослойка между эго-сознанием и объектами внешнего мира. Анимус и Анима должны функционировать, как мост или дверь, ведущая к образам коллективного бессознательного, как Персона должна быть чем-то вроде моста, связывающего с миром».

Другими словами, анима/анимус позволяет Эго входить внутрь и переживать глубины души.

«Персона исключительно озабочена отношением к объектам», в то время как анима/анимус сконцентрирован(а) на отношении Эго к субъекту. «Субъект» здесь – прежде всего мир бессознательного, не Эго. Это субъективная сторона души, ее основа, ее внутреннее пространство.

Достаточно просто наблюдать отношение людей к другим, но, чтобы увидеть, как люди относятся к себе, нам потребуется большая проницательность.
Каково их отношение к внутреннему миру? Является оно принимающим и теплым (какой может быть Персона), или жестоким и придирчивы?
Многие щедрые люди – внутри свои худшие враги, свои собственные злейшие судьи и жесточайшие критики, но это скрыто за очаровательной и дружелюбной Персоной.
Или человек может быть чрезвычайно критичен по отношению к другим, но относиться к собственной внутренней жизни с сентиментальным потаканием.
Нужно хорошо знать человека, чтобы понять его истинное отношение к себе. Принимают ли они себя всерьез? Относятся ли они к себе, как к детям?
То, что они в действительности чувствуют по отношению к своему внутреннему Я, характеризует отношение их анимы или анимуса.

Анима/анимус – это отношение, которое управляет нашими взаимоотношениями с внутренним миром бессознательного: воображением, субъективными впечатлениями, идеями, настроениями и эмоциями.

Анима есть внутреннее женское начало мужчины, а анимус есть внутреннее мужское начало женщины.

Как психическая структура анима/анимус – это инструмент, с помощью которого мужчины и женщины вступают в контакт и приспосабливаются к более глубоким слоям своей психической природы. Подобно тому как Персона направлена на социальный мир и помогает осуществлять необходимую внешнюю адаптацию, так и анима/анимус обращены к внутреннему миру души и помогают человеку адаптироваться к требованиям и потребностям интуитивных мыслей, чувств, образов и эмоций, которые противостоят Эго.

Например, о мужчине, который часто поддается плохому настроению, можно сказать, что у него проблема в анимой. Он под влиянием негативной анимы. Она вместо того, чтобы помогать справиться с эмоциями, излучает настроение, которое просачивается подобно газу, в сознание Эго и несет в себе множество сырых и недифференцированных эффектов.

Его анима мало развита, поэтому она не помогает ему справлять с охватившим его настроением, а еще глубже втягивает в это настроение. Анима скорее ошеломляет его, чем помогает.

Подобным образом женщина, имеющая «проблему, связанную с анимусом», также переполнена бессознательным, обычно эмоционально заряженными мыслями и мнениями, которые контролируют ее больше, чем она контролирует их. Часто они опасны для ее отношений, потому что людям, окружающим такую женщину, приходится строить вокруг себя защитные стены, когда они рядом с ней. Они чувствую себя в ее присутствии дискомфортно, и у них возникает желание защищаться. Как бы сильно она ни старалась быть восприимчивой и теплой, ей это не удается, потому что ее Эго подвержено вторжениям разрушительной энергии, которые превращают ее в кого угодно, но только не в доброго и нежного человека, каким она хотела бы быть. Наоборот, она резка и охвачена бессознательной борьбой за власть и контроль.

В большинстве случаев, мужчины, охваченные анимой, имеют тенденцию уходить в чувство обиды; женщины, охваченные анимусом, стремятся нападать.

В любом случае, каким бы ни было содержание такой «одержимости», внутренний мир бессознательного контролируется недостаточно и эмоциональная, иррациональная вынужденность беспокоит и искажает нормальные отношения с другими людьми и с миром в целом.

Одержимость анимой/анимусом широко распахивает ворота бессознательного и впускает практически все то, что обладает достаточной энергией, чтобы проникнуть в них. Человека охватывают настроения и прихоти. Контроль импульсов минимален. Мысли и аффекты не удерживаются.

Это, безусловно, и проблема Эго – симптом неразвитого Эго и проблема слишком слабой развитой структуры анимы/анимуса.

В таких случаях мужчины обычно ищут женщину, которая помогала бы им управлять своими эмоциями, а женщины обычно ищут мужчину, который может воспринимать их вдохновенные мысли и что-нибудь с ними делать. Таким образом, другие люди включаются в игру отношений Эго и анимы/анимуса.

САМОСТЬ

Символы самости

Часть из них составляют образы, которые появляются в сновидениях или фантазиях, другие - во взаимоотношениях и взаимодействии с миром.

Мандалы, круги, квадраты, образы четверицы, число 4, четыре предмета, план города, дом, звезда, драгоценные камни, замки, церкви, сосуды, колесо. Образы людей, стоящих выше по отношению к эго-личности, например родителей, королей, королев, принцев и принцесс. Образы животных - сон, лошадь, бык, медведь, рыба и змея. Они являются тотемными животными, которые олицетворяют олицетворяют определенный клан или народ, а коллективное имеет преимущество над личным Эго. Образы живой природы - деревья, цветы; неживой - горы и озера. Фаллос. Иисус т.ж. стал результатом коллективной проекции людей на эту фигуру их собственных высших духовных самостей.

ИНДИВИДУАЦИЯ

Проявление Самости

Индивидуация, психологическое развитие - становление унифицированной, но одновременно неповторимой личности, индивидуальности, неделимого и целостного человека.

Индивидуация может закончиться неудачей. Человек может и в глубокой старости оставаться расколотым, лишенным единства, внутренне диссоциированным, до конца дней верить, что прожил социально и коллективно успешную, однако поверхностную жизнь.
Глубокое внутреннее единство на сознательном уровне на самом деле достигается редко не смотря на то, что стремление к нему безусловно, подкрепляется сильнейшим внутренним импульсом.

Возникновение Эго из глубин бессознательного - побуждаемое мощным инстинктом отделения (сепарация) от окружающего мира с целью более эффективной адаптации к внешнему окружению - приводит к отделению эго-сознания от бессознательной матрицы, из которой оно произошло. Эго имеет тенденцию становиться односторонним, самонадеянным. Когда это происходит бессознательное начинает компенсировать эту односторонность. Классической компенсацией являются сновидения. Функции компенсации - обеспечит баланс в психической системе.
С течением времени множество маленьких каждодневных компенсаций составляют паттерны, а эти паттерны ложатся в основу спиралевидного развития в направлении к целостности, которое Юнг и назвал индивидуацией.

Бессознательное компенсирует эго-сознание на протяжении всей жизни самыми различными путями - в оговорках, забывании или мистических откровениях; подстраивая несчастные случаи, катастрофы, влюбленности и нежданные удачи; подавая вдохновенные мысли и сумасбродные идеи, ведущие к пропасти.
В пожизненном самораскрытии, в индивидуации, ведущей силой является Самость, и психологический механизм, с помощью которого она проявляется в сознательной жизни, - это компенсация.

Во второй фазе индивидуации доминирующим паттерном является не выделение Эго из его фона и разотождествление с социальной средой, а объединение всей личности в целое. Актуальной задачей становится соединение Эго с бессознательным, где таится непрожитое человеком, его нереализованный потенциал. Становление тем, кем ты в потенциале уже являешься, только глубже и более осознанно.

Пять этапов развития сознания:

1) Мистическое соучастие. Связано с идентификацией человека с окружающим миром без осознания, что он находится в этом состоянии; сознание и объект, с которым оно идентифицируется, мистически слиты в единое целое. Здесь отсутствует осознание различия между индивидом и его восприятием. с одной стороны, и объектом, с другой.

Большинство людей связаны со своими семьями, по крайней мере, в начале жизни посредством мистического соучастия, которое основано на идентификации, интроекции и проекции. Это переплетение внутреннего и внешнего содержания. Младенец поначалу в буквальном смысле не способен различать, где заканчивается он сам, а где начинается его мать. Мир ребенка отличается высшей степенью единства. Однако в начале жизни это бессознательная целостность.

2) Проекции становятся более локализованными. В сознании возникает некое различение себя и других. Ребенок начинает осознавать определенные места, где его собственное телесное существо сталкивается с телесными объектами, начинает наблюдать за вещами и узнавать разницу между собой и объектом, а также различать объекты окружающего мира. Постепенно эта дифференциация между собой и другим, между внутренним и внешним нарастает и становится четче. Проекции фиксируются на определенным фигурах.
Некоторые объекты в этом мире становятся более важными и интересными, чем другие, потому что они поддерживают проекции и являются реципиентами (получателями) либидо.

Фактически на второй стадии развития сознания мишенями проекции становятся множество фигур в нашем окружении. Это дает людям и учреждениям возможность в сильной степени формировать наше сознание, заполняя его знаниями и мнениями и постепенно заменяя наш собственный опыт коллективными мнениями, ценностями и воззрениями. Таков процесс окультуривания и адаптации, происходящей в детстве и отрочестве.

Любовь и вступление в брак, как правило, связаны с сильными проекциями анимы и анимуса. Пока мы способны обольщаться, отдаваться духу приключений и романтики, рисковать всем за идею, мы продолжаем работать в проекциями на конкретные объекты внешнего мира.
И для многих развитие сознания на этом останавливается.
Такие люди продолжают постоянно проецировать позитивные и негативные качества психики на окружающий мир.

3) Уровень абстракции, относительно свободного от конкретного, - человек начинает осознавать, что носители проекции не совпадают с сам

Наши рекомендации