В режиме дня с детьми третьего года жизни
1. Воспитывать положительное отношение к процессам, связанным с едой, укладыванием спать, туалетом.
2. Проводить режимные моменты точно по режиму.
3. Постоянно закреплять ранее приобретенные умения и обучать новым умениям.
4. При проведении процессов воспитывать культурно-гигиенические навыки.
5. Воспитывать у детей правила поведения, связанные с тем или иным процессом.
6. Обучая детей умениям и навыкам, использовать разнообразные приемы: показ, прямая помощь, словесные указания и объяснение, напоминание.
7. Процессы проводить постепенно, не допускать, чтобы дети ожидали друг друга.
8. Учитывать индивидуальные способности и состояние ребенка в данный момент.
9. Относиться к каждому ребенку чутко, ласково и заботливо. Понимать настроение ребенка, учитывать его желания и потребности.
10. Использовать кормление, одевание и умывание в целях развития речи, движений, ориентировок в окружающем и формировании организационного поведения.
Методические правила проведения кормления:
1. При проведении кормления необходимо воспитывать следующие умения и навыки:
· Мыть руки перед едой;
· Принести стул и сесть за стол;
· Есть аккуратно, действовать преимущественно правой рукой, к третьему году держать ложку правильно;
· Есть с аппетитом все, что полагается;
· Есть первые и вторые блюда с хлебом;
· Самостоятельно доставать и пользоваться салфеткой.
Формирование правил поведения:
- не мешать во время еды другим детям;
- не выходить из-за стола, не окончив еды;
- уметь спокойно подождать, когда воспитатель занята другим ребенком;
- свои просьбы выражать словами;
- говорить спасибо после еды.
2. Процесс кормления детей должен проходить четко по указанному в режиме дня времени.
3. Перед едой дети должны играть в спокойные игры.
4. Детям начинают мыть руки только тогда, когда пища принесена в комнату. Няня моет 2-3 детям руки, и эти дети садятся за стол и начинают кушать.
5. Няня берет мыть руки первыми тех детей, которые ничем не заняты. Кроме того, первыми сажают детей, которые медленно едят, младших, ослабленных. Возбужденных детей сажают за стол последними, когда этому ребенку воспитатель и няня смогут уделить больше внимания.
6. Предложив ребенку идти мыть руки, няня следит и напоминает, чтобы ребенок убрал на место игрушки, с которыми он играл.
7. Подавая детям пищу, воспитатель должна следить, чтобы пища была красиво оформлена, сохранила свою характерную форму (котлетку, кусок запеканки не разминать), называть блюда, которые ставит перед ребенком, например: «Сегодня очень вкусная горячая гречневая каша» и т.д.
8. Второе, третье блюда ставятся сразу, как только ребенок съел первое.
9. Воспитатель следит за позой детей во время еды, напоминает о навыках, правилах поведения за столом.
10. Обращение не должно быть общим ко всем детям. Она обращается к небольшим группам, к отдельному ребенку, при этом говорит негромко.
11. Няня и воспитатель следят, чтобы за столами детей в процессе еды всегда было чисто.
12. Докармливает детей воспитатель или няня, сидя на стульчике с правой стороны от ребенка, не ложкой ребенка, а чистой ложкой.
13. Ребенок, как только поел, выходит из-за стола, говорит «спасибо» и идет играть.
14. Подготавливаясь к обеду, воспитатель привлекает некоторых детей (детей-дежурных) к помощи: поставить стульчики, тарелочки на столы.
15. Дети должны пользоваться матерчатыми салфетками. Салфетки закладываются за ворот рубашки, платья или завязываются. Со второй половины 3-го года жизни дети пользуются бумажными салфетками.
Воспитатель должна следить, чтобы дети пользовались салфеткой во время еды по мере загрязнения. Во время кормления детей няня также принимает участие в раздаче пищи детям, выполняя это методически правильно.
Методические правила проведения одевания и раздевания:
1. В процессе организации одевания и раздевания детей необходимо воспитывать следующие умения и навыки:
- научить детей самостоятельно снимать одежду, обувь;
- расстегивать и застегивать пуговицы спереди;
- развязывать шнурки у ботинок;
- знать порядок раздевания и аккуратно складывать снятую одежду;
- самостоятельно надевать на себя одежду и обувь в нужном порядке.
Формирование правил поведения:
- начав раздеваться, не отвлекаясь игрой;
- аккуратно убирать одежду;
- помогать товарищам, соблюдать тишину в спальне;
- развивать ориентировку в окружающем;
- знакомить с различными свойствами и качествами предметов;
- обогащать словарь и т.д.
2. Перед укладыванием на сон дети должны быть спокойны, воспитатель организует спокойные игры.
3. Укладывание детей на сон проводится постепенно, приглашается 5-6 детей в спальню.
4. Приглашать спать первыми надо детей более младших или физически слабых, которые быстро утомляются, кто дома плохо спал.
5. Спокойно засыпающих детей надо укладывать первыми, а кто проявляет активность – последними.
6. Возбужденного ребенка следует прежде успокоить, а потом укладывать спать.
7. Во время раздевания детей воспитатель и няня одновременно следят за несколькими детьми: одному помогают , другому подсказывают, с чего надо начать раздеваться, третьему предлагают обратиться за помощью к товарищу и т.д. Должны постоянно побуждать детей к самостоятельности.
8. Раздеваться ребенок должен в определенном порядке: снять платье, туфли, штанишки, колготки. В обратной последовательности одеваться.
9. Любой ребенок, как только он проснулся, должен встать, одеться и самостоятельно начать играть.
10. Если ребенок просыпается медленно и некоторое время после сна бывает вялым, то нельзя громко говорить, тормошить его. Нужно дать ему немного полежать, ласково поговорить с ним, вызвать у него желание встать.
11. Во время сна детей в спальне обязательно должен находиться взрослый.
12. Ребенок дожжен спать днем не менее 2,5 часа.
Методические правила проведения умывания:
1. При умывании детей необходимо воспитывать следующие умения и навыки:
· Обучать детей , не обливаясь, с помощью взрослого мыть лицо и руки; самостоятельно вытирать их только своим полотенцем и знать его место;
· Использовать процесс умывания для развития речи и ориентировки в пространстве.
2. Первыми направляют умываться тех, кто медленно ест, с плохим аппетитом, кто сам намеривается идти.
3. Перед умыванием воспитатель засучивает рукава детям.
4. Одновременно няня умывает 2-3 детей, не торопясь, давая детям возможность умыться самостоятельно.
Методические правила поведения высаживания, туалета:
1. Закреплять умение проситься на горшок.
2. Прививать элементарные культурно-гигиенические навыки:
· Пользоваться только индивидуальными предметами ухода (своим носовым платком, полотенцем, горшком);
· Замечать грязное лицо и непорядок в одежде (спущенные колготки, оторвавшуюся пуговицу);
· Вытирать самому нос.
Обязательно высаживать всех детей перед дневным и ночным сном, перед прогулкой, среди дня – индивидуально.