Методика проведения общеразвивающих упражнений и подвижных игр
А. В. НЕЧАЕВ, О. А. ОБИДОВА
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ И ПОДВИЖНЫХ ИГР
Учебно-методическое пособие
Коломна
УДК 796.0 (075.8) Рекомендовано к изданию
ББК 75.1 я 73 редакционно-издательским Н 59 советом МГОСГИ
Рецензенты:
Прокудин Б. Ф., кандидат педагогических наук, профессор
Бисарнов В. И., директор МОУ ДОД ДЮСШ, заслуженный работник образования Московской области, заслуженный тренер РСФСР
Нечаев А. В.
Н 59 Методика проведения урока физической культуры: учебно-методическое пособие / А. В. Нечаев. – Коломна: Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, 2010. – 135 с.
Учебно-методическое пособие представляет собой системное изложение методического материала по основам методики проведения урока физической культуры студентами гуманитарных вузов.
Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов гуманитарных вузов, преподавателей средне специальных и высших учебных заведений, учителей физической культуры.
УДК 796.0 (075.8)
ББК 75.1 я 73
© А. В. Нечаев, 2010
© ГОУ ВПО «Московский государственный
областной социально-гуманитарный
институт», 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | |
Глава 1. Значение общеразвивающих упражнений | |
1.1. Характеристика и классификация общеразвивающих упражнений | |
1.2 . Основы терминологии | |
1.3 . Правила записи | |
1.4 . Конструирование | |
1.5 . Составление комплексов | |
1.6 . Методика выполнения | |
Глава 2.Строевые упражнения | |
Глава 3. Основные исходные положения | |
Глава 4. Основные движения | |
Глава 5. Общеразвивающие упражнения | |
5.1 Упражнения без предметов | |
5.2 Упражнения с предметами | |
Глава 6. Подвижные игры в подготовительной части урока физической культуры | |
Литература | |
Приложения | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В каждом современном высшем учебном заведении, вне зависимости от его профиля, уделяется большое внимание физическому развитию и совершенствованию будущего специалиста.
На современном этапе для высшей школы, наряду с основной ее задачей подготовки высокопрофессиональных специалистов, большую значимость приобретают задачи воспитания физически и нравственно здоровых людей и мотивации к здоровому образу жизни.
Данное методическое пособие будет способствовать более эффективному овладению студентами программы по предмету физическая культура. Материалы методического пособия адаптированы для студентов, не имеющих специальных знаний в области физической культуры. В доступной форме представлены рекомендации по подбору и построению занятий, по составлению и выполнению комплексов физических упражнений, которые помогут студентам ориентироваться в многообразии современных технологий по повышению физической подготовленности, расширить базу для приобретения новых форм двигательной деятельности, а это необходимое условие успешного овладения будущими профессиями.
Методические рекомендации данного издания могут быть использованы как преподавателями на занятиях по физической культуре, так и студентами для самостоятельных занятий и организации досуга.
Данное методическое пособие предназначено для студентов 3–4 курсов, обучающихся по всем специальностям, и является составной частью научно-методического обеспечения учебного процесса на кафедре физического воспитания МГОСГИ, а также для преподавателей средне-специальных и высших учебных заведений, учителей физической культуры.
Основы терминологии
Для того чтобы назвать положение тела или движения, входящие в состав упражнения, требуется знание специальных терминов. Сначала необходимо указать основной термин, определяющий конкретную группу положений тела, а затем дополнительные, уточняющие особенности движения. При этом следует помнить, что любой термин уже предусматривает определенную технику выполнения движений, а при отклонениях от традиционного выполнения необходимо указать уточняющие детали. Например, термин «Руки в стороны» подразумевает, что руки должны быть прямыми, ладони вниз, пальцы вместе. Если же надо назвать положение, отличное от этого, следует его уточнить: «Руки в стороны, ладонями кверху, пальцы врозь». При одновременном движении несколькими частями тела принято называть их снизу вверх. Например: «Шаг правой вперед, руки к плечам, поворот головы направо».
Если движение выполняется кратчайшим путем, достаточно назвать, лишь конечное положение. Если же движение осуществляется более сложным образом, используются дополнительные термины, уточняющие движение и конкретизирующие его направление. Например, «Дугами вперед руки в стороны». Это значит, что вначале руки движутся вперед, а уже потом переходят в положение в стороны. При обозначении многих движений бывает необходимо указать способ их выполнения, например: «Шагом вправо стойка ноги врозь» или «Прыжком стойка ноги вместе».
Общепринятыми терминами основных положений тела, используемых в ОРУ, являются следующие:
Стойки
основная стойка широкая стойка стойка скрестная
стойка ноги врозь ноги врозь, руки ноги врозь стойка
на пояс правой
стойка стойка на стойка на стойка на левой,
на коленях левой, правая правой, левая правая в сторону,
согнута вперед, вперед руки на пояс
руки на пояс на носок
Упоры
упор присев упор сидя упор стоя упор лежа
упор лежа сзади упор лежа упор лежа упор стоя на
правым боком на бедрах коленях
Послеобозначения положения основным термином к нему добавляются термины дополнительные, для уточнения положения частей тела, например: стойка на левой, правая согнута назад, руки за голову.
Положения рук
руки вниз вперед вверх в стороны назад
Руки в в стороны вперед- вперед- на пояс
стороны-книзу кверху книзу кверху
руки к плечам на голову за голову за спину
перед грудью
Правила записи
Существуют три формы записи ОРУ:
1. обобщенная запись;
2. конкретная терминологическая запись;
3. графическая запись.
Обобщенная записьупражнений предусматривает запись только их названия, возможных направлений выполнения, исходных и конечных положений, без конкретизации движения по счетам. Например:
«Наклоны вперед и назад», «круговые движения руками», «сгибания – разгибания рук в упоре лежа». Такая запись используется при составлении всевозможных учебных пособий, программ, рабочих планов.
Конкретная терминологическая записьприменяется при непосредственной подготовке к занятию и составлении конспектов. Она подразумевает точную запись упражнений по счетам. Например:
И.п. – основная стойка
1 – наклон вперед прогнувшись, руки за голову;
2 – присед, руки вперед;
3 – наклон вперед, коснуться руками пола;
4 – и.п.
Графическая записьиспользуется для наглядности и быстроты либо как иллюстрация к терминологической, либо взамен ее. Она предусматривает изображение движений каждого счета схемой – рисунком. Например:
И.п. 1 2 3 4
При записи комплексов упражнений принято обозначать название комплекса, например «Комплекс ОРУ с набивным мячом», давать порядковый номер упражнения и его терминологическую или графическую запись. При записи комплексов по форме конспекта урока даются соответствующие каждому упражнению записи в графах «содержание», «дозировка» и «методические приемы», например:
Таблица 1.
Содержание | Дозировка | Методические приемы | ||
1. | И.п. – о.с. 1 – 2 – встать на носки, дугами нару-жу руки вверх 3 – 4 – и.п. | 8 раз | Совмещенное объяснение и показ. Темп подсчета медленный. Дать указание о вдохе и выдохе. | |
2. | И.п. – стойка руки на пояс 1 – наклон прог-нувшись, руки в сторо-ны, 2 – упор присев, 3 – упор сидя, 4 – и.п. и так далее | 10 раз | Показ. Повернуть группу на пол-оборота. Постепенно уве-личивать темп подсчета. | |
Запись ОРУ в соответствии с устоявшимися правилами дает следующие преимущества:
1. компактность записи;
2. облегчение взаимопонимания специалистов.
Однако следует учитывать, что при объяснении упражнений в ходе работы с неспециалистами злоупотреблять терминологией неуместно. Для достижения взаимопонимания можно использовать дополнительные пояснения, адаптировать специальную терминологию к уровню восприятия занимающихся.
Конструирование
Процесс составления ОРУ с полным основанием можно назвать конструированием. Преподаватель, подобно конструктору, выбирает из огромного количества возможных движений (заготовок) нужные для решения конкретных педагогических задач и компонует их рациональным образом в целостное упражнение. Представим в общих чертах ход этого процесса.
Исходная база конструирования упражнений – анатомически возможные движения в суставах: сгибания и разгибания, отведения и приведения, пронация и супинация, вращения. Движения отдельных частей тела ограничены, а их сочетания практически безграничны.
В основе конструкторской деятельности преподавателя по составлению упражнений должна быть цель (для конкретного ОРУ – качественное воздействие с требуемой направленностью на заданные мышечные группы). Эта цель, как правило, должна сопровождаться сопутствующими задачами: формировать и совершенствовать двигательную функцию, удовлетворять эстетические потребности человека (красота движений, эмоциональность).
Непосредственное конструирование упражнения можно представить в следующей последовательности.
1. Определение исходного положения.Исходное положение – это стержень, на который нанизываются движения. Оно определяет взаимное расположение звеньев тела, а от этого зависят направление, амплитуда, степень мышечных усилий при выполнении движения.
Рассмотрим три разновидности исходных положений:
а) так называемые «изолирующие» положения, содействующие закреплению тех частей тела, которые не должны принимать участия в движении. Например, сед верхом на скамейке почти исключает движения в тазобедренных суставах, что выгодно для «изолированных» поворотов туловища;
б) положения, изменяющие форму и величину опорной поверхности. Например, одно и то же движение – наклон – можно выполнить из стойки, стойки ноги врозь, стойки на коленях, из седа, из упоров, из висов стоя. Изменение опорной поверхности изменяет направленность и величину мышечных усилий при выполнении движений;
в) положения, изменяющие величину плеча силы тяжести той или иной части тела – различные положения рук, удлиняющие плечо силы тяжести и тем самым увеличивающие степень напряжения мышц. Так, например, поднимать туловище из положения «лежа на спине» в сед в положении «руки вверх» труднее, чем используя руки, поставленные на пояс.
2. Определение движений.Движения можно подразделить на:
а) изолированные – движения одной частью тела при фиксации остальных. Например:
И.п. 1 2 1 2 1 2
Простейшие ОРУ строятся на одном изолированном движении.
б) сочетание изолированных движений – последовательные движения разными частями тела. Например:
И.п. 1 2 3 4
И.п. 1 2 3 4
в) совмещение движения – одновременные движения несколькими частями тела. Например:
И.п. 1 2 3
И.п.
И.п. 1 – 2 3 – 4
г) сочетание совмещенных движений – последовательное выполнение различных совмещений. Например:
И.п
И.п. 1 2 3 4
И.п.
3. Уточнение распределения движений по счетам.Распределять движения в ОРУ принято на 4 или 8 счетов для удобства их выполнения с музыкальным сопровождением. На последний счет упражнения целесообразно принять исходное положение, иначе упражнение будет неудобно повторять.
4. Уточнение характера движений(напряженно, расслабленно, плавно, резко), темпа выполнения, ритма и амплитуды движений.
Составление комплексов
ОРУ редко применяются изолированно. Поэтому преподаватель постоянно сталкивается с необходимостью составлять различные комплексы ОРУ. Прежде чем приступить к подбору упражнений в комплекс, нужно точно определить его целевое назначение. Он может быть предназначен для общей или специальной разминки, для комплексного или направленного развития двигательных качеств (силы, гибкости, выносливости, координации движений), для формирования осанки, для решения задач восстановления, для обучения конкретным двигательным действиям и т.п. Второе, что нужно знать при подборе упражнений – контингент занимающихся, их возраст и уровень подготовленности.
Зная, для чего и для кого составить комплекс, остается решить еще два вопроса: какие упражнения включить и в какой последовательности. Ответить на эти вопросы можно просто: включать наиболее эффективные упражнения, в физиологически рациональной последовательности. Но для реального воплощения этих ответов требуются обширные теоретические знания и личный двигательный опыт. Нужно владеть большим объемом упражнений и творчески подходить к их использованию.
Рассмотрим общие методические рекомендациипо составлению разминочных комплексов в уроках основной гимнастики:
1. упражнения, включенные в комплекс, должны быть направлены на решение задач урока;
2. содержание упражнений должно соответствовать уров-ню подготовленности, полу и возрасту занимающихся;
3. упражнения необходимо подбирать так, чтобы они ока-зывали всестороннее воздействие на занимающихся и обеспечивали развитие основных физических качеств. Упражнения должны способствовать формированию правильной осанки и овладению умением управлять своими движениями;
4. упражнения должны следовать одно за другим в соответствии с принципом постепенного нарастания нагрузки. Целесообразно начинать с наиболее легких и простых, связанных с движениями отдельных частей тела, затем рекомендуется включать комплексные упражнения, дающие нагрузку большим группам мышц;
5. необходимо чередовать упражнения так, чтобы в работу включались последовательно разные части тела. Поочередная работа различных частей тела повышает эффективность мышечных усилий и создает оптимальные условия для отдыха работавших мышц;
6. упражнения силового характера должны предшествовать упражнениям на растягивание. После напряженной работы целесообразно выполнять упражнения на расслабление.
К конкретной последовательностиупражнений в комплексах существуют разные подходы:
1. проработка мышечно-связочного аппарата сверху вниз (руки, плечевой пояс, шея, туловище, тазовый пояс, ноги);
2. аналогичная проработка, но снизу вверх;
3. переход от движений в мелких суставах к движениям в более крупных (кисти – стопы, локти –колени, плечи – таз, позвоночник);
4. работа по типу серий «руки – ноги – туловище» (3-5 серий), каждый раз изменяя направленность воздействия;
5. строгое следование «типовой схеме» с конкретным перечнем направленности воздействия упражнений.
Такое разнообразие подходов свидетельствует, с одной стороны, об очень широких возможностях ОРУ, а с другой – о недостаточной изученности воздействия комплексов различных видов построения на решение конкретных педагогических задач. Следует признать целесообразность 1-го, 2-го и особенно 3-го подходов в случаях, когда в рамках решения гигиенических задач проводится так называемая суставная гимнастика, целью которой является тщательная проработка всех суставов. А при проведении разминки в уроках основной гимнастики, когда требуется решение сразу многих педагогических задач за короткое время, следует придерживаться 4-го и 5-го вариантов. К выполнению комплексов ОРУ приступают после предварительной общей функциональной разминки с включением разновидностей ходьбы и бега.
Типовая схема № 1 | Типовая схема № 2 |
1. Упражнения типа потягивания (для выпрямления позвоночника, активизации дыхания). 2. Упражнения для мышц ног (приседания). 3. Упражнения для мышц туловища в переднезаднем направлении (наклоны вперед и назад). 4. Упражнения на силу мышц рук. 5. Упражнения для косых мышц туловища (наклоны в стороны, повороты, вра-щения). 6. Комплексные упражнения, в положениях сидя (лежа) с включением в работу мышц живота, мышц спины. 7. Упражнения на растягивание. 8. Прыжки с переходом на ходьбу. | 1. Потягивания с выпрямлением и прогибанием. 2. Круговые и маховые движения руками. 3. Приседания. 4. Наклоны туловища вперед, назад, в стороны, круговые движения туловища. 5. Наклоны и круговые движения головой. 6. Сгибания и разгибания рук в упоре лежа. 7. Поднимание ног в положениях сидя и лежа (или поднимание туловища при закрепленных ногах). 8. Махи ногами вперед, назад, в стороны. 9. Многократные прыжки (подскоки). 10. Ходьба и бег на месте. |
При обучении составлению комплексов ОРУ в рамках курса «Гимнастика» студентам обычно рекомендуют пользоваться типовыми схемами. На кафедре гимнастики Академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта принята типовая схема № 1. Но она отнюдь не является единственно возможной. В частности, кафедра гимнастики Московской Академии физической культуры рекомендует использовать типовую схему № 2 (см. С. 20).
Следует иметь в виду, что для полноценной разминки желательно включение нескольких (2 – 3) упражнений в каждый из этих пунктов.
Принципиальных различий построение двух приведенных схем не имеет, а отдельные несовпадения объясняются, по-видимому, лишь устоявшимися традициями. Не следует забывать, что подобные схемы во многом условны, а окончательно установленных правил составления комплексов ОРУ нет и быть не может, так как очень разнообразен круг решаемых с их помощью задач и условий проведения занятий.
Методика выполнения
Естественные, взятые из жизни движения превращаются в гимнастические упражнения за счет их стилизации и строгой регламентации поз и движений в соответствии с принятыми в гимнастике традиционными нормами (прямые руки и ноги, оттянутые носки, четкие исходные и конечные положения). Отклонения от этих норм ведут не только к нарушениям эстетического восприятия упражнений, но и к расплывчатости, а иногда и к ликвидации воздействия, предполагаемого их содержанием. Вот почему такие отклонения в исполнении рассматриваются как ошибки, а действия преподавателя направляются на их предупреждение и исправление.
Обучение ОРУ ведется в соответствии с дидактическими принципами сознательности и активности, доступности, наглядности, системности. В зависимости от контингента занимающихся и решаемых задач используются разнообразные организационные формы и приемы проведения упражнений.
Простейшие упражнения, с которых следует начинать обучение, строятся на изолированных движениях и их сочетаниях. В дальнейшем, по мере совершенствования двигательной функции, упражнения усложняются путем подключения различных совмещенных движений.
В методике выполнения ОРУ можно выделить следующие группы приемов:
1) приемы, направленные на целесообразное размещение группы для выполнения упражнений;
2) приемы обучения упражнению, создания представлений о нем;
3) приемы непосредственного проведения упражнение (по-дача команд для начала и окончания упражнения, под счет);
4) приемы исправления ошибок;
5) приемы активизации внимания при выполнении упраж-нений.
Рассмотрим основные из названных групп приемов:
1. Чтобы рационально разместитьгруппу для выполнения ОРУ, необходимо владеть основами построений, перемещений, перестроений и размыканий из раздела курса гимнастики «Строевые упражнения». Следует учитывать, что конкретный порядок построения зависит от содержания комплекса ОРУ. Ниже приводятся различные варианты построения группы для выполнения ОРУ:
а) без предмета или с предметом:
б) в сцеплении:
в) двоем:
г) по гимнастической скамейке:
д) на гимнастической стенке:
Прежде чем приступить к проведению упражнений следует всегда проверить, правильно ли выбраны интервалы и дистанция, так как неудобство построения затрудняет контроль преподавателя за выполнением, провоцирует искажения техники движений и даже травмы. Для быстрого устранения недостатков построения следует, использовать перемещения отдельных шеренг (колонн) на нужное количество шагов вправо, влево, вперед, назад и размыкания по распоряжению. Эффективным бывает поворот строя на пол-оборота (в диагональ).
В построении важно учитывать психологические моменты, зависящие от особенностей контингента и места занятий (элемент неудобства в разнополых группах, если девочки окажутся впереди мальчиков; отвлекающие моменты, если в зале работают другие группы и т.п.). Следует так построить группу и так выбрать место для показа и объяснений, чтобы всем было удобно.
В урочных формах занятий ОРУ могут выполняться:
1) всеми одновременно – фронтальная организация;
2) по группам – групповая организация;
3) по одному – индивидуальная организация.
Во многих случаях целесообразно применение ОРУ с помощью кругового (строго дозированная работа на станциях по карточкам) или поточного (последовательное выполнение серии упражнений одного занимающегося за другим) методов организации.
2. ПриобученииОРУ используют три основных методических приема:
а) объяснение, при котором преподаватель говорит, что и на какой счет надо делать;
б) показ, при котором преподаватель, не объясняя, показывает движения каждого счета;
в) совмещенное объяснение и показ. Преподаватель демонстрирует движения каждого счета, одновременно называя эти движения. Показывать упражнения, стоя лицом к группе, следует зеркально, то есть говорить «вправо», а делать влево.
Обучение всеми тремя способами можно проводить, не подключая занимающихся к действию, пока не будет дана команда «Упражнение начинай!». Пока преподаватель объясняет упражнения, занимающиеся просто внимательно следят за ним. Однако с точки зрения затрат времени, этот способ не очень эффективен. Предпочтительнее использовать метод, при котором преподаватель, обучая, сразу добивается качественного выполнения движений каждого счета. Такой метод обучения ОРУ называется «по разделениям».Обучать ОРУ по разделениям можно, используя все три вышеназванных приема. Отличие состоит в том, что после того как названо (или показано, или названо и показано) движение каждого счета, преподаватель дает команду: «Делай – раз (два, три)!» и проверяет качество выполнения движения. Таким образом, к началу выполнения упражнения под счет или музыкальное сопровождение, оно уже опробовано занимающимися. В практической работе команда «Делай!» часто заменяется конкретными распоряжениями, например: «Присядьте – раз, встаньте – два, наклонитесь вперед – три, примите исходное положение – четыре!».
Выбор методического приема для обучения упражнению зависит от содержания упражнения и задач, которые ставит преподаватель. Так, для активизации внимания целесообразно использовать объяснение без показа; для повышения двигательной плотности при выполнении знакомых упражнений – показ; для тщательного изучения движений – совмещенный метод. Следует признать наиболее эффективным при обучении упражнениям метод «по разделениям».
3.ДлявыполненияОРУ дается команда «Упражнение начи-най!»,которая делится на предварительную «Упражнение начи-»и исполнительную «най!». После этого следует подсчет или музыкальное сопровождение. Подсчетом преподаватель задает темп исполнения, его характер, стимулирует исполнение отдельных движений, интонацией показывает окончание выполнения. Подсчет ведется на 4 или на 8 счетов, он должен быть четким и эмоциональным. Для окончания выполнения вместо последнего счета дается команда «Стой!» или распоряжение – «Закончить упражнение». Выбор команды или распоряжения зависит от исходного положения (если при окончании упражнения занимающиеся остаются в положении лежа, логичнее сказать «Закончить упражнение», чем «Стой»).
В практике широко принято пользоваться настраивающим сигналом «И» перед тем, как начать подсчет. В этом случае команда «Упражнение начи-най» излишня. Сигналом для окончания упражнения может служить соответствующая интонация подсчета.
Если исходное положение для выполнения упражнения отлично от основной стойки, то прежде чем давать команду для начала выполнения, необходимо дать команду: «Исходное положение принять!» или распоряжение «Принять исходное положение» в случаях, когда его невозможно принять быстро.
При выполнении односторонних упражнений сначала необходимо указать сторону, куда оно будет выполняться. Например: «Влево упражнение начи-най!» или «С правой ноги упражнение начи-най!».
4.Исправлять ошибки,возникающие по ходу выполнения, можно либо прекратив выполнение упражнения, либо дав команду «Стой!» или «Отставить». В этом случае применяются такие приемы, как подсказ, подсказывающий показ, не прерывая подсчета. Указания даются в темпе выполнения, вместо какого-либо счета. Например: «Раз – два – прямая нога – четыре», «Наклон – выпрямиться – присед – четыре». Пользоваться указаниями и подсказом важно не только для исправления ошибок, но и для их профилактики в ключевые моменты упражнения.
Очень хорошим приемом при проведении ОРУ следует признать подсказ движений вместо подсчета в начале исполнения упражнения. Например, после подачи команды для начала упражнения преподаватель в темпе подсчета говорит: «Руки в стороны – вверх – наклон – выпрямиться – «И» – раз – два – три – четыре». Подсказ помогает быстрее запомнить последовательность движений в упражнении.
В случае если упражнение плохо понято, целесообразно после остановки повторить его по разделениям.
Контроль за качеством выполнения упражнений – важнейшее условие адекватности их воздействия, так как неточное выполнение движений по направлению, амплитуде, скорости, степени мышечных напряжений приводит к искажению смысла упражнений. Поэтому преподаватель постоянно должен фиксировать внимание занимающихся на неточностях и добиваться качественного исполнения упражнений. Отличным методом самокоррекции движений является работа перед зеркалом. Приучаясь выполнять движения точно, занимающиеся вырабатывают мышечные ощущения, позволяющие им управлять своим телом в точном соответствии с задачами и с так называемым «гимнастическим стилем» (хорошая осанка, красота линий, законченность движений).
5. Дляактивизации вниманиязанимающихся при выполнении упражнений можно применять следующие приемы:
а) выполнение упражнений при различном размещении занимающихся. Например, если группа построена в колонну по три, преподаватель поворачивает одну колонну направо, другую налево, третью кругом. Это способствует воспитанию внимательности и сосредоточенности у занимающихся;
б) выполнение упражнений с закрытыми глазами. Например, чередуя – одно выполнение обычно, другое – закрыв глаза»;
в) включение на последние счеты упражнений перестроений (поворотов, смены мест колонн или шеренг), например:
прыжок
И.п. 1 2 3 4
И.п. 1 2 3 4
г) выполнение упражнений с фиксацией отдельных положений, например:
И.п. И.п.
И.п. 1 – 7 8 И.п. 1 – 3 4
д) включение в упражнения хлопков руками или других контрольных ориентиров, например:
И.п. 1 2 3 4
И.п. 1 2 И.п. 1 2
И.п. И.п.
1 – 2 3 – 4
е) изменение ритма движений в ходе одного и того же упражнения, Например: И.п. – о.с.; 1 – руки вперед, 2 – руки в стороны, 3 – пауза, 4 – руки вниз, 5 – руки вперед, 6 – пауза, 7 – руки в стороны, 8 – и.п.
ж) чередование выполнения упражнений в разном темпе (каждое движение на два счета – на один счет – вновь на два счета);
з) чередование выполнения упражнений с подсчетом и без него;
и) применение игрового сигнала типа «запрещенная поза». Преподаватель перед началом комплекса оговаривает сигнал (положение), при котором все занимающиеся должны принять определенную позу (например, упор присев) или выполнить другое задание. Определяется шеренга (колонна) – победитель.
Принято выделять три способа выполнения комплексов ОРУ: раздельный, поточный и проходной.
При раздельном способе каждое упражнение комплекса выполняется после паузы, во время которой преподаватель объясняет следующее упражнение, пользуясь одним из званных выше приемов обучения.
При поточном способе проведения комплекса все упражнения выполняются без перерывов. Каждое следующее упражнение начинается непосредственно за предыдущим, подсчет или музыкальное сопровождение не прерываются, при таком способе проведения упражнений преподаватель пользуется показом, подключая необходимости и прием подсказа движений. В начале комплекса следует дать команду: «Вместе со мной упражнение начи-най!». Для перехода к каждому следующему упражнению на последнем исполнении предыдущего дается указание «Последний раз», а вместо последнего счета называется и одновременно принимается новое исходное положение. Если исходное положение не изменяется, вместо последнего счета дается настраивающий сигнал «И». Затем идет подсчет и выполнение следующего упражнения. Удобно также пользоваться распоряжением «Внимание на последнем выполнении упражнения и «Можно!» – с началом следующего.
Не забывайте продумывать логичность переходов с одного упражнения к другому. Поточный способ провес очень эмоционален, экономичен по времени, но требует особо тщательной подготовки преподавателя.
Разновидностью поточного способа проведения упражнений может быть серийно-поточный способ, при котором поточно проводятся серии из нескольких упр