Разнообразие видов обеспечивает наше выживание, а мы теряем его
Сейчас происходит резкое сокращение разнообразия видов, что проявляется как в экологической, так и в экономической системах.
В середине 1996 года во многих западных штатах произошло отключение электроэнергии, оставив миллионы людей без электричества на протяжении почти целого дня. Больницы вынуждены были переключиться на экстренное энергоснабжение, в сотнях городах люди застряли в лифтах, потели без кондиционеров, в то время как температура на улице превышала 100 градусов по Фаренгейту. Оказалось, что авария западной энергосети произошла потому, что несколько деревьев в Орегоне неправильно кронировали. В особенно жаркий день некоторые линии высокого напряжения стали растягиваться и провисать, таковы свойства металла при нагревании. Они повисли на деревьях и линии закоротило, выбив из строя часть северозападной энергосети. Поскольку эта сеть также предоставляла дополнительные мощности для регионов Калифорнии и Невады, потеря этих мощностей перенагрузила и повредила их системы. Каждый раз, когда их пытались снова подключить, они вновь отключались, до тех пор, пока инженерам не удалось найти те самые деревья и восстановить систему Орегона.
Такой эффект домино демонстрирует, как небольшое изменение в одной части сложной системы способно спровоцировать огромные перемены повсюду. Это уже давно известно инженерам по электричеству: именно так транзисторы способны превратить слабый ток от иглы фонографа в разрывающий уши звук из колонок. Однако большинство людей не понимают, насколько уязвимым это делает человека и экосистемы.
Когда системы небольшие, локальные и обладают широким разнообразием, они относительно устойчивы к сбоям
Когда люди обогревались дровами, использовали солнечный свет и свечи для освещения, выращивали урожаи для собственного потребления и охотились на своих территориях, проблемы в одной части страны едва ли затрагивала другую ее часть.
Точно так же, когда люди выращивали и потребляли разнообразные продукты, на них несильно влияло исчезновение одного из видов. Но в Ирландии, отдавшей предпочтение картофелю как основной посевной культуре, неурожай 1846 года привел к масштабному голоду.
Америка (и большинство других стран мира) вовлечены в процесс централизации производства и услуг. В то время, как на территории только Северной Америки произрастают 15 000 известных растений, преобладающее число американцев потребляют менее 30 видов растений в среднем за год и менее 50 за всю свою жизнь. Огромные поля засевают одной (обычно, гибридной) культурой, и оно становится огромной чашкой Петри – лакомым кусочком для какой-нибудь инфекции.
Основную часть наших продуктов питания производит небольшое количество огромных корпораций*. Эти фирмы держат нашу жизнь в своих руках. Само собой, они в курсе дела, поэтому позаботились о том, чтобы многие гибриды не давали потомства, и фермерам пришлось покупать у них новые семена каждый год. (Если вам сложно в это поверить, поразмыслите над этим: за последние несколько лет компании, продающие семена, подали в суд за кражу на нескольких фермеров, которые оставили семена из собственного урожая для возобновления посевов в следующем году).
Согласно мнению Ричарда Лики, нормальный, или «фоновый», темп исчезновения видов – один вид каждые четыре года. Этот фоновый темп исчезновения оставался стабильным в течение более 300 миллионов лет – планета теряла в среднем 25 видов каждый век или 250 видов каждое тысячелетие, вплоть до этого века.
Теперь, при существующем темпе разрушения человеком планетарной экосистемы, Земля утратила почти четверть всех видов растительной и животной жизни с тех пор, как появился человек.
Из-за присутствия на планете более 5 миллионов человек мы теряем от 17 000 до 100 000 видов в год (в зависимости от того, какой источник статистики вам попадется): за последние 5 миллиардов лет такое случалось всего 5 раз (в последний раз – когда вымерли динозавры).
Это, говорит Лики, подходит под определение массового вымирания, и полностью нарушает природный баланс.
И с полной уверенностью заявляет, что вскоре и животное на вершине пирамиды, которое стало причиной исчезновения поддерживавших и кормивших его видов, само столкнется с массовым вымиранием, если положение вещей не изменить радикально и быстро.