Понятие внешнего облика человека.
Из истории этикета мы знаем, что «одеваться надо так, чтобы говорили, не как он одет, а какой он джентльмен». Умение одеваться лишь внешний атрибут внутренней культуры, но встречают все же по одежке, и культурному человеку необходимо это учитывать.
Искусство одеваться - это не мода, мода не может поколебать правила одежды — они остаются постоянными, несмотря на течение времени. Общие положения этих правил таковы:
· лучше одеваться проще, чем с претензией;
· одежда должна соответствовать: возрасту, месту, времени года и характеру события;
· платье должно быть чистым, опрятным, выглаженным, а обувь начищенной;
· в торжественных случаях лучше предпочесть неброский костюм, но все вещи должны быть безукоризненно сшиты;
· вещи в комплекте должны гармонировать (цвет сумочки, перчаток и обуви должен быть одинаков).
Одежда функциональна, она делится на: домашнюю, для улицы, деловую, торжественную, спортивную. Еще одежду можно классифицировать по времени суток: для утра, для дня и для вечера.
Кроме того, говоря о эстетике одежды, часто используют такие термины, как внешний облик, внешний вид, мода, престиж, стиль и т.д.
Внешний вид - совокупность деталей внешности, одежды, походки, жестов, прически, косметики и т.д.
Внешний облик – понятие более емкое, чем внешний вид, это совокупность душевного склада, особенностей характера, воспитания и внешнего вида человека.
Стиль– единство основных особенностей, отличительных черт.
Престиж – авторитет, влияние.
Мода – предлагает в качестве приоритетных стили, создающие представление о прекрасном, свойственное данной эпохе.
Таким образом, можно сказать, что внешний вид, а вместе с ним и внешний облик, преломляясь сквозь призму моды, образуют стиль данной эпохи, который, в свою очередь, оказывает влияние на внешний вид и впоследствии на внешний облик. Лучше всего эти трансформации прослеживаются в истории костюма.
По этапам развития одежду можно разделить на: не шитую, шитую и комбинированную или кроенную
Одежда всегда, на протяжении всего своего существования, выполняла ряд функций, а именно:
1. Утилитарную – защищала от негативных воздействий окружающей среды;
2. Знаковую – давала возможность подчеркнуть имущественные и социальные различия между людьми;
3. Эстетическую – давала возможность изменить внешний вид, т.е. скрыть определенные недостатки и подчеркнуть достоинства.
История костюма
Древнейшими очагами человеческой культуры и цивилизации были Древняя Греция и Рим, где сформировалось особое представление о человеческой красоте, связанное с идеей гармоничности, пропорциональности человеческого тела, соразмерности мира и человека. В Древнем Риме костюм стал символом классового разделения людей. Методы изготовления одежды остались теми же, что и в Греции, но усложнились ношение и драпировка ее. Принадлежностью женского костюма были сложные золотые украшения. Существенно усложнились в это время и женские прически — они высоко вздымались вверх в виде кокошника, для чего приходилось применять металлический каркас. Мода на светлые и рыжеватые шевелюры заставляла не только осветлять волосы известковой водой, но и использовать белокурые косы рабынь северянок. Патрицианки кроме сандалий носили полусапожки и башмаки из кожи.
После падения Римской империи продолжала существовать могущественная Византия, которая испытывала значительное влияние со стороны восточной культуры. С усилением роли церкви в обществе в костюме стали все более утверждаться знаки церковной символики. Христианская церковь объявила тело «сосудом дьявола», источником греха, поэтому идеалом красоты женской фигуры стало аскетичное длинное худое тело с опущенными плечами и стянутой грудью, одежда превратилась в футляр, который скрывал естественные формы тела.
Византийская империя перестала существовать в XV веке, но ее влияние глубоко проникло в культуру раннего средневековья. Стиль этой эпохи отражал превосходство духовного начала над телесным.
Европейский костюм раннего средневековья IХ‑ХI вв. имел свободный силуэт, лаконичные формы, выполнялся из простых тканей. Отделка и украшения в костюме почти не встречались. Однако под влиянием культа прекрасной дамы и идеалов рыцарства одежда становилась более облегающей.
В ХII‑ХIV вв. в Западной Европе сложился готический стиль в культуре, захватив и одежду. Его характерные черты стремление ввысь, удлиненность форм и широкое использование украшений. Получило распространение непомерное удлинение некоторых частей одежды. Появились шестиметровые «дьявольские шлейфы», двойные и фальшивые рукава, достающие до земли. Очень распространились символические украшения с родовыми гербами (своим или дамы сердца). Государственными вердиктами предписывалось ношение одежды того или иного цвета для людей различных сословий (малиновый цвет был привилегией лиц королевской крови).
К концу ХV в. на смену аскетизму приходит жизнеутверждающее мировоззрение и пропорции костюма становятся более естественными, появляется стремление показать красивое обнаженное тело (широкие и глубокие декольте появились даже у мужских рубашек). Характерный признак эпохи Возрождения — стремление к роскоши: кружева, меха и драгоценные камни получили широкое распространение. Для придания фигуре дородности впервые стали использовать вату.
В XVI в. законодательницей моды стала Испания. Непомерная гордыня сделала одежду этого периода нефункциональной, фигуру схематичной, пропорции тела искаженными, но зато костюм знатного господина стал совершенно непохожим на одежду простолюдина. Платья были громоздкими и негнущимися, как футляр, в них вступали, перешагнув через юбку и затем зашнуровывали на спине. Вошли в моду огромные воротники из кружев на металлическом каркасе, голова на таком воротнике покоилась как на блюде.
В XVII в. законодателем европейской моды стал двор французского короля Людовика XIV, а ведущим стилем — барокко (жемчужина причудливой формы, фр.) Этому стилю свойственны необычайная пышность, декоративность и театральность. Костюм мужчин под влиянием Тридцатилетней войны напоминал военный мундир, правда, смягченный кружевными воротниками и манжетами. Костюм дополняли ботфорты и широкополые шляпы со страусовыми перьями. Женские платья имели объемные двойные юбки, шлейфы, глубокие декольте и короткие рукава. Ткани использовались только ярких и светлых оттенков. Женские прически из естественных волос имели сложные завитки и локоны. У обуви появились каблуки, причем красные каблуки считались признаком принадлежности к высшему сословию.
В XVIII в. появился стиль рококо (завиток, раковина, фр.) отличавшийся изяществом, утонченностью и романтизмом, он также получил название — галантный стиль. Этот стиль отрицал утилитарность одежды, и, подчиняясь только эстетическим требованиям, приобрел театрально‑бутафорские черты. Парики, румяна, пудра становятся обязательными принадлежностями и мужского и женского туалета. Платья носили на специальной металлической конструкции, образующей корзину. И туфли, и платья были перенасыщены украшениями: пряжки, вышивки, ленты, кружева и т.д. Именно в это время появились туфли на высоком тонком, изящном каблуке – шпильке. Прически имели увеличенные и странные формы — это и корзины с фруктами, и парусные корабли, и цветущие клумбы. Прически были довольно тяжелыми и дамы, чтобы сохранить равновесие, опирались на тросточки. Такая художественно выполненная прическа стоила очень дорого, и ее старались сохранять как можно дольше. Ночью применялись специальные подзатылочные подушечки, а на прическу одевалась металлическая сетка, чтобы в ней не завелись мыши.
В период перехода от феодального строя к буржуазному сложился стиль классицизма. Он характерен новым обращением к античному искусству. Вновь появились шали и накидки. Женская одежда состояла из прозрачной туники с глубоким вырезом и легких сандалий. А самые записные модницы отвергали даже самую легкую обувь и появлялись на балах босиком. В 1800‑х годах многие жертвы моды умерли от простуды.
Во время правления Наполеона I сложился стиль ампир (империя). В этом стиле господствовали строгость и монументальность. В этот период значительные сдвиги в социальной жизни привели к значительным изменениям в костюме. Костюм стал более демократичным, и по нему уже невозможно понять сословную принадлежность человека. Фрак надевают и лакей и его господин, формируется единый европейский костюм. Но мода в ее истинном значении остается привилегией только имущих классов.
В 30‑40‑е годы XIX века в Германии, а затем во Франции сложился новый стиль — романтизм. Идеалом женской красоты этого периода была томно-бледная хрупкая красавица. Тонкую талию подчеркивала объемная, широкая юбка, а низкое декольте обнажало даже верхнюю часть руки. Рукава, раздутые вверху, резко сужались к кисти. В мужском костюме преобладали средневековые плащи и остроконечные туфли. Новшеством были резиновые и кожаные галоши. В моду вошли усы и бороды.
Мода 50‑х годов XIX в. воскресила пышность и вычурность аристократического костюма прошлого (барокко и рококо). Широкую юбку поддерживал каркас в виде полусферы — кринолин, выполненный или из китового уса или из металлической проволоки. Обувь изготовляли из атласа и шелка и красили в цвет платья.
В 80‑е годы XIX в. силуэт женского платья приобрел карикатурные формы из‑за турнюра — валика, набитого конским волосом и прикрепленного сзади по линии талии. В мужском костюме в обиход вошел сюртук, а фрак стал вечерней формой одежды. Именно в 70‑80‑х годах XIX в. сложился тип английского классического костюма — тройки.
Существенные изменения в костюме произошли в конце XIX в. начале XX веков. Нарастание темпов жизни, изменение ее условий, все возрастающий выпуск готовой одежды привели к значительной демократизации костюма, особенно мужского; примерно 89 процентов мужчин развитых стран стали носить одежду массового производства. Этому во многом способствовало изобретение швейной машинки инженером Тимонье в 1829 году.