Формы и способы психолого-педагогического сопровождения реализации программы.
Формы и способы психолого-педагогического сопровождения должны быть педагогически целесообразны и соответствовать идее программы, ее целям и задачам.
Сопровождая ребенка в период его жизни в детском лагере, педагоги и психологи, находящиеся рядом с ним стараются создать условия для формирования психологически здоровой личности. Формы и методы, используемые нами достаточно разнообразны, и зависят от возрастных особенностей детей.
Возраст детей | Задачи работы |
Старший дошкольный | - овладение ребенком пространством человеческих отношений; - формирование «эмоциональной грамотности». |
7- 9 лет | - приобретение детьми навыков социального взаимодействия с группой сверстников; - развитие у детей навыков самоконтроля и саморегуляции; - усвоение детьми моральных норм, ценностей, правил поведения; - формирование «эмоциональной грамотности»; - содействие ребенку в поиске ресурсов в типичных трудных ситуациях. |
10 лет | - развитие у ребенка навыков сотрудничества со сверстниками; - формирование умения правильно относиться к успехам и неудачам; - формирование уверенности в себе. |
11-12 лет | - формирование интереса к другому человеку как к личности; - развитие интереса к себе; - формирование у детей навыков самоанализа; - развитие и укрепление чувства взрослости; - развитие навыков личностного общения в группе сверстников. |
13-14 лет | - формирование у детей умения ставить перед собой цели и достигать их; - овладение способами регуляции поведения, эмоций. - формирование умения строить равноправные отношения со сверстниками; - формирования умения понимать причины собственного и чужого поведения; - развитие гибкости как способности человека применять большое количество разнообразных способов поведения; - развитие у ребенка позитивного отношения к себе. |
Работа выстраивается на трех уровнях:
1. Уровень общелагерных мероприятий.
2. Уровень отрядных мероприятий.
3. Уровень малых групп:
А) кружковая деятельность;
Б) занятия с психологом по различным программам.
В ходе практической реализации целей и задач используются различные группы методов:
· Метод воздействия на чувства, сознание (эмоциональное заражение, подражание, пример, внушение, погружение);
· Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (совещание, беседа, лекция, диспут, практические занятия);
· Методы изучения конкретной ситуации (наблюдение, анализ, социологические исследования, тестирование, анкетирование);
· Методы прогнозирования возможных воспитательных последствий (моделирование, причинно-следственный анализ изучаемых процессов).
Примеры форм и методов реализации программы:
· Работа с детьми и подростками в условиях социально-психологического тренинга;
· Организация тематических дней и сюжетно-ролевых игр;
· Включение в различные виды деятельности игр, обучающих занятий;
· Проведение интеллектуальных, творческих игр;
· Организация деятельности коллектива для подготовки, составления и проведения игровых и конкурсных программ;
· Организация работы кружков художественного и прикладного творчества;
· Организация отрядных и общелагерных спортивных соревнований;
· Проведение спортивных турниров;
· Проведение подвижных игр и занятий на воздухе.
7. Сроки реализации программы (продолжительность образовательного процесса, этапы)
По срокам выделяют следующие типы программ:
· долгосрочные программы, рассчитанные на реализацию в течение ряда лет; создаются с учетом этапов развития оздоровительного лагеря.
· краткосрочные программы реализуются в течение небольшого отрезка времени (оптимальный период – лагерная смена).
В описании этапов реализации программы необходимо проследить логику развития программы смены. Данный раздел включает в себя содержание программы, расписанное по этапам (определенным временным отрезкам), иногда по направлениям (тематическим «линиям»). Ключевые направления программы (например, физкультурно- оздоровительное, творческое, интеллектуальное и пр.) можно расписать в рамках каждого этапа. И, наоборот, каждое ключевое направление программы можно разделить на этапы. В любом случае, для лучшего понимания содержания программы стоит придерживаться этапного описания. Задачи этапов программы должны соответствовать задачам традиционных этапов логики развития смены: организационного, основного, итогового.
Подробное описание содержания каждого этапа программы необходимо для того, чтобы представитель административной группы, отрядный или внеотрядный педагог представляли, что и когда необходимо делать в ходе реализации программы.
Описание содержания этапов включает:
· задачи и предполагаемые результаты каждого этапа;
· основную смысловую доминанту или как развивается педагогическая идея программы на данном этапе;
· описание развития игровой модели программы (запуск игровой модели, поддержание интриги и др.), какие происходят события;
· описание деятельности, осуществляемой в отряде и лагере, что происходит с подростком;
· какие появляются внеотрядные объединения, каким образом они появляются, что происходит на их уровне;
· название и задачи всех ключевых дел программы.
Необходимо остановиться на особенностях каждой составляющей данного раздела.
Каждый этап может иметь особое название. Оно должно перекликаться с названием программы, игровой моделью, быть понятно участникам.
При представлении этапа следует обозначить количество дней, в течение которых данный этап реализуется.
Задачи этапов соответствуют:
· задачам программы в целом (они их детализируют, иногда дублируют);
· основным задачам организационного, основного и итогового периодов смены;
· содержательным особенностям вашей программы на данном этапе.
Предполагаемые результаты этапа должны быть согласованы с задачами этого же этапа. На каждом этапе необходимо указать форму проводимых занятий и их режим.
8. Ожидаемые результаты и способы их определения.
Сформулированная цель педагогической программы воплощается в конкретных прогнозируемых результатах, которые достигаются в процессе реализации содержания программы. Степень достижения результатов можно каким- либо образом оценить, и эта оценка (в числе прочих) будет свидетельствовать о результативности реализации программы.
Предполагаемый результат является следствием поставленных задач, он может выходить из одной задачи или из комплекса задач. Результат должен быть раскрыт авторами максимально конкретно относительно знаний, умений, которые приобретает ребенок; личностных качеств, которые развиваются в ребенке, ценностных отношений, в которые включается подросток.
Итак, предполагаемый результат программы- это ее реализованные задачи.
В словарях понятие «критерий» определяется как основной признак, на основании которого производится оценка. В качестве критерия могут выступать лишь такие специфические признаки исследуемого явления, которые отвечают следующим требованиям:
· критерий должен быть объективным (не предвзятым, показывающим реальную ситуацию);
· им может быть лишь наиболее существенный, устойчивый и повторяющийся признак;
· критерий должен отвечать требованию необходимости (возникает закономерно, без него не обойтись) и достаточности (данного критерия достаточно, чтобы сделать выводы);
· он должен позволить оценить свойства, характеристики рассматриваемого объекта (в нашем случае программы).
Критериями оценки качества реализации программы могут являться те аспекты, которые свидетельствуют о ее результативности, позитивном восприятии программы ее участниками, о качестве деятельности, организуемой для детей и педагогов.
Можно определить следующие критерии оценки качества реализации программы:
· уровень достижения заявляемых в программе результатов,
· уровень удовлетворенности подростков от участия в программе,
· качество организуемой деятельности.
Естественно, что тремя вышеназванными критериями не ограничивается оценка качества реализации программы. Авторы программы могут включать в данный раздел другие необходимые им критерии, по которым можно оценивать качество административного и социально-психологического сопровождения программы, качество ресурсного обеспечения (в том числе и кадрового) и т.д.