Повышение квалификации организаторов отдыха и оздоровления детей
"О рекомендациях по организации детского оздоровительного отдыха"
Письмо Минобрнауки РФ от 14.04.2011 № МД-463/06
(вместе с "Программой по повышению квалификации педагогического, учебно-воспитательского персонала и других специалистов, работающих с детьми", "Методическими рекомендациями по совершенствованию воспитательной и образовательной работы в детских оздоровительных лагерях, по организации досуга детей")
Официальная публикация в СМИ: "Администратор образования", № 11, 2011
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 апреля 2011 г. № МД-463/06
О рекомендациях по организации детского оздоровительного отдыха
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации во исполнение пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 24 ноября 2010 г. № Пр-3418 Минобрнауки России направляет материалы по вопросам организации детского оздоровительного отдыха для использования в практической деятельности:
программу по повышению квалификации педагогического, учебно-воспитательского персонала и других специалистов, работающих с детьми;
методические рекомендации по совершенствованию воспитательной и образовательной работы в детских оздоровительных лагерях, по организации досуга детей.
Заместитель Министра
М.В. ДУЛИНОВ
Приложение № 1
к письму Минобрнауки России
от 14 апреля 2011 г. № МД-463/06
Программа
По повышению квалификации педагогического,
Учебно-воспитательского персонала и
Других специалистов, работающих с детьми
Организация работы инструктивно-методического лагеря
по подготовке вожатых и педагогов детских оздоровительных
И профильных лагерей
Главная цель инструктивно-методического лагеря - практическая и методическая подготовка вожатых, педагогов и инструкторов к организации работы по воспитанию и оздоровлению детей и подростков в условиях оздоровительного лагеря.
В условиях, приближенных к реальным, участники сбора на занятиях разрабатывают основные вопросы содержания, методики и организации отдыха, досуга, воспитания и оздоровления в отряде; работают с методической литературой, развивают необходимые умения на практикумах по туризму, игровой, спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работе, оформительскому делу, природоохранной, медицинской и санитарной работе.
Семинары, творческие лаборатории, педагогические мастерские, деловые игры, практикумы ведут преподаватели институтов, методисты и руководители объединений дополнительного образования, инструкторы из числа вожатых летних объединений.
Чтобы занятия в отрядах и группах проходили интересно, инструкторам отрядов рекомендуется применять активные формы обучения: обмен опытом, анализ педагогических ситуаций, творческие мастерские, решение коллективных организаторских задач, деловые игры (ролевые, сюжетно-ролевые).
Большое место в жизни лагеря должны занять социальные акции, культурно-массовые и физкультурно-спортивные, туристские мероприятия. Активное участие в подготовке и проведении этих мероприятий одновременно явится и практической формой обучения вожатых и педагогов.
В учебно-методическом лагере необходимо обеспечить высокий культурный, образовательный, методический и организационный уровень проведения воспитательных мероприятий, чтобы они стали для вожатых и педагогов образцом в их дальнейшей работе.
Вожатые и педагоги в учебном лагере могут повысить общую культуру, расширить кругозор, развить эстетический вкус, вооружиться опытом культурно-досуговой работы. Для этого они разучивают детские и молодежные песни, танцы, беседуют о музыке, живописи, природе, культуре поведения.
Учитывая молодежный состав методического лагеря, важно не только показать образцы форм работы с детьми, но и помочь будущим вожатым и педагогам ставить вопросы, анализировать ситуацию, учить спорить, дискутировать, разбираться в человеческих отношениях, понимать мир детей и подростков.
В решении главных задач, стоящих перед инструктивно-методическими лагерями, важную роль играют обстановка, культура общения, стиль отношений, нравственная атмосфера, в которой происходит краткий по времени процесс не только подготовки будущего педагога, но и саморазвитие его личности.
Из числа опытных директоров, педагогов и старших вожатых оздоровительных лагерей выделяются наставники отрядов и каждому отряду в качестве методиста придается один из опытных вожатых лагерей.
Важной работой лагеря является методическое обеспечение всех сторон жизни. Создание методического кабинета, располагающего заранее разработанными конкретными методиками, помогает закрепить знания и умения обучающихся. На этой основе проводятся "вечерний круг", "огоньки", утренние сборы, линейки, индивидуальные консультации для вожатых, организуется работа возле стендов "Методист советует", заочные консультации.
С помощью разработанных анкет, тестов можно корректировать условия и ход жизни лагеря. Эффективной формой совершенствования хода лагерных сборов, повышения результативности пребывания каждого студента, учащегося на сборах являются вечернее обсуждение и методический разбор каждого прожитого дня. Время, представленное отряду для обсуждения и оценки своего участия в делах дня, позволяет обсудить итоги, настроиться на включение в обсуждение общих дел. Выступление представителей отрядов, заключение методиста - все это позволяет осмыслить деятельность лагеря и является залогом совершенствования его дальнейшей работы, обеспечивает готовность будущих вожатых и педагогов к действию на следующий день, повышает их интерес и активность.
Результативность инструктивно-методического лагеря определяется тем, что из увиденного и услышанного вожатые отрядов сумеют воплотить в жизнь своих отрядов в лагере.
Учебный план