Характеристики организационной культуры
• Сильная культура отличается широкой общностью предположений и ценностей, влияющих на поведение работников.
• Организационная культура считается слабой, если количество объединяющих коллектив ценностей и убеждений невелико. При этом имеет место конгломерат субкультур различных подразделений организации, зачастую находящихся в конфликте друг с другом.
• Культура организации положительна, если она способствует реализации стратегии предприятия, созданию благоприятной среды для эффективной трудовой деятельности.
• Отрицательная культура - источник сопротивления изменениям, недостатка открытости, общности. Преобладание равнодушия, слепого подчинения, консерватизма, изоляционизма, антипатии в отношениях между работниками в организации - проявления отрицательной культуры.
Элементы диагностики организационной культуры:
Ø предметы материальной культуры (физическое окружение) - дизайн офисов, их расположение, оборудование, мебель, цветовая гамма, объем пространства, удобства и др.;
Ø эталонные ценности (что считается важным и ценным для организации), представленные в Миссии, Этическом кодексе организации и поддержанные стандартами основных принципов и норм поведения;
Ø нормы поведения – писанные и неписаные правила поведения;
Ø символика организации, гимн, логотип, девизы;
Ø организационный климат, характеризующейся явной, а не эталонной культурой, системой реально доминирующих ценностей, норм поведения в организации;
Ø стиль руководства;
Ø структура организации;
Ø системы и процессы, используемые в организации.
Функции организационной культуры
• формирует имидж организации;
• обеспечивает систему социальной стабильности в организации, организационную сплоченность, порождает согласованность в поведении сотрудников;
• формирует преданность организации;
• является ориентиром для выбора правильного типа поведения.
Типы организационной культуры
Формирование культуры организации связано:
• с историей возникновения организации и формой собственности;
• с технологией;
• с размером организации, ее целями и задачами;
• с окружающей средой (деловой средой, национальной культурой);
• с людьми, работающими в данной организации (их уровнями культуры, компетентности и др.).
Типы организационной культуры по Ч. Хэнди
Ø Культура власти.
Ø Ролевая культура (классический менеджмент).;
Ø Культура проблемы (задачи) (современный менеджмент);
Ø Культура личности.
Типы организационной культуры по К. Камерону и Р. Куину
Ø Клановая культура.
Ø Иерархическая (бюрократическая) культура.
Ø Рыночная культура.
Ø Адхократическая культура.
- Управление организационной культурой
Причины, оправдывающие крупномасштабные изменения организационной культуры
/ Т. Дил и А. Кеннеди /:
- организация имеет систему ценностей, которая не соответствует изменяющейся окружающей среде;
- организация маленькая и быстро развивается;
- организация работает посредственно или плохо;
- отрасль деятельности организации развивается очень быстро и имеет место большая конкуренция на рынке;
- компания на пороге выхода на рынок, где намеревается конкурировать с крупнейшими компаниями.
Принципы управления организационной культурой:
Ø адекватность стратегии развития организации;
Ø органичная связь с национальной культурой;
Ø историчность и преемственность;
Ø этическая обоснованность;
Ø информационная «прозрачность»;
Ø сопряженность с подсистемами системы управления человеческими ресурсами (набора и отбора персонала, оценки деятельности, вознаграждения, развития работников);
Ø перманентное развитие, совершенствование.
Рис. Возможные сочетания взаимодействия изменений поведения и культуры
По В. Сате
Этапы управления оргкультурой
- Определение базовых предположений, убеждений или их изменение, если это необходимо;
- Определение или переопределение миссии организации и системы ценностей;
- Анализ организационного климата (реально доминирующих ценностей и норм поведения и т.д.);
- Анализ организационной структуры и доминирующего стиля руководства;
- Диагностика типа организационной культуры;
- Планирование и выполнение на основе шагов 1-5 необходимых изменений или же поддержка и закрепление имеющихся положительных элементов культуры.