Эмоции как важный фактор поведения работников
Предположения, на которых основывалось отсутствие внимания к эмоциям работников в организации до конца ХХ столетия:
1. Любые эмоции носят разрушительный характер. Внимание уделялось только отрицательным эмоциям (особенно гневу), которые препятствуют эффективному выполнению работы.
«Навыкни бдительно и постоянно следить за собой, в особенности за своими чувствами: через них в душу входит враг (Правила жизни христианина в миру. Из поучений старцев)».
2. Миф рациональности менеджмента – эффективное управление организацией (на основе конструирования организационных структур, подавления конфликтов и др.) избавляет персонал от эмоций, мешающих работе, контролирует их проявление.
Обоснование важности учета влияния эмоций на организационное поведение:
1. На управленческие воздействия работники реагируют эмоционально-осознано. В этой связи ошибочно исключать влияние эмоций на поведение индивида, в том числе и на работе. Исследования мозга человека подтверждают, что мозжечковая миндалина (расположенная в лимбической (внутренней) части мозга), являющаяся эмоциональным центром, получает сигналы извне через органы чувств быстрее, чем кора головного мозга, в префронтальной области которой осуществляется «диалог» между разумом и чувствами, предшествующий формированию поведения. Таким образом, чувства первичны по отношению к разуму. Кроме того, они сильнее его. В моменты опасности эмоциональный центр полностью подчиняет себе всю мыслительную деятельность человека.
2. Лимбическая система является открытой, следовательно: она подвержена внешнему воздействию, которое может спровоцировать как положительный, так и отрицательный отклик. На эмоциональное состояние влияет не только сам человек, его мировосприятие, философия жизни, но и внешние источники (невербальное и вербальное поведение других людей, сигналы, которые они посылают через свою лимбическую систему, ситуационный контекст, социально-психологический климат в коллективе).
3. Человек имеет право на эмоции и одновременно обязан ими управлять, чтобы успешно выполнять функциональные обязанности. Особенно это касается негативных эмоций, разрушающих как самого индивида, так и других людей. Гармония разума и чувств продуцирует эффективное поведение индивида.
4. Признание большого влияния эмоционального труда (наряду с физическим и умственным) на эффективность деятельности работников. Его важность характерна не только в организациях, сотрудники которых тесно взаимодействуют с клиентами, потребителями услуг (медицинские, образовательные учреждения, торговые предприятия и др.). В рамках современного менеджмента делается ставка на использование эмоционального труда в любой организации, а именно: эмоционального лидерства; позитивного настроя на достижение результатов; доброжелательности в отношениях; оптимизма.
5. Деятельность работников нередко сопряжена с преодолением эмоционального диссонанса, возникающего вследствие расхождения реально испытываемых эмоций с выражаемыми и ожидаемыми от них со стороны организации, что требует больших затрат эмоциональных усилий, умения быть конгруэнтными (соответствующими обстоятельствам).
6. Отсутствие внимания к эмоциональному состоянию работников и управлению им приводит к эмоциональному выгоранию персонала, хроническому стрессу.
Эмоции – широкий спектр чувств и ощущений, являющейся реакцией на поведение людей или какие-либо события.
Аффект – высокий уровень проявления эмоций, слабо контролируемый человеком.
Особенности и характеристики эмоций:
- эмоции всегда связаны с конкретным объектом, т.е. направлены на кого-то или что-то;
- выделяется шесть групп основных эмоций:
Ø любовь(привязанность, нежность, симпатия, увлеченность, страсть);
Ø радость(веселье, удовлетворенность, увлеченность, энтузиазм, воодушевление, оптимизм, гордость, подъем, чувство облегчения, эйфория, беззаботность, экстаз);
Ø изумление(удивление; недоразумение);
Ø страх(тревога, беспокойство, паника, испуг, робость, ужас);
Ø грусть(печаль, страдание, сострадание, безразличие, стыд, отчаяние, разочарование, угнетенность, уныние, тоска);
Ø гнев(несдержанность, обидчивость, ворчливость, раздражение, злоба, ярость, досада, зависть, отвращение);
- выражение основных эмоций универсально;
- способы и место выражения эмоций подвержены влиянию национальных культур.
Настроение –неконцентрированное на каком-либо объекте относительно умеренное ощущение (позитивного или негативного характера), влияющее на формирование поведения человека в течение определенного времени. На настроение влияют особенности индивидуального мировосприятия, жизненная философия человека, а также условия внешнего окружения.
Эмоции и настроение оказывают влияние:
- на реализацию умственных способностей, память;
- на восприятие информации;
- на качество принимаемых решений;
- на производительность труда;
- на пристрастность в оценке как событий, так и людей;
- на уровень конфликтности и готовности к разрешению конфликтных ситуаций;
- на уровень отзывчивости и желание кооперироваться;
- на мотивацию персонала и др.
Гендер и эмоции
В отличие от мужчин, женщины:
- проявляют большую эмоциональную экспрессивность, чем мужчины;
- чаще выражают как положительные, так и отрицательные эмоции (за исключением гнева);
- комфортнее чувствуют себя при выражении эмоций;
- лучше интерпретируют невербальные признаки эмоций.
Управление эмоциями