Традиционные характеристики моделей поведения

мужчин и женщин, культивируемые в обществе тысячелетиями[1]

Характеристики мужской модели поведения Характеристики женской модели поведения
доминантность, властность эмпатия
ориентация на достижение целей, амбициозность ориентация на человеческие отношения
уверенность неуверенность
эгоизм альтруизм
агрессивность уступчивость
активность пассивность
независимость взаимозависимость

Различия в моделях поведения мужчин и женщин предопределены:

1. процессом социализации (разделением труда, культурными традициями, особенностями воспитания и др.);

2. биологическими особенностями (строением головного мозга, гормонами).

Слабые стороны поведения женщин в организации:

- пассивность (зачастую из-за низкой степени уверенности в себе и своих действиях);

- неумение определять приоритеты в работе и концентрироваться на главном;

- невысокий уровень эмоционального контроля;

- чрезмерное влияние личных пристрастий и антипатий на формальные отношения.

Сильные стороны поведения женщин:

- организованность;

- ответственность;

- быстрее оценивают ситуацию и приспосабливаются к ней (более пластичны);

- коммуникативная эффективность благодаря тактичности и способности быстро сканировать и интерпретировать невербальные сигналы.

Слабые стороны поведения мужчин в организации:

- низкий уровень гибкости в поведении;

- сопротивляемость обучению (из-за стремления соответствовать норме умственной твердости (мужчина должен быть умным и компетентным));

- ориентация на результат в ущерб человеческим отношениям (из-за стремления соответствовать нормам социальной успешности и эмоциональной «твердости»);

- манипулирование людьми.

Сильные стороны поведения мужчин в организации:

- более прагматичны (легче принимают решения, делают выбор, умеют отделять формальное от личного);

- сосредоточены на действиях, работе;

- успешнее в стратегическом планировании, видении перспектив;

- готовы рисковать.

Гендер и стиль руководства

Мужчины менеджеры чаще используют авторитарный стиль руководства, а женщины – демократический, ориентированный на командную работу, что во многом связано с традиционными моделями поведения мужчин и женщин.

Андрогинное поведение – гибкое гендерное поведение, которому свойственно сочетание поведенческих характеристик традиционно мужской и женской моделей поведения.

Способности, эмоции, психологический портрет личности

Коэффициент когнитивного интеллекта (IQ) – интегрированный индикатор умственного развития человека, выражающейся в его способностях усваивать абстрактные понятия и находить между ними взаимосвязи, объеме используемого лексикона, скорости мышления и др.

Когнитивный интеллект связан с развитием левого и правого полушарий головного мозга человека и на 70 % предопределен генетически.

.

Таблица 4

Связь способностей человека с развитием полушарий головного мозга

Левое полушарие Правое полушарие
· аналитические способности · восприятие фрагментов, отдельных частей информации · логика · формирование категорий · линейно-последовательная обработка информации · причинно-следственная связь · вербальная память · абстрактное мышление · оперирование символами, словами, числами · письмо · лексикон · рациональность · концептуальные способности · восприятие многих данных одновременно · синтез · знание без четких определений · системное мышление · стратегическое мышление · зрительная память · образное мышление · использование метафор, аллегорий, ассоциаций · пространственно-визуальное воображение · творческие способности · интуиция · эмоции

Коэффициент эмоционального интеллекта (EQ) показывает уровень эмоционального развития человека. Успешность человека в организационной и личной жизни на 80 % зависит от EQ и на 20 % от IQ. Уровень EQ на 70 % связан с процессом социализации человека, степенью самосовершенствования личности.

Таблица 5

Составляющие эмоционального интеллекта

и связанные с ними способности и навыки

(Источник: Бояцис Р., Макки Э. Резонансное лидерство: самосовершенствование на основе активного сознания, оптимизма и эмпатиии / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.- с.41-42)

Компоненты эмоционального интеллекта   Способности и поведенческие навыки  
Самосознание эмоциональное самосознание: анализ собственных эмоций и осознание их воздействия; использование интуиции при принятии решения
точная самооценка: понимание сильных сторон и пределов своих возможностей
уверенность в себе: чувство собственного достоинства и адекватная оценка личной одаренности
Самоконтроль обуздание негативных эмоций: умение контролировать разрушительные эмоции и импульсы
открытость: проявление честности и прямоты, надежность.
воля к победе: настойчивое желание улучшать работу ради соответствия внутренним стандартам качества
адаптивность: способность подстраиваться под меняющуюся ситуацию и преодолевать препятствия
инициативность: готовность к активным действиям и умение не упускать возможности
оптимизм: позитивное мышление
Социальная чуткость сопереживание: умение понимать чувства других людей, их позицию и активно проявлять участливое отношение к их проблемам
деловая осведомленность: понимание текущих событий, иерархии ответственности и политики на организационном уровне
предупредительность: умение признавать и удовлетворять потребности подчиненных, клиентов и покупателей
Управление отношениями воодушевление: умение вести за собой, рисуя захватывающую картину будущего
влияние: владение тактикой убеждения
помощь в самосовершенствовании: поощрение развития других людей с помощью обратной связи и наставлений
содействие изменениям: способность инициировать преобразования, совершенствовать методы управления и вовлекать работников в процесс нововведений
урегулирование конфликтов: владение методами разрешения разногласий
укрепление личных взаимоотношений: расширение и поддержание сети социальных связей
командная работа и сотрудничество: взаимодействие с другими работниками и создание команды


Наши рекомендации