Тема 4.ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Проблема воспитания личности и пути ее разрешения в физическом воспитании. Основы нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания, цель, задачи и формы организации в структурных основах физического воспитания. Преподаватель физического воспитания и профессиональные требования к его личности. Физическое воспитание как педагогическая система в образовательных учреждениях, цель, задачи, структурная организация. Государственный стандарт как нормативный документ регламентирующей развитие среднего школьного образования, его цель и задачи, структурная организация. Характеристика нормативных документов, входящих в государственный стандарт. (Базисный учебный план, минимальное содержание образование, требования к уровню подготовки учащихся по предмету физической культуры). Соотношение основ содержания стандарта, приметных и авторских программ по физической культуре. Основы возрастной периодизации в дошкольных образовательных учреждениях (возрастная характеристика раннего и дошкольного возраста). Роль и значение физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, цели, задачи и содержание в каждый возрастной период. Характеристика основных средств и методов физического воспитания в различных возрастных группах в дошкольных образовательных учебных заведениях. Характеристика основных форм организации занятий в дошкольных образовательных учебных заведениях. Планирование и контроль системной организации занятий физической культурой, связь с другими формами организации целостного учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Понятие учебного предмета физической культуры в школе, его цель и задачи на каждой ступени школьного образования. Характеристика основных структурных компонентов учебного предмета, их взаимосвязь и предметная сопряженность. Принципы отбора учебного материала, история и современность. Характеристика современных учебных программ по физической культуре их общность и различия. Современная периодизация развития психических процессов в онтогенезе ее сущность и значение для процесса образования школьников по физической культуре (концепция ведущего вида деятельности в онтогенезе). Современная периодизация развития физических качеств в школьном онтогенезе, ее сущность и значение для процесса образования школьников по физической культуре (концепция сенситивных периодов). Проблемы формирования содержания образования по физической культуре, определение его доминирующих направлений в разные периоды школьного онтогенеза и отбор адекватных методов (методических приемов) обучения двигательным действиям и развития физических качеств. Историческая обусловленность модернизации отечественной системы образования, ее современные цель и задачи, их отражение в целевых установках развития образования по физической культуре. Государственный стандарт содержания образования по физической культуре, как базовый документ школьного образования, цель, задачи, основные структурные компоненты (Базисный план, содержание образования, требования к уровню подготовки). Концептуальные основы формирования содержания образования по физической культуре (ученик, педагогический процесс, учебный предмет). Профильное обучение как ведущий механизм современного развития отечественной Общие представления о структурной организации учебного профиля по физической культуре в Базисном учебном плане, основы его формирования и функциональной ориентации. Логика построения и планирования целостного процесс профильного обучения предмету физической культуры, раскрытие его функциональных связей с общим средним (полным) образованием. Предпрофильное обучение, элективные курсы и проектная деятельность, как объективные основы профильного обучения, факторы самоопределения учащихся в выборе. Проблема формирования дидактических линий учебных программ, как основа альтернативного образования. Современная концепция учебников по физической культуре для учащихся начальной, основной и старшей школы. Цель, задачи и основы содержания современных учебников, их связь и историческая преемственность с предшествующими изданиями. Методические основы работы с учебником на уроках физической культуры и при подготовке домашних заданий. Основы разработки содержания домашних заданий по физической культуре. Понятие двигательного опыта, его роль и значение в освоении новых двигательных действиях, общие представления о механизме положительного и отрицательного переноса при обучении двигательным действиям. Особенности формирования зрительного и мышечного образа двигательного действия у школьников начальной основной и старшей школы, характеристика базовых методов (показ, рассказ, упражнение) и методических приемов. Предупреждение ошибок при обучении и закреплении двигательных навыков и умений, понятие положительного и отрицательного переноса. Правила подбора подготовительных и подводящих упражнений, их место и значение при обучении новым двигательным действиям. Причины травматизма при обучении двигательным действиям и их профилактика на уроках физической культуры. Характеристика средств, методов и режимов физической нагрузки при развитии основных физических качеств у школьников начальной, основной и старшей школы (сила, быстрота, выносливость, гибкость). Методика планирования развития физических качеств на уроках физической культуры, характеристика комплексных и целевых уроков, представления о цикловой модели развития физических качеств. Особенности регулирования и контроля физической нагрузки при развитии физических качеств, понятие компенсаторного и декомпенсаторного утомления. Особенности методики тестирования физических качеств в разные периоды школьного онтогенеза. Профилактика травматизма на уроках физической культуры при развитии физических качеств, характеристика внешних и внутренних признаков утомления. Понятие урока как формы организации учебного процесса, виды и разновидности урочных форм занятий, их цель и специфические задачи, особенности построения в зависимости от возраста и содержания. Понятие учебное задание, методика их разработки и планирования в структуре уроков с разной содержательной направленностью, формы организации деятельности учащихся при выполнении учебных заданий. Самостоятельность, эмоциональность и активность как факторы повышения качества уроков физической культуры, методы управления дисциплиной учащихся на уроках физической культуры. Общая характеристика системы успеваемости. Понятие учебной отметки, оценки и учебной аттестации. Образцы заданий и технология их разработки. Основные критерии оценки. Методика организации и проведения государственной аттестации (государственных экзаменов). Характеристика программы по физической культуре для учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, цель, задачи и формы организации занятий. Особенности планирования и контроля урочных форм занятий с учащимися специальных медицинских групп. Педагогическая система школьного физического воспитания: многообразие форм занятий, их цель и задачи, структурные основы и планирование учебно-воспитательного процесса (формы активного отдыха в режиме учебного дня, внеклассные формы работы, спортивные соревнования и праздники). Формы организации физического воспитания в ДЮСШ, спортивные секции в Домах и дворцах детского творчества, в детских лагерях отдыха, по месту жительства. Формы физического воспитания в семье: оздоровительные мероприятия в режиме дня, самостоятельные занятия физическими упражнениями, формы организации активного отдыха и досуга во внеучебное время и выходные дни. Физическое воспитание как процесс подготовки подрастающего поколения к предстоящей (будущей) жизнедеятельности, понятие профессионально-прикладной подготовки. Цель, задачи и формы организации физического воспитания в системе среднего и высшего профессионального образования. Характеристика стандарта высшего профессионального образования по физической культуре, соотношение общей и профессионально-ориентированной подготовки. Характеристика основ учебного содержания по физической культуре в системе среднего и высшего профессионального образования по физической культуре, их общность, преемственность и взаимообусловленность. Цель и задачи направленного использования физической культуры в период основной трудовой деятельности. Динамика работоспособности и ее оптимизация средствами физической культуры. Задачи и содержание производственной гимнастики, характеристика ее основных форм. Цель и задачи использования физической культуры в быту трудящихся, характеристика основных ее форм занятий в условиях активного отдыха и досуга. Проблема внедрения занятий физической культуры в жизнь современного человека и пути ее разрешения.
Тема 5. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
Основные понятия: спортивная тренировка, система подготовки спортсмена, спортивная деятельность, соревнования, спортивное достижение, физическая подготовка. Вид спорта, спортивная дисциплина, вид соревнований. Группы видов спорта. Основные компоненты системы спортивной подготовки и принципы ее функционирования. Научное, медико-биологическое и информационное обеспечение спорта. Материально-техническое обеспечение, финансирование, факторы внешней среды. Управление и организационная структура. Календарь соревнований. Структура общей и индивидуальной системы соревнований. Подготовительные, контрольные, отборочные, главные соревнования. Формы стартов: перманентный, локальный, смешанный. Особенности индивидуальной системы соревнований. Внутренние и внешние показатели тренировочных и соревновательных нагрузок. Специлизированность, напряженность, величина нагрузки. Классификация тренировочных и соревновательных нагрузок. Компоненты тренировочной нагрузки: характер упражнений, интенсивность нагрузки, объем работы, продолжительность и характер интервалов отдыха. Направленность на максимально возможные достижения, углубленная специализация и индивидуализация. Единство общей и специальной подготовки. Непрерывность тренировочного процесса. Единство постепенности и предельности в наращивании тренировочных нагрузок. Волнообразность динамики нагрузок. Цикличность тренировочного процесса. Единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности спортсмена. Возрастная адекватность многолетней спортивной деятельности. Общая физическая подготовка. Специальная физическая подготовка. Силовые способности спортсмена. Скоростные способности спортсменов. Выносливость спортсмена. Гибкость спортсмена. Двигательно-координационные способности спортсмена. Результативность, эффективность, стабильность, вариативность, экономичность техники. Задачи и разделы технической подготовки спортсменов. Формирование двигательного умения и двигательного навыка. Этапы технической подготовки. Программированное обучение спортивной технике. Техническая подготовка цель, задачи и основные средства, место в структуре тренировочного процесса. Взаимосвязь технической и физической подготовки как фактор результативности в соревновательной деятельности, понятие функциональной готовности как единство физической и технической подготовленности спортсмена. Средства и методы тактической подготовки. Особенности тактики и тактической подготовки в различных видах спорта. Факторы, влияющие на тактику соревновательной деятельности спортсмена. Содержание психологической подготовки. Мотивация соревновательной и тренировочной деятельности. Средства и методы психической подготовки. Нагрузка и восстановление - взаимосвязь стороны единого тренировочного процесса. Психологические средства восстановления. Медико-биологические средства восстановления. Оценка эффективности восстановительных мероприятий. Организация восстановительных мероприятий. Построение тренировки в макроцикле на этапе высших спортивных достижений. Построение тренировки в годичных циклах. Характеристика мезоциклов и микроциклов, определение объективных факторов, влияющих на их структуру. Типы мезоциклов и микроциклов, особенности их построения и включения в спортивную тренировку на разных этапах подготовки. Методические положения многолетней спортивной тренировки. Этап предварительной подготовки. Этап начальной спортивной специализации. Этап углубленной тренировки в избранном виде спорта. Этап спортивного совершенствования. Этап высшего спортивного мастерства. Этап спортивного долголетия. Соотношение средств ОФП и СФП в юношеском спорте. Многоборная система тренировки. Юношеские соревнования. Нормативные показатели физической подготовленности и функционального состояния юных спортсменов. Допустимые тренировочные и соревновательные нагрузки. Комплексный контроль в юношеском спорте. Этапы спортивного отбора. Критерии спортивного отбора. Спортивная ориентация в виды спорта. Значение начального отбора в вид спорта. Требования базовых видов спорта к подготовленности занимающихся в системе многолетней тренировки. Методы спортивного отбора. Комплексы контрольных испытаний (тестов). Оценка комплексного контроля. Виды контроля. Контроль состояния подготовленности спортсмена. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок.
Содержание практических и лабораторных занятий по дисциплине
Практическое занятие 1-6.