Соматоскопические методы исследования физического развития
-субъективный способ оценивания форм тела, типа осанки, пропорциональности сло-жения, развития мышечного и жирового компонента путем наружного осмотра.
Наружный осмотр производится спереди, сзади, сбоку:
· Симметричность линий: шейно-плечевой, сосковой, тазовой.
· Состояние лопатных треугольников
· Равномерность треугольника талии
· Симметрия гр. клетки и живота
· Положение позвоночника
· Положение головы, грудной клетки
· Состояние конечностей
Осанка- привычная поза человека в покое или в движении, манера держаться без осо-бого напряжения.
v Нормальная
v Сутулая
v Кифотическая
v Лордотическая
v Выпрямленная
Формы грудной клетки
ü Цилиндрическая-равномерно развита в верхнем и нижнем отделах, надчревный угол равен или близок к прямому, линия ограничивающая гр. клетку овальная, нижние ребра имеют средний наклон.
ü Коническая- имеет более широкую нижнюю часть, надчревный угол тупой, линия овальная с выпуклостью в нижней части, ребра имеют малый наклон.
ü Плоская- имеют удлиненную и уплощенную форму, надчревный угол острый, линия ограничивающая гр. клетку спереди, почти прямая, нижние ребра имеют значительный наклон.
Форма ног
a. Нормальная- ноги соприкасаются в обл. коленных суставов.
b. Х-образная- один коленный сустав заходит за другой.
c. О-образная
Вопрос.
Особенности обучения детей в классах КРО на различных этапах.
-Подготовительная часть-задачи: организация уч-ся; создание представлений о самочувствии детей; определение чсс, ознакомление с содержанием занятий; создание благоприятного эмоционального настроения; постепенная подготовка организма уч-ся к повышенным нагрузкам.
Особенности содержания- данная часть включает в себя наиболее простые ОРУ, нужно организовать правильное дыхание с различными движениями, напоминания о необходимость сохранения правильной осанки.
Проведение- здесь уместны строевые упражнения с изменением темпа и ритма движений, естественные передвижения и танцевальные шаги.
-Основная часть–задачи: обучение и совершенствование двигательных действий; воспитание физ. качеств; профилактика и коррекция нарушений в развитии.
Особенности-в начале планируются упр требующие внимание и сосредоточение. Для того чтобы у уч-ся появилась уверенность всвоих силах и способностях, учителю необходимо добиваясь правильного выполнения упр отмечать даже незначительные успехи в двигатдействиях.в конце следует уделить время на выполнение движений на равновесие, гибкость , расслабление и тд. Для усиления обр направленности урока фк необходимо вырабатывать у уч-ся осознанное отношение к двигатдеят-ти в целом.
-Заключительная часть-задачи: содействие более быстрому протеканию восстановит процессов; снятие утомления; обеспечение снижения нагрузки.
Особенности-завершение должно настраивать на последующую работу и вызывать удовлетворение у детей уроком. Упр. Применение различных видов ходьбы, дых упр, упр на расслабление мышц и отдых в положении сидя.
Урок в классах кро имеет ряд специфических особенностей.
· Учет уровня двигательной и физ подготовленности уч-ся, а также состояния психофизического развития, адаптация учебного материала к особенностям и возможностям детей
· Реализация на уроке 4 задач обучения: образовательной, оздоровительной, воспитательной, коррекционной.
· Необходимость моделирования жизненных ситуаций, посредством широкого использования нестандартного оборудования и специально продуманных заданий, игр, эстафет, состязаний.
· Использование спец упр и коррекционно-компенсарных форм воздействий СВР для создания благоприятных психофизиологических условий в целях коррекции имеющихся нарушений.
· Дифференцированный подход к использованию методов обучения и к способам ведения урока, исходя из персональных характеристик уч-ка.
Эффективность урока определяется рациональностью организационно-мктодических форм управления деят-тью уч-ся.
К методическим правилам проведения урока следует отнести:
· Создание условий для продуктивной успешной деят на уроке фв(ситуация успеха)
· Использование наглядных опор, в виде схем упр, а также цвета и звуки сигнального значения.
· Создание положительного эмоционального климата на занятиях
· Присутствие чувства преодоления трудностей
· Индивидуализация темпа развития и усвоения материала..
На уроке фк в классах КРО в течении всего года проводится на диагностической основе.
Таким образом, урок фкк классах кро строится по традиционной схеме, но проведение имеет ряд своих особенностей для детей с овз. И нужно не забывать учитывать методические особенности и специфику урока.
Билет №33
Основные х-ки двигательно-координационных способностей.
Координационные способности- возможности человека к оптимальному управлению и регулированию двигательным действием; способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно решать двигательные задачи.
Виды нарушений двигательно-координационных способностей:
ü Недостаточность зрительно- координационной ориентировки;
ü Нарушение точности движений в пространстве;
ü Низкий уровень дифференцировки мышечных усилий;
ü Нарушение ритма и темпа движений;
ü Нарушение точности движений во времени и чувства равновесия;
ü Несформированность вестибулярных реакций.
Средства и особенности коррекции ДКС
1. Широкий круг разнообразных двигательных действий, содержащих эффект новизны;
2. Подвижные игры;
3. Акробатические упр.;
4. Упр. По выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых усилий
Развитие КС у детей идет по пути образования новых форм движения. Чтобы успешно решить эти задачи, детей обучают ряду разнообразных двигательных действий. Используют без и упр. связанные с преодолением препятствий и ориентировки. Важно обновлять упр. Включают усложняющие задания, требующие соблюдения заданных пространственных и временных параметров движения, а также упр.на «расслабление» и «равновесие». Специальный подбор упр.методикой занятий. Требования к методике:
ü Всесторонность воздействия;
ü Соразмерность нагрузок функциональным возможностям растущего организма;
ü Соответствие воздействующих факторов особенностям этапов возрастного развития;
ü Учет недостатков и особенностей развития.
Примеры упр. для воспитания ДКС:
ü Общеподготовительные гимнастические упр.динамического характера, охватывающие основные группы мышц;
ü Прыжки в длину, высоту и глубину; метания; лазанья; бег.
ü Упр.с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий- упр. по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий.
Упражнения нужно постоянно обновлять и менять условия их выполнения.
Билет 34
Специальные коррекционные упражнения. Понятие « Специальные коррекционные упражнения». Виды: Корригирующие, дыхательные и пальчиковые упражнения. Значение, разновидности, особенности использования.- не могу найти.
СКУ- целенаправленно применяемые двигательные действия для устранения и исправления конкретных недостатков психо-физиологического развития.
· Корригирующие- для формирования правильной осанки, профилактики и коррекции плоскостопия.
· Дыхательные
· Пальчиковые упражнения
· Релаксационные упражнения
Коррегирующие упражнения (КУ) –это специальные физические упражнения физ. Характера. Применяемые преимущественно с целью устранения дефектов осанки и исправления искревления позвоночника.
КУ:
· Упражнения развивающие чувства правильной осанки
· Упражнения в балансировании
· ОРУ с контролем правильной осанки
· Упражнения, создающие мышечный корсет
· Мышцы брюшного пресса и спины
· Упражнения с помощью гимнастической стенки и на ней.
Корригирующая гимнастика –вид лечебной гимнастики, многофункциональная система упражнений оздоровительного и развивающего направления.
Корригирующие упражнения, общеобразовательные, дыхательные.
В комплексе корригирующей гимнастики темп движения должен быть средним или медленным. Постепенность усложнения и правильность выполнения упражнений обязательное условие к/г. Число повторов и условия выполнения упр. – индивидуальные. Определяется состояние здоровья и физ. Подготовленность занимающихся.
Особенности к/г.
1) Регулярность и продолжительность применения
2) Сочетание разнообразных средств и методов
3) Адекватность физ. Нагрузок и их строгая дозированность
4) Контроль за состоянием осанки
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Это движения, основанные на сочетании разных по продолжительности дыхательных циклов ( Вдохов, выдохов, пауз.) и способов дых., направленных на управление деятельностью дыхательных систем и ее оздоровления.
Для сохранения и углубления здоровья необходимо освоить правильное дыхание:
· Дышать через нос, глубоко, равномерно, ритмично
· Правильно чередовать дыхательные циклы
· Сочетание верхнее-грудочного, средне-грудочного и диафрагмального типа дыхания.
· Избегать длительность задержки дыхания.
Дыхательная гимнастика –это система дых. Упражнений, направленная на обучение правильному рациональному дыханию, укреплению дыхания, мускулатуры, расширение функций, возможных дыхательных систем и очищение дыхательных путей.
Особенности проведения дыхательной гимнастики:
· Хорошо проветренное помещение
· Спокойная обстановка
· Сочетание с простыми гимнастическими упражнениями.
Примеры дыхательных упражнений
· Вдох через нос, выдох через рот.
· Глубокий вдох носом. Задержка дыхания, выдох медленный.
На выдохе усиление или ослабление звуков «Ж, З, Р, С» , м т.д.
Билет №37