Важная роль в системе КРР по ФВ отводится диагностической работе.
Диагностика (греч. diagnosis - распознание) - процесс оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей человека.
Она позволяет:
- выявить отклонения и нарушения, в соответствии с которыми будет выстраиваться педагогический процесс;
- подобрать комплекс индивидуальных коррекционных воздействий;
- отслеживать эффективность педагогической работы.
Исследования многих авторов подтверждают, что у детей классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения имеются особенности формирования двигательной сферы. У них не наблюдается тяжелых двигательных нарушений, но при пристальном изучении обнаруживается ряд двигательных недостатков.
Двигательное нарушение– существенный признак несформированности двигательной сферы, который проявляется в отставании, искажении или недоразвитии следующих составляющих двигательной деятельности:
1 – технике движений
2 – комплексе двигательных способностей и качеств
3 – анатомо-физиологических компонентах организма.
Причинами двигательных нарушений являются:
- недостаточное функциональное состояние основных систем организма: сердечно-сосудистой системы, ЦНС, дыхательной системы;
- отставание в биологическом и нервно-психическом развитии;
- низкий уровень кондиционных и координационных способностей.
Для учащихся классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения наиболее типичными являются следующие виды двигательных нарушений:
несформированность техники основных видов движений;
недостаточный уровень развития физических качеств;
отставание физического развития;
нарушения регуляции произвольных движений;
несовершенство мелкой моторики рук.
Различают несколько степеней двигательных нарушений:
1. Легкая – результативность двигательной деятельности около 67% от нормы.
2. Средняя - результативность двигательной деятельности примерно от 35% до 66%.
3. Тяжелая - результативность двигательной деятельности менее 34% от нормы.
К типичным нарушениям физического развития учащихся классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения относят:
- отставание в росте,
- недостаточный или лишний вес,
- дефекты осанки и телосложения,
- нарушения в развитии грудной клетки,
- отставание в показателях окружности грудной клетки,
- низкий уровень жизненной емкости легких,
- деформация нижних конечностей (плоскостопие).
Одним из важных компонентов двигательных нарушений, которые требуют особого внимания учителя и специально направленных воздействий являются нарушения в развитии двигательных способностей, среди них различают:
а) отставание в развитии двигательных качеств:
-слабое развитие силы основных групп мышц,
- низкий уровень развития быстроты: частоты движений, скорости,
- отставание в развитие выносливости,
- недостаточность развития скоростно-силовых способностей,
- неудовлетворительное развитие гибкости и подвижности суставов;
б) нарушения в развитии координационных способностей:
- недостаточность зрительно-пространственной ориентировки,
- нарушение точности движений в пространстве,
- низкий уровень дифференцировки мышечных усилий,
- нарушения ритма и темпа движений,
- нарушения точности движений во времени и чувства равновесия,
- несформированность вестибулярных реакций.
У учащихся классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения выделяют ряд особенностей психомоторного развития, это:
1. Низкий уровень управления движениями: неумение подчинять движение основной двигательной задаче, точно выполнять осмысленное движение.
2. Недостаточное умение регулировать изменение движений по параметрам: усилию, амплитуде, продолжительности, темпу, ритму.
3. Неумение сохранять равновесие.
4. Неумение координировать (выполнять) сложные движения.
5. Слабая двигательная память.
6. Низкий уровень двигательного воображения.
Отклонения психомоторного развития определяют нарушения или низкий уровень развития двигательно-координационных способностей.
Владея информацией об уровне и сущности двигательных нарушений, подбираются конкретные специальные задания, способствующие совершенствованию неполноценных двигательных способностей. Они эффективно корректируются в процессе систематического и целенаправленного воздействия с использованием специальных физических упражнений.
Вывод:
Таким образом, в заключении я хочу сказать, что индивидуально-типологические особенности физического развития играют огромную роль в диагностической работе, которая помогает учителю вовремя выявить отклонения и нарушения, оказать своевременную помощь и наблюдать положительные изменения от нее.
Индивидуально-типологические особенности развития включает в себя:
-двигательные нарушения; нарушения в развитии двигательных способностей; особенности психомоторного развития, которые имеют свои функции.
БИЛЕТ № 29
Диагностика (греч.diagnostikos-способный распознавать) - процесс распознания и оценки свойств, особенностей и состояний субъекта или объекта, заключающийся в целенаправленности исследовании, истолковании в виде заключения.
Диагностика здоровья - процесс оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей человека, анализ и обобщение полученных данных о здоровье.
Значение диагностической работы - для выявления степени развития и выявления тех или иных заболеваний.
Направления диагностики:
1) оценка физического развития;
2) оценка функционального состояния организма (резервов здоровья).
Методы диагностики физического развития:
1.соматометрические - определение длины и массы тела, окружности грудной клетки, талии, бедер, длина туловища и конечностей;
2.самотоскопические-оценка форм тела: грудной клетки, ног, стопы, тип осанки ,рельефа и упругости мускулатуры, полового развития;
3.физиологические-определение уровня развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации),физической работоспособности, степени развития скелетной мускулатуры.
Антропометрия (от «антропо» - человек и «метрия» - мерить) - объектный способ определения внешних измерений человеческого тела и его частей: измерение роста, веса, внешних форм тела.
Антропометрические показатели:
1) вес тела;
2)рост, стоя, сидя;
3) окружность шеи;
4) окружность грудной клетки (пауза, вдох, выдох);
5) окружность талии;
6) окружность бедер;
7) окружность бедра (правого, левого);
8) окружность голени (правой, левой);
9) длина ноги;
10) длина руки;
11) окружность плеча (свободно свисающей, напряженной);
12) окружность запястий.
Билет
Физическое развитие – это совокупность антропометрических, функциональных и со-матических признаков организма, которые обусловлены наследственными факторами и влиянием внешней среды, и их взаимосвязи.
Для исследования физического развития детей используют показатели:
соматометрические - длина тела (рост), масса тела, окружность грудной клетки и др.;
соматоскопические -состояние кожных покровов и видимыx слизистых оболочек, сте-пень развития подкожно-жирового слоя, состояние опорно-двигательного аппарата, степень полового развития.