Приемы и методы обучения детей дошкольного возраста
Методы, используемые при обучении детей движениям, собираются в соответствии с определяющими их источниками. К ним относятся объекты окружающей действительности, слово и практическая деятельность.
Раскрытие закономерностей успешного обучения является основной проблемой советской дидактики.
Советская дидактика опирается на марксистско-ленинскую теорию познания. Процесс учения рассматривается дидактикой кик организованная познавательная деятельность, в которой осуществляется и постепенно расширяется процесс познания or его исходного момента — отсутствия знаний к все более точным, полным и совершенным знаниям. В этом процессе познании непременными компонентами являются: чувственное восприятие, абстрактное мышление и практика.
В связи с этим в обучении используются: наглядный метод, обеспечивающий яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления о движении, активизирующий развитие его сенсорных способностей;словесный метод, обращенный к сознанию детей, помогающий осмысливанию поставленной перед ними задачи и в связи с этим сознательному выполнению двигательных упражнении, играющий большую роль в усвоении содержания и структуры упражнений, самостоятельном их применении в различных ситуациях; практический метол, связанный с практической двигательной деятельностью детей, обеспечивающий действенную проверку правильности восприятия движении на собственных мышечно-моторных ощущениях. Практические методы характеризуются полной или частичной регламентацией, проведением упражнений в игровой (образной) форме, использованием элементов соревнования.
Регламентация упражнений необходима при многократном повторении двигательных действий или их отдельных элементов. Она характерна конкретной последовательностью движений, соблюдением нормирования нагрузки и отдыха, их определенным чередованием. Все это содействует лучшему освоению двигательных умений и навыков, сохранению оптимального функционального состояния организма и психики ребенка.
Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный, а эмоционально-эффективный в работе с ними, учитывающий элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Он дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявления творческой инициативы.
В процессе игровых действий у детей формируются морально-волевые качества, развиваются познавательные силы, приобретается опыт поведения и ориентировки в условиях действия коллектива.
В младших группах при обучении детей движениям широко применяются игровые приемы, способствующие эмоционально-образному уточнению представлений о характере движений (например, «Будете бегать легко и тихо, как мышки», «Нужно прыгать, как зайчики»),
Соревновательный метод в процессе обучения детей дошкольного возраста может применяться при условии педагогического руководства.
Этот метод используется преимущественно в старших группах детского сада в целях совершенствования уже приобретенных двигательных навыков (но не состязания и борьбы за первенство). Обязательное условие соревнования — соответствие их физическим силам детей, воспитание морально-волевых качеств, а также правильная оценка своих достижений и других детей на основе сознательного отношения к требованиям. Особенно важным является воспитание коллективных чувств, определяющих возможность радоваться успехам других, исключающих зависть и недоброжелательство. В процессе соревнования, в игре или при выполнении упражнения у ребенка при неудачах может возникнуть огорчение. В таких случаях чрезвычайно велика роль воспитателя, его умение перевести отрицательную эмоцию в положительную. Это достигается предварительной подготовкой детей к восприятию процесса соревнования, а в момент неудачи воздействием на сознание ребенка, убеждающими доводами и превращение отрицательных эмоций в стимул успешного достижения поставленной задачи.
При правильном руководстве соревнование может быть успешно использовано как воспитательное средство, содействующее совершению двигательных навыков, развитию физических способностей, воспитанию морально-волевых чертличности.
Итак, применяя указанные выше методы обучения детей различным движениям, мы опираемся на их чувственные восприятие (первую сигнальную систему), на мыслительную деятельность (вторую сигнальную систему) и на практическую деятельность (выполнение конкретных упражнений).
В практической работе с детьми методы обучения переплетаются.
Учитывая содержание упражнений, возрастные возможности и индивидуальные особенности детей, воспитатель в одном случае исходным моментом в обучении использует наглядность — восприятие ребенком образца движения в сочетании с пояснениями, о другом — слово, объяснение содержания и структуры упражнения. Однако во втором случае педагог опирается на уже имеющиеся у детей жизненный опыт и конкретные представления о движениях. Вслед за наглядными или словесными методами непременно должны следовать практические действия детей — самостоятельное выполнение движений под руководством воспитателя.
Таким образом, применение методов обучения строится на взаимодействии первой и второй сигнальных систем, обеспечивающем наиболее полные, достоверные знания и правильные практические навыки.
Каждый отдельный метод представляет собой определенную систему специфических приемов. В свою очередь система выражается в совокупности таких именно приемов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к ее решению,
В процессе обучения детей двигательным действиям методические приемы отбираются в каждом отдельном случае в соответствии с задачами и содержанием двигательного материала, учетом степени усвоения его детьми, их общего развития, физического состояния, возрастных и типологических особенностей каждого ребенка.
В связи с этим приемы обучения комбинируются в различном сочетании, обеспечивающем, с одной стороны, всестороннее воздействие на все анализаторы при восприятии заданий детьми и, с другой — сознательность и самостоятельность выполнения детьми двигательных заданий.
При обучении детей движениям сочетание приемов определяется их взаимодействием. Использование воспитателем преимущественно наглядных приемов, например показа образца движений на всех этапах обучения и в различных возрастных группах (как это иногда встречается на практике), может вызвать механическое, мало осознанное копирование их ребенком.
В таком случае воздействие но преимуществу только на органы внешних чувств, обогащая восприятие ребенка, в то же время обедняет необходимее умственное напряжение, не упражняет его мысль, не способствует сознательному запоминанию в логической последовательности всех элементов данного движения, лишает ребенка возможности его произвольного выполнения в дальнейшем.
Однако и преимущественное использование только слова без учета возрастных возможностей детей (особенно младшего и среднего возраста) лишает ребенка восприятия образности движений, наглядной достоверности ощущений, процесса конкретно-образного мышления. Поэтому, стремясь к наилучшим результатам обучения детей правильным движениям, воспитатель взаимосвязано использует различные приемы обучения. Таким образом, он способствует всестороннему развитию детей, сознательному усвоению ими движений и самостоятельному применению их в соответствующих условиях.
Наглядные методические приемы. При обучении Детей движениям используются различные приемы наглядности. Зрительная наглядность заключается в правильной, четкой, красивой демонстрации — показе воспитателем образца движения или его отдельных двигательных элементов;
Страницы: 1 2
Похожие рефераты:
Исследование особенностей для реализации физического воспитания
Основы развития физических качеств и способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Физические качества и способности: выносливость, ловкость, гибкость. Организация физического воспитания школьников, его принципы и основные этапы.
Физическое воспитание учеников
Определение возрастных особенностей учащихся, обучающихся в 5-9 классах и характеристика основных задач физического воспитания. Проведение урока физической культуры в средних классах и современные методики обучения двигательным действиям школьников.
Теория и методика физического воспитания
Процесс физической деятельности человека, направленный на формирование его телесной природы. Рабочая концепция воспитания школьников и структурно-функциональный образ ее реализации. Базовая технологическая модель предмета "Физическая культура".
Использование физических упражнений для укрепления здоровья детей
Наиболее эффективные формы и методы организации проведения физического воспитания, физических упражнений. Педагогические средства обеспечения успешности процесса формирования физического здоровья детей с помощью формирования новых двигательных навыков.
Физическое воспитание детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья
Распределение учащихся на группы на основании данных медицинского осмотра. Задачи и организация работы по физическому воспитанию учащихся специальных медицинских групп. Учет индивидуальных особенностей и дифференцированный подход. Схема построения уроков.
Физическое воспитание в семье
Виды физкультурных занятий в режиме дня семьи. Утренняя гигиеническая гимнастика. Оздоровительный бег. Пешеходные прогулки, походы и экскурсии. Подвижные и спортивные игры. Закаливание в семье воздухом, солнцем, водой. Гигиена физкультурной семьи.
Обеспечение техники безопасности на физкультурных занятиях в ДОУ
Физическое воспитание как основной вид занятия в детском саду. Изучение основных причин травматизма детей на занятиях физкультурой. Требования и условия, необходимые для обеспечения безопасности детей. Методы контроля над физическим воспитанием в ДОУ.
Физическое воспитание в профессионально-технических училищах (ПТУ)
Задачи физического воспитания в учреждениях начального профессионального образования. Программа и организация занятий. Работа спортивных секций и проведение дней здоровья. Требования к учету успеваемости. Уроки с учащимися специальных медицинских групп.
Содержание и методика проведения физкультурных досугов в дошкольных учреждениях
Задачи охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. Воспитание потребности в здоровом образе жизни. Обеспечение нормального уровня физической подготовленности. Приобщение к традициям большого спорта. Потребность в двигательной активности.
Модель двигательной активности в детском саду
Роль физкультуры для здоровья, физического и психического развития ребёнка. Создание условий для формирования двигательной активности и оздоровления ребёнка. Формирование привычки к здоровому образу жизни, суть модели двигательного режима дошкольника.
Влияние физического воспитания в семье на общую физическую подготовку учащихся младшего школьного возраста
Особенности возрастного развития детей младшего школьного возраста. Специфические признаки физического воспитания в современной семье. Разработка комплекса упражнений для утренней гимнастики для детей младшего школьного возраста и оценка эффективности.
Физическое воспитание в школе
Урок как основная форма организации занятий по физической культуре в школе. Контроль физического воспитания учащихся. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. Гимнастика до занятий, физкультминутка и физкультпауза. Спортивно-массовая работа в школе.
Формы организации физического воспитания в дошкольных учреждениях
Общая характеристика основных форм организации физического воспитания. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня: зарядка; закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями. Работа по физическому воспитанию в повседневной жизни.
Формы организации физического воспитания школьников
Общая характеристика урока физической культуры. Методы организации учащихся на уроке. Характер физической и психической нагрузки на занятиях и приемы ее регулирования. Физкультурные паузы во время уроков. Физические упражнения на удлиненных переменах.
Физическое воспитание детей в ДОУ
Физическое воспитание детей дошкольного возраста в системе воспитания с учетом современных требований. Единство физического и психического развития ребенка. Средства воспитания: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения.
Досуги как средство закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста, имеющих отклонение в развитии
Особенности формирования двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Системы организации физического воспитания в специальных дошкольных учреждениях. Содержание спортивных досугов в логопедической группе.
Физическое воспитание детей от рождения до 7 лет
Цель физического воспитания - воспитание здорового, жизнерадостного ребенка. Возрастные особенности развития ребенка до 7 лет. Формирование двигательных функций ребенка. Гимнастика для детей как система специально подобранных физических упражнений.
Нетрадиционные физкультурные занятия с детьми старшего дошкольного возраста
Состояние проблемы использования альтернативных физкультурных занятий в научно-методической литературе на современном этапе. Характеристика альтернативных физкультурных занятий в работе с детьми 6-ти лет, распространенные упражнения и их эффективность.
Особенности преподавания физкультуры парням и девушкам
Факторы физической работоспособности, функциональные возможности мускулатуры. Особенности организации преподавания физической культуры. Основные правила для организации спортивной тренировки юношей и девушек. Дозированная нагрузка физических упражнений.
Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости в старшем дошкольном возрасте
Совершенствование двигательных качеств и особенности развития внимания у дошкольников. Значение подвижных игр в воспитании. Исследование уровня развития физических качеств и внимания у детей во время подвижных игр в ДОУ № 35 "Соловушка", итоги работы.