Физическая культура и спорт как социальный феномен современного общества
Физическая культура и спорт как социальный феномен современного общества
Физическая культура как социальное явление существовала на протяжении всей истории человеческого общества, однако сам термин «физическая культура» появился в конце 19 века, а все связанное с ним выражалось в других понятиях.
Сегодня это термин - закрепившееся в обществе понятие, которое имеет под собой само явление физической культуры. Важной тенденцией развития этого явления является его социальная универсализация, которая заключается в стремлении общества привлечь к физкультурно-спортивной деятельности все слои населения, приобщить большие массы людей к занятиям физической культурой и спортом, что вызвано общим ходом развития общественно-экономических отношений.
Физическая культура и спорт стали особым социальным институтом. Именно он, этот социальный институт, во многом определяет государственную деятельность по образованию детей, подростков, молодёжи, обязательной физической подготовке Вооруженных сил, разных силовых ведомств России. Этот институт управляет сетью физкультурно-спортивных учреждений.
Возникнув как средство и метод подготовки человека к трудовым действиям, физическое воспитание и образование тесно связаны с трудовыми процессами. Более высокий уровень общественного сознания, увеличение доли свободного времени привели к дифференцированному физическому воспитанию и образованию.
Феномен физической культуры и спорта состоит из различных компонентов, и предназначение совокупности этих компонентов состоит в том, чтобы совершалась главная функция этого феномена - осуществлять совершенствование человека.
Не стоит и забывать социальную роль этого феномена - развитие физического и нравственного состояния. При этом основой физической культуры и спорта являются, конечно же, физические упражнения, специально организуемые действия, способствующие формированию телесно-двигательных умений. Совокупность упражнений, направленных на формирование навыков в физкультурно-спортивной деятельности, составляют средства физической культуры. Упражнения, используемые в реализации тех или иных социальных функций, формируют содержательную сущность организации физической культуры и спорта в образовательных учреждениях, повышают уровень физической подготовки личного состава силовых ведомств.
Осмысление феномена спорта определило распространенное толкование его сущности с позиций философского, культурологического, педагогического, психологического, социального, медико-биологического знаний о развитии человека.
Физической культурой можно заниматься в одиночку, без сопоставления своих результатов с показателями других, спорт - всегда общественная деятельность. Физическая и спортивная деятельность различаются и по существу. Главным видом в физической культуре является упражнение, в спорте - тренировка. Одна из функций физической культуры - подготовка к спорту как особому виду деятельности.
В течение многих лет спорт был любительским. Его развитие привело к тому, что подготовка к соревнованиям и сами состязания становились все более трудоемкими. Массовый любительский спорт остается средством отдыха, первичной подготовки и отбора молодежи для профессионального спорта. Спорт высших достижений стал профессией, а труд спортсмена - оплачиваемым.
Сегодня основная тенденция развития спорта - его интернационализация.
Физическое развитие
это процесс изменения форм и функций организма человека под влиянием условий жизни и воспитания. Существует три уровня физического развития: высокий, средний и низкий и два промежуточных выше среднего и ниже среднего.
В узком смысле слова под физическим развитием понимают антропометрические показатели (рост, вес, окружность-объем грудной клетки, размер стопы и т. п.).
Уровень физического развития определяется в сравнении с нормативными таблицами.
Физическое развитие. Это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.
Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей.
1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют, прежде всего, биологические формы или морфологию человека.
2. Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.
3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).
Примерно до 25-летнего возраста (период становления и роста) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45—50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на определенном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т. п.
Характер физического развития как процесс изменения указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей.
Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если известны эти закономерности, и они учитываются при построении процесса физического воспитания.
Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возможностей и успехов человека в спорте.
Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: в период становления и роста, в период наивысшего развития его форм и функций, в период старения.
Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. К условиям жизни прежде всего относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функций организма. Известное влияние на физическое развитие оказывает и географическая среда.
Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности. Эти законы являются отправными при выборе средств и методов физического воспитания в каждом конкретном случае.
Выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемости можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме занимающихся. При этом учитывается, что организм функционирует как единое целое. Поэтому, подбирая упражнения и нагрузки, преимущественно избирательного воздействия, необходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.
Гипокинезия и гиподинамия
Гипокинезия — особое состояние организма, обусловленное недостаточностью двигательной активности. В ряде случаев это состояние приводит к гиподинамии.
Гиподинамия — совокупность отрицательных морфофункциональных изменений в организме вследствие длительной гипокинезни. Это атрофические изменения в мышцах, общая физическая детренированность, детренированность сердечно-сосудистой системы, понижение ортостатической устойчивости, изменение водно-солевого баланса, системы крови, деминерализация костей и т. д. В конечном счете, снижается функциональная активность органов и систем, нарушается деятельность регуляторных механизмов, обеспечивающих их взаимосвязь, ухудшается устойчивость к различным неблагоприятным факторам; уменьшается интенсивность и объем афферентной информации, связанной с мышечными сокращениями, нарушается координация движений, снижается тонус мышц, падает выносливость и силовые показатели.
Физическая культура и спорт как социальный феномен современного общества
Физическая культура как социальное явление существовала на протяжении всей истории человеческого общества, однако сам термин «физическая культура» появился в конце 19 века, а все связанное с ним выражалось в других понятиях.
Сегодня это термин - закрепившееся в обществе понятие, которое имеет под собой само явление физической культуры. Важной тенденцией развития этого явления является его социальная универсализация, которая заключается в стремлении общества привлечь к физкультурно-спортивной деятельности все слои населения, приобщить большие массы людей к занятиям физической культурой и спортом, что вызвано общим ходом развития общественно-экономических отношений.
Физическая культура и спорт стали особым социальным институтом. Именно он, этот социальный институт, во многом определяет государственную деятельность по образованию детей, подростков, молодёжи, обязательной физической подготовке Вооруженных сил, разных силовых ведомств России. Этот институт управляет сетью физкультурно-спортивных учреждений.
Возникнув как средство и метод подготовки человека к трудовым действиям, физическое воспитание и образование тесно связаны с трудовыми процессами. Более высокий уровень общественного сознания, увеличение доли свободного времени привели к дифференцированному физическому воспитанию и образованию.
Феномен физической культуры и спорта состоит из различных компонентов, и предназначение совокупности этих компонентов состоит в том, чтобы совершалась главная функция этого феномена - осуществлять совершенствование человека.
Не стоит и забывать социальную роль этого феномена - развитие физического и нравственного состояния. При этом основой физической культуры и спорта являются, конечно же, физические упражнения, специально организуемые действия, способствующие формированию телесно-двигательных умений. Совокупность упражнений, направленных на формирование навыков в физкультурно-спортивной деятельности, составляют средства физической культуры. Упражнения, используемые в реализации тех или иных социальных функций, формируют содержательную сущность организации физической культуры и спорта в образовательных учреждениях, повышают уровень физической подготовки личного состава силовых ведомств.
Осмысление феномена спорта определило распространенное толкование его сущности с позиций философского, культурологического, педагогического, психологического, социального, медико-биологического знаний о развитии человека.
Физической культурой можно заниматься в одиночку, без сопоставления своих результатов с показателями других, спорт - всегда общественная деятельность. Физическая и спортивная деятельность различаются и по существу. Главным видом в физической культуре является упражнение, в спорте - тренировка. Одна из функций физической культуры - подготовка к спорту как особому виду деятельности.
В течение многих лет спорт был любительским. Его развитие привело к тому, что подготовка к соревнованиям и сами состязания становились все более трудоемкими. Массовый любительский спорт остается средством отдыха, первичной подготовки и отбора молодежи для профессионального спорта. Спорт высших достижений стал профессией, а труд спортсмена - оплачиваемым.
Сегодня основная тенденция развития спорта - его интернационализация.