Воспитательный процесс и воспитательная система
На наш взгляд, следует различать воспитание как целенаправленную деятельность педагогов по созданию системы жизнедеятельности детей, обеспечивающей усвоение ими ценностей культуры, создание условий для их развития, организацию культуросообразной среды их жизни и т.д., от воспитательного процесса как восхождения личности к ценностям, смыслам обретения ею ранее отсутствовавших свойств, качеств, жизненных позиций.
Иными словами, воспитательная система – это внешняя среда жизнедеятельности детей, которая создаётся искусственно, усилиями педагогов и других участников воспитания, а воспитательный процесс – это естественный процесс позитивных изменений, происходящий с личностью в ходе активной переработки её сознанием всего того содержания жизнедеятельности, которое предлагает ей система воспитания (понимаемая в широком и узком смысле).
Таким образом, воспитательный процесс – это внутренне детерминированный процесс движения личности к своей идеальной форме, к своей индивидуальной целостности, самобытности, к своему личностному образу.
Современные концепции воспитания выстраиваются на идеях педагогической поддержки субъектности ребёнка, его сознательности, ответственности, активности.. Для проявления этих качеств ребёнку необходимо пространство свободы, где он имел бы возможность автономизироваться, выбирать, оценивать, совершать поступки, отстаивать своё мнение, утверждать себя и т. д. Может быть, поэтому современному воспитанию становится тесно в рамках преднамеренно создаваемых воспитательных систем, где всё заранее определено и достаточно жёстко регламентировано, и оно ищет для себя адекватную гуманистическим идеям форму организации – воспитательное пространство.
Воспитательное пространство и воспитательная среда
Авторы книги «Управление воспитательной системы школы» (М., 1999) дают такое определение этому феномену:
«...воспитательное пространство есть хронотопная среда совместного бытия, преобразованная всеми социокультурными структурами, участвующими в воспитательном процессе на данной территории, в фактор интегративного влияния на процесс воспитания личности с целью обеспечения ей чувства психологического комфорта и условий для развития и самореализации».
Нельзя не согласиться, что воспитательное пространство – это единая пространственно-временная форма бытия участников воспитания. Однако проектируемое далее авторами «преобразование» воспитательного пространства в «фактор интегративного влияния на процесс воспитания личности» вызывает наше несогласие, так как помещает новое понятие в старый ракурс действующих на личность извне систем и технологий. Думается, что интегративная функция воспитательного пространства состоит не в том, чтобы усилить воздействие на личность, а в том, чтобы интегрировать личность в культуру, создать культуросообразную среду воспитания, раскрыть поле выборов культурных образцов и смыслов жизни. Воспитательное пространство – это не только внешняя среда, но и духовное пространство личностей ученика и учителя, интегрированных в эту среду.
Итак, воспитательное пространство – это пространство культуры, питающее развитие личности. В нём представлен весь универсум ценностей культуры и культурных форм жизни. Это пространство социальных, культурных, жизненных выборов и самореализации личности, самоосуществление которой происходит в различных воспитательных средах, преднамеренно создаваемых в воспитательном пространстве (академическая среда, клубная, среда творческие мастерские и др.). Воспитательные среды обслуживают мир детства.
Мир детства
Педагогическая действительность может быть понята более глубоко, если рассматривать её как состоящую из различных миров: мира образования, мира культуры, мира социальности, мира информации и т.д., мира взрослых людей и мира детства.
Думается, что отношение к миру детства является разграничительным моментом социоориентированных и гуманистических воспитательных концепций.
В социоориентированных концепциях детство не имеет самостоятельного значения, оно рассматривается как подготовительный этап жизни, вследствие чего ивоспитанию придаётся функция подготовки к жизни путём формирования определённых знаний, умений, навыков, мировоззренческих установок.
В гуманистических же концепциях детство наполнено особыми духовными смыслами, переживаниями, свободно избираемыми формами проживания жизни и самопроявления личности. В современных концепциях воспитания обозначилось новое понимание феноменов детства.
По мнению Ш.А. Амонашвили, феноменами мира детства являются три страсти: к развитию, взрослению, свободе.
Безусловным феноменом развития личности в детстве является «слой детского сознания». Этим термином мы обозначаем способность детей отражать мир, радуясь ему, в мажорных тонах, ярких красках, доверять ему, проявлять особую сензитивность к добру, красоте, творчеству, наивно и искренне верить во всё хорошее. Поэтому необходимо охранительное отношение к детству. Главная задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы сохранить мир детства в целости и неприкосновенности и помочь ребёнку прожить его в радости и полноте устремлений. Не менее важная задача – обеспечить постепенный и безболезненный переход ребёнка из мира детства во взрослый мир, из мира его собственной природы в мир социальности и культуры.
В психолого-педагогической литературе имеются попытки по-новому описать мир детства, но целостной концепции развития личности в детстве, основанной на идеях гуманно-личностного подхода и достижениях всех наук, изучающих ребёнка, ещё не создано. Может быть, поэтому в современных концепциях воспитания личность ребёнка представлена бедно, односторонне, несмотря на декларацию таких целей воспитания, как её всестороннее и разностороннее развитие.
Личностно ориентированные воспитательные процессы и содержание воспитания
Главное назначение воспитания состоит в том, чтобы помочь самоосуществлению человека, становлению его индивидуального личностного образа. Нельзя не согласиться с К. Ясперсом, который отмечает, что в лучшие свои времена воспитание всегда было «возможностью стать в историческом континууме человеком в самобытии».
Раздумывая над этим, мы пришли к убеждению, что целостное гуманистическое воспитание должно быть ориентировано на личностный образ ребёнка как человека культуры, гражданина, нравственной личности. Системообразующей компонентой в этой триаде является «человек культуры», ибо в образе человека культуры воплощено всё наиболее ценное, что характеризует человека как макрокосм и микрокосм, как ценность, как личность. Соответственно этому основными воспитательными процессамив системе гуманистического личностно ориентированного воспитания становятся:
■ культурная идентификация, т.е. востребование культурных способностей и свойств личности, актуализация чувства принадлежности ребёнка к определённой культуре и оказание помощи в обретении им черт человека культуры;
■ духовно-нравственное развитие личности, т.е. овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы нравственных регулятивов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.), способности делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение;
■ социализация, т.е. вхождение ребёнка в жизнь общества, его взросление, освоение различных способов жизнедеятельности и жизнетворчества, развитие его духовных и практических потребностей, формирование его «концепции жизни», осуществление жизненного самоопределения;
■ индивидуализация, т.е. поддержка индивидуальности, самобытности личности, развитие её творческого потенциала, становление личностного образа ребёнка. Чтобы личностный образ ребёнка состоялся, его жизнь должна отличаться историзмом, культурной событийностью, духовной целостностью.
Содержание воспитания – это востребуемый в жизненных событиях и воспитательных процессах субъектный опыт личности, компонентами которого являются ценности и смыслы, умения и способности, социальные навыки и способы поведения, переживания и нравственные выборы.
В процессе воспитания содержание субъектного опыта оценивается, преобразуется, приводится в соответствие с общественным опытом, наполняется новыми компонентами. Из этого следует, что содержание личностно ориентированного воспитания не может быть регламентировано. По мере развития детей оно насыщается новыми проблемами детской жизни, жизненными и воспитательными ситуациями, востребующими все более сложные компоненты общественного и личного опыта. При этом важно, чтобы элементы опыта, составляющие содержание воспитания, имели опережающий характер, обеспечивали вхождение ребёнка в зону ближайшего социокультурного развития.
Необходима разработка технологии психологического сопровождения и педагогической поддержкиистории становления личностного образа ученика. Это основной метод, или технология, личностно ориентированного воспитания.
Это комплексный метод, предполагающий монографическое изучение истории и узловых событий жизни ребёнка, педагогическую интерпретацию индивидуальных особенностей его личности, эмпатическое принятие ученика таким, какой он есть, совместное с ним проектирование этапов его дальнейшего развития, адаптацию воспитательных средств к характеру ребёнка, вовлечение его в педагогические и жизненные события, раскрепощение для диалога, творчества, саморазвития и самостроительства своего самобытного личностного образа.