Магия как настольная коллекционная карточная игра и объект лингвистического исследования
Игра – это многогранное явление, относящееся к сфере интеллектуальной, духовной жизни человека. Своим становлением современный человек в большой мере обязан игре.
Под игрой принято понимать сознательную деятельность, направленную на достижение поставленной условной цели.
В игровой деятельности находит свое выражение присущая человеку потребность творчества. Многообразие игровых ситуаций ставит перед играющими самые разнообразные задачи, требующие правильного решения. Результат и непосредственно сам процесс решения приносят играющим внутреннее удовлетворение, вызывающее стремление испытать его вновь и вновь.
Таким образом, игра представляет собой процесс удовлетворения потребностей индивидуума в физической и эстетической активности, в творческой, общественно значимой деятельности.
Слово «игра» определяется различными учеными неодинаково, так как понятие «игра» принадлежит одновременно к нескольким областям знания, таким как педагогика (детские игры), теория игр (область прикладной математики), где рассматривается тактическо-стратегическая и вероятностная составляющая игры, теория управления (деловые игры), медицина (терапевтические игры), теория спорта (спортивные игры), военное дело (решение при помощи игр практических задач на местности). Обратимся к определениям слова «игра», которые дают различные источники.
В Большой Советской Энциклопедии слову «игра» дается следующее определение: «Игра́ – вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Также термин «игра» используют для обозначения набора предметов или программ, предназначенных для подобной деятельности» [Большая Советская Энциклопедия, 1971, с.94].
Толковый Словарь под редакцией С.И. Ожегова дает более подробное определение, упоминая о роли игры в моделировании ситуаций: «Игра, -ы, мн. игры, игр, играм, ж.1. см. играть. 2. Занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования. Шахматная и. Спортивные игры. Азартные игры. Опасная игра (перен.: о рискованном предприятии). 3. Комплект предметов для такого занятия. Продажа детских настольных игр. Карточные игры. 4. мн. Спортивные соревнования. Олимпийские игры. 5. Создание типичных для профессии ситуаций и нахождение в них практических решений. Деловая и. (моделирование производственной ситуации в целях выработки наиболее эффективных решении). Управленческие игры. Военная и. (решение тактических задач на местности и по топографическим картам). Игра природы – что-н. необычное, небывалое, феномен (во 2 знач.). Игра слов – шутка, основанная на одинаковом звучании разных слов, каламбур. Игра судьбы – непредвиденная случайность в жизни. Игра воображения – фантазия, плод фантазии, выдумки. Игра не стоит свеч – о деле, занятии, к-рое не оправдывает затраченных усилий [первонач. о малозначительной ночной карточной игре]. Теория игр (спец.) – математическая дисциплина, изучающая схемы наилучшего выбора решений участниками тех или иных ситуаций. || прил. иг* ровой, -ая, -ое, игорный, -ая, -ое и игральный, -ая, -ое (к 3 знач.). Игровой напев. Игровой инвентарь. Игровые автоматы. Игровой фильм (в противоположность документальному, хроникальному, научному). Игорный дом (заведение, в к-ром играют в азартные игры). Игральные карты» [Ожегов, Шведова, 2009, с.87].
В психологии слово «игра» имеет следующее определение:
«Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры» [Гамезо, 2008, с.153].
Теория игр дает совершенно иное определение понятию «игра»:
«Игра – это модель конфликтной ситуации, в которой 1) участвует n лиц (игроков), 2) заданы правила игры (способ принятия решений каждым из игроков), 3) определены правила осуществления платежей между игроками» [Мазалов, 2010, с.45].
В теории спорта игра – это протекающее в рамках правил единоборство двух сторон, направленное на достижение преимущества, оцениваемого по количеству достижений обусловленной цели игры [Суслов, Тышлер, 2001, с.51].
Говоря о соревновательной игре, мы не можем не упомянуть понятия, непосредственно связанные с соревновательной игровой деятельностью. Так, действия участников игры определяются ее сюжетом и представляют собой сознательные акты поведения, обусловленные сложившейся игровой ситуацией и избранным способом ее разрешения.
Действия играющих носят соревновательный характер и выражаются в стремлении выйти победителем в каждом единоборстве и в ходе всей игры.
Таким образом, игровая деятельность предстает как особая разновидность соревновательной деятельности, имеющей характер единоборства между отдельными участниками или коллективами.
Для разрешения той или иной игровой ситуации участники используют специальные действия, получившие название игровые приемы. Эти действия могут быть индивидуальными или коллективными.
Каждый участник обязан владеть всем разнообразием индивидуальных действий, чтобы быть в состоянии разрешать любые ситуации, с которыми он сталкивается в ходе игры. В наиболее часто повторяющихся ситуациях используют игровые навыки, которые представляют закрепленный способ выполнения игровых приемов.
Техника игры – это совокупность обусловленных правилами специальных действий, позволяющих решать задачи в конкретных игровых ситуациях.
Тактика игры – это совокупность специальных средств и методов ведения борьбы, выбор которых осуществляется с учетом конкретных условий и обеспечивает достижение игрового превосходства над соперником.
Нетрудно заметить, что и техника, и тактика служат единой цели – достижению превосходства в единоборстве с соперником. Поэтому между ними существует тесная связь, обеспечивающая их эффективное использование.
Цель игры определяет мотивы деятельности участников и стимулирует ее достижение. Планирование достижения цели может быть относительно кратковременным (тактическим) или, наоборот, долговременным (стратегическим). Способы достижения общих целей на протяжении длительного периода времени составляют стратегию борьбы [URL: http://mtppc2009.kursksu.ru/].
Соответственно, существует достаточное количество разнообразных классификаций игр, автором наиболее распространенной классификации является С.А. Шмаков.
Основная систематизация игр проходит обычно по их содержательному признаку (познавательные, музыкальные, деловые, спортивные, военные и т. д.) [Шмаков, 1994, с.28]. Сложность классификации игр обусловлена тем, что на игры, как на любое явление культуры, воздействуют запреты, принуждение, мода и т.п.; они отражают социальные, национальные, географические и исторические приметы; игры с одинаковыми правилами и информационной базой могут быть разными, так как используются в разных целях: для обучения, развлечения, психотерапии.
Принятое разделение игр на игры с правилами и «вольные», где правила вырабатываются в процессе, условно, так как любая игр подразумевает и некие правила, и творчество.
Классификация игр по внешним признакам:
· По содержанию (игры с правилами и «вольные» игры);
· По форме (например, игровые тренинги и соревнования);
· По назначению (внеутилитарные и деловые);
· По времени проведения;
· По месту проведения: настольные, на природе и т.д.;
· По составу и количеству участников;
· По степени регулирования;
· По наличию инвентаря.
Классификация по внутренним признакам
Под внутренними признаками понимаются умения человека и его психические функции, которые задействованы в игре, а также наличие импровизации, риска, интенсивность поведения в игре.
· Физические и психологические игры и тренинги:
- двигательные (спортивные, подвижные, моторные);
- экстатические, экспромтные;
- освобождающие игры – пантомимические, юмористические забавы, фокусы и трюки, игры случайного выигрыша);
- терапевтические.
· Интеллектуально-творческие игры:
- предметные забавы;
- сюжетно-интеллектуальные игры;
- дидактические;
- строительные, трудовые, технические;
- электронные, компьютерные, игры-автоматы;
- игровые методы обучения.
· Социальные игры:
- творческие сюжетно-ролевые (подражательные, игры-драматизации, игры-грезы);
- деловые игры.
· Комплексные игры (коллективно-творческая деятельность, метод длительной игры).
Классификация игр по социальной ориентации:
· Игры положительного и отрицательного статуса.
Ориентируясь на вышеизложенные определения и классификации, мы переходим к определению предмета нашего исследования.
«Magic: The Gathering» (здесь и далее – Магия) – соревновательная внеутилитарная интеллектуальная настольная стратегическая игра, относящаяся к типу коллекционных карточных игр. Изначально Магия была придумана американским профессором математики Ричардом Гарфилдом в 1993 году, и много лет существовала исключительно на английском языке, несмотря на широкую аудиторию во всем мире. С 2000 года были выпушены первые локализации – переводы на другие мировые языки.
Основными игровыми предметами служат особые карты, сходные с обычными игральными картами только по форме. Основное содержание карты составляют иллюстрация и текст. Каждая карта обладает собственной уникальной номинацией (названием) и содержит (чаще всего) два типа текста: так называемый «оракул» (Oracle), то есть инструкцию, описывающую действие, совершаемое картой, при помощи выдержки из правил и условных обозначений, и «флейвор» (flavor) – отрывок из художественного текста, напечатанный курсивом, придающий карте дополнительную эстетическую ценность. Нередко в качестве флейвора используются выдержки из литературной основы Магии – книг, написанных по мотивам игры.
Мир Магии построен на аллюзиях и отсылках к мифам и легендам всего мира в равной степени с придуманными вселенными.
Идея игры – магический поединок между двумя (и более) волшебниками, использующими некоторый набор заклинаний, каждое из которых представлено отдельной картой. Цель игры - уничтожить соперника (или соперников) с помощью своего набора заклинаний.
Магия – соревновательная игра, и может быть определена как интеллектуальная спортивная игра наравне с шахматами и шашками. Существует несколько форматов игры, каждый из которых имеет собственные особенности лексического наполнения. В Магии есть два основных типа – limited и constructed. В constructed существует деление на официальные (турнирные) и неофициальные («фановые») форматы. К официальным относятся: стандарт (он же Тип 2, Type 2, Standard), модерн (он же Modern), легаси (Наследие, Legacy, Type 1,5) и винтаж (Vintage). К неофициальным относятся: EDH (Elder Dragon Highlander, Commander, ЕДХ, Командир), Lands (Лэндз, Земли) и тд. Для каждого из форматов существует набор лексическо-грамматических особенностей языка, присущего только ему.
В лимитеде колода игрока собирается в ходе турнира из выданных запечатанных упаковок с картами (бустеров). Лимитед разделен на два официальных формата: драфт (draft) и силед (sealed), но помимо них есть масса неофициальных форматов – война бустеров, вампирик драфт и т.д.
Структура и правила Магии довольно сложны и требуют не только полного понимания, но и правильного применения – именно поэтому существует особый подкласс вовлеченных в игру – сертифицированные компанией-правообладателем судьи. Сертифицированные судьи разделены на пять уровней, от 1 до 5, в соответствии с их квалификацией и положением в Судейской Программе. Существует особый пласт лексики, присущей исключительно этому подклассу.
Ежегодно компания-правообладатель “Wizards of the Coast” выпускает 4 блока с новыми картами, в которых используются новые механики игры [URL: http://mymagic.ru/]. Каждый выпуск обновляет язык игроков за счет новых слов (названий механик, карт, стратегий). При этом происходит обратный процесс: некоторые слова переходят из активного словаря в пассивный, что поддерживает низкий процент прироста количества слов в активном вокабуляре игроков.