Непротивление злу. не отвечать на зло новым злом
Взрослым: перед началом этой беседы хотелось бы несколько развить тему христианской этики в части непротивления злу, которое издавна служило прибежищем человеческой слабости и малодушию. Безответственное непротивление часто исходит от завуалированного эгоистичного нежелания иметь лишние проблемы. Непротивление граничит с малодушием и являет собой разновидность дезертирства и отступничества перед трудностями и препятствиями. Некоторым людям будет трудно увязать противоречия: когда Христос бичом прогонял из храма торговцев и в то же время учил подставлять ударившему другую щеку. В первом случае Он защищал не себя самого, а храм Отца, при этом негодование и возмущение было самоотверженным, не эгоистичным, возвышенным и геройским, не имеющим ничего общего с гневом и раздражением, идущим от самолюбия и эгоизма. Во втором случае, уча подставлять щеку нападающему, указывалась необходимость усмирить самолюбие и гордыню, не вставать на защиту своего низшего эгоистичного начала.
Этот впечатляющий яркий пример показывает также степень невозмутимости духа, встречающего зло в полном спокойствии. Также подразумевалось быть духом выше нападающего и не иметь в себе ответного зла (как например, взрослый человек с высоты своего положения не отвечает злом, великодушно прощает и остается невозмутимым при нападении драчливого малыша). Для этого, прежде всего, необходимо без сожаления очистить храм в себе, и изгнав из него себеслужение, самость и зло, стать невосприимчивым к негативным влияниям извне, обрести возможность уравновешенно и активно противостоять злу твердым, мужественным, суровым добром.
° Разница между злом сознательным, намеренным и несознательным, безответственным.
° Несознательное зло покрывается добром.
Надо уметь прощать несознательное зло, "ибо не ведают, что творят". Вытеснение зла добром и красотой не просто останавливает зло, но и перерождает его в добро. Противостоять злу – значит, не отступать перед лицом зла и безобразия, а действовать красиво, благородно, великодушно, достойно.
° Непротивление злу своим низшим естеством. "Не воздавайте злом за зло", не отвечайте на зло новым злом.
Нужно останавливать злого человека не злясь, спокойно, решительно, смело. Останавливая зло, нельзя самому заразиться ответной злостью, местью и ненавистью. Встав на защиту добра, человек должен уметь сохранить в сердце спокойствие, чистоту и не перешагнуть границу добра.
° Перед активным и сознательным злом нельзя отступать, так как такое зло нельзя умилостивить. Его необходимо останавливать, пресекая его разрастание более сильным и решительным добром.
á Плохой человек изо всех сил бил палкой собаку. Проходил мимо первый человек, увидел и сказал, что так нельзя поступать, и пошел дальше. Второй человек спокойно остановил плохого, отобрал у него палку и, поломав ее, выбросил. Проходил мимо третий человек, он выхватил палку у плохого и стал ею сам избивать плохого человека.
[?] Кто из трех прохожих поступил правильно? Кто творит большее зло: тот кто избивает собаку или тот, кто стал избивать человека? Можно ли в ответ на плохой поступок говорить только хорошие слова или, помимо слов, нужно совершить хороший поступок? Добр ли человек, который в ответ на зло сам начинает жестоко избивать напавшего?
Дополнительно: защита самого себя часто эгоистична, а защита другого альтруистична. Активность зла гасится невозмутимостью духа, то есть молчанием страстного низшего естества. Зло также нейтрализуется душевным подъемом и благим порывом высшего естества, проявляющимся в безличном негодовании и возмущении.
Как Река зло остановила
Ударила как-то раз небесная Молния по старому трухлявому пню и родился у нее маленький сын – веселый, игривый Огонь. Сначала сын был маленьким костром на высохшем пне, но потом костер стал расти и вширь, и ввысь, превращаясь из костра в лесной пожар. Стал обжигать Огонь пожара деревья с кустами, обижать и прогонять лесных зверей своими беспощадными красными языками.
Скоро Огонь совсем большим стал, а ему все мало. Захотел он через Реку перебраться на другой берег, чтобы и там побезобразничать. Подступил он к Реке, да не тут-то было. Спокойная Река на его пути течет и все его горящие языки пламени тушит. Стал Огонь грозить реке, чтобы расступилась она подобру-поздорову и дорогу дала, а река знай себе течет, как текла, и уступать дорогу Огню вовсе и не думает. Рассердился Огонь, поджег сосну и повалил ее через Реку, чтобы на другой берег языки его пламени перебежали. Не стала ждать Река, когда беспощадный Огонь на другой берег перекинется и навредит всему живому, вздохнула она глубоко, подняла свои воды и потушила поваленную сосну.
Разозлился Огонь пуще прежнего, позвал своего приятеля Ветра и попросил его подуть на тот берег реки посильнее, чтобы можно было по воздуху перекинуть языки пламени через Реку. Стал Ветер помогать и дуть сильно, да только ничего у него не получилось, только зря половину пламени Огня в реку загнал и в воде потушил. А Река как текла спокойно, так и продолжает течь.
Решил тогда Огонь у своей матери-Молнии совета спросить, как ему на другой берег попасть, чтобы еще больше вырасти. Посоветовала она сыну, рассердить Реку так, чтобы она из берегов вышла и своими водами накинулась на пламя. А когда Река со злости повернет свои воды в сторону, то в это время ее обмануть можно и до другого берега по сухому дну легко перебраться.
Обрадовался Огонь и принялся что есть силы Реку злить и из себя ее выводить. Собрал он все свое пламя на берегу и стал Реку жечь, воду в ней кипятить. Да не рассчитал маленько Огонь своих сил, лишь угасло его сильное пламя, а спокойная Река все течет, как прежде, а из берегов своих выходить и не думает. Как ни старался Огонь, ничего у него не получилось, ведь Река твердо, спокойно и без злобы решила остановить горячего разбойника и не пропускать его на другой берег.
От злости Огонь потрескивает в тлеющих бревнах, гудит, шумит на ветру, а ничего поделать не может. Стал он мать свою просить помочь ему. Сжалилась Молния над своим угасающим сыном и стала свои стрелы огненные в Реку метать. Да все без толку, гасятся все огненные стрелы о невозмутимые воды Реки. Тут сестры Реки, плывущие по небу Тучи, увидели, что Молния с их сестрой воюет. Подлетели они поскорее к Молнии и стали ее успокаивать и останавливать. Но не остановилась Молния, а в ответ лишь больно обожгла Тучи своей огненной стрелой. Горько заплакали сестры-Тучи сильным ливнем-дождем и своими частыми слезами совсем погасили на земле Огонь. Вскоре и Молния устала, всю свою силу она истратила и разрядила. Пришлось лететь ей еще выше в небо, силы для завтрашней грозы накапливать. А Река, остановившая разбушевавшийся Огонь, так же спокойно, как и прежде, продолжала течь дальше по своим делам. Не первый раз она на своем долгом веку зло останавливала и лес от пожара спасала.
[?] – Правильно ли сделала Река, что стала сопротивляться беспощадному Огню и остановила его?
– Нужно ли в жизни останавливать зло?
– Какое качество Реки помогало ей сопротивляться Огню и его злу? (Спокойствие, невозмутимость и равновесие).
– Какое бы зло сделала Река животным, если бы, рассердившись и повернув, стала течь по новому месту? (Затопила бы зверей, спрятавшихся от пожара в своих глубоких норах).
– Если человек, защищая добро, начинает злиться, может ли он сам в ответ совершить какое-нибудь зло?