Государство и общество в Древнем Китае
Древнекитайское общество - типичная восточная деспотия. Власть китайского императора была абсолютной и безграничной. Она являлась также сакральной: император провозглашался «сыном неба» — верховного духа, дававшего «добро на правление». В управлении государством император опирался на огромный чиновничий аппарат, необходимый для организации основного производственного, сельскохозяйственного процесса. Китайское государство взяло на себя управление экономикой. Поскольку 90% населения составляли крестьяне, то от их благополучия как налогоплательщиков зависела судьба империи. Государство занимало очень высокое место в системе ценностей, а представители государства — чиновники имели самый высокий социальный статус. Как и любое традиционное общество, Китай был страной с жесткой социальной структурой.
Можно сказать, что в жизни древнекитайского общества не было ничего важнее организационной функции. Организованы и упорядочены были труд, отношения между людьми, земельные площади. Все было организовано четко и слаженно. Для того чтобы государственный аппарат действовал эффективно, в Китае была создана уникальная бюрократическая система. Основой успеха и продвижения по социальной лестнице становилась не родовитость, а личные заслуги чиновника, его образование, которое очень ценилось в Китае. Ученость и эрудиция предполагали высшие знания и добродетель в человеке. Чиновничий аппарат пополнялся способными и целеустремленными, поскольку сдать экзамены было весьма непростой задачей. Сам принцип выдвижения мудрых и способных и их справедливый конкурс на должность были провозглашены еще Конфуцием.
В эпохи Тан и Сун система отбора достойнейших была полностью оформлена. Система чиновничье-бюрократического аппарата, или мандарината, становилась опорой государственной власти. Бесспорно, что именно данная система отбора чиновников-мандаринов стала одной из причин необыкновенной жизнеспособности китайской цивилизации. Естественно, что носители знания (мудрецы, художники, философы) занимали самое высокое место в обществе, статус мудреца был, например, намного выше статуса военного.
Начало создания мощного управленческого аппарата было положено Цинь Шихуанди, который за время своего короткого правления создал основу имперской государственности и социально-экономической системы Китая. Для управления крупной империей нужно было унифицировать все стороны жизни ее населения, уничтожить проявления малейшей самобытности. Живое многообразие рассматривалось лишь как препятствие на пути к объединению. Во времена правления Цинь Шихуанди критерием учености стали верноподданичество и угодничество по отношению к власти. Безжалостно уничтожилось все, что не соответствовало идее империи и существовавшей власти, императору приписывают высказывание: «Книги — в костер, учеников — в яму». Преследовались исторические книги, поскольку ученых обвиняли в том, что «они изучают прошлое для того, чтобы критиковать сегодняшний век». Исторические книги были публично сожжены, многие ученые бежали в горы. В стране насаждалась атмосфера страха, доносительства, подозрительности, в которой народ вырождался умственно, нравственно и физически. Древнейший историк Сыма Цянь отмечал, что после правления династии Цинь людей в больших городах осталось «из десяти лишь два или три». Аналогичные опустошения произошли и в области нравственной культуры, поскольку наблюдались случаи людоедства.
Не нужно думать, что тоталитаризм и культура исключают друг друга, поскольку они предполагают нечто общее в своей основе, а именно: организованность, четкость и порядок. Вот почему в истории требование порядка и культуры нередко оканчивалось установлением тоталитарных режимов, а тоталитаристские настроения в обществе часто маскировались заботой о культуре и всеобщем порядке. Но тоталитаризм, как и рационалистически понимаемая культура, когда она сводится к определенным правилам поведения или к количеству прочитанных книг, ведут к однообразию в общественной жизни, к снижению творчества и к угасанию всего живого в обществе и в человеке. Вот почему в конечном итоге рушились тоталитарные режимы. В истории культуры им противостояли философские учения, обращенные, прежде всего, к внутреннему миру человека, гармония и порядок в котором являются предпосылкой культуры и благосостояния в обществе. Обращение к ритуалам и традициям древности осознавалось в Китае как средство сохранения стабильности и процветания в обществе.
В политической истории Китая, в развитии китайской государственности сыграли значительную роль легизм и конфуцианство. Конфуцианство делало ставку на высокую мораль и древние традиции, легизм выше всего ценил силу Закона, авторитет которого должен держаться на жестоких наказаниях, абсолютном повиновении и сознательном оглуплении народа.
Тоталитарная доктрина легистов, с ее презрением к людям во имя процветания государства, оказалась нежизнеспособной. Это подтвердила практика династии Цинь и смена ее династией Хань, которая государственной идеологией делает конфуцианство.