Самоконтроль, его цель, задачи и методы исследования
Лекция
№4 Самоконтроль при занятиях физкультурой и спортом
СОДЕРЖАНИЕ
1. Самоконтроль, его цель, задачи и методы исследования..............................1
2.Примерная форма дневника самоконтроля......................................................2
3.Оценка физического состояния по объективным показателям......................3
4.Оценка физического состояния по субъективным показателям....................9
5. Противопоказания к занятиям физкультурой и закаливанием....................10
Список литературы...............................................................................................13
Самоконтроль, его цель, задачи и методы исследования
Самоконтроль — регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой и их изменениями под влиянием регулярных занятий упражнениями и спортом.
Цель самоконтроля — организовать регулярные самостоятельные наблюдения простыми и доступными способами за своим физическим развитием, состоянием организма, влиянием на него физических упражнений, или конкретного вида спорта, или профессиональных бытовых нагрузок.
Задачи самоконтроля:
- ознакомиться с простейшими доступными методиками самоконтроля;
- приобрести навыки в оценивании здоровья и собственной психофизиологической подготовленности;
- определить уровень и динамику своего физического развития, тренированности, чтобы корректировать нагрузку при занятиях физическими упражнениями и спортом.
Основными методами самоконтроля является: визуальный, инструментальный и дневник самоконтроля.
Дневник самоконтроля. Наиболее удобная форма самоконтроля — это ведение специального дневника.
Для дневника самоконтроля достаточно использовать небольшую тетрадь. В графы заносятся показатели самоконтроля и даты. Дневник состоит из двух частей. В одной из них следует отмечать общежизненные показатели, в другой — показатели, связанные с общей дневной нагрузкой, нагрузкой на учебно – тренировочных занятиях физическими упражнениями и спортом (объем и интенсивность, пульсовые показатели и т.д.).
Показатели могут быть объективными и субъективными.
К объективным показателям самоконтроля относятся: частота сердечных сокращений (пульс), артериальное давление, частота дыхания, жизненная емкость легких (спирометрия), вес, мышечная сила, спортивные результаты и др. (то есть все, что имеет единицы измерения).
К субъективным — самочувствие, качество сна, аппетит, усталость, положительные и отрицательные эмоции, отсутствие и наличие комфортности при занятии физическими упражнениями (вялость, сонливость, отсутствие желания тренироваться и т.п.).
Форма ведения дневника может быть разная, особенно по числу и наименованию позиций, по степени подробности записей и отметок. В этом плане дневник самоконтроля может существенно отличаться от спортивного дневника спортсмена высокой квалификации.
Ниже представлена примерная простейшая форма ведения дневника. Подробный дневник необходим всем, но особенно важен для лиц, имеющихся отклонения в состоянии здоровья или для самостоятельно занимающихся физическими упражнениями. Главное, чтобы содержание дневника помогало занимающемуся (его тренеру – преподавателю) контролировать и регулировать правильность подбора средств и методов физкультурно-оздоровительных и учебно-тренировочных занятий, то есть управлять этими процессами.
Примерная форма дневника самоконтроля
Объективные и субъективные данные | Дата | |||||
20.09….г | 21.09….г | 22.09….г | ||||
1. Самочувствие. | Хорошее | Хорошее | Небольшая усталость, вялость | |||
2. Сон. | 8 ч., хороший | 8 ч., хороший | 7 ч., беспокойный | |||
3. Аппетит. | Хороший | Хороший | Удовлетворительный | |||
4. Пульс в минуту: | ||||||
Лежа | 62 удар/мин | 62 удар/мин | 68 удар/мин | |||
Стоя | 72 удар/мин | 72 удар/мин | 82 удар/мин | |||
Разница | 10 удар/мин | 10 удар/мин | 14 удар/мин | |||
До тренировки | 60 удар/мин | 60 удар/мин | 90 удар/мин | |||
После тренировки | 72 удар/мин | 75 удар/мин | 108 удар/мин | |||
5. Масса тела | 65 кг | 64,4 кг | 65,8 кг | |||
6. Тренировочные нагрузки. | Ускорения 8*30 м, бег 100м, темповый бег 6*20 м | Нет | Ускорения 8*30 м, бег 100 м, размеренный бег 12 мин. | |||
7. Нарушение режима | Нет | Был на дне рождения, выпил. | Нет | |||
8. Болевые ощущения. | То же | Нет | Тупая боль в области печени | |||
Спортивные результаты. | Бег 100 м за 13,2 с. | То же | Бег 100 м за 13,8 с. | |||
Таб.2. ЖЕЛ для мужчин, определенная по формуле Людвига, мл.
Длина тела, см | Вес тела, кг. | ||||||||||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дубровский, В.И. Валеология. Здоровый образ жизни / В.И. Дубровский. – М. : Retorika-А, 2001. – 560 с.
2. Акулич, Н.В. Человек и его здоровье : учеб. пособие / Н.В. Акулич, Н.В. Мащенко. – Могилев : Могилев. гос. ун-т им. А.А. Кулешова, 2000. – 160 с.
3. Амосов, Н.М. Сердце и физические упражнения / Н.М. Амосов, И.В. Муравов. – Киев : Здоровье, 1985. – 64 с.
Лекция
№4 Самоконтроль при занятиях физкультурой и спортом
СОДЕРЖАНИЕ
1. Самоконтроль, его цель, задачи и методы исследования..............................1
2.Примерная форма дневника самоконтроля......................................................2
3.Оценка физического состояния по объективным показателям......................3
4.Оценка физического состояния по субъективным показателям....................9
5. Противопоказания к занятиям физкультурой и закаливанием....................10
Список литературы...............................................................................................13
Самоконтроль, его цель, задачи и методы исследования
Самоконтроль — регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой и их изменениями под влиянием регулярных занятий упражнениями и спортом.
Цель самоконтроля — организовать регулярные самостоятельные наблюдения простыми и доступными способами за своим физическим развитием, состоянием организма, влиянием на него физических упражнений, или конкретного вида спорта, или профессиональных бытовых нагрузок.
Задачи самоконтроля:
- ознакомиться с простейшими доступными методиками самоконтроля;
- приобрести навыки в оценивании здоровья и собственной психофизиологической подготовленности;
- определить уровень и динамику своего физического развития, тренированности, чтобы корректировать нагрузку при занятиях физическими упражнениями и спортом.
Основными методами самоконтроля является: визуальный, инструментальный и дневник самоконтроля.
Дневник самоконтроля. Наиболее удобная форма самоконтроля — это ведение специального дневника.
Для дневника самоконтроля достаточно использовать небольшую тетрадь. В графы заносятся показатели самоконтроля и даты. Дневник состоит из двух частей. В одной из них следует отмечать общежизненные показатели, в другой — показатели, связанные с общей дневной нагрузкой, нагрузкой на учебно – тренировочных занятиях физическими упражнениями и спортом (объем и интенсивность, пульсовые показатели и т.д.).
Показатели могут быть объективными и субъективными.
К объективным показателям самоконтроля относятся: частота сердечных сокращений (пульс), артериальное давление, частота дыхания, жизненная емкость легких (спирометрия), вес, мышечная сила, спортивные результаты и др. (то есть все, что имеет единицы измерения).
К субъективным — самочувствие, качество сна, аппетит, усталость, положительные и отрицательные эмоции, отсутствие и наличие комфортности при занятии физическими упражнениями (вялость, сонливость, отсутствие желания тренироваться и т.п.).
Форма ведения дневника может быть разная, особенно по числу и наименованию позиций, по степени подробности записей и отметок. В этом плане дневник самоконтроля может существенно отличаться от спортивного дневника спортсмена высокой квалификации.
Ниже представлена примерная простейшая форма ведения дневника. Подробный дневник необходим всем, но особенно важен для лиц, имеющихся отклонения в состоянии здоровья или для самостоятельно занимающихся физическими упражнениями. Главное, чтобы содержание дневника помогало занимающемуся (его тренеру – преподавателю) контролировать и регулировать правильность подбора средств и методов физкультурно-оздоровительных и учебно-тренировочных занятий, то есть управлять этими процессами.
Примерная форма дневника самоконтроля
Объективные и субъективные данные | Дата | |||||
20.09….г | 21.09….г | 22.09….г | ||||
1. Самочувствие. | Хорошее | Хорошее | Небольшая усталость, вялость | |||
2. Сон. | 8 ч., хороший | 8 ч., хороший | 7 ч., беспокойный | |||
3. Аппетит. | Хороший | Хороший | Удовлетворительный | |||
4. Пульс в минуту: | ||||||
Лежа | 62 удар/мин | 62 удар/мин | 68 удар/мин | |||
Стоя | 72 удар/мин | 72 удар/мин | 82 удар/мин | |||
Разница | 10 удар/мин | 10 удар/мин | 14 удар/мин | |||
До тренировки | 60 удар/мин | 60 удар/мин | 90 удар/мин | |||
После тренировки | 72 удар/мин | 75 удар/мин | 108 удар/мин | |||
5. Масса тела | 65 кг | 64,4 кг | 65,8 кг | |||
6. Тренировочные нагрузки. | Ускорения 8*30 м, бег 100м, темповый бег 6*20 м | Нет | Ускорения 8*30 м, бег 100 м, размеренный бег 12 мин. | |||
7. Нарушение режима | Нет | Был на дне рождения, выпил. | Нет | |||
8. Болевые ощущения. | То же | Нет | Тупая боль в области печени | |||
Спортивные результаты. | Бег 100 м за 13,2 с. | То же | Бег 100 м за 13,8 с. | |||