Сексуальное vs социальное. Оливьеро Тоскани и новые подходы к сексуализации в рекламе
Сексуальность – это комплексное явление, которое мы не можем привязать лишь к биологическим характеристикам. Соответственно биологическая сексуальность является совокупностью определенных возможностей, которые не имеют право на существование без влияния социума. Феминность и маскулинность, семья и родительство всегда культурно окрашены и иногда разнятся с ролями, предписанными другими культурами, и естественно не являются исключительно биологическими производными, как описано в биологической модели сексуальности. Сексуальность тела глубоко интегрирована в социальные контекст. Сексуализация формируется непосредственно в социальном взаимодействие, согласно смыслам, заложенным культурой и внутренними смыслами индивидов.[30]
Проблема «телесности» стала частым предметом для дискуссий ХХ века. Тело и телесность обозначается как ключевой элемент субъективности человека в работах таких великих ученных как Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, М. Фуко, Ж.Л. Нанси и др. Причем биологическое, с четко заданными природными явлениями, убирается с первого плана. Объектом внимания данного параграфа станет эротизация контента как социальное явление, обладающее набором культурных свойств. То есть мы увидим примеры телесного бытия интеллекта, где тело – это «орган формирования смысла».[31]
Сексуальное выступает в качестве оболочки к той или иной социальной проблеме. В данном случае тело выступает не как предмет впечатления, а как предмет упаковки острой социальной проблемы.
Оливьеро Тоскани – итальянский фотограф, более известный как создатель скандальных рекламных кампаний. Наиболее яркие работы Оливьеро Тоскани принадлежат бренду Benneton, рекламный отдел которого Тоскани возглавлял на протяжении 18 лет. Реклама Benneton находится в контексте жизни, которая есть на самом деле. Эта отличительная особенность позволила бренду завоевать сердца людей. Бренд раскрывает социальные темы через призму собственного видения. В этом и заключается успех Benetton.
В мире моды Оливьеро Тоскани стал создателем одних из самых резонансных рекламных кампаний, которые вызвали большое количество негатива, судебных споров и запретов. Выйдя за рамки псевдореализма рекламной фотографии, он выбрал табуированные обществом темы для своих рекламных кампаний: СПИД, расизм, война, ханжество и гомофобия. Подобно художникам, он обращает внимания зрителя на пороки современности, упаковывая их в скандальную оболочку наготы. По заявлению самого Тоскани: «Реклама должна значить намного больше, чем просто продажа товаров. Это верх цинизма — воспринимать людей исключительно как потребителей, продавать им фальшивые мечты, уверять их, что они станут красивее, если купят тот или иной продукт. Одно из главных достоинств рекламы — ее непредсказуемость».
В данном параграфе мы рассмотрим самые резонансные работы Оливьеро Тоскани, в которых он использует обнаженное тело, как оболочку для социальных проблем.
Первые серии рекламных работ компании показывают различия между людьми, что делает нас неповторимыми, яркими и вызывающими интерес. К данной категории относится принт Benetton, изображающий грудное вскармливание 1989 года, за создание которого компания получила самое большое количество наград за всю историю бренда (Рисунок 10).
Рисунок 10 – рекламная кампания Benneton 1989 г.
Источник - http://www.olivierotoscanistudio.com
Так в чем же отличие между ним и грудным вскармливанием из рекламной кампании Oreo, которая лишь нанесла ущерб бренду? Разница в том, что на снимках Оливьеро Тоскани чернокожая женщина кормит грудью белого младенца. Цель рекламы Тоскани - показать, что все люди одинаковы вне зависимости от цвета их кожи.[32] А компания Oreo пыталась привлечь внимание к снимкам за счет обнаженной груди.
В 1991 году появился снимок детей разных рас: азиата, черного и белого. Трое детей изображались с высунутыми языками. Данная работа показывает, что, несмотря на то, какой цвет кожи- язык одинаковый у всех. Но, казалось бы, как дети с высунутыми языками могут относится к темы сексуализации рекламы? Однако это оскорбило чувства людей Среднего Востока. Это связано с тем, что они трактовали язык как внутренний орган и запретили их, как порнографию. А страны Европы наоборот присудили награду данному снимку за креативность. Это отражает насколько границы дозволенного дифференцированы в разных странах.
В 1993 году Оливьеро Тоскани совместно с Красным Крестом проводил благотворительную акцию по сбору одежды для малоимущих, проходившую под слоганом «Верните мне мою одежду». Тоскани сфотографировал Лучиано Бенеттона без одежды. Обнаженное тело прикрывал слоган благотворительной акции «Верните мне мою одежду».[33] На тот момент Лучиано Бенеттон являлся сенатором Итальянского парламента, что привлекло еще больше внимания к акции. Снимок стал обложкой многих журналов. Акция собрала более 460 тысяч килограммов одежды. [34] Это подтверждает, что обнаженное тело может не только приносить прибыль рекламодателям, но и помогать нуждающимся людям.
Продолжением борьбы с расизмом стал принт 1996 года, изображающий спаривание двух животных. Белой и черной лошадей (Рисунок 11). Оливьеро Тоскани обратил внимание общественности на то, что животных не смущает различие цветов, в отличие от людей.[35]
Рисунок 11 – рекламная кампания Benneton 1996 г.
Источник – http://www.olivierotoscanistudio.com
В 2007 году фотограф поднял тему анорексии. Проблема анорексии во Франции находилась на пике своей активности, по официальным данном от болезни страдали около 30 тысяч женщин, преимущественно подростки. На журнальных разворотах и рекламных щитах появилось изображение обнаженной француженки Изабель Каро, страдавшей от тяжелой формы анорексии с 13 лет (Рисунок 12). На момент сьемки модель весила всего лишь 28 килограммов. Надпись на фотографии гласила: «Нет анорексии». Главной целью социальной рекламы стало остановить худеющих моделей, которые служат примером для молодежи.
Рисунок 12 - рекламная кампания Benneton 2007 г.
Источник – http://www.olivierotoscanistudio.com
Реклама не выглядит вульгарно, не смотря на полностью обнажённое тело модели, и не вызывает диссонанс в головах людей. Причина кроется в глубоком смысле, заложенным в данную рекламу.
Еще одна социальная проблема, затронутая фотографом – война. Benneton подверглась резкой критике после очередной серии работ Оливьеро Тоскани, выпущенных в конце 2011 года. Снимки изображали различных мировых лидеров целующимися в губы, например, Папу римского Бенедикта целующимся с Имамом Ахмедом Мохаммедом (Рисунок 13) или Северокорейский лидера Ким Чен Ира целующимся с президентом Южной Кореи Ли Мен Баком. По заявлению заместителя председателя Benetton цель данной рекламной акции была положить конец вражде.
Рисунок 13 - рекламная кампания Benneton 2011 г.
Источник - http://www.olivierotoscanistudio.com
Несмотря на спорные мнения об Оливьеро Тоскани, реклама компании Benetton приобрела мировую известность в кратчайшие сроки благодаря скандальным работам фотографа. Для Benetton это стало эффектной и эффективной стратегией репозиционирования на рынке.
Стоит отметить, что вопреки традиционной рекламе, снимки не содержат продукции компании и даже не намекают на ее покупку. Усилия рекламных кампаний направлены лишь на привлечение внимание к глобальным проблемам, которые по мнению Benetton должны быть широко обсуждаемы, что является прямым отражением миссии компании. Сам Оливьеро Тоскани характеризует следующим образом: «Я фотограф, а не рекламист. Мне было интересно перешагнуть из мира фотографии в мир рекламы и перемешать их. Поэтому я никогда не использовал традиционные рекламные приемы»[36].
Исходя из примеров сексуальной упаковки социальных проблем, можно сделать вывод, что телесное может быть социальным. Привлекая внимание за счет сексуализированной картинки, реклама помогает не повышать прибыли компании, а осведомлять людей о той или иной социальной проблеме.
Вывод ко II главе
Реклама как оплачиваемое средство массовой коммуникации, является мощнейшим зеркалом для отражения культурных ценностей на сегодняшний день. Одной из основных целей рекламы можно назвать «внушение преимущества бренда», которая преподносится через сексуальную привлекательность, как инструмент для достижения цели.
С маркетинговой точки зрения, сексуальный характер рекламы обладает преимуществом, так как взывает к основным природным инстинктам человека и включает в себя фактор мотивации, что является особенно актуальным в высоко конкурентной медийной среде. Из приведенных в данной главе примеров видно, что создать сексуальный подтекст можно практически для каждой категории товаров, чем бренды активно и пользуются сегодня.
Обнаженное женское тело в рекламе становится идеальным инструментом для белья, духов, ювелирных украшений и т.д. Тем самым женское тело перемещается из искусства в контекст массового сознания.
Многие исследования подтверждают, что сексуализированный контент в рекламе действительно помогает продавать, привлекая внимание и долго сохраняясь в памяти потребителя. Установлена прямая зависимость между положительными эмоциями, которая вызвал сексуальный фактор рекламы, и позитивной оценкой бренда. Тем не менее, положительная или отрицательная реакция на рекламу зависит от соответствия рекламируемому продукту.
Можно сделать вывод, что эротизированные образы в рекламе будут эффективными только в том случае, если категории продукции соответствует способам ее реализации. Если характер рекламы и рекламируемая продукция вызывает диссонанс в голове потребителя, тогда отношение к бренду, с большой долей вероятности, окажется негативным. Соответственно сексуальность бесспорно является хорошим «продавцом», но стопроцентную гарантию успеха такого контента не сможет дать никто.
Одни бренды выстраивают свою концепцию исключительно на теме сексуальности (Calvin Klein), другие же предпочитают одноразовые «выбросы» подобного контента, что скорее вызывает диссонанс в головах потребителей, нежели увеличивает продажи. Стоит только вспомнить пример детского бренда Lego с его не детской рекламной компанией.
Сегодня реклама формирует социальный мир бренда, а не просто информирует людей о товаре. Люди готовы платить не за реальную стоимость продукта, а за бренд со всеми его нематериальными активами. То, что товар символизирует, гораздо важнее того, чем он реально является.
С конца прошлого столетия реклама начала культивировать чувство неполноценности. И предлагать заполнить недостаток путем обладания тем или иным товаром. Эротизм данной рекламы стимулирует потребность в удовлетворении. Это и есть сублимация, которая отражена в психогидравлической модели сексуальности. Приемы сублимации заметно эволюционировали, если все начиналось с двадцать пятого кадра со словами приказами, основанными на чувстве сексуальной неудовлетворённости, то сейчас сублимированная реклама имеет вполне красивые очертания, стоит только взглянуть на сочные фрукты, которые предлагает Amelie. Дальше подсознание само выстраивает цепочку причинно-следственной связи, тем самым не нарушая законодательство, которое запрещает скрытую рекламу.
В третьем параграфе показаны совершенно новые подходы к рекламе. Сексуальное становится «упаковкой» для острой социальной проблемы. Несмотря на то, что на каждой социальной рекламе стоит логотип принадлежности к определенному бренду, подобная реклама вызывает восхищение. Через яркую оболочку сексуализированных образов продемонстрированы глобальные проблемы расизма, бедности и вражды между странами.
Заключение
Проведенные нами теоретические и эмпирические исследования психологических, биологических и культурных особенностей, которые лежат в основе процесса сексуализации медиа, показали следующее.
Во-первых, изучение темы сексуальности как отдельной науки началось относительно недавно, с середины ХIX века. Первые шаги к пониманию феномена сексуализации сделали Мишель Фуко, Зигмунд Фрейд, Хэвлок Эллис, Рихард фон Крафт-Эбинг, Уильям Мастерс, Вирджиния Джонсон и др.
С помощью биологии, физиологии, психологии и других гуманитарных наук ученные объясняют тему сексуальности, которая так эффективно вписалась в современные медиа контент. Несмотря на то, что все ученные имели совершенно разные точки зрения, они сошлись в одном – в понимании необходимости изучение сексуальности. Каждый из ученых считал сексуальность абсолютно естественным и нормальным отражением человеческой сущности, которая необходима для существования в социуме, и является ключевым импульсом для творческой деятельности и семейного быта, пробуждая наивысшие чувства к другим людям.
Эволюция понимания темы сексуальности заключается в движении от биологического подхода к культурному. Для первого – сексуальность является набором исключительно биологических характеристик и эмоциональных реакций и переживаний, связанных с удовлетворением инстинкта продолжения рода. При этом она трактуется как врожденная, инстинктивная и обособленная от внешнего мира. Для второго подхода сексуальность – это социально и культурно конструируемый феномен, имеющий исторические основания, которые представляют собой дискурсы, структурирующие эротические потребности.
Подобные изменения можно объяснить социокультурными перестроениями в обществе на протяжение долгого времени. С появлением модели научного знания, описывающего структуру и особенности дискурса сексуальности, и эволюцию самого понимания данного явления. А также произошло изменение культуры в целом, переход от стабильного к изменчивому.
Во-вторых. Сексуальность можно систематизировать согласно трем моделям, на основании которых и построен рекламный контент на сегодняшний день: биологическая, психогидравлическая и экологическая.
Биологическая модель опирается на врожденные репродуктивные механизмы. В подобной рекламе мы можем наблюдать прямые сексуализированные образы, а именно - обнаженное тело, неоднозначные позы, эротизированные фразы. Такая реклама всегда направлена «в лоб». Успех такой рекламы в основном зависит от соответствия характера рекламы и рекламируемого продукта.
Психогидравлическая модель оказывает влияние на подсознательном уровне, минуя сознание. Психология определила главные составляющие человеческого подсознания – голод, жажду, сексуально влечение и страх смерти. Эти «основные управляющие» нашим поведением и используются в модели сублимации, заставляя воспринимать рекламу через органы чувств на бессознательном уровне.
Экологическая модель объединяет в себе и биологические, и культурные особенности общества. Она опирается на тот факт, что нормы сексуально дозволенного поведения сильно варьируются в разных культурах. Это и дает нам основание полагать, что большинство сексуальных характеристик имеют культурных характер, который возникает вследствие навязывания идеалов, а не имеет исключительно природные корни. Подобная реклама в основном ставит перед собой более глубинные цели, в отличие от посланий, построенных на биологической или психогидравлической модели и стремящейся только «продать» образ/товар. Она нацелена на изменения общества, а сексуальные мотивы лишь оболочка для них.
Особенно активно данный дискурс разворачивается в массовой культуре и СМИ. Они конструируют смыслы, задают нормы сексуальности и распространяют убеждения данной темы. Медиа с легкостью управляют сознанием людей, превращая нас в потребителей сексуализированного медиа контента. Образы, ранее представленные через легенды, мифы, литературу и искусство, теперь перешли в рекламу. На основании ролей и образов, которые навязывают нам СМИ, мы моделируем себя. В данном случае с помощью СМИ происходит сексуализация мышления, о которой говорит М. Фуко, и эти процессы органично вписываются в привычную для нас систему. Именно поэтому сексуализированный контент в рекламе имеет яркое отражение в жизни общества:
· Ценность человека определяется сексуальной привлекательностью, в ущерб его другим качествам;
· Привлекательность становится синонимом сексуальности;
· Сексуальная объективация, то есть восприятие другого человека или отношение к нему исключительно как к инструменту для собственного сексуального удовлетворения.
Сексуализация рекламы основывается на предпосылке, что люди подсознательно проявляют интерес ко всему, что связано с темой сексуальности. Проведенный анализ содержания рекламы в медиа-пространстве подтверждает гипотезу о том, что современная массовая культура характеризуется масштабной сексуализацией и процесс этот продолжает нарастать, приобретая все новые и новые формы и средства выражения. В широком смысле – во всех коммуникативных практиках, развиваемых человеческим обществом, в узком смысле и прежде всего – в практиках рекламных. Мы предполагаем, что процесс сексуализации медиа строится по апробированным моделям и предлагается/навязывается потребителю на специфических и неспецифических рынках медиасодержаний.
Довольно очевиден факт, что, исходя из анализа тенденций эротизации современного медиа контента, существует потребность в регламентации подобных практик в СМИ. Необходимо разработать соответствующие методы оценки степени сексуализированности рекламы и другого контента в медиа. А также найти рычаги воздействия на руководство компаний по разработке подобного контента. Конечно, возможная регламентация вещательного контента со стороны наличия эротической направленности столкнется с множеством преград. Впрочем, для этого нужны подходящие настроения в обществе и политическая воля государства, которых можно добиться через глубинное изучение темы эротизации контента в СМИ.
Список использованной литературы
Законы
1. О рекламе: федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ// Собр. законодательства РФ. – 2006. – №9. – Ст.5.
Словари и энциклопедии
2. Карпенко, Л.А. История психологии в лицах. Персоналии/ Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах; ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. —784 с.
3. Лапланш, Ж. Словарь по психоанализу / Ж. Лапланш, Ж Понталис: пер. с фр. и предисл. Н.С. Автономовой/ — М.: Высш. Шк., 1996. — 623 с.
Учебные пособия и моногрфии
4. Акимова, Л. Н. Психология сексуальности: учеб. пособие — Одесса.: СМИЛ, 2005. — 197 с.
5. Кон, И. С. Введение в сексологию. Курс лекций: учеб. пособие для вузов.— М.: Олимп, Инфра-М, 1999. — 288 с.
6. Кочарян, А.С. Личность и половая роль (симптомокомплекс маскулинности / фемининности в норме и патологии): монография/ отв. ред. Л.Ф. Бурлачук. — Х.:Основа, 1996.- 139 с.
Книги
7. Адорно, Т.В. Проблемы философии морали: пер. с нем. Л. Хорькова/ — М.: Республика, 2000. — 238 с
8. Геодакян, В.А. Теория дифференциации полов в проблемах развития человека. – В кн. Человек в системе наук. — М.:Наука, 1989.— 189 с.
9. Збигнев, Л.С. Секс в культурах мира; пер. с пол. И.И. Богута, Ст. Лашина, Е.И. Филлипова/. — М.: Мысль, 1991. — 255 с. — с.103.
10. Касафонт Х. Р. Зигмунд Фрейд: пер. с исп. А. Берковой/. — М.: АСТ, 2006. — 253 с.
11. Келли, Г.Ф. Основы современной сексологии: пер. с англ. А. Голубев, К Исупова, С. Комаров, В, Мисник, С. Панков, С. Рысев, Е. Турутина/ — СПб.:Питер, 2000. — 896 с
12. Крафт-Эбинг, Р. Преступления любви. Половая психопатия: под. ред. П.П. Апрышко/ — М.: Алгоритм, 2017. — 624 с.
13. Мерскин, Д. Сексуализация медиа: Как и почему мы это делаем: пер. с англ. Ю.С. Вовк/ —Х.: Гуманитарный Центр, 2015. – 380 с.
14. Мондимор, Ф. М. Гомосексуальность: Естественная история:пер. с англ. Л. Володина/ — Екатеринбург: У-Фактория, 2002. —168c. — с. 78
15. Мэнтл, Дж. Бенеттон. Семья, бизнес и бренд /— М.: ДеНово, 2003. — 346 c. — с. 50
16. Нанси, Ж. Л. Corpus/ M.: Ad Marginem, 1999. —256с. — с. 29–30
17. Соловьев, А. Корпорации-монстры: войны сильнейших, истории успеха/М.: Эксмо, Коммерсантъ, 2010. — 288 с.
18. Тангейт, М. Всемирная История Рекламы: пер. с англ. А. Зотагин, В. Ибрагимов: под. ред. Ю. Быстрова/М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. —270 с.
19. Фрейд, З. Основные психологические теории в психоанализе: пер. М. В. Вульф, А. А. Спектор/ — М.: АСТ, 2006. — 400 с.
20. Фуко, М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности/ — М.: Касталь, 1996. — 448 с.
21. Фуко, М. Пользоваться наслаждением// ЭРОС. Философские маргиналии проф. П.С.Гуревича. – М.: АСПОЛ, 1992. — 336 с— с. 124-132.
22. Ellis, H. Sex in relation to society // Philadelphia, F. A. Davis company 1910. – 681p.
23. Kolodny, R.C. Evaluating sex therapy : Process and outcome at the Masters & Johnson Intitute :The Jotnoul of sex Research, 1981. — p. 301-318
24. Krafft-Ebing, R Psychopathia Sexualis (12th ed.). F. J. Rebman, Trans.New Yourk: Rebman, 1886. — p. 54
25. Lynch, R. Reading The History of Sexuality. Vol. 1 // A Companion to Foucault. Chichester, 2013.
Диссертации
26. Епанова, Ю.В. Виртуальные репрезентации сексуальности: на примере молодежного сегмента Рунета: диссертация 24.00.01 Саранск, 2011. — 157 c.
27. Огурчиков, П.К. Экранная культура как новая мифология (на примере кино): диссертация 24.00.01: защищена 05.06.2008 — М.: ЭРА, 2008. — 288 с.
Периодическая литература
28. Литвина, Д.А. Дискурсивное регулирование женской телесности в социальных сетях: между худобой и анорексией/ Д.А. Литвина, П.В. Остроухова // Журнал исследований социальной политики. 2015.— Вып. 1 —том 13
29. Ярская-Смирнова, Е.Р. Нарративный анализ в социологии /Социологический журнал, 1997. —Вып. 3 — с.38—61
Интернет источники
30.Бодрийяр, Ж. Экстаз коммуникации [Электронный ресурс]: пер. с англ. Д.В. Михель/ Центр гуманитарных технологий. — Режим доступа http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/3091 (дата обращения 30.03.2017)
31. Сексуальность в рекламе брендов. За и против [Электронный ресурс]/Adindex. — Режим доступа: htps://adindex.ru/publication/celebrities/2011/11/14/75160.phtml (дата обращения 21.03.2017)
32. Lifshits, S. Оливьеро Тоскани - человек, пытающийся изменить мир[Электронный ресурс]:/ Look At Me. — Режим доступа: http://www.lookatme.ru/flow/posts/photo-radar/141267-olivero-toskani-chelovek-pytayuschiysya-izmenit-mir (дата обращения 19.03.2017)
33. Marken, S. LGBT Percentage Highest in D.C., Lowest in North Dakota [Электронный ресурс]:/ S. Marken S., V. Matur // Gallup International Association. — Режим доступа: http://www.gallup.com/poll/160517/lgbt-percentage-highest-lowest-north-dakota.aspx (дата обращения 15.10.2016)
1.[1] Бодрийяр, Ж. Экстаз коммуникации [Электронный ресурс]: пер. с англ. Д.В. Михель/ Центр гуманитарных технологий. — Режим доступа http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/3091 (дата обращения 30.03.2017)
[2] Кон, И. С. Введение в сексологию. Курс лекций: учеб. пособие для вузов.— М.: Олимп, Инфра-М, 1999. — 288 с.
[3] Огурчиков, П.К. Экранная культура как новая мифология (на примере кино): диссертация 24.00.01: защищена 05.06.2008 — М.: ЭРА, 2008. — 288 с.
[4]Marken, S. LGBT Percentage Highest in D.C., Lowest in North Dakota [Электронный ресурс]:/ S. Marken S., V. Matur // Gallup International Association. — Режим доступа: http://www.gallup.com/poll/160517/lgbt-percentage-highest-lowest-north-dakota.aspx (дата обращения 15.10.2016)
[5] Адорно, Т.В. Проблемы философии морали: пер. с нем. Л. Хорькова/ — М.: Республика, 2000. — 238 с
[6] Мерскин, Д. Сексуализация медиа: Как и почему мы это делаем: пер. с англ. Ю.С. Вовк/ —Х.: Гуманитарный Центр, 2015. – 380 с.
[7] Там же. С. 104.
[8]Крафт-Эбинг, Р. Преступления любви. Половая психопатия: под. ред. П.П. Апрышко/ — М.: Алгоритм, 2017. — 624 с.
[9] Krafft-Ebing, R Psychopathia Sexualis (12th ed.). F. J. Rebman, Trans.New Yourk: Rebman, 1886. — p. 54
[10] Фрейд, З. Основные психологические теории в психоанализе: пер. М. В. Вульф, А. А. Спектор/ — М.: АСТ, 2006. — 400 с.
[11] Касафонт Х. Р. Зигмунд Фрейд: пер. с исп. А. Берковой/ — М.: АСТ, 2006. — 253 с.
[12] Келли, Г.Ф. Основы современной сексологии: пер. с англ. А. Голубев, К Исупова, С. Комаров, В, Мисник, С. Панков, С. Рысев, Е. Турутина/ — СПб.: Питер, 2000. — 896 с
[13] Карпенко, Л.А. История психологии в лицах. Персоналии/ Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах; ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. —784 с.
[14] Мондимор, Ф. М. Гомосексуальность: Естественная история:пер. с англ. Л. Володина/ — Екатеринбург: У-Фактория, 2002. —168c.
[15] Там же. с. 78
[16] Фуко, М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности/ — М.: Касталь, 1996. — 448 с.
[17]Фуко, М. Пользоваться наслаждением// ЭРОС. Философские маргиналии проф. П.С.Гуревича. – М.: АСПОЛ, 1992. — 336 с— с. 124-132.
[18] Lynch, R. Reading The History of Sexuality. Vol. 1 // A Companion to Foucault. Chichester, 2013.
[19] Геодакян, В.А. Теория дифференциации полов в проблемах развития человека. – В кн. Человек в системе наук. — М.:Наука, 1989.— 189 с.
[20] Кочарян, А.С. Личность и половая роль (симптомокомплекс маскулинности / фемининности в норме и патологии): монография/ отв. ред. Л.Ф. Бурлачук. — Х.: Основа, 1996.- 139 с.
[21] Мерскин, Д. Сексуализация медиа: Как и почему мы это делаем. С. 69
[22]Акимова, Л. Н. Психология сексуальности: учеб. пособие — Одесса.: СМИЛ, 2005. — 197 с.
[23] Зигмунд, Ф. Основные психологические теории в психоанализе.
[24] Lynch, R. Reading The History of Sexuality
[25] Збигнев, Л.С. Секс в культурах мира; пер. с пол. И.И. Богута, Ст. Лашина, Е.И. Филлипова/. — М.: Мысль, 1991. — 255 с. — с.103
[26] Фуко М. Пользоваться наслаждением
[27]Сексуальность в рекламе брендов. За и против [Электронный ресурс]/Adindex. — Режим доступа: htps://adindex.ru/publication/celebrities/2011/11/14/75160.phtml (дата обращения 21.03.2017)
[28] Лапланш, Ж. Словарь по психоанализу / Ж. Лапланш, Ж Понталис: пер. с фр. и предисл. Н.С. Автономовой/ — М.: Высш. Шк., 1996. — 623 с.
[29] О рекламе: федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ// Собр. законодательства РФ. – 2006. – №9. – Ст.5.
[30] Ярская-Смирнова, Е.Р. Нарративный анализ в социологии /Социологический журнал, 1997. —Вып. 3 — с.38—61
[31] Нанси, Ж. Л. Corpus/ M.: Ad Marginem, 1999. —256с. — с. 29–30
[32] Соловьев, А. Корпорации-монстры: войны сильнейших, истории успеха/М.: Эксмо, Коммерсантъ, 2010. —288 с.
[33] Там же. С.109
[34] Мэнтл, Дж. Бенеттон. Семья, бизнес и бренд /— М.: ДеНово, 2003. — 346 c. — с. 50
[35] Тангейт, М. Всемирная История Рекламы: пер. с англ. А. Зотагин, В. Ибрагимов: под. ред. Ю. Быстрова/М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. —270 с.
[36] Lifshits, S. Оливьеро Тоскани - человек, пытающийся изменить мир [Электронный ресурс]:/ Look At Me. — Режим доступа: http://www.lookatme.ru/flow/posts/photo-radar/141267-olivero-toskani-chelovek-pytayuschiysya-izmenit-mir (дата обращения 19.03.2017)