Три подхода в интерпретации роли сексуального в культуре и обществе
Сексуальность и складывающаяся на ее основе сексуализация культуры – очень интересное явление, которое вызвано внутриличностными и внеличностными факторами, включающими в себя биологические, психологические, социальные и культурные аспекты.
Человечество всегда находилось в поисках механизмов для регулирования сексуальной активности людей, через систематизацию данного понятия. На сегодня существуют три основные модели сексуальности:
1.Биологическая модель сексуальности
Ученые, придерживающиеся консервативных взглядов на сексуальность, видят в этом лишь физиологические проявления.[19] То есть все проблемы, возникающие в рамках данной темы, имеют только биологическую природу. Ученые объясняют сексуальность уровнем гормонов, «маскулинными» и «феминными» чертами мужского и женского мозга [20]. Например, в исследованиях структуры мозга, посвященных различиям праворукости и леворукости, при и выполнении испытуемыми специальных психологических тестов было определено, что мозг гомосексуалистов и лесбиянок отличается от мозга людей с гетеросексуальной ориентацией. А у животных сексуальные наклонности вызваны пренатальным уровнем гормонов.
Даже гендерная самоидентификация, то есть восприятие себя мужчиной или женщиной, и сексуальная ориентация – это результат врождённых генетических особенностей.[21] Такие исследователи склонны к биологизации в объяснении проблемы пола, убеждены в исключительно «телесной» природе сексуального в жизни человека. Данные взгляды являются старомодными, но, несмотря на это, они широко распространены в обществе. Биологические объяснения сексуального поведения человека в истории не оправдали себя. Мишель Фуко, французский философ, был противником биологической модели сексуальности.
2. Психогидравлическая модель сексуальности
Данная модель содержит в своей основе фрейдовское учение психоанализа и представление о либидо. Термин «либидо» становится известен в науке в 1897 году, после выхода монографии Альберта Молля "Противоестественное половое чувство". В монографии автор утверждает, что каждый человек подразумевает что-то свое под этим понятием: "Один понимает под этим только субъективные ощущения в половых органах, другой - в первую очередь отношения к противоположному полу, третий - воспроизведение потомства". [22]
Общий же смысл теории либидо в следующем.
В основе любой активности человека могут стоять различные мотивы, которые могут выходить далеко за рамки простых «животных», т.е. исключительно физиологических закономерностей.
В этом случае целью психоанализа является выяснить, каким образом сексуальная энергия преобразуется в сфере общественной деятельности. В связи с этим Фрейд создал концепцию сублимации, согласно которой существует два выхода сексуальной энергии: первый - путем непосредственного достижения сексуального удовольствия, а второй - путем сублимации.[23] Сублимация – это защитная реакция организма, в ходе которой снимается внутреннее напряжение посредством перенаправления энергии на достижение иных, не собственно сексуальных, а сугубо социально значимых целей. То есть либидо преобразуется в другие виды человеческой деятельности. Примером может послужить всеми известный Адриано Челентано из «Укрощение строптивого», а именно как он исступленно рубил дрова, чтобы перебороть сексуальное возбуждение к прекрасной Орнелла Мути.
В рамках данной модели существуют два варианта развития общества:
- Первый путь относится к тем обществам, в который нет особых запретов в рамках сексуальности, где сексуализация воспринимается как неотъемлемая часть бытия.
Люди в таком обществе безгранично счастливы и не испытывают на себе неудобств из-за моральных притязаний со стороны общественности. Но в такой модели общество обречено на застой, так как энергия расходуется на саму жизнь, а не на ее сублимацию в творческой деятельности, то есть на расцвет науки и искусства, а в дальнейшем и бизнеса. Можно предположить, что такая модель относится к культуре Океании и Полинезии, некоторых народов Центральной Африки с их практиками открытой племенной сексуальности.
- Второй вариант развития полностью противопоставлен выше рассмотренному пути. Общество подавляет сексуальность индивида и полностью регламентирует его поведение в обществе. Человек в такой культуре несчастлив и ограничен в своих желаниях. Зато общество имеет большой потенциал для развития, так как подавленные сексуальные импульсы человека сублимируются в новых социальных практиках, творчестве в самом широком смысле – от технического до художественного, в открытиях, ускоряющих общественное развитие.
Стоит отметить, что психогидравлическая модель до сих пор фактически не верифицирована, но она уже получила широкое признание в культурологии, антропологии и социологии. В связи с этим изучение причин сексуализации медиа-контента в XXI веке невозможно без знания данной модели.
3. Экологическая модель
Согласно данной модели, сексуальное поведение человека обусловлено совокупностью биологических, психологических и социальных факторов.
Основоположниками данной теории являются М. Волен и Дж.Шмидт. Данная модель трактует сексуальную мотивацию как реакцию на конкретные раздражители. Такая реакция возникает из-за двух факторов:
1. Врожденных биофизиологических особенностей организма;
2. Приобретенных в процессе социализации особенностей.
Биофизиологические факторы состоят в свою очередь из нескольких основных компонентов:
· Пренатальное и постнатальное развитие;
· Состояние системы, взаимодействующей нервной и гормональной регуляции жизнедеятельности организма;
· Функционирование подкорковых образований;
· Функционирование спинного мозга;
· Уровень гормонов;
· Функционирование периферических нервов и рецепторов;
· Правильное функционирование ферментативных систем, обеспечивающих обмен веществ и т. д.
Помимо биофизиологического, не меньшее влияние на сексуальную мотивацию имеют социокультурные факторы.
Каждый из нас обладает телом с рождения, но именно общество дает понять, какие именно части тела и действия по отношению к ним являются сексуализированными, а какие - нет. То есть получается, что собственное сексуальное желание человек может обнаружить только в социуме, и осуществление им этих желаний зависит опять-таки от его опыта в социуме. Сексуальное поведение, таким образом, является продуктом культуры и обусловлено уровнем развития общества, особенностями его традиций и ценностей.
К социокультурным факторам становления сексуальности человека можно отнести:
· Особенности развития и бытия цивилизации;
· Нормы морали;
· Религиозные убеждения;
· Распространенность средств контрацепции;
· Уровень грамотности населения;
· Противоречие взглядов в рамках одного общества. Например, однополые браки, разное вероисповедание партнеров и т.д.;
· Воспитание;
· Подражание персонажам кинофильмов.
Описанная выше модель экологического становления сексуальности опирается на то, что сексуализация – это процесс обучения, который имеет нейрофизиологическую основу.
Вывод к I Главе
Быть сексуализированным, открыто проявлять сексуальные импульсы на телеэкране, в глянцевом издании или же в строчках песни – это и есть признаки сексуализации медиа и культуры в целом.
И суть остается неизменна, цель – привлечь внимание, тем самым «продать» свой медиа-контент быстрее и большему количеству человек. Согласно вышеупомянутому Мишелю Фуко, сексуальность является отражением обыкновенной двоичной системы : «законное и незаконное, дозволенное и недозволенное»[24]
Данная глава изучает биологические, исторические и психологические подходы, лежащие в основе того, как СМИ используют сексуализацию, а главное почему она так увеличивает эффективность и влияет на индивидуальную и социальную идентичность.
Мы видим, как медиа демонстрируют сексуальные идеалы, а самое главное формируют их. Глянцевые издания, музыка, интернет-игры и телевидение – все это влияет на поддержку определенного образа поведения. Через сексуальное навязывается все атрибуты жизни человека: какую одежду носить, какую музыку слушать, где отдыхать. Медиа завоевали место дискурсивной основы для подачи всех видов ценностей. И вряд ли это хорошее явление, так как из-за этого высокая культура стала терять смысл для человека.
Масс-медиа будучи одним из многих социальных институтов, взял на себя роль «социализатора» в вопросах сексуального становления людей. Что сильно сказывается на молодом поколении, границы приличий которых размыты, из-за открытой демонстрации сексуализированных образов.
Как вы прочитали в этой главе тенденции сексуализации господствуют через такие механизмы как табу, закон и цензура в таких социальных институтах как государство, семья, образования, религия и конечно же масс-медиа. Так как масс-медиа не могут функционировать отдельно от общества, они отражают именно взгляды самих людей. То, как реагирует пресса, культура и публика является почвой для массовых ценностей.
Масс-медиа контент построен таким образом, чтобы мы его воспринимали на базовом биологическом уровне. Именно поэтому понимание биологических особенностей человека влияет на методы, которые используются в рекламе, на развитие контент особенностей и на внешнем виде. Через знание основных биологических потребностей человека можно понять культуру в целом, но каждая культура придает теме сексуальности свою направленность, например, что считать допустимым или не допустимым, хорошим или плохим. Это и лежит в основе противоречий между природой и окружающей средой. Четкими примерами таких противоречий являются обсуждение темы гомосексуальности, а именно рождаются ли люди гомосексуальными или становятся ими под влияние окружающей среды.
Наше субъективное восприятие сексуальности создается системой убеждений, внутри которой мы находимся.
Из работ известных ученных, которые мы рассмотрели в этом параграфе, мы можем сделать вывод, что они видели принципиальные отличая в том, что отношение на сексуальную информацию у мужчин и женщин совершенно разные. Существует много теорий о природе сексуальности, но в большинстве из них они объединены в экологическую модель, в основе которой лежит и культура, и природа. Эта теория утверждает, что человеческий вид сделает все необходимое для продолжения рода, но есть психологические различая в стратегиях.
Массовая культура – это эффективный механизм влияние на сознание людей. Следующая глава рассматривает продукты сексуализации масс-медиа на примере рекламы известных брендов для демонстрации принципов сексуализации контента, которые были перечислены в предыдущих параграфах.