Первый этап: Обмен информацией
Когда приветствие и представление завершены, ведущий объявляет о начале первого этапа совещания: обмен информацией.
Референт / профессионал
Если семья не начинает первый этап, тогда стоит начинать с референта. Он/она объясняет, почему созвано совещание и в чем состоит беспокойство. Таким образом, подчеркиваются мотив и цель совещания. Референт объясняет семье, с чем он/она столкнулись в данной ситуации, что его/ее беспокоит, и что следует изменить. Это, фактически, центральный вопрос совещания, очень важно сформулировать его ясно, в противном случае это может оказать негативное влияние на результат. Информация должна быть знакома участникам совещания. Важно, чтобы референт подчеркнул также хорошие и сильные моменты.
Сведения о возможностях
Референт и профессионалы в дополнение к информации, которую они представляют, могут сказать что-нибудь о возможностях, которые они, как профессионалы, могут предложить. Нет смысла вдаваться в подробности предложений системы социальной защиты. Профессионалам следует убедиться, что они не предлагают свои идеи по решению. Несмотря на то, что их решение могло бы быть возможным решением в данной ситуации, в интересах ребенка, чтобы семья обсудила трудности и включила в обсуждение их собственные возможные пути решения.
Практический совет
Перед ведущим стоит важная задача сохранять баланс между профессионалами, которые предлагают информацию о проблеме, и семьей, которая может задать вопросы о проблеме. Информация о возможностях, которые может предложить система социальной защиты, вполне уместна. Независимый ведущий понимает, что семья может запросить в дальнейшем дополнительную информацию.
Профессионалы
После того, как референт представит информацию, другие профессионалы могут обменяться информацией с участниками совещания. Главное, чтобы информация была представлена ясно, открыто, понятно и приемлемо. Вся информация, относящаяся к делу, должна быть донесена до семьи, чтобы они смогли принять четкое и хорошо продуманное решение о том, что необходимо сделать.
Практический совет
Процесс подачи информации должен быть интерактивным. Это значит, что семья может задавать вопросы о том, что она услышала.
Минимальное требование
Необходимо установить минимальное требование, это как раз подходящий момент для этого. Референт или профессионал заранее предлагают взглянуть на те возможные решения, которые он/она не примут. Например: «Дети не могут остаться с другом мамы, который, мы знаем, подвергал их насилию».
Профессионалы должны были подумать над минимальными требованиями и суметь мотивировать их. Важно, чтобы об этом минимальном требовании было сказано семье во время подготовки к совещанию.
Ответственность
Профессионалы отвечают за информацию, которую они предоставляют семье, а также за то, чтобы копия этой информации хранилась у них. Независимый ведущий не отвечает за то, чтобы информация, предоставленная семье, была записана.
Отсутствующие профессионалы
Иногда профессионалы не присутствуют на совещании. В этом случае он/она предложит информацию в письменном виде.
Вопросы
Очень важно, чтобы семья понимала, о чем идет речь. На этом этапе ответственностью ведущего является уделить этому особое внимание. После выступления каждого профессионала ведущий может спросить, есть ли у присутствующих вопросы. В любом случае ему нужно спросить каждый раз по окончании обмена информацией: «Есть ли какие-нибудь вопросы? Есть ли то, что не совсем ясно? Все ли ясно всем?».
Заключительная часть этапа обмена информацией
В конце этапа независимый ведущий должен убедиться в том, что:
× семье ясно все, о чем было сказано;
× если необходимо, четко определены минимальные требования;
× референт и профессионалы имели возможность предоставить необходимую и относящуюся к делу информацию;
× семья имеет ясное представление о предложениях и услугах, имеющихся в распоряжении.
Независимый ведущий благодарит профессионалов за то, что они смогли прийти, за их обязательства и четкую информацию.