Ученые: воспитание строгостью приносит детям вред
Ученые: воспитание строгостью приносит детям вред
Специалисты из Калифорнийского университета провели исследование, целью которого было выяснить влияние на развитие детей различных стилей воспитания.
Строгий стиль воспитания, известный во всем мире как «китайский стиль», был признан самым травматичным для детской психики. Впервые о китайском стиле воспитания заговорили в 2011 году, после выхода книги Эми Чуа «Боевой гимн матери-тигрицы». В этой книге Эми Чуа, профессор юридической школы Йельского университета, рассказала о строгой китайской модели воспитания двух своих дочерей, которые добились огромных успехов. Книга вызвала довольно неоднозначную реакцию в обществе, так как многие методы воспитания, описанные в ней, граничили с жестокостью.
Ученые, которые провели исследование данных методов воспитания, подтвердили, что, несмотря на частое достижение максимальных успехов в результате таких жестких методов воспитания, детская психика испытывает сильнейший стресс, что в дальнейшем негативно сказывается на самооценке ребенка, а также его жизнерадостности и социализированности. Оказалось, что часто результатом строгого воспитания с высокими требованиями становится заниженная самооценка ребенка, различные неврозы и депрессивные состояния. Кроме того, ребенку, с малых лет испытывающему давление критики со стороны родителей, бывает очень сложно адаптироваться в школьном коллективе.
В результате тестирования учащихся оказалось, что дети, чьи родители только критиковали и наказывали их, требуя добиваться все новых и новых результатов, чаще других имели склонность к депрессивным и невротическим состояниям. Дети, родители которых не скупились на похвалу и проявления своей любви, имели намного лучшие результаты в учебе, а также наиболее высокую самооценку и уравновешенное психическое состояние.
Организовать себя
Не секрет, что многие из нас, несмотря на более чем сознательный возраст, так и не научились не разбрасывать вещи и вставать по первому сигналу будильника. Мамы и папы тоже опаздывают на работу, а заодно и в школу с детьми, иногда теряют важные документы и периодически бегают по комнатам, вопрошая, где их очки, часы или перчатки. Дети улавливают и перенимают недостатки и «маленькие слабости» родителей так быстро, что те и глазом не успевают моргнуть. И тогда тщетными становятся любые нотации. Между тем, самый действенный способ ничего не терять – это класть каждую вещь на свое место.
Прививать ребенку отвественность
Универсальное и очень действенное средство от забывчивости и склонности к разбрасыванию вещей – это самостоятельный поиск потерянного. Ребенку это дается не всегда просто, требует от него усилий, иной раз – немалых. Ему можно помогать, но только очень ненавязчиво, в виде подсказок: важно, чтобы потерянные предметы находил он сам. Именно так, постепенно, к малышу приходит осознание того, что вещи теряются из-за невнимательного к ним отношения, приходит и понимание ответственности за свои действия.
Разумеется, невозможно избавиться от таких качеств, как невнимательность и рассеянность, в один момент. Это длительный и, порой, утомительный процесс, требующий от мам и пап растеряшек терпения и настойчивости. Что же, пожелаем этим родителям, чтобы они не теряли веры в свои силы и, конечно же, чувства юмора.
Ругань на вороту не виснет?
Еще как виснет! Ваш ребенок, особенно в первые годы жизни, связан с вами невидимой «эмоциональной пуповиной», которую не так-то просто разорвать. Поэтому все те бранные слова, которыми вы в запале «награждаете» малыша, он нередко воспринимает как руководство к действию. Необходимо задуматься над этим, пока вы не добились эффекта бумеранга.
Повышая голос на ребенка, тем более при посторонних людях, вы, тем самым, расписываетесь в неумении контролировать собственные эмоции. Возможно, вы испытываете беспокойство, бессилие или страх фиаско своих педагогических навыков. Это прекрасный повод поработать над своими методами воспитания, но никак не повод вымещать собственные комплексы на том, кто по определению пока еще не может «дать сдачи». Вы же не будете кричать посреди улицы на своего босса или свекровь – даже если они вас совершенно не слушаются?
Три способа избежать криков
1. Изучайте возрастные нормы
Когда вы узнаете, что пятилетний ребенок просто не в состоянии «постоять спокойно» – ему жизненно необходимо прыгать, бегать, и вертеться – вам сразу станет легче. Еще легче вам станет, если учесть, что трехлетний карапуз не может рассчитать, когда именно ему захочется в туалет. И, может быть, вам вообще расхочется кричать на ребенка четырех лет, если вы будете осведомлены, что для него понятие «долго» или «через час» пока еще абстрактны.
Кричу и ору, и ногами топаю. Вот такая я плохая, держать себя в руках не умею!
2. Не заигрывайтесь в западные модели воспитания
Многие родители поначалу с умилением взирают на двухлетнего кроху, который резво носится по дому в глухую полночь. А уж если и соглашается лечь спать – то только между обоими родителями. У многих терпения хватает ненадолго. А как только терпение лопается, начинаются крики. Вдумайтесь: в чем виноват ваш ребенок? В том, что вы сами начитались модной литературы, а потом сами же не смогли справиться с запрограммированным результатом?
3. Попробуйте «ролевые игры»
Представьте, что ваш малыш – абсолютно посторонний ребенок. Вы же не позволите себе кричать на чужого ребенка? И, кстати, к проступкам чужих детей мы относимся более лояльно. Еще способ: «Пригласите гостей». Мы особенно ласковы со своими детьми, когда к нам приходят гости. Поэтому мысленно «поселите» у себя на кухне родственников, подруг или соседку – порыв накричать на ребенка пройдет сам собой. Или представьте себя участницей реалити-шоу: наверняка, вам не захочется «исходить на крик» перед многомиллионной аудиторией?
Ученые: воспитание строгостью приносит детям вред
Специалисты из Калифорнийского университета провели исследование, целью которого было выяснить влияние на развитие детей различных стилей воспитания.
Строгий стиль воспитания, известный во всем мире как «китайский стиль», был признан самым травматичным для детской психики. Впервые о китайском стиле воспитания заговорили в 2011 году, после выхода книги Эми Чуа «Боевой гимн матери-тигрицы». В этой книге Эми Чуа, профессор юридической школы Йельского университета, рассказала о строгой китайской модели воспитания двух своих дочерей, которые добились огромных успехов. Книга вызвала довольно неоднозначную реакцию в обществе, так как многие методы воспитания, описанные в ней, граничили с жестокостью.
Ученые, которые провели исследование данных методов воспитания, подтвердили, что, несмотря на частое достижение максимальных успехов в результате таких жестких методов воспитания, детская психика испытывает сильнейший стресс, что в дальнейшем негативно сказывается на самооценке ребенка, а также его жизнерадостности и социализированности. Оказалось, что часто результатом строгого воспитания с высокими требованиями становится заниженная самооценка ребенка, различные неврозы и депрессивные состояния. Кроме того, ребенку, с малых лет испытывающему давление критики со стороны родителей, бывает очень сложно адаптироваться в школьном коллективе.
В результате тестирования учащихся оказалось, что дети, чьи родители только критиковали и наказывали их, требуя добиваться все новых и новых результатов, чаще других имели склонность к депрессивным и невротическим состояниям. Дети, родители которых не скупились на похвалу и проявления своей любви, имели намного лучшие результаты в учебе, а также наиболее высокую самооценку и уравновешенное психическое состояние.