Результаты опытно-экспериментальной работы по воспитанию нравственно-волевых качеств личности ребенка в процессе занятий физическими упражнениями
На первом этапе исследования было проведено наблюдение и изучение нравственно-волевых проявлений у детей. Наблюдение за учащимися проводилось в разных видах деятельности: на уроках, на переменах, в беседах, в играх.
В ходе наблюдения проверялось, что формированию эмоционально-ценностного отношения младших школьников к физической культуре можно придать активный, управляемый характер в случае, если:
- создаются условия для удовлетворения мотивов деятельности детей;
- реализация ценностей детей получает эмоциональное подкрепление;
- ребенком осознается его субъективное положение в деятельности по освоению ценностей физической культуры.
Итак, из таблицы видно, что у многих детей преобладает решительность и самостоятельность; слабо развиты такие волевые качества, как упорство, настойчивость, выдержка. Следует отметить, что некоторые дети не обладают достаточной дисциплинированностью и ответственностью. Итак, мы выявили следующие уровни сформированности нравственно-волевых проявлений у учащихся:
Таблица 1. Результаты наблюдения
№ | Фамилия и имя ребенка | Какие волевые качества сформированы у ребенка | ||||||
Анастасия | + | + | _ | + | + | + | + | |
Валерия | _ | + | + | _ | _ | + | + | |
Вероника | + | + | + | _ | _ | _ | + | |
Герман | _ | + | + | + | _ | _ | + | |
Глеб | + | _ | + | _ | + | _ | + | |
Григорий | _ | + | + | _ | _ | _ | _ | |
Давид | _ | + | + | _ | _ | _ | _ | |
Дарья | + | _ | _ | + | + | + | + | |
Дарьяна | + | _ | + | _ | + | + | + | |
Демьян | _ | _ | + | + | + | _ | + | |
Дмитрий | + | + | + | + | + | + | _ | |
Егор | _ | _ | _ | + | _ | _ | + | |
Евгений | _ | + | + | _ | + | + | + | |
Елена | + | _ | + | _ | + | + | _ | |
Елизавета | + | _ | + | + | + | + | + | |
Екатерина | _ | + | _ | _ | + | + | + | |
Кристина | _ | _ | _ | + | _ | _ | + | |
Милена | + | + | + | _ | + | _ | _ | |
Мирослав | _ | + | + | _ | + | _ | + | |
Николай | _ | _ | _ | + | _ | _ | + | |
Ростислав | _ | _ | _ | + | _ | _ | _ | |
Руслан | + | _ | + | + | + | + | + | |
Светлана | _ | + | _ | _ | + | _ | _ | |
София | _ | + | _ | _ | + | _ | _ | |
Сергей | + | + | _ | _ | _ | + | + | |
Тимур | _ | + | _ | + | _ | + | _ | |
Ядвига | _ | _ | _ | + | _ | _ | _ | |
Ян | + | _ | + | _ | + | + | _ | |
Ярослав | + | _ | _ | + | + | + | _ |
1. Высокий уровень – ребенок самостоятельно ставит цель и руководствуется ею в деятельности, умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные желания. У ребенка сформированы такие волевые качества, как дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, выдержка, решительность, упорство, ответственность.
2. Средний уровень – ребенок самостоятельно ставит цель, но не руководствуется ею в деятельности, не умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные желания. У ребенка сформированы лишь некоторые волевые качества: ответственность, выдержка, самостоятельность.
3. Низкий уровень - ребенок не умеет самостоятельно ставить цель, руководствоваться ею в деятельности, не умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные желания. У ребенка не до конца сформированы волевые качества.
У нас получилось следующее: 4 ребенка показали высокий уровень сформированности волевых проявлений; 15 учащихся – средний и 10 детей – низкий уровень. Покажем это в процентном соотношении: высокий уровень – 14%; средний – 52%; низкий – 34%.
После изучения нравственно-волевых качеств учащихся 4-го класса нами была составлена система игр и упражнений с целью формирования у них волевых качеств.
Выводы ко второй главе
Для изучения волевых качеств младших школьников мы исследовали волевые особенности 29 детей в возрасте 6-14 лет, применяя следующие методики:
- изучение волевых проявлений;
- изучение произвольного поведения.
Воспитание нравственно-волевых качеств личности ребенка – очень важная задача учителя. Но воле, к сожалению, учителя уделяют недостаточно внимания. А воля становится действительно ценным качеством, если она формируется в единстве с другими сторонами личности. Детям были предложены подвижные, словесные и игры. Эти игры выявляли доброжелательность детей в отношении со взрослыми и сверстниками. Каждая игра помогала определить, насколько развита у детей согласованность движений, действий, являющихся средством достижения игровой цели, а также выдержка, упорство, настойчивость.
Одним из наиболее эффективных путей воспитания нравственно-волевых качеств является использование средств физического воспитания. К данному выводу можно прийти, проведя экспериментальное исследование нравственно-волевых качеств личности ребенка до занятий спортом и после.
Динамическое наблюдение, проводившееся при этапном использовании разработанной нами комплексной методики оценки, позволило выделить адекватные сдвиги изучавшихся показателей у школьников, которые, кроме уроков физической культуры, дополнительно посещали спортивные секции, по сравнению с первоначальным этапом, когда школьники занимались только физическими упражнениями на уроках в школе. Так, исследуемые двигательные способности: скоростные, скоростно-силовые и координационные способности, а также статическая, силовая, скоростная, динамическая и общая выносливость, у занимающихся в спортивных секциях достоверно возросли к концу эксперимента. В начале проведения эксперимента эта динамика показателей была незначительна.
Заключение
Воспитание подрастающего поколения, особенно в современном российском обществе, с педагогической точки зрения является достаточно проблематичным. Духовный вакуум, отсутствие единой для страны идеологии, девальвация общечеловеческих ценностей и прочее существенно снижают действенность педагогических влияний на личность. Установившееся «рыночное сознание», меркантилизм, эгоцентризм – издержки новых экономических отношений в стране – выводят материальное благосостояние и социальное положение в статус едва ли не единственных и, зачастую, самых важных критериев оценки личности. Все это в целом создает значительные трудности в деле целенаправленного развития у детей, подростков и юношества важных нравственно-волевых личностных качеств, формирования у них навыков конструктивного отношения с окружающими, препятствует развитию оптимальной самооценки, адекватного отношения к самому себе и т.д. Поэтому именно сегодня для обеспечения эффективного воспитания необходимо в полной мере использовать все доступные гуманные средства и методы. В данном контексте физическая культура и спорт являются незаменимым комплексным средством позитивного педагогического влияния как на физическую, так и на интеллектуальную, эмоциональную, мотивационную, волевую, нравственную и другие стороны личности.
Формирование нравственно-волевой сферы — важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан ребенок в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.
Теория и практика нравственного развития является одной из самых актуальных тем современной педагогики и психологии.
В нашем исследовании задачи были решены следующим образом. В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализированы особенности формирования нравственно-волевых качеств личности ребенка. Было дано определение нравственно-волевым качествам, дана характеристика наиболее значимым нравственно-волевым качествам личности ребенка; также рассмотрены формы и методы формирования нравственно-волевых качеств личности ребенка в процессе занятия физическими упражнениями.
Во второй главе была проведена опытно-экспериментальная работа по исследованию уровня сформированности нравственно-волевых качеств личности ребенка. Экспериментальное исследование показателей нравственно-волевых качеств показало высокий уровень нравственно-волевых качеств у группы учащихся после систематических занятий физическими упражнениями с применением указанных в работе приемов и методов. Полученные результаты подтверждают гипотезы по формированию нравственно-волевых качеств личности ребенка при занятиях физической культурой и спортом. Проведение экспериментального исследования нравственно-волевых качеств личности ребенка при занятиях физическими упражнениями показывает, что одним из наиболее эффективных путей воспитания нравственно-волевых качеств является использование игрового метода.
Нравственно-волевые качества, сформированные в физкультурной деятельности под непосредственным педагогическим руководством, затем приобретают способность к их сознательному проявлению в других видах жизнедеятельности.
Список использованной литературы
1. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998
2. Белорусова, В.В. Воспитание в спорте / В.В. Белорусова. – М.: ФиС, 1974
3. Болдырева Н.И. Педагогика. – М., 1998
4. Бризели, Е. Общая физическая подготовка в системе физического воспитания: учеб.-метод. комплекс / Е. Бризели, М. Кореев. – Екатеринбург: Изд-во УралГТУ, 1999
5. Брихцин М. Воля и волевые качества // Психология личности в социалистическом обществе. – М., – №4. – 1999
6. Введение в теорию физической культуры: учеб. пособие / под ред. Л.П. Матвеева. – М.: Физкультура и спорт, 1983
7. Виленский, М.Я. Нравственно-волевое воспитание учащихся ДЮСШ / М.Я. Виленский, В.Н. Казанцев // Теория и практика физической культуры. – 1997. – № 1
8. Виноградова Н.Д. Морально-волевые качества личности. – М., 1997
9. Воспитание личности подростка в волевой деятельности: Метод. рекомендации / Ом.гос. пед. ин т им. Горького – Омск: ОГПИ, 2001
10. Геллер Е. М. Игры на переменах для школьников 4 – 6 классов. Кн. Для учителя /Е.М. Геллер. – М.: ФиС, 1985
11. Гоноблин Ф.Н. Психология. Учебное пособие. – М., 1996
12. Динер, В.Л. Теория и методика физической культуры / В.Л. Динер. – Краснодар, 2001
13. Жуков, М.Н. Подвижные игры: учеб. для студ. пед. вузов /М.Н. Жуков – М.: «Академия», 2000
14. Ивашкин В.С. Природа и психологические механизмы волевого усилия // Проблемы психологии воли. – Рязань, 1999
15. Калин В.К. Волевая регуляция деятельности. Автореф. докт. дисс. – Тбилиси, 1999
16. Киселёв Ю.Я. Влияние спорта на формирование личности / Ю.Я.Киселев. – М.: Знание, 1987
17. Ключникова Е.А. Методика диагностики сформированности нравственно-волевых качеств личности детей старшего дошкольного возраста : [опыт эксперим. разработки] / Е.А. Ключникова, Е.А. Чернявская // Методист: науч.-метод. журн. – 2004. – № 5
18. Козлов А. В. Формирование нравственной культуры личности на уроке физической культуры / А. В. Козлов // Аспирант, или Молодое поколение учёных о… : науч.-практ. альманах аспирантского сообщества ОГПУ. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2007. – Вып. 2
19. Макаренко, А.С. Воля, мужество, целеустремленность // Макаренко, А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. Т. 4 / А.С. Макаренко. – М.: Просвещение, 1984
20. Матвеев Л.П. Влияние спорта на формирование воли / Л.П. Матвеев. – М., 1987
21. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ высш. пед. учеб. заведений/Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др.; Под ред. В. А. Сластёнина. - М.: Издательский центр «Академия», 2010
22. Никандров В.В. Систематизация волевых свойств человека. – Вестник СпбУ 1995. – №3
23. Педагогика: учеб./Л.П. Крившенко; под ред. Л.П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007
24. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002
25. Петрова В.Н. Этические беседы с детьми 4-7 лет: нравственное воспитание в детском саду: пособие для педагогов и методистов. - М.: Мозаика-Синтез, 2007
26. Пономарчук В.А. Физическая культура и становление личности / В.А. Пономарчук, О.А. Аяшев. – М.: Физкультура и спорт, 1991
27. Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. М., 1997
28. Рувинский Л. И. Нравственное воспитание личности. - М.: Педагогика. - 1981
29. Селиванов В.И. Воспитание воли школьника / В.И. Селиванов. – М., 1954
30. Станкин М.И. Нравственное воспитание школьников на занятиях физической культурой / М.И. Скаткин. – М., 1994
31. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: Издательский центр «Академия» 2001
32. Теория и методика физической культуры / под ред. Ю.Ф. Кулюткина. – М., 1999
33. Хазова С.А., Бгуашев А.Б. Потенциал физической культуры и спорта в воспитании и развитии школьников: монография. – Майкоп, изд-во АГУ, 2012
34. Чумаков М. В. Диагностика волевых особенностей личности М.В. Чумаков // Вопросы психологии. — 2006. — № 1
35. Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности./ Д.И. Фельдштейн. - М.: Издательство «Институт практической психологии», 1999
Приложения
Приложение № 1
Игра в «В автобусе». Группа учащихся делится на пары. Действие происходит в автобусе, можно в классе проимитировать обстановку автобуса. Один человек - сидящий, другой - стоит. Тому, кто стоит необходимо вежливо убедить сидящего, чтобы тот уступил ему место. Тому, кто сидит предварительно (тайно) была дана установка не уступать место. После выполнения игры важно обсудить впечатления, проанализировать ход и итог игры.
Приложение № 2
Игра «Два Мороза»
Подготовка. На противоположных сторонах площадки отмечаются два города. Играющие, разделившись на две группы, располагаются в них. В середине площадки помещаются «братья Морозы»: «Мороз Красный Нос» и «Мороз Синий Нос».
Содержание игры. По сигналу руководителя они обращаются к играющим со словами:
Мы – два брата молодые,
Два Мороза удалые:
Я – Мороз Красный Нос,
Я – Мороз Синий Нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Ребята хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз!
и начинают перебегать из одного города в другой. «Морозы» их ловят. Тот, кого им удастся запятнать, считается замороженным. Он остается на том месте, где был пойман, и должен с распростертыми руками преграждать путь играющим при следующих перебежках. Когда замороженных окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается.
Победителями считаются те, кого ни разу не заморозили.
Правила игры: 1. Начинать бег можно только после окончания речитатива. 2. Осаливание за линией города не считается. 3. Осаленных ребят можно выручить: для этого остальные играющие должны коснуться их рукой.
Игра «Тише едешь - дальше будешь»
В игре может участвовать любое количество игроков. Сначала выбирается водящий. Он становится лицом к стенке или просто спиной к остальным игрокам, которые располагаются в 10-15 шагах за ним. «Водила» произносит фразу «Тише едешь – дальше будешь» и быстро оборачивается, внимательно оглядывая игроков. Игроки могут двигаться, только пока водящий произносит фразу. Когда он поворачивается, все должны быть полностью неподвижными. Если игрок хоть немного пошевелится или даже просто улыбнется, то он выбывает из игры. Побеждает тот, кто сможет вплотную приблизиться к водящему и коснется его рукой, когда он отвернется.
Игра «Караси и щука»
Подготовка. На одной стороне площадки находятся «караси», на середине «щука».
Содержание игры. По сигналу «караси» перебегают на другую сторону. «Щука» ловит их. Пойманные «караси» (четыре-пять) берутся за руки и, встав поперек площадки, образуют сеть. Теперь «караси» должны перебегать на другую сторону площадки через сеть (под руками). «Щука» стоит за сетью и подстерегает их. Когда пойманных «карасей» будет восемь-девять, они образуют корзины — круги, через которые нужно пробегать. Такая корзина может быть и одна, тогда ее изображают, взявшись за руки, 15—18 участников. «Щука» занимает место перед корзиной и ловит «карасей».
Когда пойманных «карасей»» станет больше, чем не пойманных, играющие образуют верши — коридор из пойманных карасей, через который пробегают не пойманные. «Щука», находящаяся у выхода из верши, ловит их.
Победителем считается тот, кто остался последним. Ему и поручают роль новой «щуки».
Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Все «караси» обязаны при перебежке пройти сеть, корзину и верши. 3. Стоящие не имеют права задерживать их. 4. Игроки, образующие корзину, могут поймать «щуку», если им удастся закинуть сплетенные руки за спину «щуки» и загнать ее в корзину или захлопнуть верши. В этом случае все «караси» отпускаются, и выбирается новая «щука».
Приложение № 3
Игра «Морской бой» Игра проводится на листах в клетку. Двое участников играют, скрывая свои записи друг от друга. Каждый играющий рисует две таблицы 10x10 клеточек. Таблицы представляют собой координатную сетку, столбцы которой обозначены буквами от «А» до «К», а строки – цифрами от 1 до 10, Таким образом, каждая клетка таблицы обозначается сочетанием цифры и буквы. В одной таблице играющие расставляют все свои корабли. Вторая таблица – карта расположения кораблей противника. Она заполняется в ходе игры. Всего можно расположить 10 кораблей, которые не должны соприкасаться ни сторонами, ни углами: один четырехпалубный (т.е. состоящий из 4 клеток), два трехпалубных, три двухпалубных, четыре однопалубных. Право первого хода определяет жребий. Далее ходы делаются по очереди. Игрок, который делает ход, называет координаты клетки противника. Если там нет корабля, то второй игрок говорит «промах». Если там есть корабль, то игрок говорит «попал», уточняя «ранил» или «убил». Если игрок попал, то он имеет право продолжать выстрелы до тех пор, пока противник не скажет, что он промахнулся. Выигрывает тот, кто первым затопит все корабли соперника.
Приложение № 4
Лабиринт «Разминка»
Все тупики (слепые проходы) в нем были уже заштрихованы, а главнейшие пути указаны точечными или штриховыми линиями. Детям давалось задание: «предстояло сначала идти от А к С, а потом от F к В. «Когда вы подойдете к С, у вас появятся три дороги, обозначенные 1, 2, 3 — дороги до D. Аналогично дойдя до Е, вы увидите три дороги, обозначенные 4, 5, 6, дороги до F. Прошли?». (12, с. 142)
Приложение № 5
Лабиринт «Хижина»
Найдите выход из этого коварного леса. Начинай поиски от хижины. Удачи вам!