Методы и приемы воспитания нравственно-волевых качеств личности ребенка в процессе занятия физическими упражнениями

Говоря о значении физической культуры для гармоничного развития личности ребенка, следует иметь в виду не столько специфическое значение – культура физическая, телесная, сколько роль таковой в воспитании личности в плане общей культуры. Это значит, что физическая культура должна формироваться таким образом, чтобы она стала органичным элементом и нравственности, и эстетичности, и других сфер духовной жизни, и, как результат, проявлялась целостно в облике человека.

Для достижения вышеуказанной цели педагог имеет целый арсенал приемов и методов. Задача учителя физической культуры – способствовать воспитанию ответственности и дисциплинированности учащихся, используя при этом общие методы физического воспитания, а также общепедагогические методы воспитания морально-волевых качеств. Метод – это «разработанная с учётом педагогических закономерностей система действий педагога, целенаправленное применение которой позволяет организовывать определённым способом теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение ими двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование свойств личности» [Теория и методика физической культуры: / под ред. Ю.Ф. Кулюткина.- М., 1999. - с. 58.].

Приемы воспитания воли могут быть весьма разнообразными, но все они включают соблюдение следующих условий. Начинать воспитание воли следует с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности. Систематически преодолевая сначала небольшие трудности, а со временем и значительные, человек тренирует и закаляет свою волю. Необходимо каждое препятствие рассматривать как «невзятую крепость» и делать все возможное, чтобы преодолеть его, «взять» эту «крепость» [Виноградова Н.Д. Морально-волевые качества личности. – М., 1997. – с. 85].

Воспитание нравственно-волевых качеств является частью самосовершенствования личности и, следовательно, должно осуществляться в соответствии с его правилами и прежде всего – с разработкой программы самовоспитания «силы воли».

В начале программы следует указать цели и задачи спортивного совершенствования: перспективную цель (на 3–4 года вперед), годичную (общую и по периодам тренировки), очередные или ближайшие задачи. Затем рекомендуется поставить перед собой конкретные задачи и описать пути и средства решения каждой из них. Затем с учетом слабых сторон в развитии волевых качеств наметить и записать в тетрадь задачи, пути и средства самовоспитания этих качеств. При этом необходимо:

1. Наметить при выполнении физических упражнений систему препятствий и трудностей, преодоление которых требует проявления запланированного волевого умения. Имеется в виду: длительная физическая нагрузка и борьба с утомлением; риск и опасность, ограниченность времени на принятие и выполнение решений; повышенная ответственность за исполнение двигательных действий; необходимость действовать по личному почину.

2. Предусмотреть благоприятные условия для выполнения физических упражнений, которые стимулировали бы активность по преодолению препятствий и трудностей. Таковыми могут быть, например, занятия на красивой местности, помощь и страховка, соревновательный или игровой метод тренировки.

3. Отработать и начать использовать индивидуально пригодные приемы самостимуляции волевых усилий:

а) мобилизующие приемы, логически обосновывающие необходимость выполнения намеченных действий (самоубеждение, обращение к чувству долга и др.), вызывающие стенические переживания (самоободрение, самопобуждение, игра на самолюбии и др.), принуждающие непосредственно к действиям (самоприказание, самозапрещение);

б) организующие приемы, связанные с отвлечением, переключением, распределением и сосредоточением внимания, идеомоторной подготовкой, регуляцией дыхания и др.

4. Установить обязательные для себя правила в воспитании целеустремленности (поставил цель – иди к ней твердо; выполнение плана – основа успеха; окончил день – подведи итоги), настойчивости и упорства (делай не то, что нравится, а то, что нужно; препятствия для того и существуют, чтобы их преодолевать), решительности (сначала пойми – потом решай; если решил – делай), выдержки и самообладания (научись владеть собой; делай все и всегда наилучшим образом), самостоятельности и инициативности (не полагайся только на тренера, пусть даже самого лучшего; не жди, когда тебе укажут, подскажут, дадут задание, – действуй по собственному почину; будь самым строгим судьей для самого себя).

5. Пополнить свои знания с целью наиболее квалифицированного решения поставленной задачи (изучение специальной литературы и опыта других спортсменов, наблюдение, экспериментирование, консультации у специалистов и т.д.) [Чумаков М.В. Диагностика волевых особенностей личности М.В. Чумаков // Вопросы психологии. - 2006. - № 1. - c. 178-182].

Применение комплекса физических упражнений решает следующие задачи:

– сохранение и укрепление физического здоровья детей;

– воспитание у подростков необходимых личностных качеств, самооценки, выдержки, уверенности, самообладания;

– содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, дальнейшему развитию психических процессов и обучение основам психической регуляции;

– развитие личностного представления о ценности здорового образа жизни, престижности высокого уровня здоровья как условие совершенствования эмоционально-волевой сферы личности ребенка.

При занятии физическими упражнениями задачей педагога является способствование ответственности и дисциплинированности учащихся, используя при этом общие методы физического воспитания, а также общепедагогические методы воспитания морально-волевых качеств. Метод – это «разработанная с учётом педагогических закономерностей система действий педагога, целенаправленное применение которой позволяет организовывать определённым способом теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение ими двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование свойств личности».

К методам физического воспитания относятся следующие: метод строго регламентированного упражнения; метод равномерного упражнения; метод повторного упражнения; метод интервального упражнения; игровой метод; соревновательный метод; метод словесного и сенсорного воздействия (показ, разъяснение, команда и т.д.). Многие из этих методов в той или иной мере реализуют одновременно образовательную, воспитательную и развивающую функции. В том числе, применяются для воспитания морально-волевых качеств учащихся [Динер В.Л. Теория и методика физической культуры / В.Л. Динер. – Краснодар, 2001. – c. 62].

В.И. Селиванов все методы формирования нравственно-волевых качеств сводит к четырём основным группам. К первой группе можно отнести те методы работы, которые непосредственно направлены на сознание человека, преследуют цель создания у него убеждений и понятий, обусловливающих социально одобряемое поведение. Это методы убеждения, включающие разъяснение, беседу, все формы коллективного обсуждения, где наиболее ярко представлены критика и самокритика [Селиванов В.И. Воспитание воли школьника / В.И. Селиванов. – М., 1954. – c.54].

Во второй группе объединяются методы упражнения, помогающие человеку на практике развивать и закреплять поведенческие навыки. К третьей группе относятся многочисленные методы и приёмы, побуждающие человека увеличивать волевые усилия, работать над формированием ответственности. Это поощрение (наказание), требование и принуждение. К четвёртой группе В.И. Селиванов относит методы воспитательной работы над собой – методы самовоспитания [Селиванов В.И. Воспитание воли школьника. М., 1954. – c. 93].

Объектом и субъектом воздействия на занятиях физическими упражнениями является личность учеников, различные её сферы: эмоции, воля, интеллект, физические качества и т.д. Каждый метод или их совокупность применяется для решения определённого типа задач, например, образовательных или воспитательных.

Одним из наиболее эффективных методов формирования нравственно-волевых качеств личности ребенка на занятиях физическими упражнениями является метод упражнения. А.С. Макаренко указывал на необходимость стремления к тому, чтобы у детей закреплялись хорошие привычки, а для этой цели наиболее важным является постоянное упражнение в правильном поступке [Макаренко А.С. Воля, мужество, целеустремленность // Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. Т. 4 / А.С. Макаренко. – М.: Просвещение, 1984. – c. 189].

Игровой метод также достаточно эффективен для морально-волевого воспитания школьников на уроках физической культуры. Основу игрового метода составляет игровая деятельность, определённым образом упорядоченная. Причем он не обязательно связан с какими-либо общепринятыми спортивными играми (баскетбол, хоккей и т.д.). Его специфическими для уроков физической культуры признаками являются:

– ярко выраженные элементы соперничества и эмоциональности в игровых действиях;

– изменчивость условий ведения борьбы, условий выполнения движений;

– высокие требования к творческой инициативе в движениях;

– отсутствие строгой регламентации в характере движений и их нагрузке;

– комплексное проявление разнообразных двигательных навыков и качеств. [Теория и методика физической культуры / под ред. Ю.Ф. Кулюткина. – М., 1999. – с. 144]

Игровой метод характеризуется эмоциональностью, что активно содействует воспитанию нравственных черт личности ребенка: коллективизма, товарищества, социальной дисциплины, ответственности (перед товарищами по команде, например) и т.д. С его помощью решаются самые разные задачи: развитие координационных способностей, находчивости, инициативности, самостоятельности, творческого мышления, закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков (Б.А. Ашмарин, Ю.Ф. Кулюткин и др.). При этом необходимо помнить, что применение игрового метода в процессе физического воспитания ограничивает возможность дозирования нагрузки из-за постоянно изменяющихся ситуаций динамичности действий, многообразия способов достижения целей. Он нацелен, прежде всего, на комплексное совершенствование физических, психических и иных качеств и способностей человека.

Для развития физических, волевых и нравственных качеств, а также способностей рационального использования их в усложнённых условиях эффективен соревновательный метод. Его основу составляет стимулирование и активация деятельности занимающихся с установкой на победу или достижение максимального результата (Б.А. Ашмарин, Л.П. Матвеев и др.).

Основная характерная черта соревновательного метода – сопоставление сил в условиях соперничества, борьбы за первенство или высокое достижение. Он может выступать как самостоятельная форма организации занятий (официальные соревнования, контрольные, зачётные и т.д.) и как способ стимулирования интереса к занятиям при выполнении отдельных упражнений. Во втором случае предполагается установка на выяснение того, кто лучше (выше, быстрее и т.д.) выполнит двигательное задание (Л.В. Новоточина, Г.И. Скворцов, А.А. Тер-Ованесян и др.) [Матвеев Л.П. Влияние спорта на формирование воли / Л.П. Матвеев. – М., 1987. – c. 152-153].

Соревновательная обстановка приводит к существенному изменению функционального состояния человека: происходит настройка на повышение двигательной активности, усиливается мобилизация ресурсов организма. Всё это способствует выведению организма на новый, более высокий функциональный уровень, благодаря чему повышается эффект от выполнения физических упражнений. Применять этот метод необходимо после специальной предварительной подготовки, педагог руководит деятельностью соревнующихся, главным образом, через предварительный инструктаж. По ходу соревнования он может вносить некоторые коррективы, но далеко не всегда. Порой победитель определяется не по абсолютным результатам, а по динамике роста достижений. Победа присуждается тем ученикам, которые за определённый срок показали больший прирост результатов (Л.П. Матвеев, Г.И. Скворцов, А.А. Тер-Ованесян и др.) [Матвеев, Л.П. Влияние спорта на формирование воли / Л.П. Матвеев. – М., 1987. – c. 160].

Важным аспектом нравственно-волевого воспитания личности ребенка является развитие у них воспитательной мобильности – их готовности и способности взаимодействовать с педагогом, адекватно реагировать на воспитательные отношения. Воспитательная мобильность определяет позицию учащихся в педагогическом процессе; без нее невозможно формировать дисциплинированность, ответственность и пр.: возникает противодействие учащихся педагогу, взаимное непонимание. То есть, воспитательная мобильность, в известном смысле, есть показатель воспитуемости и обучаемости школьников (П.И. Пидкасистый, В.И. Селиванов).

Резюмируя, можно сказать, что в качестве принципов организации воспитания нравственно-волевых качеств личности следует рассматривать следующие:

- непрерывность и преемственность, отражающие временную, пространственную и содержательную связи нравственно-волевого развития личности;

- социокультурной детерминации воспитательного процесса, опирающегося на ценностное отношение учащихся к социальным и культурным достижениям в общественном развитии;

- единства системного и личностно-деятельного подходов, позволяющих педагогу видеть и понимать неповторимую индивидуальность каждого учащегося, развивать и утверждать гуманистические отношения во взаимодействии всех субъектов воспитательного процесса;

- вариативности и динамичности использования средств, форм, методов и приёмов воспитания;

- личной значимости задач, содержания, методов и приёмов воспитания;

- единство воспитания и самовоспитания;

- сознательного отношения к деятельности;

- дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся;

- деятельностной основы используемых форм и методов;

- систематичности и постоянства проведения работы (А.Б. Гандельсман, А.В. Козлов, В.И. Селиванов, Д.М. Смирнов и др.).

Основываясь на общепедагогических методах нравственного воспитания, а также на специфических методах физического воспитания, можно конкретизировать последние и выделить интегрированную группу методов, направленных на воспитание нравственно-волевых качеств учащихся на уроках физической культуры.

Выводы к первой главе

Подводя итоги, необходимо отметить следующее:

Следует отметить, что ребенок может проявлять свои волевые качества не только для достижения собственных целей, но и для блага общества, в котором он живет. В этом случае его волевые поступки оцениваются еще и с точки зрения общепринятых норм морали и становятся в таком случае морально-волевыми поступками. Совершая морально-волевые поступки, человек имеет возможность удовлетворить наивысшие из своих жизненных потребностей: потребность в общественном признании. Таким образом, все перечисленные выше нравственно-волевые качества являются обобщающими характеристиками волевого поведения, в котором трудно разграничить проявления волевых и нравственных качеств. Это характеристики, порождающие друг друга.

Необходимые теоретические предпосылки для благоприятного воспитания нравственно-волевых качеств создают психологические особенности личности ребенка. Одним из наиболее эффективных путей воспитания морально-волевых качеств является использование средств физического воспитания.

Систематические физические упражнения успешно разрешают такие задачи, как укрепление здоровья, закаливание организма, всестороннее физическое развитие. Разнообразные физические упражнения не только совершенствуют физическую подготовку ребенка, но и воспитывают эмоционально-волевую сферу. Поэтому занятия физической культурой и спортом – необходимое условие для развития личности ребенка.


Наши рекомендации