Особенности воспитания нравственно-волевых качеств у личности ребенка при занятиях физическими упражнениями

Воспитание и проявление нравственно-волевых качеств детерминируется внешними и внутренними условиями. К внешним условиям относятся конкретные обстоятельства, ситуации, в которых находится человек, а также требования, предъявляемые к нему со стороны общества или отдельных личностей. Характеристикой этих условий является то, что соответствие им человека связано для него с некими психическими, физическими, моральными усилиями, с выходом за пределы повседневной динамики, трудности действий.

Значимость ситуаций, авторитетность личностей, согласие с требованиями – факторы актуализации воли человека. Личная значимость и нравственная мотивированность предстоящих действий – основные внутренние условия волевого поведения («охота пуще неволи»). Совесть и чувство долга в данной связи могут выступить в качестве сильнейших мотивов, побуждающих человека выполнять действия, не соответствующие его интересам, потребностям и желаниям. То есть, воспитание волевых качеств тесно связано с нравственным воспитанием личности [Никандров В.В. Систематизация волевых свойств человека. – Вестник СпбУ 1995. – №3.- c. 24-25].

В наибольшей степени от внутренних условий зависит проявление целеустремленности, настойчивости и т.п. Становление данных качеств зависит от характера мотивации, степени заинтересованности человека в успешности тех или иных действий, личной значимости целей и результатов поступков, деятельности. Поэтому проявление нравственно-волевых качеств, не воспитываемых целенаправленно, достаточно избирательно. С другой стороны, в процессе воспитания невозможно предусмотреть все жизненные ситуации, в которых от человека могут потребоваться волевые усилия. Это обусловливает важность развития у учащихся способностей к волевым усилиям в разных ситуациях, умения осознавать важность данного качества, самостоятельно ставить адекватные цели и подбирать значимые мотивы их достижения [Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. – c. 89].

Занятия физическими упражнениями являются одним из наиболее эффективных средств воспитания нравственно-волевых качеств личности ребенка. К данному выводу можно прийти, вследствие наблюдающихся проблем среди подростков:

– слабое физическое развитие подростков;

– отсутствие интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями;

– отсутствие у юношей физической и психологической выносливости;

– отсутствие культа здорового образа жизни.

Мощный оздоровительный потенциал физической культуры и спорта дает возможность в воспитании нравственно-волевых качеств у детей и гармонично развитой личности.

Работы великих физиологов И.М. Сеченева, Н.Е. Введенского, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского и их учеников с достаточной полнотой вскрыли механизм влияния движений на сложные жизненные процессы в нашем организме, они указали на отрицательные явления, которые наблюдаются при длительном вынужденном покое. Покой и движение – это два антипода (противоположности) они определяют состояние и характер жизненных процессов в организме, оказывают влияние на интерактивность и особенности работы сердца, легких, пищеварительного тракта, нервной и мышечной систем, обмен веществ [Калин В.К. Волевая регуляция деятельности. Автореф. докт. дисс. – Тбилиси, 1999. – c.17-18 ].

Систематические физические упражнения успешно разрешают такие задачи, как укрепление здоровья, закаливание организма, всестороннее физическое развитие и особенно развитие выносливости, быстроты и силы, формирование правильных двигательных навыков, которые необходимы для трудовой жизни, для здоровья. Разнообразные физические упражнения не только совершенствуют физическую подготовку учащихся, но и воспитывают эмоционально-волевую сферу [Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. – c. 89]. Поэтому сочетание физических нагрузок с психо-эмоциональным развитием личности – необходимое условие преподавания физической культуры на современном этапе.

Среди психолого-педагогических условий эффективного нравственно-волевого воспитания ученые называют следующие:

– диагностика личностных особенностей нравственно-волевого развития учащихся как условие индивидуализации воспитательного процесса;

– прогнозирование и реализация личностного и социально-ценностного результата спортивной деятельности каждого учащегося;

– конструирование целей спортивной деятельности, адекватных интересам, психофизическим возможностям, личностному и социальному развитию подростков;

– комплексное использование индивидуальных, групповых и коллективных форм взаимодействия учащихся;

– стимулирование самодеятельности и самостоятельности учащихся, адекватных их нравственно-волевой зрелости;

– создание субъект-субъектных отношений между учащимися и педагогами с уважительным отношением к личности, ее ценностям, мнениям, выбору решений;

– моделирование в учебно-тренировочных занятиях ситуаций, внешних и внутренних предпосылок, приближенных к условиям реальных соревнований и требующих самостоятельного выбора нравственно-волевых решений, поступков, творческой активности;

– систематический анализ и моральная оценка педагогом и учащимися результатов и мотивов поступков и действий каждого члена спортивного коллектив [Виленский, М.Я. Нравственно-волевое воспитание учащихся ДЮСШ / М.Я. Виленский, В.Н. Казанцев // Теория и практика физической культуры. – 1997. – № 1. – c. 84-85].

М.Я. Виленский, В.Н. Казанцев также делают вывод о том, что нравственно-волевые качества, сформированные в спортивной деятельности, экстраполируются и самостоятельно проявляются в других видах жизнедеятельности.

Учителям физической культуры необходимо понимать, что волевые качества не даны от рождения и формируются только в ситуациях, требующих их проявления. Способностью предвидеть конечный результат своих действий и поступков, брать на себя ответственность и руководить своими действиями, по мнению Л.И. Божович, обладают далеко не все зрелые, сформировавшиеся личности. Психологи полагают, что если развить и тренировать эти способности в детстве, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласия и совершенства в управлении самим собой.

В зависимости от возраста, пола, физического состояния, личных интересов, внешних условий меняются задачи и содержание учебного процесса. В связи с этим при построении занятий используются достаточно разнообразные формы, которые сводятся к двум большим группам: урочные и неурочные. К неурочным формам занятий относятся: утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультурные паузы, спортивные развлечения, прогулки, соревнования, туристические походы и др. Неурочные формы играют вспомогательную роль в решении задач физического воспитания и дополняют уроки (кроме тех, что удовлетворяют потребности определённых групп населения).

С педагогической почки зрения, основной и наиболее целесообразной формой построения занятий в физическом воспитании является урочная, оправдавшая себя в длительной практике. Урок является наиболее экономной и эффективной формой организации систематических занятий, прежде всего, в общем физическом воспитании. Его главной особенностью является то, что педагог руководит коллективной двигательной деятельностью группы занимающихся (относительно постоянной по составу) с учётом особенностей и индивидуальных возможностей каждого воспитанника, в течение точно установленного времени и в специально отведённом месте (Ю.К. Бабанский, Л.П. Матвеев, П.И. Пидкасистый и др.).

В зависимости от целевой направленности различают уроки общего физического воспитания и уроки специализированного физического воспитания. К последним относят уроки спортивной тренировки, уроки прикладной физической подготовки, занятия с лечебной направленностью. В зависимости от предмета и программного содержания занятий выделяют узкопредметные и комплексные уроки. С точки зрения того, какая из основных сторон процесса физического воспитания акцентируется либо полностью составляет содержание занятия, различают: уроки образовательной направленности (формирование и совершенствование специфических знаний, двигательных умений и навыков); уроки со специальной воспитательной направленностью (служат преимущественно целевому совершенствованию интеллекта, волевых и эмоциональных качеств, интересов и потребностей); уроки с гигиенической направленностью (для решения задач физического развития и укрепления здоровья); комбинированные уроки (А.Б. Гандельсман, Ю.Ф.Курамшин, Н.И. Пономарев, Д.М. Смирнов и др.). [Зимин П.П. Воля и ее воспитание у подростков. – Ташкент, 1985. - с. 120-121].

Имеется определенная последовательность в выработке волевых качеств личности у ребенка. Вначале развиваются в основном динамические физические качества. Это – сила, быстрота и скорость реакции. Затем вырабатываются качества, связанные со способностью выдерживать большие и длительные нагрузки: выносливость, выдержка, терпение и настойчивость. Вслед за этим наступает черед формирования более сложных и тонких волевых качеств, таких, например, как концентрация внимания, сосредоточенность, работоспособность [Брихцин М. Воля и волевые качества // Психология личности в социалистическом обществе. – М., – №4. – 1999. - с. 69].

Как уже указывалось ранее, воспитательная работа является необходимым условием развития волевой сферы человека. Воспитание чувства коллективизма, ответственного отношения к общему делу создает хорошие предпосылки для волевых проявлений. На значение коллектива и коллективистских настроений в воспитании воли указывали многие психологи: А.В. Веденов (1953, 1957), А.Б. Запорожец (1960), К.Н. Корнилов (1957), В.А. Крутецкий (1957) и др. Во многих исследованиях, например, установлено, что групповой (командный) соревновательный мотив стимулирует проявление силы воли в большей мере, чем индивидуальный [Болдырева Н.И. Педагогика. – М., 1998. – c. 221]. Обращение педагогов, тренеров, товарищей к моральным и нравственным чувствам ребенка увеличивает его смелость и решительность.

Исследование роли занятий спортом показывает, что они совершенствуют у детей цели и мотивы самовоспитания, возникновение новых потребностей, обогащают чувства, развивают эмоциональную сферу, умение адекватно оценивать поступки свои и товарищей. Воспитание у детей новых психических качеств обуславливает дальнейшее усложнение, обогащение и повышение эффективности самовоспитания. При этом, волевая активность ребенка является необходимым компонентом, целью, результатом, главным двигателем всего учебно-тренировочного процесса. Выступая как условие и средство процесса самовоспитания, воля, в свою очередь, закаляется, направляя потенциальные резервы личности ребенка на решение задач самовоспитания, на преодоление возникающих препятствий. Только определенный уровень развития воли позволяет личности ребенка выполнять роль необходимого импульса к началу процесса нравственного самовоспитания [Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. М., 1997. – c. 141-142].

Одним из условий повышения эффективности воспитания у детей нравственно-волевых качеств при занятиях физическими упражнениями является взаимодействие субъектов деятельности, входящих в состав педагогической системы «ученик – педагог (тренер) – детский спортивный коллектив».

Специфической особенностью этого взаимодействия является создание педагогом у обучающихся установки на развитие целеустремленности, инициативы и чувства ответственности перед товарищами, коллективом. Их наличие определяет развитие и других нравственно-волевых свойств личности ребенка, содержание нравственно-волевой направленности, нравственно-волевую зрелость.

Таким образом, при воспитании ребенка и его нравственно-волевой подготовке в первую очередь необходимо заботиться о воспитании целостной личности, у которой хорошо развиты те мотивы, которые имеют общественную направленность. Для реализации этих целей педагогу-тренеру необходимо приложить немало усилий, направленных на развитие у юных спортсменов способности к постановке жизненно важных целей, умение соотносить их с нравственными ценностями общества, принимать осознанные этические решения, проявлять морально-волевую готовность к преодолению трудностей.

Необходимо отметить важность осознания каждым ребенком необходимости физической подготовки, стремления овладеть знаниями о путях и средствах физического совершенствования. Физическая подготовка – это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. В задачи общей физической подготовки входит содействие укреплению здоровья и гармоничному развитию и совершенствованию жизненно важных двигательных навыков.


Наши рекомендации