Характеристика нравственно-волевых качеств личности ребенка
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у ребенка нравственно-волевых качеств: целеустремленности, самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, решительности, дисциплинированности. Воспитание нравственно-волевой сферы - важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. Ведь, как отмечают Ю.В. Василькова и Т.А. Василькова, личность обладает следующими обязательными социальными качествами: индивидуальностью, разумностью, ответственностью, характером, темпераментом, активностью, целеустремленностью, самоконтролем, самоанализом, направленностью, волей. От того, как будет воспитан ребенок в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в образовательной организации, но и формирование жизненной позиции. Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.
Под нравственно-волевыми качествами личности следует понимать совокупность интеллектуального (знания, представления), эмоционального (чувства), волевого (навыки, привычки) и мотивационного (мотивы) компонентов [Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. - М.: Педагогика. - 1981. – с. 52].
Характеристика нравственно-волевых качеств:
1. Целеустремленность – это сознательная направленность личности на достижение цели. В зависимости от удаленности цели по времени и характеру затруднений в процессе деятельности целеустремленность проявляется в таких волевых качествах, как самостоятельность, инициативность, терпеливость, упорство и настойчивость [Ключникова Е.А. Методика диагностики сформированности нравственно-волевых качеств личности детей старшего дошкольного возраста : [опыт эксперим. разработки] / Е.А. Ключникова, Е.А. Чернявская // Методист: науч.-метод. журн. – 2004. – № 5. – с. 57].
2. Самостоятельность — это желание и способность действовать без посторонней помощи. Она является одним из критериев полноценности человека и проявляется в самостоятельном принятии решений, осуществлении намеченного, самоконтроле, во взятии на себя ответственности за дела и поступки. Самостоятельность начинает проявляться уже в дошкольном возрасте. Младшие дети используют самостоятельность как средство достижения своих целей, а подрастая – для самоутверждения. У подростков мотивом к проявлению самостоятельности нередко служит желание испытать себя, проверить свои возможности [Ключникова Е.А. Методика диагностики сформированности нравственно-волевых качеств личности детей старшего дошкольного возраста : [опыт эксперим. разработки] / Е.А. Ключникова, Е.А. Чернявская // Методист: науч.-метод. журн. – 2004. – № 5. – c. 58].
3. Инициативность — частный случай проявления самостоятельности. Она выражается в почине, т. е. в таких действиях людей, которые послужили началом нового движения, изменения форм деятельности или уклада жизни. Стремление к инициативе, ставшее свойством человека, определяющим и направляющим его поступки, превращается в предприимчивость. В моральном плане она характеризуется социальной смелостью, отсутствием боязни взять на себя ответственность. Имея в виду инициативность, говорят: «взял на себя смелость» [Ключникова Е.А. Методика диагностики сформированности нравственно-волевых качеств личности детей старшего дошкольного возраста : [опыт эксперим. разработки] / Е.А. Ключникова, Е.А. Чернявская // Методист: науч.-метод. журн. – 2004. – № 5. – c. 60]. Поэтому инициативность является мотивационным качеством и рассматривается как волевая характеристика поведения. Инициативность делает ребенка активным, энергичным. Инициативные дети характеризуется высокими лидерскими качествами.
4. Терпеливость – это однократное длительное противодействие неблагоприятным факторам, в основном физиологическим (утомлению, гипоксии, голоду, жажде, боли), препятствующим достижению цели в данный отрезок времени. Терпеливость начинает проявляться с того момента, когда человек начинает испытывать внутреннее препятствие физиологического характера (неблагоприятное состояние) и начинает его переживать. При физической и умственной работе таким переживанием является ощущение усталости. Усталость связана с возникновением состояния утомления [Ключникова Е.А. Методика диагностики сформированности нравственно-волевых качеств личности детей старшего дошкольного возраста : [опыт эксперим. разработки] / Е.А. Ключникова, Е.А. Чернявская // Методист: науч.-метод. журн. – 2004. – № 5. – c. 61]. Терпеливость во время физической работы проявляется в преодолении утомления. Чтобы поддерживать эффективность деятельности на прежнем уровне, человеку нужно прилагать дополнительные усилия. Время, в течение которого он может это делать есть показатель выносливости и характеризует его терпеливость. Величина волевого компонента при выполнении предельного физического усилия зависит от анаэробных возможностей человека. Терпеливость является общей волевой характеристикой, независимой от вида преодолеваемой трудности.
5. Упорство – это стремление достичь «здесь и сейчас» (т. е. в данный отрезок времени) желаемого или необходимого, вопреки имеющимся трудностям и неудачным попыткам. Оно связано со стремлением, во что бы то ни стало достичь оперативной цели, например, когда спортсмен пытается выполнить трудный элемент, не поддающийся с первой попытки. Упорный человек не пасует перед неудачей. Негативным проявлением упорства является упрямство. Это проявление упорства вопреки разумным доводам, и поэтому требования и просьбы при упрямстве носят нередко формальный характер. В детстве упрямство может быть формой протеста, вызванной подавлением развивающейся самостоятельности, инициативности ребенка. Возникновению упрямства у детей и подростков способствуют грубое обращение, игнорирование их существенных потребностей или, наоборот, потакание их капризам и необоснованным желаниям [Ключникова, Е.А. Методика диагностики сформированности нравственно-волевых качеств личности детей старшего дошкольного возраста : [опыт эксперим. разработки] / Е.А. Ключникова, Е.А. Чернявская // Методист: науч.-метод. журн. – 2004. – № 5. – c.61]. Упрямство рассматривается часто как негативное проявление настойчивости, в то время как оно является негативным проявлением упорства. Эта ошибка проистекает из того, что отождествляют упорство и настойчивость, между тем как между этими волевыми проявлениями имеются существенные различия.
6. Настойчивость – это длительное систематическое проявление «силы воли» при стремлении человека к достижению отдаленной по времени цели, несмотря на возникающие препятствия и трудности. Настойчивость больше всего отражает целеустремленность человека, являясь одним из объективных качеств целенаправленного поведения. Реализуется настойчивость через многократное проявление терпеливости и упорства. Это приводит к отождествлению этих двух волевых качеств, что находит отражение в тестах, применяемых американскими психологами для изучения настойчивости [Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002. – c. 127-128].
7. Самообладание является собирательной волевой характеристикой, которая включает в себя выдержку, смелость и отчасти решительность, связано с самоконтролем и саморегуляцией эмоционального поведения и с самоограничением эмоционального реагирования. Самообладание определяют как способность не теряться в трудных и неожиданных обстоятельствах, управлять своими действиями, проявляя при этом рассудительность и сдерживая отрицательные эмоции [Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002. – c. 129]. Самообладание – это власть человека над самим собой.
8. Выдержка – это способность подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, подавлять сильные влечения и желания, в том числе и агрессивные действия при возникновении конфликта [Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002. – c. 131]. Выдержка понимается как хладнокровие, отсутствие горячности в поведении при возникновении конфликта. Выдержка также обнаруживается в подавлении желания, когда оно не уместно или вредно. В этом проявляется тормозная функция воли. Выдержка связана с подавлением спонтанно возникшей активности, с торможением действия. Не следует путать выдержку с бесчувственностью и терпением. Терпение же, наоборот, связано с волевым поддержанием активности, с мобилизацией энергии для выполнения действия.
9. Решительность – это способность человека быстро принимать решение в значимой (важной) для него ситуации. Решительность не тождественна поспешности, она характеризует быстроту принятия обдуманного решения, когда его последствия могут привести и к нежелаемому результату («Быть или не быть – вот в чем вопрос»). Решительность определяется временем принятия решения и значимостью ситуации. Некоторые полагают, что решительность – это принятие решения без колебаний и сомнений. Однако это может характеризовать либо легкомыслие человека, либо принятие решения в ситуации, когда человек твердо убежден в правильности принимаемого решения на основании полной информации об имеющейся ситуации [Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др.; Под ред. В. А. Сластёнина. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – c.85-87]. Решительность чаще всего проявляется при неуверенности человека в правильности принимаемого решения и достижении успеха.
10. Дисциплинированность представляет собой осознанное желание и стремление подчиняться порядку для пользы дела. Дисциплинированное поведение предполагает не только соблюдение заведенного порядка но и выдержку (подавление своих побуждений, возникших не вовремя, в неподходящий момент). Следовательно, дисциплинированность имеет моральную окраску и отражает отношение человека к общепринятым нормам поведения. В проявлении дисциплинированности выражен интеллектуальный компонент, когда решение принимается рационально, на основе опыта усвоенных правил разрешения ситуации морального выбора. Благодаря дисциплине поведение людей принимает упорядоченный характер, что обеспечивает совместную деятельность и функционирование социальных организаций. Дисциплинированное поведение приводит к формированию черт личности, в основе которых лежит стремление и умение управлять своим поведением в соответствии с поставленными задачами. Психологической основой дисциплинированности является умение подавлять свои желания, подчинять свое поведение необходимости. В своей высшей форме развития дисциплинированность становится привычкой и превращается самодисциплину [Педагогика: учеб./Л.П. Крившенко; под ред. Л.П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – c. 132-134].
11. Смелость является важным нравственно-волевым качеством которое выражается в уверенности ребенка в своих силах, способности сознательно преодолевать страх. Смелость помогает проявлять инициативу, решительность, активность. Ее формированию способствуют сюжетно-ролевые игры, подвижные, спортивные игры, физические упражнения, в которых часто ребенок ставится перед необходимостью побороть чувство неуверенности или страха, проявить решительность [Чумаков М.В. Диагностика волевых особенностей личности М.В. Чумаков // Вопросы психологии. - 2006. - № 1. - c. 169]. Особенностью проявления смелости у детей дошкольного возраста является недостаточность сочетания ее с разумной осторожностью. Воспитатель сообщает им некоторые правила предосторожности. Важно не запугивать детей, а приучить их обдумывать свои действия.
12. Самоотверженность является экстремально сильным проявлением героизма, так как обычно сопряжена с самопожертвованием. Самоотверженность характерна для многих деятелей науки и первооткрывателей [Чумаков М.В. Диагностика волевых особенностей личности М.В. Чумаков // Вопросы психологии. - 2006. - № 1. - c. 170].
13. Организованность — самостоятельное волевое качество. Организованный ребенок умеет подчинять свою деятельность определенным принципам, вносить порядок в свои желания. Организованный ребенок обладает выдержкой и самоконтролем, он не идет ни на какие соблазны, отвлекающие от дела. Организованность связана с дисциплинированностью и намерением. Организованность - это умение и способность личности к упорядочиванию своих действий, которое обеспечивает максимальную эффективность [Чумаков М.В. Диагностика волевых особенностей личности М.В. Чумаков // Вопросы психологии. - 2006. - № 1. - c. 174].
14. Старательность (усердие) и энергичность. Старательность — это стремление выполнить какую-нибудь работу хорошо и добросовестно. В усердии присутствует мотивационный и нравственный компонент, желание человека выполнять работу, желание показать себя, желание не осрамиться, честно относиться к порученному делу. С другой стороны, в старательности присутствует и волевой момент: человек сосредоточивается на работе, прилагает волевые усилия, преодолевает встречающиеся трудности [Чумаков М. В. Диагностика волевых особенностей личности М.В. Чумаков // Вопросы психологии. - 2006. - № 1. - c. 174-175].
Таким образом, проанализировав особенности нравственно-волевых качеств личности, можно сделать вывод, что дошкольный возраст является наиболее сензитивным в воспитании нравственно-волевых качеств. Следовательно, воспитание нравственно-волевых качеств в дошкольном возрасте необходимо осуществлять за счёт обогащения нравственного опыта детей путем организации коллективной жизни и деятельности ребенка, побуждающей его сотрудничать с другими детьми, считаться не только со своими интересами, но и с потребностями и нуждами окружающих.
В.Н. Петрова выделяет следующие задачи в воспитании нравственно-волевых качеств старших дошкольников [Петрова В.Н. Этические беседы с детьми 4-7 лет: нравственное воспитание в детском саду: пособие для педагогов и методистов. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - с. 143]:
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща; стремление радовать окружающих хорошими поступками;
- воспитывать уважительное отношение к окружающим;
- научить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Воспиттывать такие качества, как сочувствие, отзывчивость;
- продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения);
- воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам: учить подавать им стул, в нужный момент оказывать помощь, не стесняться приглашать девочек на танец и т.д.;
- воспитывать у девочек скромность, учить проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания со стороны мальчиков;
- воспитать умение отстаивать свои поступки и поступки других людей;
- развить стремление детей выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.