Подготовила:Толоченко И.Н,учитель начальных классов
Тема: Падеж имён существительных
Цель урока:
познакомить с системой падежей русского языка, с алгоритмом определения падежа имени существительного в предложении;
тренировать в определении падежа конкретного слова в предложении.
Задачи урока:
1. Развивать навыки грамотного письма.
2. Развивать и совершенствовать речь учащихся.
3. Способствовать развитию мышления, продолжить учить делать выводы.
4. Продолжить работу над формированием коммуникативной культуры при работе в парах.
Методы обучения:
• Словесные (беседа, фронтальный опрос);
• Наглядные (демонстрационный материал, карточки для индивидуальной работы);
• Практические (упражнения);
• Поисковые (частично-поисковые);
• Аналитический;
• Самостоятельной работы учеников.
Форма работы: парная, индивидуальная, фронтальная
Средства обучения: Учебник, компьютер(презентация), карточки для парной и индивидуальной работы, словарь, листы самооценки, шкала оценки.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Ход урока:
1.Организационный момент .Эмоциональный настрой.
Итак, друзья, внимание!
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее.
Начнем скорей урок!
– Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней могут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята.
Я желаю вам успеха в работе на уроке.
Запишите в тетрадях аккуратно число (дату) , классная работа (вид работы)
2. –Какую часть речи мы сегодня продолжим исследовать, вы мне скажете сами, убрав все буквы а и ё.
Аимяасуёщесатвиётеальноеё
- Что у нас получилось? Какую часть речи будем продолжать изучать?
- для того чтобы вспомнить что мы уже знаем об имени существительном составим кластер. Разбейтесь на 2 группы и составьте кластер. 1 группа идите к доске и защитите свой кластер.
2 группа чем
можно дополнить?
2. Составление кластера
Сначала пишем слово «Имя существительное » в центре листа. От него рисуем стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими.
Словарная работа
- А сейчас мы поиграем в игру «Четвёртое лишнее». Запишите словарные слова, выделите орфограммы, подчеркните лишнее слово и объясните, почему вы сделали такой выбор.
П..тух, м..двед, к.ртины, за..ц, об..зьяна
-Что объединяет эти слова?
-Докажите что это имя существительное?
- Здоровья всем, радости, радужного настроения!
Ребята, улыбнёмся друг другу, настройтесь на интересную, активную работу!
Помните: «Если есть желание – найдётся и путь!»
– Послушайте притчу: «Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: « переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: « Зачем ты ищешь новое знание, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» В чем сила этих слов? Что это значит?
- Сегодня мы будем учиться новому, опираясь на старые знания.
- Тема урока сегодня …. (Попробуйте сами догадаться каким будет сегодня новое знание, и тему назовёте сами). Подсказка кроется в задании (листочки у каждого на столе)
- Догадались, без какого важного слова текст теряет свой смысл?
Наш язык назвал слова, отвечающие на вопросы кто? и что?, именами _______________. “______________” – это звучит серьезно. Недаром писатель Эдуард Успенский сказал так: «Имя ______________ – хлеб языка» Очевидно, это надо понимать так: хлеб – вещь самая существенная.
- Вы уверены в том, что речь идёт об имени существительном? Можете доказать?
- А как вы понимаете высказывание Успенского? (Это самая необходимая часть речи, без нее мы не можем обойтись; все, что нас окружает, живет рядом с нами, различные явления, события – все это названо именами существительными, и все они живут своей жизнью. Хлеб – то, без чего нельзя обойтись человеку (каждый день покупается к столу). Так и существительное в языке – основная, главная, необходимая часть речи, основа языка)
-Какой будет тема урока? (на доске появляется серединка ромашки)
-Как вы считаете, мы будем открывать какие-то новые секреты этой части речи или повторять уже известные?(повторим, откроем)
- Ребята, сегодня мы повторим и обобщим все известные сведения об именах существительных, и, обязательно, узнаем что-то новое.
4.Физминутка. –Все движения разминки повторяем без запинки!Эй!Попрыгали на месте.Эх!Руками машем вместе!Эхе-хе!Прогнули спинки,посмотрели на ботинки.Эге-ге!Нагнулись ниже,наклонились к полу ближе.Повертись на месте ловко-в этом нам нужна сноровка.Что,понравилось,дружок?Завтра будет вновь урок!
5. Пробуждение интереса к новой теме. Определение темы урока. Постановка учениками собственных целей.
Давайте попробуем определить тему нашего урока и поставить задачи. А поможет нам в этом Приём «Инсерт». У вас на партах лежат листочки с текстами. Вы должны прочитать текст и сделать в нём пометы.
Текст для чтения. Существительное
Имя существительное – часть речи, которая обозначает ПРЕДМЕТ и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО? Выделяют две группы разрядов по значению: собственные и нарицательные. Имена существительные бывают мужского и среднего рода. Имена существительные изменяются по числам. Чтобы имя существительное могло в разговоре (или на письме) правильно соединяться с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность менять свои окончания. В разных случаях, отвечая на разные вопросы, существительное применяет разные окончания.Такое изменение имен существительных называется изменением по падежам.Слово падеж произошло от латинского слова cаsus (казус) – падение. Изменение по падежам называется «склонение». В немецком языке 4 падежа, у финнов – 15, в грамматике Венгрии целых 22 падежа. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А вот у китайцев, напротив, существительные совсем не склоняются и никаких падежей в китайской грамматике нет! Каждый падеж русского языка имеет своё название.
V
( уже известно) – (не согласны) + (интересно, неожиданно) ? (хотим узнать больше)
– О чём вы не нашли информации (сколько падежей в рус.яз., как они называются, на какие вопросы отвечают)
– Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему нашего урока.
– Какие задачи мы должны сегодня решить с вами? (Узнать названия падежей, вопросы каждого падеж. Начать приобретать навык определения падежей имён существительных, навык в правильном употреблении падежных форм имён существительных. Развивать навыки грамотного письма).
– Знакомство с падежами русского языка. Работа в парах
Каждая пара получила стихотворение о каком-то падеже. Задание: прочитать стихотворение, узнать название падежа, подчеркнуть падежные вопросы, найти слова-подсказки для облегчения определения падежа существительного.
Итак, давайте представим падежи имени существительного(используется параллельно и презентация к уроку):
1. Есть именительный падеж,
И нет на нём чужих одежд.
Его легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что?
Ни с чем не спутает никто.
С каким падежом познакомились ? На какие вопросы отвечают существительные в им. падеже? Почему этих вопросов два? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются ли существительные в им. пад. с предлогами?
2. А я – падеж родительный.
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? Нет – вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И с, и до, и у, и из –
До неба вверх и с неба вниз.
Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.
С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в род. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? С какими предлогами употребляются? На какой падеж похож?
3. Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом к и по дружу,
Но и один гулять хожу.
С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в дат. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются с предлогами? Какими?
4. А я – винительный падеж
И я во всём виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.
Кого позвать? Во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить(в, на, за, через, про),
Но и без них могу прожить.
С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в вин. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Могут употребляться с предлогами?
5. А я – творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Любуюсь! – Чем?
Творите! – С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам перед, под и над
В любой момент я очень рад.
С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в тв. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют?
6. Я – падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет о, и в, и при –
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять?
С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в пр. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Без чего никогда не употребляются сущ-е в пр. падеже?
Для того, чтобы познакомиться с последовательностью падежей в русском языке, я прочитаю вам сказку о падежах.
Сказка о падежах.
Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Родился и стал РОДИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Первое слово, которое он выучил, было «На», он очень любил со всеми делиться, раздавать всё, что имел, и его назвали ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал ВИНИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Потом он подрос, начал творить добрые дела и стал называться ТВОРИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь ПРЕДЛОЖНЫМ ПАДЕЖОМ.
– Давайте просклоняем слова кот, дом
6. Работа над новой темой
1. Создание проблемной ситуации: