Основы христианского вероучения

Христианство (от греч. christos — «помазанник», «Мессия») зародилось в 1 в. н. э. в Палестине как одна из сект иудаизма. Это изначальное родство с иудаизмом — чрезвычайно важное для понимания корней христианской религии — проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, - священная книга как иудеев, так и христиан. Вторая же часть Библии, Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей.

Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов.

Христианство как новая религия возникло в восточной части Римской империи и впоследствии широко распространилось по всему миру. Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации, упадка ее основных ценностей. Эта религия первоначально была выражением протеста рабов и беднейших слоев населения против рабовладельческого строи, но затем христианское учение привлекало и другие, более зажиточные слои населения, разочаровавшиеся в римском общественном устройстве. Б основу христианской религии легла вера в искупительную миссию Иисуса Христа, который, сваей мученической смертью искупил грехи человечества. Христианство предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности; грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию «сильных мира сего» — сознательное смирение и покорность. В зависимости от образа жизни, следования всем религиозным канонам, веры во второе пришествие Христа каждому должно воздаться по заслугам: кому страшный суд, кому небесное воздаяние, кому царство божье.

В первых христианских общинах уже отмечалось то единство, которое прослеживается в более поздний период. Члены, христианских общин старались думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем благе, но и об общем спасении. Членами общий становились люди разных национальностей, что предопределили дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей ни национальных, ни языковых границ.

Главной особенностью христианской морали является то, что догматы христианского вероучения считаются неизменными, а основные нормы морали сохраняют свою силу в каждом новом поколении верующих людей. Христианская мораль включает в себя совокупность правил, регулирующих взаимоотношения между людьми.

Следующим шагом в развитии понятия «церковь» стала идем ее непогрешимости, ошибаться могут отдельные христиане, но не церковь. Обосновывается тезис тем, что церковь получила Святой Дух от самого Христа через апостолов, основавших первые христианские общины.

Начиная с IV в, христианская церковь периодически собирает высшее духовенство на так называемые Вселенские соборы. На этих соборах разрабатывалась и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, определялись способы борьбы с ересями. В христианскую мораль была включена совокупность норм, регулирующих взаимоотношения между людьми в семье, обществе. Таковыми явились ветхозаветные и евангельские заповеди и другие нравственные наставления, которые к совокупности и составили го, что официально было одобрено и названо церковью кодексом христианской морали.

Первый Вселенский собор, состоявшийся в Никее в 325 г., принял христианский Символ веры — краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения. Христианство развивает созревшую D иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и о боговоплощении. Согласно первому внутренняя жизнь божества есть отношение трех «ипостасей»; Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), в святого Духа (животворящего принципа). Сын «рождается» от Отца, святой Дух «исходит» от Отца, При этом и «рождение» и «исхождение» имеют место не во времени, так как все лада христианской Троицы существовали всегда — «предвечные — и равны по достоинству — «равночестны».

Человек, согласно христианскому учению, сотворен «по образу и подобию? Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, наложило на человека пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, «искупил* грехи людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает, что страдания очищают человека, любые ограничения своих желаний и страстей также приводят к очищению, «принимая сво/i крест», человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, он преображается, одухотворяется и становится ближе к Богу. В этом заключается предназначение христианина, в этом есть его оправдание жертвенной смерти Христа. С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие «таинства» -особого культового действия, с помощью которого «под видимым образом, сообщается верующим невидимая благодать божия», то есть которое призвано реально ввести божественное л жизнь человека. В христианстве признано семь таинств: крещение, причастие, непосед,', (покаяние), церковный брак, миропомазание, елеосвящение (соборование), священство (посвящение в священнослужители).

В первое время христианство подвергалось гонениям. Отдельным верующим пришлось пройти черед тяжелые испытания; тюремные заключения и пытки («исповедники») или они были приговорены к смерти («мученики»). Эти лица стали почитаться в христианстве как святые.. Впоследствии идеал мученика становится в христианской этике центральным.

Шло время. Условия эпохи и культуры меняли политико-идеологический" контекст христианства, в результате чего христианство распадается на множество различных течений, появились соперничающие между собой разновидности христианства - «вероисповедания». Так, в ЗИ г. христианство становится официально дозволенной, а к концу IV в. при императоре Константине - господствующей религией, находящейся пол опекой государственной власти. В этом же веке между восточным и западным христианством намечается раскол. В 40-х гг. V к. наблюдается постеленное ослабление Западной Римской империи, заканчивающееся, в конце концов, ее крушением. .Это способствовало тому, что влияние римского епископа (папы) значительно возросло. .В 1054 г. произошло разделение православной и католической церквей и появились римско-католическая и православная церкви. В основе раскола лежал конфликт византийской теолегии священной державы — подчиненного по отношению к .монарху положения церковных иерархов и латинской теологии универсального папства, стремившегося подчинить себе слегскую власть.

Уже в V—VII вв. в Византии, и ходе так называемых христологических споров, обособилось монофизитское направление христианства. В отличие огдиофизигов (составляющих большую часть христиан), признающих в Иисусе Христе две природы — божественную и человеческую, монофизиты считали Христа не богочеловеком, а бегом. На Халкидонском Вселенском соборе монофизиты потерпели поражение, а ИХ учение было осуждено как ересь.

В V в. возникло и другое направление — несторианство (по имени константинопольского патриарха Нестория), которое учило, что Иисус не бог и не богочеловек, а человек, ставший обителью божества. Как и монофизитское направление, несторианство осудили как ересь на Эфесском соборе.

После гибели Византия с 1453 г. под натиском турок-османов главным оплотом православия становится Россия.

На Руси первым шагом навстречу к христианству стало крещение Киева князем Владимиром и Новгороде Добрыней. Широкому принятию этой веры способствовало освоение северных территорий в конце XVIII в. На волне переселения христианство постепенно распространилось и утвердилось по всей территории Руси.

Чрезвычайно важным этапом в православной истории было также и время жизнедеятельности Сергия Радонежского. В этот период культ Троицы стал одной ид главных социальных идей, символом и знаменем национального сплочения, учением о переустройстве жизни на новых нравственных началах.

После победы на Куликовом поле Русь быстро крепла экономически и политически, В 1448 г. Собор русских архиереев, независимо от Константинополя, возвел на кафедру митрополита Московского и веся Руси епископа Рязанского Иону. Тем самым было положено Начало автокефалии, самостоятельности Русской Церкви.

Патриаршество в Росси было установлено яри Борисе Годунове. В 1589 г. митрополит Иов стал первым патриархом на Руси.

В XVII в. споры о нормах обрядовой практики привели к расколу, в результате которого от православной церкви отделилось старообрядчество.

На западе идеология и практика папства вызывали на протяжении средних веков все больший протест как ее стороны светских верхов (особенно германских императоров), так И среди низов общества (движение лоллардов л Англии, гуситов в Чехии и др.). К началу XVI в. этот протест в различных слоях населения оформился в движение Реформации — анти-католическое движение. Продуктом Реформации стал протестантизм.

Особенности мусульманства.

1. Учение Ислама было ниспослано Аллахом пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) через ангела Джибрила (алейхиссалям). Божественные откровения заучивались и записывались.

В правление праведного халифа Абу Бакра (радыйаллаху анху) были выслушаны «хафизы» и собраны все записи откровений. Каждый аят и сура были сверены самым тщательным образом и собраны в одну книгу. Этот экземпляр, получивший название «имам», после смерти Абу Бакра хранился у Умара (радыйаллаху анхума). После его смерти Книга была передана его дочери и жене Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) благородной Хафсе. В правление Усмана (радыйаллаху анху) была создана специальная комиссия под руководством Зайда бин Сабита, которая на основе этого образца сделала пять-семь копий священного Корана. Эти копии были посланы в Мекку, Куфу, Басру, Шам, Йемен и Бахрейн . Некоторые из этих копий сохранились до наших времен. Между текстами Корана, которым в настоящее время пользуются все мусульмане планеты, и текстами оригиналов нет ни малейшей разницы. Владыкой Корана является Сам Аллах, и Он взял на Себя его сохранность .


Что касается других божественных книг, то ни одна из них не охранялась так тщательно, поэтому они подверглись существенным изменениям, а оригиналы, к большому сожалению, до наших дней не сохранились.
2. Ислам является последним звеном учения «таухида», начатого с пророка Адама. Ислам призывает всех людей планеты верить только в Аллаха и следовать учению последнего пророка – Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) .


3. Ислам – это всеобщая религия, она соответствует природе человека. До этого другие истинные религии ниспосылались только определенному народу и на определенное время. Ислам, как завершающая религия, ниспослана в самом совершенном виде. Основные положения и требования Ислама соответствуют природе человека и ни в чем не противоречат концепциям и теориям прогрессивной науки. Это объясняется тем, что все сущее создал Аллах, и Он ниспослал Коран. Когда же источники чего-либо одни и те же, то не может быть и противоречий в нем.


4. Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) является пророком как людей, так и джиннов. Ему и его последователям дарованы такие блага и качества, которых не было у предыдущих поколений и цивилизаций. Например, он был послан как милость мирам; ему дано право в Судный день заступаться за грешников; вся земная поверхность дана мусульманам для поклонения (то есть, можно молиться в любом подходящем для этого месте). Кроме того, его последователям Аллах разрешил брать воинские трофеи. Известно также, что уже на расстоянии месячного перехода в сердца его врагов закрадывалось чувство страха. Обо всех этих особенностях, присущих только ему, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) подробно рассказал своим сподвижникам во время сражения Табук.


5. Принципы Ислама запрещают разделение по расовым и национальным признакам, по социальному и экономическому положению. Все люди равны, а превосходство одного человека над другим состоит только в глубине и силе веры, в степени благочестия, прекрасной нравственности и чертах характера. Поэтому нет никаких различий между арабами и представителями других национальностей, между белыми и черными. Все люди происходят от праотца человечества, пророка Адама, а он сотворен из глины. В Коране Аллах повелевает:


«О люди! Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга, ибо самый уважаемый Аллахом среди вас - наиболее благочестивый. Воистину, Аллах - знающий, сведущий» .


6. Законы Ислама категорически запрещают употребление спиртных напитков, ростовщичество, прелюбодеяние, возведение лжи, злодеяния и попрание чужих прав. В то же время Ислам призывает делать добро всем, помогать друг другу, быть справедливым и помогать бедным и нуждающимся. Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил, что кто сыт, когда его сосед голоден, кто не желает своему брату-мусульманину того, чего он страстно желает для себя, тот не может считаться истинным верующим.


7. Предписания Ислама требуют духовной и физической чистоты. Это включает в себя совершение ритуального очищения (вуду) перед пятикратным намазом и полное омовение (гусуль) тела хотя бы раз в неделю; ношение чистой и опрятной одежды, поддержание чистоты в местах поклонения; омовение интимных мест после отправления естественных надобностей; мытье рук и полости рта до и после еды, чистку зубов мисваком. Кроме того, ритуальное омовения определенных частей тела и полное омовение всего тела носит характер духовного очищения.


В хадисах говорится, что физическая чистота является основой веры, и у тех, кто всегда сохраняет чистоту, преумножатся блага и укрепится здоровье. Сам Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) был очень опрятен: чисто и аккуратно одевался, пользовался благовониями, расчесывал волосы, до и после еды мыл руки и ополаскивал рот. Одним из повелений Аллаха, ниспосланных ему, было следующее:


«О ты, укрывшийся плащом! Встань и неси предупрежденье и славь Владыку своего! И в чистоте блюди свои одежды» .


Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) особенно большое внимание уделял чистоте зубов. Поэтому он говорил: «Если бы я не боялся, что это затруднит моих последователей, то повелел бы им перед каждым намазом использовать мисвак» .


Душа есть суть и основа человека. Тело является физической оболочкой души и в земной жизни выполняет функцию ее носителя или хранителя. Поклонения, пожертвования и благие дела предназначены для воспитания и совершенствования души. Благодаря поклонению Аллаху, поминанию (зикр), благодарности (шукр), прославлению (хамд) и восхвалению (тасбих) душа и сердце очищаются. После чего душа, избавившись от таких низменных свойств характера, как гордыня (гурур), зависть (хасада), лживость, злопамятство (кин), беспечность и заблуждение, озаряется божественным светом. Человек, познав себя, познает своего Создателя. Достижение людьми душевного умиротворения возможно лишь посредством зикра (поминания) Творца. В Коране говорится:
«Тех, которые уверовали и сердца которых нашли утешение в поминании Аллаха". А разве не в поминании Аллаха находят утешение сердца?» .


8. Занятие науками и работа для пропитания семьи считаются в Исламе одним из видов поклонения. Законы Ислама повелевают работать как для земной жизни, так и для вечной. Но при этом между ними надо установить равновесие и подходить ко всему разумно. Первым аятом, ниспосланным Аллахом, был аят:


«Читай именем Господа! Читай во имя Бога твоего, Кто сотворил тебя!» .


Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил, что поиск знаний является обязательным для каждого мусульманина . А еще он говорил, что самым умным человеком считается тот, кто, проводя время в мирских заботах, не забывает о вечном мире, а ради вечной жизни не забывает ближнюю. В Коране Всемогущий Аллах направляет к установлению равновесия между земной жизнью и вечной:


«А с помощью того, что даровал тебе Аллах, стремись к обители последней (жизни) и своей доли в этой жизни не забудь. Добро твори к другим в такой же мере, в какой Аллах добро творил к тебе. И не стремись на сей земле нечестие посеять. Аллах, поистине, не любит тех, кто сеет (на земле) нечестие и смуту» .


9. Чтобы деяния были приняты, необходимо совершать их по собственной воле. Согласно религиозным положениям, за поступки, совершенные по принуждению или в силу сложившихся обстоятельств, человек ответственности не несет. Если принуждение или применение пыток имеет место в вопросах вероисповедания, человек, чтобы сохранить себе жизнь, может сделать то, что требуют от него истязатели. Например, после злодейского убийства первых шахидов Ислама, Йасира и его супруги Сумайи, язычники потребовали, чтобы их сын Аммар отказался от Ислама. Юноша, не выдержав пыток и истязаний, выполнил их условия. Когда язычники отпустили его, он пришел к Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) и обо всем подробно рассказал ему. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил у него: «Что было у тебя за спиной?», тот ответил: «Было одно зло. Они требовали, чтобы я говорил о тебе плохо и хорошо отозвался об их идолах. И пока я не сделал все это, они меня не отпускали». Тогда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) задал ему следующий вопрос: «А что ты чувствовал в это время в душе, о Аммар?». Юноша воскликнул: «Душа была полна веры!» Тут Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал ему: «Если они (язычники) будут опять принуждать тебя, можешь повторить все, что ты сказал в тот раз» .


О том, что человек, которого вынуждают сказать что-либо под угрозой пыток и смерти, не может нести ответственность за сказанное, в Коране поясняется:


«Над теми, кто отверг Аллаха после того, как он уверовал в Него, помимо тех, кто приневолен был к тому, а сердцем же остался твердым в своей вере. Над теми лишь, кто грудь свою неверию открыл, отяготеет гнев Аллаха, и наказание великое пребудет» .
Известно также, что однажды язычники пригрозили двум плененным мусульманам убить их, если они не откажутся от Ислама. Один из них отказался это сделать и был тут же убит. А второй на словах заявил о своем неверии, и его тут же отпустили. Когда он пришел к Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) и обо всем рассказал, тот сказал: «Он (убитый) – самый лучший шахид и в Раю будет моим товарищем!» .


10. Призывая людей к Исламу, категорически запрещается применять силу, оказывать какое-либо принуждение, пугать или подвергать наказанию. Лучшим для призыва к Исламу является путь любви и убеждения. Даже с теми, кто грубо и неуважительно относился к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям), он был всегда добр, вежлив и предупредителен. Однажды жители города Таифа забросали его камнями, от полученных ран его сандалии наполнились кровью, но он не стал проклинать жителей Таифа и призывать на их головы божью кару. Когда к нему явился ангел с предложением немедленно наказать невежественных жителей, он твердо возразил: «Я не послан, чтобы уничтожать людей. Я послан как милость мирам. Они (жители Таифа) совсем не знают истины».


В Коране указывается следующий метод призыва к Исламу:


«Зови на путь Господень мудростью и добрым наставленьем и с ними спор достойным образом веди. Поистине, Господь твой лучше знает тех, которые сошли с Его пути. И лучше знает тех, которые идут прямой стезею» .


Призывая людей принять Ислам, ни в коем случае нельзя оказывать какое-либо давление или принуждение. В связи с этим Аллах повелевает:


«Не разрешил в религии Он принужденья, разнится ясно истина от заблужденья; Кто зло отверг и верует (в Аллаха), обрел себе надежную опору, для коей сокрушенья нет. Аллах, поистине, все слышит и всеведущ!»


11. Чтобы создать здоровое общество и сохранить благоденствие, Ислам повелевает ясный принцип: повелевать хорошее и удерживать от дурного. В мусульманском обществе верующего всегда можно увидеть совершающим прекрасные и благие деяния. Он всегда сторонится всего низменного и вредного. Таким образом, в Исламе все хорошее само по себе находит поддержку и распространяется. А дурное, как и положено, в нормальном мусульманском обществе сразу пресекается. В Коране сообщается следующее:


«Мужи и девы, кто уверовал (в Аллаха), друзья и покровители друг другу. Они к добру друг друга побуждают, удерживают от дурного, молитву совершают по часам, и очистительную милостыню правят, и повинуются Аллаху и Посланнику Его. К ним будет милостив Аллах. Могуч и мудр Он (безмерно)!» .


Что касается метода пресечения зла или неправедных дел, то Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), обращаясь к своим сподвижникам, советовал:
«Когда кто-либо из вас встретится со злом, пусть остановит рукой (физически). Если же не может, пусть остановит словом. Но если и на это не хватит сил (смелости), пусть хотя бы осудит его в душе. И это есть самое слабое проявление имана» .


12. Все граждане исламского государства: как мусульмане, так и представители других религий, обладают равными правами. Немусульмане, которых в исламском праве называют «ахлю зиммат», имеют полное право придерживаться собственных религиозных воззрений и жить по своим законам. Заключение брака и разводы, религиозные ритуалы и поклонения они совершают согласно требованиям той религии, которой придерживаются.


13. Даже если высказывание правды вредит мусульманам, законы Ислама требуют никогда не отходить от справедливости. Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), вынося решения по религиозно-правовым вопросам, никогда не делал различий между людьми. Однажды дочь аль-Асвада Фатыма (которая происходила из благородного рода) совершила кражу. Суд над ней задевал чувства курайшитов, и они, чтобы убедить Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) отменить решение шариата, отправили к нему его любимца, Зайда сына Усамы. Разгневанный Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) воскликнул: «Народы, жившие до вас, погибли именно из-за такого подхода: когда преступление совершал знатный человек, они прощали его, но когда преступление совершал слабый и бедный человек, они его наказывали. Клянусь Аллахом, даже если дочь Мухаммада Фатыма совершит кражу, я прикажу отрубить ей руку!» .


Когда Абу Бакр (радыйаллаху анху) был избран халифом, прежде чем приступить к исполнению своих обязанностей, он обратился к мусульманам с такой речью: «Самый слабый из вас в моих глазах будет самым сильным до тех пор, пока будет требовать восстановить справедливость и вернуть принадлежащее ему. А самый сильный из вас для меня будет самым слабым, пока не вернет другим то, что причитается им».


14. Ислам провозгласил всех верующих братьями. Об этом свидетельствуют яркие страницы истории Ислама, когда ансары распахнули свои двери мухаджирам , разделив с ними свое состояние. Тем самым они явили блестящие образцы взаимопомощи и доброжелательности. Но где братство по крови не соединяется с братством по религии, там заканчивается родство, и пути людей расходятся. Так же как они не были друзьями в этом мире, и на том свете будут находиться порознь, с собственными проблемами и бедами. Религиозное братство основано на искренних отношениях и способствует укреплению дружбы, учит любить и быть любимым ради Аллаха. В той, вечной жизни, человек будет с теми, кого он любил в этом мире. Например, сподвижники, сплотившиеся вокруг Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), были скреплены дружбой между собой, словно кирпичики одного здания. Благодаря этой дружбе и духовному родству родилась такая сила, что они побеждали врагов, во много раз превосходивших их по численности и военной мощи. Эти победы еще объясняются тем, что они, крепко держась за вервь Аллаха и удостоившись за это божественной помощи, стали самым счастливым сообществом людей.


Представленные здесь некоторые особенности религии Ислам доказывают, что он является всемирной религией. Все положения Всеобщей декларации прав человека еще в седьмом веке были провозглашены законами Ислама. Все межнациональные, расовые и религиозные разногласия, проблемы неравенства и угнетения слабых народов и племен, которые до сих пор не под силу разрешить даже приложением совместных усилий всех современных государств, были блестяще воплощены в жизнь Исламом. То, что белые и черные, арабы и неарабы, богатые и бедные, руководители и подчиненные, каждый день в пятикратном намазе и в пятничном намазе стоят рядом плечом к плечу в одном строю, и то, как вместе совершают хадж и умру, еще раз доказывает справедливость Ислама во всемирном масштабе.

Идеи и философия Буддизма

Буддизм наравне с исламом и христианством считается мировой религией. Это означает, что ее не определяют по этническому признаку ее последователей. Исповедовать ее можно любому человеку независимо от его расы, национальности и места проживания. В статье мы рассмотрим кратко основные идеи буддизма.

Буддизм – основные идеи кратко

Краткое изложение идей и философии буддизма

Кратко об истории возникновения буддизма

Буддизм является одной из самых древних религий мира. Его зарождение произошло в противовес господствовавшему тогда брахманизму еще в середине первого тысячелетия до нашей эры в северной части Индии. В философии Древней Индии буддизм занимал и занимает ключевое место, тесно переплетаясь с ней.

Если рассмотреть возникновение буддизма кратко, то, по мнению отдельной категории ученых, этому явлению способствовали определенные изменения в жизни индийского народа. Приблизительно в середине VI века до н.э. индийское общество настиг культурный и экономический кризис. Те родовые и традиционные связи, которые существовали до этого времени, стали постепенно претерпевать изменения. Очень важно то, что именно в тот период происходило становление классовых отношений. Появилось много аскетов, бродящих по просторам Индии, у которых сформировалось свое видение мира, чем они делились с другими людьми. Так, в противостояние устоев того времени появился и буддизм, заслуживший у народа признание.

Большое количество ученых считает, что основоположником буддизма был реальный человек по имени Сиддхартха Гаутама, известный как Будда Шакьямуни. Родился он в 560 году до н.э. в зажиточной семье царя племени шакья. С самого детства он не знал ни разочарований, ни нужды, был окружен безграничной роскошью. И так прожил Сиддхартха юность, пребывающий в неведении о том, что существуют болезни, старость и смерть. Настоящим потрясением для него стало то, что он столкнулся однажды во время прогулки за пределами дворца со старцем, больным человеком и похоронной процессией. Это повлияло на него настолько, что в свои 29 лет он примыкает к группе странствующих отшельников. Так он начинает поиски истины бытия. Гаутама пытается понять природу человеческих бед и пытается отыскать способы их устранения. Осознавая, что бесконечная череда перевоплощений неминуема, если не избавиться от страданий, он пытался отыскать ответы на свои вопросы у мудрецов.

Краткая история возникновения буддизма

Краткая история возникновения буддизма

Проведя в странствиях 6 лет, он испытывал разные техники, практиковал йогу, но пришел к выводу, что такими способами просветления не достичь. Действенными методами он считал размышления и молитвы. Именно тогда, когда он проводил время в размышлениях под деревом Бодхи, он испытал просветление, благодаря которому нашел ответ на свой вопрос. После своего открытия он провел еще несколько дней на месте внезапно наступившего озарения, а затем отправился в долину. И стали звать его Буддой («просветленным»). Там он начал проповедовать людям учение. Самая первая проповедь состоялась в Бенаресе.

Основные понятия и идеи буддизма

Одной из основных целей буддизма является путь к нирване. Нирвана – это состояние осознания своей души, достигаемое с помощью самоотречения, отказа от комфортных условий внешней среды. Будда, проведя долгое время в медитациях и глубоких размышлениях, осваивал метод контроля над собственным сознанием. В процессе этого он пришел к выводу, что люди очень привязаны к мирским благам, чрезмерно беспокоятся о мнении других людей. Из-за этого человеческая душа не только не развивается, а и деградирует. Достигнув нирваны, можно лишиться этой зависимости.

Неотъемлемые четыре истины, лежащие в основе буддизма:

Есть понятие дукхи (страдание, гнев, страх, самобичевание и другие негативно окрашенные переживания). Каждый человек находится под влиянием дукхи в большей или меньшей степени.

У дукхи всегда есть причина, которая способствует появлению зависимости – алчность, тщеславие, похоть и др.

От зависимости и страдания можно избавиться.

Полностью освободиться от дукхи можно благодаря пути, ведущему к нирване.

Будда придерживался мнения, что необходимо придерживаться «срединного пути», то есть каждый человек должен отыскать «золотую» середину между обеспеченным, пресыщенным роскошью, и аскетичным, лишенных всяческих благ человечества, образом жизни.

В буддизме выделяют три главные драгоценности:

Будда – им может быть как сам создатель учения, так и его последователь, достигший просветления.

Дхарма – непосредственно само учение, его основы и принципы и то, что оно может дать его последователям.

Сангха – община буддистов, придерживающихся законов данного религиозного учения.

Основные понятия буддизма

Чтобы достигнуть всех трех драгоценностей, буддисты прибегают к борьбе с тремя ядами:

отстранение от истины бытия и неведения;

желания и страсти, способствующие возникновению страданий;

несдержанность, гневливость, неспособность принять что-либо здесь и сейчас.

Согласно идеям буддизма, каждый человек испытывает и телесные, и душевные страдания. Болезни, смерть и даже рождение являются страданием. Но такое состояние противоестественно, поэтому от него нужно избавляться.

Кратко о философии буддизма

Это учение нельзя назвать лишь религией, в центре которой стоит Бог, создавший мир. Буддизм – философия, кратко принципы которой мы рассмотрим ниже. Учение предполагает помощь в направлении человека на путь саморазвития и самосознания.

В буддизме нет идеи о том, что существует вечная душа, искупающая грехи. Однако, все, что человек делает и каким образом, найдет свой отпечаток – это обязательно вернется к нему. Это не божественная кара. Это последствия всех действий и мыслей, оставляющих следы на собственной карме.

В буддизме есть основные истины, открытые Буддой:

Жизнь человека – есть страдание. Все вещи непостоянны и переходящие. Возникая, все должно быть уничтожено. Само существование символизируется в буддизме как пламя, пожирающее себя, а ведь огонь может принести только страдание.

Страдания возникают из-за желаний. Человек настолько привязан к материальным аспектам существования, что неистово жаждет жизни. Чем больше будет это желание, тем больше он будет страдать.

Избавление от страданий возможно только с помощью избавления от желаний. Нирвана – это состояние, достигнув которого человек испытывает угасание страстей и жажды. Благодаря нирване возникает чувство блаженства, свобода от переселения душ.

Для достижения цели избавления от желания следует прибегнуть к восьмеричному пути спасения. Именно этот путь называется «срединным», позволяющим избавиться от страданий с помощью отказа от крайностей, заключающимся в чем-то среднем между истязанием плоти и потаканием физическим удовольствиям.

Комплекс буддийских храмов

Комплекс буддийских храмов

Восьмеричный путь спасения предполагает:

правильное понимание – самое главное, что нужно сделать, это осознать, что мир полон страданий и скорби;

правильные намерения – необходимо стать на путь ограничения своих страстей и стремлений, первоосновой которых является человеческий эгоизм;

правильная речь – она должна нести добро, поэтому стоит следить за своими словами (чтобы они не источали зло);

правильные поступки – следует совершать добрые дела, воздерживаться от недобродетельных поступков;

правильный образ жизни – только достойный образ жизни, не вредящий всему живому, способен приблизить человека к избавлению от страданий;

правильные усилия – необходимо настраиваться на добро, гнать от себя все зло, тщательно следя за ходом своих мыслей;

правильные помыслы – самое главное зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно избавиться и от страданий;

правильная сосредоточенность – восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения.

Первые две ступени называются праджня и предполагают этап достижения мудрости. Три последующие – регулирование нравственности и правильного поведения (шила). Оставшиеся три ступени олицетворяют дисциплину ума (самадха).

Направления буддизма

Самые первые, кто поддержал учение Будды, стали собираться в уединенном месте на тот период, пока шли дожди. Так как они отказывались от любой собственности, их прозвали бхикша – «нищие». Они брили голову наголо, облачались в лохмотья (в основном желтого цвета) и переходили с места на место. Их жизнь была необычайно аскетична. В дожди они прятались в пещерах. Их хоронили обычно там, где они обитали, а на месте их могил сооружали ступу (строения-склепы куполообразной формы). Их входы делали глухо замурованными и вокруг ступ сооружали строения различного предназначения.

После смерти Будды состоялся созыв его последователей, которые канонизировали учение. Но периодом наибольшего расцвета буддизма можно считать время правления императора Ашоки – III в. до н.э.

Направления и философские школы буддизма

Можно выделить три основные философские школы буддизма, сформировавшиеся в разные периоды существования учения:

Хинаяна. Основным идеалом направления считается монах – только он может избавиться от перевоплощений. Нет пантеона святых, которые могли бы заступиться за человека, отсутствуют обряды, понятие ада и рая, культовые скульптуры, иконы. Все, что происходит с человеком – результат его действий, мыслей и образа жизни.

Махаяна. Даже мирянин (конечно, если он благочестив), наравне с монахом может достичь спасения. Появляется институт бодхисатв, являющихся святыми, которые помогают людям на пути их спасения. Также появляется понятие рая, пантеон святых, изображения будд и бодхисатв.

Ваджраяна. Представляет собой тантрическое учение, опирающееся на принципах контроля самосознания и медитации.

Итак, основная идея буддизма заключается в том, что жизнь человека – страдание и нужно стремиться избавиться от него. Это учение продолжает уверенно распространяться по планете, завоевывая все больше сторонников.

Наши рекомендации