Структура духовного мира человека
• Познание — потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни — формирует интеллект человека, т. е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.
• Эмоции — субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд, презрение и т. д.)
• Чувства — эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные: дружба, любовь, патриотизм и др.; эстетические: отвращение, восторг, тоска и др.; интеллектуальные: любопытство, сомнение, любознательность и др.).
• Мировоззрение — система взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к обществу, природе и себе самому. Оно обусловливает направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации.
Составной частью в структуре духовного мира личности является мировоззрение.
Мировоззрение не только определяет общую направленность личности, ее целеустремленность, придавая стойкость и твердость характеру, оно сказывается на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей.
Структура мировоззрения: знания; духовные ценности; принципы; идеалы; убеждения; идеи.
Можно выделить следующие особенности мировоззрения:
1. Оно всегда исторично, т. е. тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живет общество.
2. В мировоззрении могут проявляться догматизм, скептицизм, разумный критицизм.
3. Мировоззрение всегда связано с убеждением — устойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремлением воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.
Пути формирования мировоззрения — стихийный (на основе обыденного опыта, под влиянием жизненных условий) и осознанный (посредством целенаправленной теоретической разработки фундаментальных принципов, идей, идеалов).
Мировоззрение имеет эмоциональную окраску, в нем выражается мироощущение людей. Оно может быть оптимистическим или пессимистическим.
Уровни мировоззрения:
Обыденно-практический – открытая, изменчивая совокупность эмоционально окрашенных взглядов.
Теоретический – сложившаяся система идей, принципов, представлений.
С известной степенью условности выделяют следующие типы мировоззрения:
— обыденное (или житейское) — является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей;
— религиозное, мифологическое — связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в своей жизни. Основа — религиозные учения (христианство, ислам, буддизм и др.);
— научное — теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания.
В зависимости от того, что в системе взглядов рассматривается как высшая ценность, различают:
- теоцентризм (Бог как высшая ценность);
- природоцентризм (ценность природы);
- антропоцентризм (человек как венец природы);
- социоцентризм (абсолютная ценность общества);
- этатизм (ценность государства);
- наукоцентризм (абсолютная ценность науки) и т.п.
Гуманизм (лат. humanus – человечный, человеческий) – концепция человеческого бытия и основанное на ней мировоззрение, утверждающее ценность человека, его индивидуальности и достоинства, прав и свобод, обосновывающее возможности развития человека как личности и общества в целом.
В узком смысле гуманизм– это нравственный принцип в отношениях между людьми, деятельности социальных институтов, в основе которого лежит забота о человеке, стремление к улучшению его жизни, удовлетворению его потребностей и развитию способностей.
Функции мировоззрения:
Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека: дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности; дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.
Функции мировоззрения
Функции | Сущность | Пример |
Познавательная | накопление, систематизация, выработка разнообразных методов познания природы, общества и самого человека | |
оценочная | ценностное восприятие мира и самого себя | |
Социальная | формирование целостного взгляда на процессы, происходящие в обществе, на место человека в обществе | |
Интегративная | интеграция представлений, верований, убеждений личности, а также путей и средств достижения выбранных жизненных целей | |
Прогностическая | прогнозирование развития окружающего мира и самого себя |
Совокупность представлений людей об общественных явлениях и процессах называют общественным сознанием.
Формы общественного сознания:
ü правовое сознание (правосознание) – это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению ...
ü экономическое сознание - высший уровень психического отражения экономических отношений общественно развитым человеком.
ü религиозное сознание - это совокупность представлений, взглядов, идей, настроений, эмоций, в которых выражается отношение человека и общества к реальному существованию сверхъестественного, потустороннего мира.
ü моральное сознание – а система образцов поведения и ценностных ориентаций человека, ядром которой выступает моральный идеал. Моральное сознание включает в себя устойчивые представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и достоинстве личности.
ü политическое сознание - совокупность всех существующих в данную эпоху теоретических и стихийно возникающих у людей политических представлений и установок.. Идеи субъектов политики об использовании ресурсов сообщества для её безопасного развития. Содержание политическою сознания составляют политические нормы, ценности, убеждения и представления.
ü эстетическое сознание – форма ценностного сознания, отражение действительности и ее оценка с позиций эстетического идеала.
Особенности развития общественного сознания:
Ø отсутствие «жёсткой» связи между изменением социальной жизни и развитием общественного сознания (развитие общественного сознания может отставать от социальных реалий или опережать их);
Ø преемственность развития общественного сознания (от предыдущих поколений наследуются традиции, ценности и т.п.);
Ø взаимосвязь различных форм общественного сознания;
Ø взаимовлияние общественного сознания и социальных реалий.