Тема: Цель и смысл жизни человека
Тема: Цель и смысл жизни человека
Цель жизни — некий мысленный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека.
Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости — другие, в старости — третьи.
Смысл жизни — осознание человеком направленности своей жизни, сознательное выстраивание им иерархии ценностей, осознание своих возможностей и стремление к их реализации (осознанное представление о том какая должна быть жизнь, в каком направлении двигаться, к чему стремиться. В этой связи жизнь – это не хаотичный набор событий, каждый наш поступок имеет направленность). Смысл жизни не дан человеку извне. Человек сам вносит в жизнь разумное начало. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами он включает нечто специфическое — чаяния людей каждой конкретной эпохи. Смысл жизни можно рассматривать в трех временных измерениях: прошлое (ретроспекция); настоящее (актуализация); будущее (проспекция).
Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий, первостепенными из которых являются наличие демократических свобод, гуманных целей и соответствующих им средств.
К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат в основе той или иной концепции.
Концепции смысла жизни
Наименование концепции | Ее сущность |
Аскетизм (от гр. askeo — упражняюсь) | Жизнь – ограничение или отречение от чего-либо. Жизнь — это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов |
Гедонизм (от гр. hedone — наслаждение) | Жить — значит наслаждаться |
Прагматизм (от гр. pragma — дело, действие) | Цель жизни оправдывает любые средства ее достижения |
Утилитаризм (от гр. utilitas — польза) | Жить — значит из всего извлекать пользу |
Эвдемонизм (от гр. eudaimo-nia — блаженство, счастье) | Жизнь — стремление к счастью как подлинному назначению человека |
Этика долга | Жизнь — это самопожертвование, альтруизм во имя служения идеалу |
Смысл жизни — это самостоятельный осознанный выбор каждого отдельного человека тех ценностей, которые ориентируют его не на то, чтобы иметь, а на то, чтобы быть. Смысл жизни – понимание для чего ты живёшь. Если ты понимаешь, для чего ты живёшь, это придаёт тебе силы, желание жить.
Другими словами, смысл жизни человека — в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой.
Самореализация — процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности. Самореализацию можно отнести к высшим потребностям человека. Она осуществляется путем целенаправленного воздействия личности на саму себя.
Проблема смысла жизни человека | |
Объективная сторона | Субъективная сторона |
Каждый человек — биологическое существо. В этой сущности он является носителем жизни и должен стремиться к ее сохранению и воспроизведению. Жизнь как биологическое явление изначально целесообразна, и смысл жизни, следовательно, коренится в самой жизни | Человек осознает принадлежность к конкретно-историческому типу общества, стремление наполнить биологическое существование социально значимым содержанием. Смысловое оправдание своей деятельности человек ищет в разных направлениях: в творчестве, познании, выполнении долга? творении добра и др. |
Образец задания
I B5. | Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Часто можно слышать мнение, что смысл жизни человека заключается в достижении полного и нерушимого счастья. (2) Все СМИ дружно возводят в культ, на наш взгляд, естественное желание человека быть счастливым. (3) Многие не выдерживают предложенной обществом гонки за призрачными стандартами. (4) Думается, наши обычные, спокойные представления о благополучной и достойной жизни не следует менять на стандарты внешнего облика.
Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
Ответ: ББАБ.
Тема 7. Самореализация
Личность проявляет себя в процессе самореализации.
Самореализация — процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.
Самореализацию можно отнести к высшим потребностям человека. Она осуществляется путем целенаправленного воздействия личности на саму себя.
Образец задания
Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о самореализации?
А. Самореализация представляет собой процесс воплощения в материальные предметы и духовные ценности, в саму жизнь человека инженерных и технических замыслов, моральных и художественных норм.
Б. Самореализация неразрывно связана с сознательным творчеством.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны Ответ: 3.
Структура сознания
• Восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя — получение первичных знаний.
• Логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе — возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов;
• Эмоциональные компоненты — это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т. п.
• Ценностно-смысловые компоненты — это сфера высших мотивов деятельности, ее духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция).
Исследователи человеческого сознания обращают внимание на то, что оно не только сложное, но еще и системное, органически целостное, упорядоченное образование.
Одно из важнейших свойств сознания человека — его активность.
Проявления активности сознания: отражает мир целенаправленно и избирательно; разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов; конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира; служит основой преобразовательной деятельности человека.
Возникновение сознания является результатом эволюции природы. С усложнением жизни на Земле появляется живая природа, характеризующаяся наличием элементарных форм отражения: раздражимости, возбудимости, чувствительности. Дальнейшие эволюционные процессы приводят к формированию мозга, центральной нервной системы, психики животного, а затем и психики человека. Качественно новый этап развития психики — возникновение сознания человека — был обусловлен такими социальными факторами, как изобретение орудий труда, создание предметов культуры и возникновение на определенном уровне развития человека знаковых систем.
Человек не только осознает мир, его сознание обращено на самого себя — он осознает себя как личность. Это явление принято называть самосознанием.
Самосознание — осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.
Самосознание – определение человеком себя как личности, осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненных потребностей, мотивов, действий. Одним из признаков развитого самосознания готовность человека нести ответственность за свои решения и действия.
Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Кроме сознательного, у человека есть и сфера бессознательного.
Бессознательное — это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.
Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и др.
К бессознательному в личности человека относят такие качества, потребности, интересы и т. п., которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях. Бессознательное в личности проявляется в виде ошибок (оговорки, описки и т. п.); забываний (имен, обещаний, намерений, фактов, событий и т. п.); фантазии, мечты, грез или сновидений.
По мнению 3. Фрейда (1856—1939) — австрийского психолога и невропатолога, основателя психоанализа, — ошибки не являются случайными нарушениями письменной или устной речи. Ошибки возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека с четко осознаваемой им целью действия. Ошибка есть результат преобладания бессознательного над сознательным.
Сновидениями грезы, по Фрейду, свидетельствуют о бессознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизненных потребностях. Для расшифровки сновидений необходим специальный метод, который называется психоанализом.
Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении различна.
Сознание управляет самыми сложными формами поведения:
— когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуальные, сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;
— когда человеку требуется преодолеть некоторое сопротивление (физическое или психологическое);
— когда человеку нужно осознать, что он находится в сложной конфликтной ситуации, и найти из нее оптимальный выход;
— когда человек попадает в ситуацию, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных действий.
Отличия сознательного от бессознательного
Сознательное | Бессознательное |
Отделяет себя от объекта | Не отделяет себя от объекта, сливается с ним в переживании |
Обладает механизмом психических связей | Не обладает механизмом психических связей |
Производятся причинно-следственные связи, пространственно-временные ориентиры | Не производятся причинно-следственные связи, пространственно-временные ориентиры |
Проявляется в желаниях, мыслях, намерениях, потребностях и др., которые осознаются субъектом | Проявляется в простых психических реакциях: аффектах, сновидениях, эмоциональных переживаниях и др., которые не осознаются субъектом |
Образец задания
В4. Найдите в приведенном ниже списке компоненты сознания и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) влечение 4) память
2) ощущение 5) мышление
3) аффект 6) фантазия Обведенные цифры запишите в порядке возрастания. Ответ: 245.
Тема: Самопознание
Человек, в отличие от животных,— существо, себя познающее и сознающее, способное себя поправлять и совершенствовать.
Самопознание — изучение личностью собственных психических и физических особенностей.
Самопознание может быть опосредованным (совершается путем анализа собственной деятельности) и непосредственным (выступает в форме самонаблюдения).
По сути дела, человек занимается самопознанием всю свою жизнь, но не всегда отдает себе отчет в том, что он осуществляет этот вид деятельности. Самопознание начинается в младенчестве и заканчивается нередко с последним вздохом. Оно формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.
Познание себя путем познания других. Ребенок вначале не выделяет себя из окружающего мира. Но в возрасте 3—8 месяцев он постепенно начинает различать себя, свои органы и тело в целом среди окружающих его предметов. Этот процесс называется самоузнавание. С него и начинается самопознание. Взрослый является основным источником знаний ребенка о самом себе — он дает ему имя, приучает откликаться на него и т. д.
Известные слова ребенка: «Я сам...» означают его переход к важному этапу познания себя — человек учится словами обозначать признаки своего «Я», характеризовать себя.
Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения.
В общении люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности.
Самооценка— эмоциональное отношение к собственному образу.
Самооценка всегда субъективна, но в ее основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других о данной личности.
На формирование самооценки влияют следующие факторы:
— сопоставление образа реального «Я» с образом того идеала, каким личность хотела бы быть;
— оценка других людей;
— отношение личности к собственным успехам и неудачам. Как полагают психологи, существуют три мотива для обращения человека к самооценке:
1. Понимание себя (поиск точных знаний о себе).
2. Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе).
3. Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей личности окружающими).
Чаще всего люди руководствуются вторым мотивом: большинство хотят повысить свое самоуважение. Уровень самооценки связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека самим собой, своей деятельностью.
Самооценка
• Реалистическая (у людей, ориентированных на успех).
• Нереалистическая, завышенная (у людей, ориентированных на избегание неудач) и заниженная (у людей, ориентированных на избегание неудач).
Самопознание путем анализа собственной деятельности и поведения. Анализируя и оценивая достижения в определенной области, учитывая затраченные на работу время и усилия, можно определить уровень собственных способностей. Оценивая свое поведение в обществе, человек познает нравственно-психологические особенности собственной личности.
Более широкий круг общения с другими людьми дает большую возможность сравнивать и познавать положительные и отрицательные свойства собственной личности.
Самопознание путем самонаблюдения. На основе ощущений и восприятия начинает формироваться образ «Я». У молодых людей этот образ складывается прежде всего из представлений о собственной внешности.
Образ «Я» («Я»-концепция) — относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе.
Важным средством познания является самоисповедь — полный внутренний отчет человека перед самим собой о том, что происходит с ним и в нем. Исповедь человека перед самим собой помогает ему оценить собственные качества, утвердиться или изменить оценку своего поведения, получить опыт на будущее.
Основные формы самонаблюдения: личные дневники с записями размышлений, переживаний, впечатлений; анкеты; тесты.
Самопознание тесным образом связано с таким явлением, как рефлексия(лат. reflexio — обращение назад), отражающим процесс размышления индивида о происходящем в его сознании. Рефлексия включает не только собственный взгляд человека на себя, но и учитывает то, каким видят его окружающие, особенно значимые для него отдельные личности и группы.
Для постижения собственного «Я» не обязательно проводить психологические эксперименты. Самопознание может осуществляться через самонаблюдение, самоанализ и в процессе общения, игры, труда, познавательной деятельности и т.д.
Самосознание – определение человеком себя как личности, осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненных потребностей, мотивов, действий. Одним из признаков развитого самосознания готовность человека нести ответственность за свои решения и действия.
Образец задания
1 А1.1 Выберите правильный ответ. Процесс самопознания не характеризуется
1) самооценкой
2) формированием отношения к своей внешности
3) познанием общественных норм и ценностей
4) определением своих способностей Ответ: 3.
Тема: Поведение
Поведение— совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях.
Два человека могут быть заняты одинаковой деятельностью, но их поведение может быть различным. Если деятельность состоит из действий, то поведение — из поступков.
Действие— процесс, направленный на реализацию поставленной цели
Поступок — действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств
Для обозначения поведения человека в обществе используется понятие «социальное поведение».
Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей и общество в целом.
Существует много видов так называемого социального поведения, важнейшие из которых: массовое; групповое; просоциальное; антисоциальное; помогающее; конкурентное; девиантное (отклоняющееся); противоправное.
Массовое поведение — активность масс, не имеющая определенной цели и организованности, например, мода, паника, социальные и политические движения и т. п.
Групповое поведение — совместные действия людей в некоторой социальной группе, являющееся результатом происходящих в ней процессов.
Просоциальное поведение — поведение человека, в основе которого лежат просоциалъные мотивы, т. е. мотивы оказания людям добра, помощи и поддержки,
В последние годы особую значимость для состояния обще-(•! ни, положения человека и его судьбы приобрели следующие виды поведения:
— связанные с проявлением добра и зла, дружбы и вражды между людьми;
— связанные со стремлением добиваться успеха и власти;
— связанные с уверенностью или неуверенностью в себе. В основе видов социального поведения лежат принятые в обществе образцы, к которым относятся нравы и обычаи.
Социальное поведение основывается на принятых в обществе образцах, к которым относятся нравы и обычаи.
Виды социального поведения
Образцы, принятые в обществе | ||||
Нравы | Обычаи | |||
Типичные, повторяемые множеством людей реакции на определенные события (нормы поведения, имеющее нравственное значение); преобразуются по мере изменения сознания людей. Понятие Нравы близко к понятию норм поведения. Но в отличие от последнего оно характеризует не способ поддержания общественной дисциплины, а содержание поведения (как именно принято поступать), присущего данному обществу, социальной группе, классу, коллективу. Стандарты брака (верность целомудрие) или правила гостеприимства, неприлично опаздывать, снимать шляпу при входе в помещение. | Форма поведения человека в определенной ситуации; обычаям неуклонно следуют, не задумываясь, откуда они взялись и почему так положено (ведение домашнего хозяйства, отношения в семье, функции женщины в семье, отношение к родителям, праздники (Новый год), рождения, похороны, свадьбы) | |||
Нравы и обычаи, будучи неписаными правилами, тем не менее определяют условия социального поведения.
Образец задания
А1.1 Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о социальном поведении?
А. Социальное поведение проявляется в целенаправленной активности в отношении других людей.
Б. Социальное поведение основывается на принятых в обществе образцах, к которым относятся нравы и обычаи.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны Ответ: 3.
Тема: Цель и смысл жизни человека
Цель жизни — некий мысленный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека.
Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости — другие, в старости — третьи.
Смысл жизни — осознание человеком направленности своей жизни, сознательное выстраивание им иерархии ценностей, осознание своих возможностей и стремление к их реализации (осознанное представление о том какая должна быть жизнь, в каком направлении двигаться, к чему стремиться. В этой связи жизнь – это не хаотичный набор событий, каждый наш поступок имеет направленность). Смысл жизни не дан человеку извне. Человек сам вносит в жизнь разумное начало. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами он включает нечто специфическое — чаяния людей каждой конкретной эпохи. Смысл жизни можно рассматривать в трех временных измерениях: прошлое (ретроспекция); настоящее (актуализация); будущее (проспекция).
Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий, первостепенными из которых являются наличие демократических свобод, гуманных целей и соответствующих им средств.
К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат в основе той или иной концепции.
Концепции смысла жизни
Наименование концепции | Ее сущность |
Аскетизм (от гр. askeo — упражняюсь) | Жизнь – ограничение или отречение от чего-либо. Жизнь — это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов |
Гедонизм (от гр. hedone — наслаждение) | Жить — значит наслаждаться |
Прагматизм (от гр. pragma — дело, действие) | Цель жизни оправдывает любые средства ее достижения |
Утилитаризм (от гр. utilitas — польза) | Жить — значит из всего извлекать пользу |
Эвдемонизм (от гр. eudaimo-nia — блаженство, счастье) | Жизнь — стремление к счастью как подлинному назначению человека |
Этика долга | Жизнь — это самопожертвование, альтруизм во имя служения идеалу |
Смысл жизни — это самостоятельный осознанный выбор каждого отдельного человека тех ценностей, которые ориентируют его не на то, чтобы иметь, а на то, чтобы быть. Смысл жизни – понимание для чего ты живёшь. Если ты понимаешь, для чего ты живёшь, это придаёт тебе силы, желание жить.
Другими словами, смысл жизни человека — в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой.
Самореализация — процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности. Самореализацию можно отнести к высшим потребностям человека. Она осуществляется путем целенаправленного воздействия личности на саму себя.
Проблема смысла жизни человека | |
Объективная сторона | Субъективная сторона |
Каждый человек — биологическое существо. В этой сущности он является носителем жизни и должен стремиться к ее сохранению и воспроизведению. Жизнь как биологическое явление изначально целесообразна, и смысл жизни, следовательно, коренится в самой жизни | Человек осознает принадлежность к конкретно-историческому типу общества, стремление наполнить биологическое существование социально значимым содержанием. Смысловое оправдание своей деятельности человек ищет в разных направлениях: в творчестве, познании, выполнении долга? творении добра и др. |
Образец задания
I B5. | Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Часто можно слышать мнение, что смысл жизни человека заключается в достижении полного и нерушимого счастья. (2) Все СМИ дружно возводят в культ, на наш взгляд, естественное желание человека быть счастливым. (3) Многие не выдерживают предложенной обществом гонки за призрачными стандартами. (4) Думается, наши обычные, спокойные представления о благополучной и достойной жизни не следует менять на стандарты внешнего облика.
Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
Ответ: ББАБ.
Тема 7. Самореализация
Личность проявляет себя в процессе самореализации.
Самореализация — процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.
Самореализацию можно отнести к высшим потребностям человека. Она осуществляется путем целенаправленного воздействия личности на саму себя.
Образец задания
Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о самореализации?
А. Самореализация представляет собой процесс воплощения в материальные предметы и духовные ценности, в саму жизнь человека инженерных и технических замыслов, моральных и художественных норм.
Б. Самореализация неразрывно связана с сознательным творчеством.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны Ответ: 3.