Социологи выделяют различные типы межнациональных конфликтов.

Государст­венно-право­вой - неудовлетво­ренность пра­вовым положе­нием нации, стремление к собственной государствен­ности; Конфликт с властными структурами государства, в составе которо­го находится нация (например, Аб­хазия и Юж­ная Осетия в Грузии и др.)

Этнотерриториальный - определение территории нации, национально-территориальных границ

Этнодемографический - защита прав «коренной националь­ности», огра­ничения для «пришлых»; Изменение образа жиз­ни, наруше­ние прав че­ловека (например, конфликты в Нагорном Карабахе, Южной Осе­тии)

Социально-психологи­ческий - опасность растворения этноса в ре­зультате притока иноязычного населения (например, конфронта­ция между Конфедера­цией народов Кавказа и российски­ми властями); Переселен­цы (бежен­цы) и мест­ное населе­ние (например, проблемы месхетинских турок в Узбекиста­не, чечен­цев в Казах­стане, диск­риминация русскоязыч­ного населе­ния в стра­нах СНГ и Прибалтий­ских госу­дарствах). Изменение образа жизни, нарушение прав человека

Межэтнические конфликты не возникают на пустом мес­те. Как правило, для их появления необходимы определен­ный сдвиг привычного уклада жизни и разрушение системы ценностей, что сопровождается у людей чувствами растерян­ности и дискомфорта, обреченности и даже потерей смысла жизни. В таких случаях на первый план в регуляции межгрупповых отношений в обществе выдвигается этничес­кий фактор как более древний, выполняющий функцию группового выживания.

Действие этого социально-психологического фактора реа­лизуется следующим образом. Когда появляется угроза су­ществованию группы как целостного и самостоятельного субъекта межгруппового взаимодействия, на уровне социаль­ного восприятия ситуации происходит социальная идентифи­кация по признаку происхождения, по признаку крови; включаются механизмы социально-психологической защиты в виде процессов внутригрупповой сплоченности, внутригруппового фаворитизма, усиления единства «мы» и внешне-групповой дискриминации и обособления от «них», «чужих».

Эти процессы могут привести к национализму.

Национализм (фр. nationalisme от лат. natio — народ) — идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, мес­тничеству; недоверие к другим нациям, нередко перераста­ющее в межнациональную вражду.

Виды национализма

• Этнический — борьба народа за национальное освобож­дение, обретение собственной государственности.

• Державно-государственный — стремление наций вопло­тить в жизнь свои национально-государственные интересы, нередко за счет малых народов.

• Бытовой — проявление национальных чувств, враждеб­ное отношение к инородцам, ксенофобия (гр. xenos — чужой и phobos — страх).

Национализм может перерасти в свою крайне агрессив­ную форму — шовинизм.

Шовинизм (фр. chauvinisme — термин происходит от име­ни Никола Шовена, литературного героя комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трехцветная кокарда», радетеля величия Франции в духе идей Наполеона Бонапарта) — политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновыва­ющая исключительность той или иной нации, противопос­тавление ее интересов интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и не­нависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеда­ний, национальный экстремизм.

Одним из проявлений государственного национализма яв­ляется геноцид.

Геноцид (от лат. genos — род и caedere — убивать) — пред­намеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиоз­ным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физичес­кое уничтожение этих групп. Примером геноцида является холокост — массовое уничтожение гитлеровцами еврейского населения во время Второй мировой войны.

Объединение группы по этническому признаку происхо­дит на основе:

— предпочтения своих соплеменников «чужим», при­шлым, некоренным и усиления чувства национальной соли­дарности;

— защиты территории проживания и возрождения чувства территориальности для титульной нации, этни­ческой группы;

— требований о перераспределении дохода в пользу «своих»;

— игнорирования законных потребностей других групп населения на данной территории, признаваемых «чужими».

Все эти признаки обладают одним преимуществом для группового массового действия — наглядностью и самооче­видностью общности (по языку, культуре, внешности, истории и т. д.) по сравнению с «чужими». Индикатором состояния межнациональных отношений и, соответственно, их регулято­ром является этнический стереотип как разновидность соци­ального стереотипа. При этом регуляция межгрупповых отно­шений с помощью этнического стереотипа приобретает как бы самостоятельное существование и психологически возвраща­ет социальные отношения в историческое прошлое. Когда сталкиваются интересы двух групп и обе группы претендуют на те же блага и на ту же территорию (как, например, ингуши и североосетинцы), в условиях социального противостояния и девальвации общих целей и ценностей, национально-этничес­кие цели и идеалы становятся ведущими социально-психоло­гическими регуляторами массового социального действия. Поэтому процесс поляризации по этническому признаку не­избежно начинает выражаться в противостоянии, в конфлик­те, который, в свою очередь, блокирует удовлетворение базо­вых социально-психологических потребностей обеих групп.

При этом в процессе эскалации (расширения, наращива­ния, увеличения) конфликта объективно и неизменно начи­нают действовать следующие социально-психологические за­кономерности:

— уменьшение объема коммуникации между сторонами, увеличение количества дезинформации, ужесточение агрес­сивности терминологии, усиление тенденции использовать СМИ как оружие в эскалации психоза и противостояния широких масс населения;

— искаженное восприятие информации друг о друге;

— выработка установки враждебности и подозритель­ности, закрепление образа «коварного врага» и его дегумани­зация, т. е, исключение из рода человеческого, что психоло­гически оправдывает любые зверства и жестокости по от­ношению к «нелюдям» при достижении своих целей;

— формирование ориентации на победу в межнацио­нальном конфликте силовыми методами за счет пораже­ния или уничтожения другой стороны,

В острых конфликтных ситуациях одной из первых про­межуточных фаз его урегулирования является юридизация конфликта.

Юридизация конфликта предполагает

Прекращение насилия

±

Организация диалога между сторонами конфликта

Обеспечение участия в таком диалоге полномочных и ответс­твенных представителей каждой стороны, лучше всего — го­сударственных органов

±

Формулирование требований и претензий каждой из сторон в категориях, хотя бы в принципе подлежащих юридическому переформулированию и правовой оценке

±

Юридическая фиксация итогов каждой из стадий пере­говоров

Максимально определенное формулирование условий итого­вого соглашения, придание ему легитимности с помощью ка­кой-либо из форм его ратификации или народного одобрения

Само по себе подписание каких-либо соглашений еще не гарантирует погашения конфликта. Определяющей является готовность сторон их выполнять, а не использовать в качестве «дымовой завесы» для продолжения попыток добиваться своих целей неправовыми средствами. Для этого, в свою очередь, необходимо хотя бы частичное преодоление конфликта инте­ресов или по крайней мере снижение его остроты, к чему мо­жет повести, например, появление в отношениях между сто­ронами новых стимулов: суровая экономическая необходи­мость, заинтересованность сторон в ресурсах друг друга, «премии» за урегулирование конфликта в виде международ­ной или иностранной помощи — могут (правда, не всегда) пе­реключить интересы конфликтующих сторон в иную плос­кость и значительно притушить конфликт.

Таким образом, в социально-политическом плане пути к преодолению межнациональных конфликтов лежат либо че­рез хотя бы частичное удовлетворение требований сторон, либо через понижение для них актуальности предмета конфликта.

Существующие межнациональные проблемы (территори­альные споры, стремление к суверенизации; борьба этничес­ких меньшинств за самоопределение, создание независимого государственного образования; дискриминация языка, образа жизни; проблема беженцев, вынужденных переселенцев и т. д.) требуют значительных усилий для их разрешения.

Наши рекомендации