ТЕМА 1.4. Процессы глобализации
План:
- Определение понятия «глобализация».
- Основные направления глобализации.
- Последствия глобализации.
- Глобальные проблемы человечества.
1.Понятие «Глобализация». В современном мире происходит значительное усиление связей между отдельными людьми, организациями и государствами, растет взаимозависимость между ними. Человечество развивается, расширяя свои связи и контакты. Люди все глубже осознают себя как единую общность, где каждый связан со многими тысячами других людей во всех концах Земли. Современный мир во всем своем многообразии един, и его части тесно взаимосвязаны.
Глобализация– процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности, процесс становления единого человечества. Глобализация — это процесс, в ходе которого возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств.
Происходит стирание социальных (экономических, правовых, политических и культурных) различий. Однако современная глобализация не только унифицирует все сферы социального бытия, она объективно снижает социальную значимость государственной политики, идеологии и религии.
По вопросу о становлении единого человечества существуют следующие точки зрения:
— Единство человечества — только кажущееся (достичь невозможно). Люди говорят на тысячах языках, исповедуют разные религии, придерживаются различных ценностей. Мир совсем не един. Он многообразен и многолик.
— Современный мир не оставляет большого простора для разнообразия. Люди в разных уголках планеты едят одни и те же продукты, смотрят одни и те же телепередачи, читают одну и ту же литературу и т. д. В будущем произойдет стирание различий между людьми. Существующие различия должны исчезнуть в связи с информационной революцией, охватившей сегодня весь мир.
— Мир един и многообразен. Чем сильнее тенденция к единству, тем ярче проявляется многообразие культур, образов жизни, социальных ценностей. Одно не противоречит другому. Единство человечества дополняет его многообразие.
Основные направления глобализации.
Этот процесс охватывает все сферы общественной жизни.
В политической сфере
Международные организации (ООН, Европейский Союз, НАТО и др.) принимают на себя большую часть полномочий национальных правительств). Опасность потери национальными государствами своего суверенитета сильно преувеличена. Национальные правительства по-прежнему принимают законодательство, осуществляют налогообложение граждан и фирм, определяют цели своего развития и проводят соответствующую политику.
Международные политические организации | Макрополитические цели |
Группа 3 | |
Организация объединенных наций (ООН) | Поддержание международного мира и безопасности через принятие коллективных мер и мирное урегулирование споров. |
Европейский союз (ЕС) | Формирование единого европейского пространства без внутренних границ со всеми надгосударственными атрибутами (армия, валюта, законодательство, суд, парламент). |
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) | Формирование общеевропейских демократических стандартов, урегулирование возникающих споров до обращения в Совет безопасности ООН. |
Группа 2 | |
Организация Американских государств (ОАГ) | Формирование общеамериканских демократических стандартов, урегулирование возникающих споров до обращения в Совет безопасности ООН. |
Организация «Северное сотрудничество» | Принятие и реализация совместных программ, содействие межгосударственной интеграции. |
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) | Стимулирование интеграционных процессов, формирование согласованной внешней политики. |
Лига арабских государств (ЛАГ) | Стимулирование интеграционных процессов. Разработка единых социально-экономических и правовых стандартов. |
Организация африканского единства (ОАЕ) | Стимулирование интеграционных процессов. Разработка единых социально-экономических и правовых стандартов. Мирное урегулирование споров. |
Организация «Исламская конференция» | Стимулирование интеграционных процессов. Разработка единых социально-экономических и правовых стандартов. Мирное урегулирование споров. |
Группа 1 | |
Содружество независимых государств (СНГ) | Осуществление межгосударственного сотрудничества и мирное урегулирование споров. |
Содружество наций | Обеспечение сотрудничества стран, входивших ранее в состав Британской империи под эгидой британского монарха. |
Все перечисленные выше политические межгосударственные организации разделяются на три основные группы:
1. консультативные – обеспечение межгосударственного диалога, содействие межправительственным связям;
2. кооперационные – координация усилий по социально-экономической и политической интеграции;
3. надгосударственные – формирование общеполитических стандартов, создание системы коллективной безопасности.
Основной критерий такого распределения – степень автономности при принятии решений.
Третья группа представляет собой высшую стадию социальной организации. В ней социальные институты перестают зависеть от конкретных государств-членов и приобретает все атрибуты самостоятельности: властные полномочия, собственный бюджет, аппарат и сферу доминирующего влияния.
Своеобразным феноменом здесь является Европейский Союз. Это не просто надгосударственный социальный институт, выполняющий специфические функции. Мы имеем дело с полномасштабным надгосударственным образованием, к которому постепенно переходят важнейшие государственные функции, делегированные 15 государствами-членами: охрана границ, регулирование денежного обращения, законодательная деятельность и т.д.
В сфере экономики:
Формируется планетарное экономическое пространство, в котором отрасли, география размещения производств, обмен информацией и технологиями определяются соображениями развития мирового хозяйства, а экономические подъемы и кризисы происходят в мировом масштабе.
ПРИМЕР: Деятельность транснациональных корпораций, имеющих свои филиалы по всему миру: японские автомобильные заводы Toyota, Nissan, компания по добыче и переработке нефти Shell. В целом ТНК обеспечивают около 50 % мирового промышленного производства. На ТНК приходится более 70 % мировой торговли.
глобализация финансовых рынков (система отношений возникающих в процессе обмена экономических благ с использованием денег в качестве актива-посредника); международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов;
создание международных организаций в экономической и финансовой сферах: Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и др.
ПРИМЕР: Многие европейские страны уже отказались от национальных валют и перешли на евро, границы между странами Шенгенского союза условны.
Формирование глобальной экономики порождает взаимозависимость экономик отдельных государств, а следовательно экономические подъемы и кризисы происходят в мировом масштабе.
Успех или кризис стран ощутимо сказываются по всему миру. Власть становится бессильной перед глобальными процессами. Это подталкивает к объединению усилий разных стран для решения социально-экономических и политических вопросов, например, расширяющееся Европейское экономическое сообщество. Проблемы мировой политики решаются в основном двумя клубами – «Большой восьмеркой» (G8) (С 2014 года функционирует в формате «семёрки» — после присоединения Крыма к РФ западные страны отказались участвовать в работе G8 и стали проводить встречи в формате G7) и “Большой двадцаткой» (G 20), причем вторая обсуждает в основном экономические проблемы.
Группа семи (англ. Group of Seven, G7) — международный клуб, объединяющий Великобританию, Германию, Италию, Канаду, США, Францию и Японию. Такое же название носит и неофициальный форум лидеров этих стран (с участием Европейской комиссии), в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам. По негласному правилу саммиты группы проходят ежегодно по очереди в каждом из государств-членов.
«Большая семёрка» не является международной организацией, она не основана на международном договоре, не имеет устава и секретариата. Решения «семёрки» не имеют обязательной силы. Как правило, речь идёт о фиксации намерения сторон придерживаться согласованной линии или о рекомендациях другим участникам международной жизни применять определённые подходы в решении тех или иных вопросов. Поскольку G7 не имеет устава, официально принять статус члена этого института невозможно.
Международные экономические организации | Предназначение | Макроэкономические цели |
Группа 3 | ||
Экономические структуры ООН | Обеспечение международного сотрудничества. | Разрешение актуальных проблем мирового развития. |
Всемирная торговая организация (ВТО) | Формирование единого мирового торгового пространства. | Унификация торговых правил и таможенных пошлин. |
Европейское сообщество (ЕС) | Формирование системы внегосударственного управления в Европе. | Создание общего рынка, конвергенция экономики и введение единой валюты. |
Группа 2 | ||
Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК) | Защита интересов стран – участниц, координация и унификация нефтяной политики. | Формирование мировой конъюнктуры цен на нефть. |
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) | Координация экономического сотрудничества | Ликвидация таможенных барьеров и создание общего рынка к 2003 г. |
Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА) | Содействие экономическому росту и развитию стран-участниц. | Введение единой валюты, ликвидация таможенных барьеров. |
Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК) | Формирование общего рынка стран Центральной Африки. | Создание Экономического и валютного сообщества Центральной Африки |
Содружество независимых государств (СНГ) | Координация экономического сотрудничества | Создание общего рынка и таможенного союза. |
Совет арабского экономического сотрудничества (САЭЕ) | Достижение арабского экономического единства. | Формирование механизмов общего рынка. |
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АПЕК) | Содействие экономическому росту и развитию стран-участниц. | Формирование к 2020 г. механизмов общего рынка. |
Западно-африканский экономический и валютный союз (УЭМОА) | Создание единого экономического и валютного пространства. | Введение единой валюты, снятие таможенных барьеров и унификация законодательства. |
Южноафриканское сообщество развития (САДК) | Содействие экономическому росту и развитию стран-участниц. | Распределение отраслевой ответственности. |
Группа 1 | ||
Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС) | Создание экономического союза в Западной Африке. | Либерализация торговли, развитие инфраструктуры сообщества. |
Латиноамериканская экономическая система (СЕЛА) | Содействие экономическому росту и развитию стран-участниц. | Отсутствуют. |
Источник: Шреплер Х.-А. Международные экономические организации: Справочник – М.: Международные отношения, 1997.
Как видно из приведенной таблицы, все перечисленные международные экономические организации можно разбить на три основные группы по направлениям деятельности:
1. консультативные – созданные для решения спорных вопросов и региональной координации экономической политики;
2. кооперационные – созданные для решения актуальных задач экономического развития и формирования единого экономического пространства на территории стран-участниц;
3. надгосударственные – самостоятельно формирующие макроэкономическую среду на внегосударственном уровне.
Так же как и среди политических организаций, третья группа состоит из экономических международных организаций, действующих независимо от внешнеэкономической политики конкретных государств. Это не исключает возможности протекционизма, но в любом случае речь будет идти о взаимодействии, а не о подчиненности.
Хотя среди региональных экономических организаций бесспорным лидером и здесь выступает Европейский Союз (ЕС), включающее 15 государств с населением 340 млн. чел.
Аналогичная картина наблюдается и при рассмотрении международных финансовых институтов мировой экономики:
Международные финансовые организации | Макроэкономические цели |
Группа 3 | |
Группа Всемирного банка | Поддержание равновесия платежных балансов беднейших стран. |
Международный валютный фонд (МВФ) | Поддержание равновесия платежных балансов стран-участниц. |
Фонд международного развития ОПЕК | Поддержание равновесия платежных балансов стран-участниц. |
Арабский валютный фонд (АВФ) | Поддержание равновесия платежных балансов стран-участниц. |
Европейский центральный банк ЕС | Формирование единой валютной политики государств-членов Европейского Союза.[5] |
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) | Интеграция стран Центральной и Восточной Европы в европейское экономическое пространство. |
Группа 2 | |
Межамериканский банк развития (МАБР) | Содействие социально-экономическому развитию американских государств. |
Северный инвестиционный банк (СИБ) | Финансирование проектов и содействие экспорту в интересах северных стран. |
Азиатский банк развития (АзБР) | Финансирование долгосрочных проектов развития в странах Азии. |
Карибский банк развития (КБР) | Финансирование долгосрочных проектов развития в странах Карибского бассейна. |
Арабский банк экономического развития Африки (АБЭРА) | Финансирование долгосрочных проектов развития в неарабских странах Африки. |
Исламский банк развития (ИБР) | Кредитование производственных проектов и предоставление экономической помощи. |
Африканский банк развития (АБР) | Финансирование инвестиционных программ и проектов социально-экономического развития. |
Западно-африканский банк развития (БОАД) | Финансирование проектов, направленных на экономическую интеграцию стран Западной Африки. |
Банк развития государств Центральной Африки (БДЕАС) | Финансирование проектов экономической интеграции стран-участниц. |
Центральноамериканский банк экономической интеграции (ЦАБЭИ) | Содействие экономической интеграции и сбалансированному развитию центрально-американских государств. |
Группа 1 | |
Межгосударственный банк СНГ | Взаимные платежи и клиринговые расчеты между государствами – членами СНГ. |
Восточно-африканский банк развития (ВАБР) | Расширение Восточно-африканского рынка капитала. |
Источник: Шреплер Х.-А. Международные экономические организации: Справочник – М.: Международные отношения, 1997.
Здесь также можно выделить три группы финансовых институтов по признаку имеющихся полномочий.
Первая группа представлена международными финансовыми организациями, обслуживающими государства-учредители. Эти организации не обладают самостоятельностью при принятии решений и используются в качестве механизма осуществления межгосударственных денежных расчетов.
Вторая группа включает в себя финансовые институты, реализующие межгосударственные соглашения. Эти организации действуют автономно при реализации своих уставных целей и задач, но функционально они находятся в текущей зависимости от национальных правительств.
Третья группа состоит из финансовых институтов, самостоятельно определяющих приоритеты своей деятельности и пути достижения поставленных целей. Именно эти организации формируют мировые стандарты финансово-кредитной политики и оказывают существенное внешнее влияние на экономическое развитие зависимых государств
В социальной сфере:
Связана с массовыми миграциями населения, развитием среднего класса. Происходит стирание национальных различий.
В культурной сфере:
Происходит сближение культур разных стран, рост международного общения. взаимное признание образовательных документов на государственном уровне, унификацию образовательных стандартов и интеграцию систем образования, а также открытие рынка образовательных услуг.
ПРИМЕР: национальные культуры, книги, фильмы становятся известными всему миру. Огромную роль в культурной глобализации играет интернет, а также международный туризм. НО! Многие страны расценивают глобализацию как утрату национальных культурных ценностей и борются за возрождение национальной культуры.
Дискуссии об истоках глобализации:
· С возникновения транснациональных корпораций
· С распространением западной демократии
· С американским культурным влиянием
· С переходом к информационному обществу, к высоким технологиям (Интернета, спутникового телевидения)
Основные причины глобализации: переход от индустриального общества к информационному, к высоким технологиям; переход от централизации экономики к ее децентрализации; переход от национальной экономики к мировой; переход от альтернативного выбора («или/или») к многообразию выбора; использование новых коммуникационных технологий: Интернета, спутникового телевидения.
3.Последствия глобализации:
Позитивные | Негативные |
Сближение народов и государств, возникновение социокультурного единства человечества: свободный доступ к любой необходимой информации; возможность общаться с людьми из разных стран, возможность создания семьи. | Утрата каких-то специфических черт национальных культур, нарушение традиций. Навязывания определенного образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества |
Стимулирование социально-экономического развития: — появление возможности создавать товары в тех регионах мира, где их производство обойдется дешевле; — возникновение возможности реализации товара там, где это даст максимальную выгоду; — снижение издержек производства; — появление возможностей для дальнейшего развития производства; — рост прибыли; — концентрация усилий на разработке новых передовых технологий; — доступность передовых технологий, достижений науки и искусства для населения всего мира, плодами НТР могут воспользоваться страны, не имеющие возможности вести собственные научно-технические исследования. | Потеря экономической специфики разных стран. Игнорирование экономической специфики развития разных стран. Создание препятствий для развития отечественного производства. ТНК монополизируют национальный рынок и уничтожают государственный суверенитет. Действия ТНК по захвату рынка называют экономической войной против граждан. Во многих странах действуют законы, ограничивающие действия как крупных национальных производителей, так и ТНК (антимонопольное регулирование). Примерами служат Канада, Россия, Китай и др. Тяжесть проявления мирового экономического кризиса во многих странах мира. Пример: в ходе глобализации происходит ужесточение конкуренции, ведущейся буквально на уничтожение. |
Расширение возможностей самореализации человека: возможность учиться в любом университете мира, расширение поиска интересной работы. | |
Повышение качества жизни, в связи с формированием глобальных стандартов потребления: шире доступ к качественным товарам и услугам, больше возможностей путешествовать. | Насаждение единого стандарта потребления. Рост числа вооруженных конфликтов; проявления сепаратизма, терроризма. Глобальные СМИ насаждают высокие стандарты потребления, в том числе и в неразвитых странах, население которых ощущает недоступность этих стандартов не только для себя, но и для своих детей и внуков. В результате возникает чувство безысходности, которое в свою очередь, порождает нарастающую глобальную напряженность. Одним из ее проявлений и является международный терроризм. Оформление идеи соперничества: наиболее мощные в экономическом отношении государства стремятся к лидерству, что приводит к взрыву национализма в экономически слаборазвитых странах. В конечном счёте, затраты на поддержание экологической обстановки могут оказаться слишком велики, что может оказаться неблагоприятным для данного региона. Именно поэтому многие производства стали переносить в страны третьего мира. |
Стимулирование учета интересов государств и предостережение их от крайних действий в политике. | |
Сближение государств |
Основные факторы единства современного человечества
Факторы | Их последствия |
Изменение средств коммуникации | В единый информационный поток соединились практически все уголки и регионы планеты |
Изменение транспорта | Быстрота перемещения из одной части света в другую. Мир стал доступен для передвижения |
Характер современной техники | Реальна угроза уничтожения всего человечества |
Экономика | Производство, рынки стали действительно мировыми, производственные связи превратились в основу единства современного человечества |
Глобальные проблемы | Их решение возможно только общими усилиями всего мирового сообщества |
В современную эпоху человечество обретает единство не только антропологическое — как биологический вид, но и социальное — объединяясь в целостную всемирную социальную систему, и культурное — поскольку во взаимообмене достижениями различных культур образуется единая общечеловеческая культура.