Существуют различные подходы к определению критериев (показателей) прогресса.
Критерии прогресса: прогресс науки и техники, увеличение производственных показателей, развитие общедоступного качественного образования, улучшение условий жизни людей, демократизация общества и др.
Важнейшим из критериев прогресса связан с «самочувствием» и возможностями развития личности (средняя продолжительность жизни, состояние медицины и образования, развитость системы социальной защиты, соблюдение прав человека и т.п.).
Общественный прогресс противоречив: совершенствование в одних областях не исключает деградации других. Совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Одним социальным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим нет.
ПРИМЕР: трудности людей в общении в реальном мире по мере распространения компьютерных технологий. Опасность катастрофы в связи с использованием энергии атомных электростанций. Загрязнение атмосферы в связи с ростом промышленного производства. Сокращение минеральных ресурсов в связи с увеличением их добычи.
В одно и то же времятемпы и характер различных подсистем, институтов могут быть различными. ПРИМЕР: Усовершенствование производительных сил, появление машин, характерных для индустриального общества и в то же время медленная трансформация социальной структуры (сохранение крепостного права), медленное формирование пролетариата, в котором нуждается промышленность.
Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией.
Понятие прогресса в современных условиях все более трансформируется в сторону обогащения его гуманистическими параметрами, характеристиками. Развитие человека в его духовном и телесном измерении, осознание самоценности человеческого существования, создание благоприятных условий для человека — в этом видится прогресс современного общества. В качестве гуманистических критериев выдвигаются такие показатели прогрессивного развития общества: средняя продолжительность жизни человека, детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворенности жизнью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе и др.
Формы социального прогресса
Формы социального прогресса | Краткая характеристика |
Реформа (фр. reforme, лат. reform – преобразовываю) | Преобразование правительством какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры). Это какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры) |
Революция (позднелат. revolutio – поворот, переворот, превращение, обращение) | Коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Радикальное, качественное изменение, скачок в развитии общества, сопряженный с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Виды революций: технологические, научные, общественно-политические. |
ВИДЫ РЕВОЛЮЦИЙ:
Прогрессивные (например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России — Великие реформы Александра II)
Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80-х — начала 90-х гг. XIX в. в России — «Контрреформы» Александра III)
Кратковременные (Февральская революция в 1917 г.)
Долговременные (например, неолитическая революция — 3 тыс. лет; промышленная революция XVIII-XIX вв.)
Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни:
— экономические реформы — преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т. п.);
— социальные реформы — преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми);
— политические реформы — изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т. п.).
Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I» реформы в России в начале 90-х гг. XX в.
В современных условиях два пути общественного развития — реформа и революция — противопоставляются практике перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе. Следует признать, что и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа — революция» на «реформа — инновация». Под инновацией (от англ. innovation — нововведение, новшество, новаторство) понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.
В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.
Модернизация (от фр. moderniser — современный) — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным. Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма.
Более поздние теории модернизации характеризуют ее через понятия «вторичная», или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в условиях существования «образца», например в виде западноевропейской либеральной модели, часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимствования или насаждения. По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.