В советское время территориально-земельный кризис кавказских народов усугубился из-за новых реформ в этой области.
Севиндж Алиева
На пути к Федеральной национально-культурной автономии
Ногайцы – один из коренных тюркских народов Северного Кавказа. За всю свою героическую историю ногайцы показали себя как отважные, воинственные, смелые и трудолюбивые степняки, не страшившиеся трудностей. Ногайцы пережили немало уроков жизни и выстояли в далеко неблагоприятных для них общественно-политических и социально-экономических условиях. По-прежнему многие проблемы ногайцев актуальны. Они могут перерасти в этнические конфликты, т.к. находятся пока в латентном состоянии и не находят своего разрешения. Между тем, ногайцы заслуживают пристального внимания исследователей и власти.
Напомним, что в ходе административно-территориального передела сначала со стороны царского самодержавия, а затем и советской власти, ногайцы оказались разделены административно-территориальными барьерами.
Но ногайцы Дагестана, Ставропольского края и Карачаево-Черкесии не оставляют надежды на воссоединение и в течение 15 лет предпринимают решительные шаги по созданию Федеральной национально-культурной автономии.
25 марта 2012 года видные ногайские общественные деятели приступили к созданию оргкомитета по подготовке к учредительному съезду Федеральной национально-культурной автономии ногайцев. Председателем оргкомитета был избран руководитель Региональной ногайской национально-культурной автономии «Ногай Эл» («Ногайский народ») Карачаево-Черкесской Республики Валерий Казаков. Сопредседателями избрали главу Ногайского района Дагестана Казмагомеда Янбулатова и заместителя председателя Совета депутатов Нефтекумского муниципального района Агали Канаева. По словам Валерия Казакова, «Основной целью создания Федеральной национально-культурной автономии ногайцев является сохранение ногайского этноса, культуры и языка. Ногайцы России понимают — для того чтобы полноценно сохраниться как самостоятельный этнос, такая автономия необходима. Она нужна ногайцам как разделенному малочисленному, разбросанному по разным регионам коренному народу России».
Первое заседание оргкомитета по подготовке к учредительному съезду Федеральной национально-культурной автономии (ФНКА) ногайцев России состоялось 4 апреля в поселке Эркен-Шахар Ногайского района Карачаево-Черкесии. 13 апреля в селе Терекли-Мектеб Ногайского района Республики Дагестан ногайские активисты провели второе заседание оргкомитета. Третье заключительное заседание состоится 21 апреля в Нефтекумском районе Ставропольского края. Планируется, что сам съезд состоится в начале осени этого года.
Председатель исполкома Общественного Объединения «Бирлик» ногайцев Северо – Западного Прикаспия Республики Дагестан Российской Федерации Янгурчи Аджиев видит необходимость объединения ногайцев для решения важных этнических проблем ногайцев: сохранение родного языка, обычаев и традиций. Ногайский язык признан государственным только в Карачаево-Черкесской республике, однако в Дагестане, в Ставропольском крае, в Чечне и в Астраханской области – местах компактного проживания ногайцев, — ногайский язык не является государственным и преподается в школах как факультатив.
По справедливому замечанию Янгурчи Аджиева, ногайцы испытывают социально-экономические трудности, в субъектах компактного проживания ногайцев высокий уровень безработицы. Ногайцы не имеют возможности для гражданской самореализации. Все это объясняет переселение ногайцев в глубь России, в более благоприятные места. Именно поэтому необходимо искать любые формы межрегиональной консолидации ногайцев, как абсолютно верно отметил Президент Астраханской областной общественной организации «Молодежный центр ногайской культуры «Эдиге» Эльдар Идрисов. Одним из важных мероприятий в деле единения ногайцев станет проведение этой организацией осенью 2012 года Межрегионального форума ногайской молодежи.[1]
Предыстория вопроса
Ногайцы еще на ранних этапах своей истории входили в разные государственные образования: Ногайская Орда, Малая Ногайская Орда, Большая Ногайская Орда, Кубанская Орда и т.д. С включением Кавказского региона в состав Российской империи ногайцы еще в XVIII веке вели народно-освободительную борьбу за свою независимость и пережили все ужасы расправы и тяготы переселения из родных очагов в другие места и скучиванья. Некогда свободно пользующиеся необъятными просторами ногайцы оказались в тисках отведенных им непригодных для жизнедеятельности земель, где они оказались смешаны с представителями самих разных кавказских народов, которых также скучивали, а на местах их исторического проживания в процессе колонизации поселялись представители иноэтничных и иноконфессиональных народностей.
Представители ногайской общественности развернули активную национально-пропагандистскую деятельность, направленную на возрождение культуры своего народа. Ногайцы осознают себя важной частью тюркского мира.
На 28 Учредительном съезде коммунистической партии РСФСР в Москве ногайцы – член союза писателей СССР Иса Капаев вместе со своей женой – старшим редактором Карачаево-Черкесского отделения Ставропольского книжного издательства, членом Союза писателей СССР Кильдихан Кумратовой присутствовали в качестве делегатов. Они просили разрешения выступить на этом съезде. Им сначала не давали слова. Но с позволения Рафига Нишанова поэтесса Кильдихан Кумратова выступила и впервые с трибуны рассказала о проблемах ногайцев. Ее речь транслировалась на весь бывший Советский Союз. После этого скрывать трагическую судьбу и положение ногайцев власти больше не могли. В печати стали появляться материалы о ногайской проблеме.
Выступление Кумратовой К.И. явилось исторически важным событием в жизни многонационального Кавказа. Обнажились завуалированные проблемы. Не только ногайцы, но и многие другие кавказские народы до сих пор не могли открыто заявлять об ущемлении своих национальных прав. Кумратова К.И. в своей речи заявила следующее: «…с этой трибуны за все годы существования Советской власти еще не говорил человек моей национальности…Я представительница небольшого по численности ногайского народа. Мой народ существует тысячелетия. Он имел свою государственность… Судьба была немилостива к моему народу. В результате войн и массовых переселений ногайских народ понес большие людские потери. Но еще хуже сложилась жизнь ногайцев в послеоктябрьский период. Если мы сегодня говорим о сталинских репрессиях, то репрессии по отношению к ногайцам продолжались и после смерти Сталина, вплоть до самого последнего времени, то есть до перестройки. Не случайно участь ногайцев сравнивают с участью депортированных народов.
Ногайцы, будучи коренным народом России, так и не обрели своей автономии. В советский период Ногайскую степь передавали в разные административные подчинения: то в состав Ставропольского края, то горским республикам, то Грозненской области. Самая большая несправедливость произошла в 1957 году в связи с возвращением на родину чеченцев и ингушей. Ногайскую степь расчленили на три части: одни ногайские районы отошли к Дагестанской АССР, другие – Чечено-Ингушской АССР, третьи – Ставропольскому краю.
По злому умыслу одного из руководителей страны прошлись, как говорится, ножом по живому телу. Компенсируя утраченные земли репрессированным народам, репрессировали наш народ, а фактически и для возвращенных на родину народов компенсации не произошло. Горцы – чеченцы и ингуши — неохотно осваивают засушливые земли Ногайской степи. Они требуют возвращения своей исконной земли в Дагестане. Чтобы закрепить за собой посланные всевышним земли, там пошли по другому пути – там велось планомерное, почти насильное переселение горцев на равнину. Оставили земли, на которых жили века. В результате переселения в катастрофическом положении оказалось кумыкское население, ну и, конечно, ногайцы.
Не по своей вине горцы-переселенцы нанесли невосполнимый урон многим народам равнинного края, но и сами не обрели счастья на чужой земле – утрачивают традиции, язык! Об этом свидетельствуют материалы съездов ногайского, кумыкского народов, а также съезд Терского казачьего круга. Коррупция, мошенничество, пьянство расцвели в этих некогда целомудренных степях. Только после 1985 года ногайцы смогли высказаться о своем ужасающем положении. Народ был унижен бездумным и бездушным отношением чиновничьего аппарата.
Интеллигенция оказалось в загоне. Всюду складывалось мнение об ущербности народа, его неспособности выдвинуть из своих рядов деловых, конструктивных людей. Но в то же время чиновники усердно расправились с теми, кто становился на путь борьбы за справедливость. Многие замечательные поэты кончили жизнь самоубийством, с другими талантливыми представителями народа расправились физически. Достаточно сказать о жестоком убийстве поэтессы Кадрии – яркой звезды нашей поэзии.
В эту 70-летнюю неразбериху пострадали все народы. И зря некоторые люди сегодня удивляются тому, что все разбегаются по своим национальным домам. Ничего удивительного нет. Эти дома были запущены, в них невозможны было жить. А такие народы, как мой, вовсе были лишены своего дома. Этот дом надо вернуть. Даже царь не отобрал у нашего народа его дом!..
Вот в каком положении находится наш народ – он всегда оказывается вне квоты, вне всяких избраний, вне округов. Потому что во всех регионах составляет самую малую численность. И в данном случае точно так же: мы не могли по территориально – национальному округу пройти в народные депутаты РСФСР, такая же история прослеживается и здесь. В конечном счете получается, что мы социально не защищены…».[43]
Выступление Кумратовой К.И. произвело сенсацию. Это не была стихийная речь. После этого публичного выступления умалчивать и не признавать проблемы ногайских тюрков стало больше невозможно.
Состоялся Первый съезд народов Кавказа. Приступило к работе общество «Джамаат», созданное представителями кавказских народов. Один за другим проводятся съезды горских народов Северного Кавказа, съезды кумыкского, ногайского народов, и пр. На Северном Кавказе начался процесс за право повышения государственного статуса и национальной автономии.
Так, после того, как в 1990 году Карачаево-Черкесская Автономная область была провозглашена суверенным государством в составе РСФСР, карачаевцы – тюркский народ Северного Кавказа потребовали восстановить карачаевскую автономию в статусе Карачаевской ССР. Карачаевцы стали ходатайствовать об отмене Указа Верховного Совета СССР от 12 октября 1943 года и о принятии Декларации о провозглашении Карачаевской ССР в составе РСФСР. Однако, в 1992 году в Карачаево-Черкесии состоялся референдум по вопросу сохранения целостности этой республики, который дал положительный результат. Областной совет объявил себя Национальным собранием республики, исполком Облсовета был преобразован в Совет Министров. В 1995 году в республике состоялись выборы в Национальное собрание Карачево-Черкесии и повторный референдум вновь подтвердил желание населения сохранить целостность республики.
Чечено-Ингушетия не только упразднила прежний статус, но и объявила о выходе и из СССР, и из РСФСР. Ингуши потребовали восстановления упраздненной в 1934 году Ингушской автономной области и возвращения территорий, отошедших от Ингушетии к Северной Осетии после депортации ингушей в 1944 году.
В Кабардино-Балкарии объявили сразу три государственных языка: наряду с русским приняли также кабардинский и балкарский. Напомним, что балкарцы – тюркоязычный народ Северного Кавказа, родственный карачаевцам, объединенный с кабардинцами в пределы одного территориально-административного деления.
Некоторые народы Дагестана заявили о желании добиться национальной автономии. О таком намерении объявили кумыки – еще один тюркоязычный народ Северного Кавказа, а так же ногайцы, жившие в пределах Дагестана.
В 1991 году из состава Краснодарского края вышла Адыгейская АО, из Ставропольского края – Карачаево-Черкесия, преобразованные в республики. В тот же год была провозглашена декларация о суверенитете Кабардино-Балкарской ССР, получившую в 1992 году статус республики. В 1990 – 1991 годы съезды Шапсугского района Краснодарского края приняли декларацию о восстановлении Шапсугского национального района. А в июне Президиум Верховного Совета РФ принял решение о воссоздании Шапсугского национального района.[44]
В 90-е годы актуализировались многие проблемы и конфликты, удерживающиеся ранее в латентном состоянии. Так, распад Советского Союза обострил эти этнические проблемы. Россия – это федеративное государство, при котором республики, входящие в состав государства, имеют в свою очередь, статус и атрибутику государства, а края, области и автономные округа такого статуса не имеют.[45] Российская Федерация – этническая территория более сотни народов, однако национальные образования в виде одноименных республик имели 19 народов, четыре народа входили в республиканские объединения двух не родственных народов – это Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия. Как, известно, многочисленные народы дагестанской языковой подгруппы имеют общую государственность – республику Дагестан. Недаром – этнические конфликты – самая острая социально-политическая проблема Северного Кавказа.
Ногайцы пытаются идентифицировать себя не только как автохтонный этнос Северного Кавказа, но и как выдающуюся часть тюркского мира, заявляя о себе все громче и громче. Ногайцы пытаются национально консолидироваться и добиться самоуправления.
Ногайские организации под названием «Бирлик» объединились в межрегиональное общество «Бирлик».[49] Исполнительный комитет межрегионального общества «Бирлик» избран из числа делегатов, представляющих разные районы компактного проживания ногайцев.[50]
Ногайцы стали предметом внимания Агентства тюркского сотрудничества и развития (ТИКА), действующего с января 1992 года при турецком МИДе. Это агентство помогает многим тюркским республикам, регионам и отдельным народам в реализации различных научных, учебных и просветительских проектов, в возрождении культуры тюркских этносов.[51]
В 1994 году в Анкаре в Турции состоялся I Международный конгресс тюркских народов мира.
Вслед за этим — в 1995 году власти России санкционировали организацию конгресса тюркских народов Российской Федерации. Так, председатель правительства Российской Федерации В. Черномырдин, издал распоряжение правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 года (№ 1174-р, Москва), направленное Минфину России. В нем предписывалось «выделить Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на 1995 год на государственное управление, 91,7 млн. рублей для оплаты расходов по проведению I Конгресса тюркских народов Российской Федерации».
В 1996 году в Турции в городе Измире состоялся очередной конгресс тюркских народов. Ногайские делегаты в своем выступлении высказали наболевшие проблемы и изъявили солидарность со всем тюркским сообществом.
В 1997 году в Стамбуле прошла конференция, посвященная Второму конгрессу тюркских народов мира. В Турции началась специальная работа по связям с тюркоязычными республиками бывшего СССР. Официальные верхи Турции приветствовали возрождение культурно-исторических связей с тюркскими странами и народами на постсоветском пространстве. На Северном Кавказе действует Фонд исследования тюркского мира. Ногайцы участвуют на съездах Ассамблеи тюркских народов и Ассамблеях тюркской молодежи.[52]
По оценке Л. Штерна, «Народное движение «Бирлик» («Единство»), участвуя в структурах Ассамблеи тюркских народов, заручилось полной поддержкой АТН своих требований. Логично предположить, что новообразованные тюркские государства (в т.ч. Татарстан) проявят свой интерес к ногайской проблеме. Присутствие и выступление на последнем курултае ногайцев в августе представителя президента Азербайджана подтверждает это предположение. Символично и то, что членов руководства «Бирлик» были тепло приняты в Турции, где, по некоторым турецким оценкам, проживает около 1 миллиона ногайских эмигрантов, получив при этом от официальных лиц заверения в неизменной поддержке братских «ногайских турок».[53]
10 – 14 июля 1998 года в Дамбае – на территории Карачая проводилось собрание лидеров тюркских народов. Этот съезд наблюдал социальный антрополог из Турции Яшар Калафат, десять дней находившийся на Северном Кавказе. Собрания состоялись также 17 – 19 июля в — Черкеске, а 19 – 21 июля — в Нальчике.
На собрании лидеров Ассамблеи тюркских народов участвовали представители Азербайджана, Балкарии, Башкирии, Гагаузии, Карачая, Крыма, Ногая, Сахи (Якутии), Татарстана, Турции. Из-за кризиса в РФ, напряженной ситуации на Северном Кавказе, из-за того, что делегаты должны были сами оплачивать дорожные расходы многие представители тюркских народов (из Болгарии, Казахстана, Кыргызстана, Македонии, Румынии, Туркменистана, Узбекистана, Чувашии, др.) не смогли прибыть на это собрание. По данным турецкого ученого, основателями и проводниками этого съезда были представители ногайских тюрков. Из среды ногайских деятелей на этом съезде присутствовали писатель Иса Капаев, композитор Имамзан Буюков, ногайские романисты Фазил Абудгалипов, Басир Абдулин, Суюн Капаев, поэты Кадрия, Хамза Аджигельдиев, Мурат Азефов, Гагау Дансу, Мурадин Буюков, Аскерви Кирей, художники Сыраджетин Батирев, Журеф Корош, Шапор Утемиз. По сведениям Яшара Калафата, представителей тюркских народов на Северном Кавказе насчитывалось 1 миллион человек. На Курултае (съезде) тюркских народов Северного Кавказа должны были присутствовать представители карачаевцев (150 тыс.), балкарцев (80 тыс.), кумыков (330 тыс.), ахалцихских тюрок (40 – 50 тыс.), татар (100 тыс.), казахов (50 тыс.), ставропольских туркмен (15 тыс.), азербайджанцев (150 тыс.) и терекеменцев (50 тыс.),[54] ногайцев (100). В то время турецкий ученый прогнозировал сближение тюркских народов Северного Кавказа и Азербайджана.[55]
В 2000 году на конференцию в Анкаре собрались представители кавказской диаспоры. Они продемонстрировали интерес к ситуации на их исторической родине.[56]
В 2001 году в Турции у горы Эрджиес (около Кайсери) состоялся XII Курултай, в деятельности которого приняли участие, в частности, представители тюркских народов Кавказа.[57]
Наиболее активное культурно-национальное возрождение наблюдается у ногайцев Карачаево-Черкесской Республики. На протяжении нескольких десятков лет в Черкесске действует единственное в стране учебное заведение, выпускающее учителей ногайского языка и литературы. Население имеет возможность читать на родном языке газеты, журналы, учебники и книги, а так же слушать радиопередачи на своем языке.
Летом 2005 года состоялся Третий съезд ногайского народа Карачаево-Черкесии. Его первоочередной задачей стало создание общественной организации «Бирлик» в ауле Эркин-Юрт, избрание председателя этой общественной организации и избрание представителя от аула Эркин-Юрт в общереспубликанскую организацию «Бирлик». Наиболее активные деятели Нуралиев Руслан Магометович – глава Эркин-Юртовского сельского поселения, Есенакаев Муратбий Лукманович, Казиева Аминат Клычгереевна, Атуов Николай Сидихметович, Ксиров Муратбий Хасанович, Мижев Хамзат Баубекович, Баймуразова Самемат Харуновна, Еслимесов Амербий Махмудович, и другие.
«Бирлик» аула Эркин-Юрт проводит свои заседания два раза в месяц. Он имени ногайцев республики местный «Бирлик» добивается придания Адыге-Хабльскому району Карачаево-Черкесии статуса Ногайского национального района.
Валерий Сеферович Казаков в те годы будучи министром по национальной политике КЧР сделал очень многое для создания Ногайского национального района. Деятельность ногайцев повлияла на некоторые решения, принятые высшими органами Карачаево-Черкесской республики. В частности, Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики приняло Постановление «Об образовании на территории Карачаево-Черкесской Республики Абазинского и Ногайского районов». В этом документе значилось следующее:
«1. Образовать на территории Карачаево-Черкесской Республики Абазинский и Ногайский районы до 1 января2006 г. и создать две рабочие группы по изучению данного вопроса.
2. Включить в состав рабочих групп по изучению вопроса об образовании Абазинского и Ногайского районов депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики, представителей органов исполнительной власти республики, общественности, интеллигенции.
3. Поручить рабочим группам по изучению вопроса об образовании Абазинского и Ногайского районов завершить свою работу до 15 сентября 2005 года.
4. Поручить Президиуму Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской республики утвердить персональный состав рабочих групп.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Народного Собрания
Карачаево-Черкесской Республики С.А. Смородин
Г. Черкесск
9 июля 2005 г. № 149».[58]
Впервые за долгие годы было принято решение о появлении на карте Северо-Западного Кавказа Ногайского района.[59] Как известно, на Северо-Восточном Кавказе был Ногайский район Дагестана. Стоит отметить, что в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики входят три ногайских депутата.
В свою очередь, Президент Карачаево-Черкесской Республики М.А.-А. Батдыев направил Указ Народному Собранию Карачаево-Черкесской республики «О составе комиссии по образованию на территории Карачаево-Черкесской Республики Абазинского и Ногайского районов». В документе содержалось предписание о создании комиссии по образованию на территории Карачаево-Черкесской республики Абазинского и Ногайского районов. Долгожданное решение успокоило ногайцев, ситуация стабилизировалась.
В Указе, в частности, отмечалось:
«В соответствии с постановлением Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики от 09.07.2005 № 149 «Об образовании на территории Карачаево-Черкесской Республики Абазинского и Ногайского районов».
Постановляю:
1.Утвердить состав комиссии по образованию на территории Карачаево-Черкесской Республики Абазинского и Ногайского районов согласно приложению.
2.Комиссии до 15. 09. 2005 в установленном порядке внести в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской республики предложение об образовании на территории Карачаево-Черкесской Республики Абазинского и Ногайского районов.
3.Контроль за выполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Карачаево-Черкесской Республики.
4.Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Карачаево-Черкесской Республики М.А.-А. Батдыев
Г. Черкесск, Дом Правительства, 30 августа 2005 № 149».[60]
Совершенно беспрецедентным фактом является невыполнение до сих пор этого постановления. 16 февраля 2006 года в 10 часов утра в городе Черкесске – столице Карачаево-Черкесской республики – в здании Драмтеатра должен был состояться Четвертый съезд ногайского народа. Организатор съезда – всероссийское общественно-политическое движение «Бирлик». Делегаты съезда планировали обсудить и решить ряд вопросов, связанных с национальными проблемами. Первый важный вопрос – это вопрос о создании Ногайского района. Ногайские делегаты справедливо были озабочены невыполнением решения Президента Карачаево-Черкесской Республики о создании Ногайского района. К сожалению, перед самым началом съезда власти запретили его проведение. Чаяния тюркского народа остались пока несбыточными.
Многие современные российские деятели и ученые полагают, что национально-территориальная автономия не является оптимальной формой решения национальных проблем. Ныне ногайцы полагаются на волю властей Дагестанской, Карачаево-Черкесской и Чеченской республик и Ставропольского края.
Наиболее активные общественные деятели ногайского народа — Валерий Сеферович Казаков – председатель РНКА «Ногай Эл» ногайцев КЧР, Магомет Дагирович Санглибаев — глава муниципального образования «Ногайский район» КЧР, Башир Униджев – председатель МНКА «Ногай эл» ногайцев Адыге-Хабльского района КЧР, Кельдимурат Найманов – член правления РНКА «Ногай Эл» ногайцев КЧР, Юрий Карасев – народный художник КЧР, доктор исторических наук Керейтов Рамазан Хусинович – ранее заведующий Ногайского отдела[61] Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований, ныне – заведующий отдела этнографии народов Карачаево-Черкесской республики этого же института, Капаев Исса Суюнович – член Союза писателей России, Народный писатель Карачаево-Черкесской республики, Директор Карачаево-Черкесского отделения литературного фонда России, и другие продолжают отстаивать интересы своего народа и в наши дни.
Ногайские тюрки Дагестана имеют национальный район – Ногайский район. Ногайцы Дагестана отличаются развитыми религиозными чувствами. В пределах своей административно-территориальной единицы они активно развивают свою культуру, сохраняют национально-самобытные традиции.
В Ставропольском крае и в Чеченской республике, частично в некоторых районах Дагестана ногайцы не имеют возможности обучаться на своем языке, развивать свою литературу и самобытную национальную культуру.
Ногайцы Кавказа, начиная с 90-х годов ХХ века, ищут пути взаимосвязей со своими сородичами в Турции. Как известно, многие ногайцы переселились в пределы Османской империи в ходе и в последствиях Кавказской войны, гражданской войны, и т.д. Некоторые ногайцы в Турции именуются черкес-къой, хотя они по своему происхождению являются ногайцами.
Ногайцы ныне проживают так же в Белоруссии, Литве и в Польше. Их предки оказались в тех местах начиная с XIV века. По материалам Д. Кидирниязова, выходцами из польско-белорусско-литовских ногайских тюрок являются польский писатель Генрик Сенкевич, белорусский литературовед, критик и прозаик Степан Хусейнович (Мустафа Хусейнович) Александрович, композитор, заслуженный деятель искусств Белоруссии Дмитрий Брониславович (Ибрагимович) Смольский, ученый-физик, член-корреспондент АН Белоруссии, профессор Бекир Михайлович Смольский, художник Ибрагим Рафаилович Гембицкий, генерал-лейтенант Бронислав Иосифович (Ибрагим Юсуфович) Полтаржицкий, и другие.
До 1939 года ногайские тюрки Западной Белоруссии, Польши, Литвы входили в состав 19 религиозных общин. Они имели 17 мечетей, музей, архив, издавали журналы. По данным Д. Кидирниязова, «в годы сталинских репрессий многие ногайские татары бежали в Польшу, затем в Америку, Австралию, страны Западной Европы. На местах же закрывались или разрушались мечети. Дома многих ногайских татар подвергались национализации, а самих хозяев высылали в Сибирь». По сведениям Д. Кидирниязова ногайских тюрок в Белоруссии насчитывается примерно от 10 до 15 тысяч человек.[62] Ногайская диаспора имеется в других странах Восточной Европы, например, в Румынии.
За последние пятнадцать лет наметился процесс взаимообщения ногайских тюрок, разбросанных по всему миру. Недаром ногайские организации все как один, независимо от того, федерального ли, республиканского ли, городского ли, сельского ли они масштаба, называются «Бирлик», что означает «Единство». Ногайские тюрки Кавказа являются тем ядром, которое консолидирует вокруг себя остальных ногайских тюрок. Кроме того, ногайские тюрки ощущают историческую и культурную связь с другими тюркскими народами, как на Кавказе, так и в Турции, в Восточной Европе, в Казахстане, и др. Поэтому ногайские деятели тесно связаны с конгрессом тюркских народов.
В условиях, когда народы Северного Кавказа оказались тесно сплетены в узлы национально-территориальных автономий, новые формы государственности вряд ли возникнут по национальному признаку. В конце 80-х — начале 90-х гг. одной из форм интеграции народов Северного Кавказа стали объединительные союзы. Как известно, в 1989 году была создана Ассамблея горских народов Кавказа, реорганизованная в 1991 году в Конфедерацию горских народов Кавказа, сплотившую адыгейцев, абхазов, кабардинцев, черкесов, чеченцев, др. кавказских народов, кроме тюркских представителей Кавказа. После того как упразднили графу о национальной принадлежности в российских паспортах, этноидентификация стала связываться только с самосознанием. Поэтому объединение кавказских народов поможет не утерять свой исторический облик. Ведь народы Кавказа отличались и отличаются географической сочлененностью, схожими ментальными характеристиками, похожими элементами бытовой культуры, осознанием региональной общности.
10 августа 1999 года в поселке Глав Сулак Кировского района города Махачкалы была проведена Отчетно-выборная конференция Региональной Общественной Организации «Бирлик». С докладом «О тяжёлом социально-экономических проблемах ногайского народа в Республике Дагестан» выступил член организационного комитета Янгурчи Аджиев. Делегаты и участники отчетно-выборной конференции единогласно избрали Янгурчи Аджиева председателем Махачкалинского отдела Межрегионального Общества «Бирлик» ногайского народа РФ и председателем Махачкалинского Отдела Национально-Культурной Автономии «Ногай Эл».
15 мая 1999 года состоялся Второй съезд Конгресса народов Дагестана, основным требованием которого было решение проблем коренных малочисленных народов Дагестана на основе «Основ законодательства о правовом статусе коренных малочисленных народов Российской Федерации от 26.07.1993 г».
В 2003 году в Махачкале на высоком уровне прошел Тренинг Санкт-Петербургского Гуманитарно-Политологического центра «Стратегия» «Защита прав человека на Кавказе», «Комиссии и уполномоченные по правам человека. Опыт российских регионов». С докладом «О нарушении прав ногайского народа» выступил Янгурчи Аджиев.
С 21 по 23 июня 2004 года в городе Симферополе (Ак-Месджит) состоялся Тренинг «Права человека для представителей коренных общин» под эгидой Управления Верховного комиссара ООН по правам человека и фонда исследования коренных народов Крыма, на котором Янгурчи Аджиев – Председатель Махачкалинского Отдела Межрегиональной Общественной Организации «Бирлик» выступил с докладом «О тяжелом социально-экономическом положении ногайцев республики Дагестан» выступил. Обращение о тяжелом социально-экономическом положении ногайцев республики Дагестан было вручено лично в руки господину Джулиану Бургеру — главе подразделения по коренным народам и меньшинствам Управления Верховного комиссара ООН по правам человека и госпоже Эулалия Ортодо — секретарю добровольного фонда ООН для коренного населения.
С 3 по 11 сентября 2004 года в городе Константа (Румыния) проходил 11 Международный Курултай МОТМ. Янгурчи Аджиев представил доклад о разделенности ногайского народа РФ и о последствиях затопления водой ногайских аулов. Во время отчета комитета по экологии 11 Курултая Я.Аджиевым были внесены предложения «о все увеличивающей экологической катастрофе в связи с наступлением голых песков из-за бесконтрольного содержания и выпаса скота хозяйствами отгонного животноводства, опустынивании Ногайской Степи и о несоответствии санитарно-эпидомологическим нормам питьевой воды, которыми пользуется ногайское население из артезианских скважин».
Важным событием явилось проведение 12 марта 2005 года в городе Махачкале 2-ого съезда депортированных народов Дагестана. Янгурчи Аджиев привлек внимание участников съезда докладом «О разделенности ногайского народа РФ и признании населения Тарковского-Ногайского Общества насильственно-переселенными из мест исторического проживания». На основании доклада 2-ой съезд депортированных народов Дагестана осудил факт искусственного разделения на три части ногайского народа, исторически проживающего в Ногайской Степи и назвал Указ ПВС РСФСР №721-4 от 9.01.1957 года очередной трагедией и бескровной репрессией против ногайского народа. Янгурчи Аджиев в своем аргументированном выступлении отметил: «8-ой пункт Резолюции 2-го съезда депортированных народов Дагестана гласит:
1) осудить факт разделения ногайского народа на три части и включения их в три региона России и найти приемлемое решение для нормального развития ногайского народа;
2) возродить историческое Тарковско-Ногайское общество с центром в бывшем селении Асса-Аул, восстановив справедливость в отношении ногайского народа».[63]
Однако в очередной раз власти проигнорировали решение съезда, и не приняли меры в решении насущных и жизненно важные проблемы ногайского народа.
12 марта 2005 года в Махачкале состоялся Третий съезд Конгресса Народов Дагестана «О демилитаризации территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Дагестана». Региональная Общественная Организация «Бирлик» принимала активное участие в организации и работе съезда. Янгурчи Аджиев выступил с докладом «Об отрицательных последствиях Указа ПВС РСФСР №721-4 от 9.01.1957 года в судьбе ногайского народа РФ».
9 сентября 2005 года Региональная Общественная Организация «Бирлик» в г. Черкесске (Карачаево-Черкесская Республика) приняла участие в работе съезда Народов Северного Кавказа об учреждении Общественной Организации «Общественный Совет Народов Северного Кавказа». Доклад «О разделенности ногайского народа РФ» Янгурчи Аджиева вызвал живой интерес. От ногайского народа РФ Янгурчи Аджиев на съезде был избран членом Правления Общественного Совета народов Северного Кавказа.
С 13 по 20 ноября 2005 года в Стамбуле (Турция) проходил 12 Международный Курултай МОТМ. Янгурчи Аджиев на этот раз представил доклад «О тяжелом социально-экономическом положении ногайского народа РФ».
19 июля 2006 года в Махачкале Региональная Общественная Организация «Бирлик» приняла участие в работе Учредительного съезда Союза Общественных Объединений Дагестана «Отечество». С докладом «О тяжелом социально-экономическом положении ногайского народа РФ» от Региональной Общественной Организации «Бирлик» выступил Янгурчи Аджиев. Его избрали членом Правления и Председателем Комитета по национальной политике СООД «Отечество».
На Международной конференции «Современное положение и перспективы развития ногайского народа РФ в 21 веке», проходившей со 2 по 4 ноября 2006 года в г. Санкт-Петербурге Янгурчи Аджиев выступил по теме «Этнокультурные, этносоциальные, экономические проблемы ногайского этноса в Республике Дагестан».
15 декабря 2006 года в селении Терекли Мектеб на Учредительном съезде Региональной Общественной Организации «Бирлик» Янгурчи Аджиев рассказал «О тяжелом социально-экономическом положении ногайцев в РД» выступил. Съезд единогласно избрал Янгурчи Аджиев Председателем Исполкома Региональной Общественной Организации «Бирлик». На 13 Международном Курултае МОТМ 4-13 августа 2007 года в городе Охрид (Македония) Янгурчи Аджиев выступил на тему «Об этнокультурном, этносоциальном и этнополитическом положении ногайского народа РФ».
«Этнокультурное и этносоциальное положение ногайского народа в РД. Участие ногайцев в построении демократического гражданского общества в Республике Дагестан» стало темой очередного доклада Янгурчи Аджиева на прошедшей 30 марта 2008 года в селении Терекли Мектеб Ногайского района РД очередного съезда Региональной Общественной Организации «Бирлик». Решением съезда Янгурчи Аджиев переизбран на пять лет Председателем Исполкома Региональной Общественной Организации «Бирлик».
В апреле 2008 года в Нью Йорке на 7 сессии Постоянного Форума ООН по коренным народам Янгурчи Аджиев подал в секретариат этого Форума Обращение «Этно-эко-геноцид коренного ногайского народа в Республике Дагестан и милитаризация его земель» для рассмотрения в секретариат В этом Обращении ра<