Семейная групповая конференция: истории из жизни
Случай первый
Время проведения: 2006 г.
Место проведения: город Мурманск
В Представительство обратилась женщина, которая очень хочет помочь дочери справиться со сложной проблемой. Ее дочь, Тамара, периодически употребляет наркотики. Она не работает, сидит дома по уходу за ребенком. Мария, мама Тамары, хочет узнать как можно больше о лечении наркомании и выбрать правильное решение. Мария говорит, что дочь изменилась, стала более агрессивной, раздражительной и невнимательной. Изменились отношения в семье: Тамара ушла от мужа, появились частые конфликты и недоверие. Мария не понимает причины употребления наркотиков дочерью, ведь у них благополучная семья. Ей не безразлична судьба Тамары, она надеется, что семейный совет даст положительный результат.
Тамара тоже очень хочет справиться с наркозависимостью. Она понимает, что ее поведение повлияло на всех членов семьи и хочет изменить ситуацию. Она не разговаривает с матерью и отцом, поссорилась с мужем, а поддержка близких ей необходима. На семейный совет она приглашает родителей и лучшую подругу. В свою очередь Мария пригласила свою сестру с мужем и сыном.
Таким образом, ключевым вопросомстал вопрос «Как сделать так, чтобы молодая мама перестала употреблять наркотики?»
На семейную групповую конференцию пришли все приглашенные, а также специалисты с целью повышения уровня информированности семьи по заявленной проблеме.
В начале встречи семьи была напряженная атмосфера, так как некоторые члены семьи не разговаривали друг с другом до данной встречи в течение нескольких дней. Кроме того, поведение одного из специалистов, нарколога, повлияло на настроение присутствующих. Еще до семейной групповой конференции нарколог был уверен в том, что девушку срочно нужно было отправлять на лечение и не тратить время на семейные разговоры. Программа лечения была расписана наркологом по телефону до встречи с семьей. Поблагодарив за совет, независимый ведущий показал отличия метода семейные групповые конференции от других форм работы и объяснил его особенности. Нарколог согласился прийти на семейный совет и предоставить информацию об услугах, доступных в городе. Его недоверие к семье проявилось на семейной групповой конференции. Нарколог предоставил подробную информацию о вариантах лечения и грамотно показал отличия; но манера преподнесения информации была агрессивной. Независимый ведущий и психолог урегулировали ситуацию. Психолог рассказала о психологических центрах, которые работают по этим направлениям; она была дружелюбна и открыта, семья смогла общаться с ней на равных. Независимый ведущий умело вел встречу, используя техники ведения беседы, он регулировал ситуацию и объединял участников. В какой-то степени такое поведение специалистов сплотило членов семьи: они стали активно задавать вопросы и обсуждать, независимый ведущий напомнил, что все обсуждения будут происходить на личном времени семьи.
Необходимо отметить, что встреча семьи проходила в два дня. Были опасения, что участники не продолжат обсуждения на следующий день. Тем не менее, все приглашенные пришли во время и приступили к разработке плана с энтузиазмом.
Был разработан детальный план, все участники охотно распределили ответственность и обязанности по плану и поставили сроки исполнения (6 месяцев). Решение было принято благодаря поддержке членов семьи. Независимый ведущий и специалисты были ресурсом, к которому могла обратиться семья.
«Продолжайте в том же духе – это должно спасти наше общество. Надеюсь, что наш план осуществиться благодаря семейной групповой конференции», - прокомментировала Тамара по окончанию семейного совета и сдержала свое слово.
В результате проведения встречи семьи Тамара прошла лечение. В то же самое время она помирилась с мужем, они стали снова жить вместе. Дочь пошла в детский сад, а молодая мама – на работу. Отношения Тамары с родителями наладились.
Приложение 2
Семейная групповая конференция: истории из жизни
Случай второй
Время проведения: 2009 г.
Место проведения: Мурманская область
Семья, присутствовавшая на данной семейной групповой конференции, неполная: молодая мама (Елена) воспитывает одна сына (Тимур, 9 лет). У мамы есть друг. Семья проживает в небольшом городе.
Елена безработная, неоднократно пыталась трудоустроиться, но не могла найти подходящую работу. Из-за этого начала употреблять алкоголь, перестала следить за собственным сыном – не будила его по утрам в школу, не готовила еду, не следила за его внешним видом. Мама много времени проводила у телевизора, занималась собой. Тимур начал пропускать школу, у него появились проблемы с дисциплиной, он приходил поздно домой.
Такая ситуация не могла не привлечь внимание специалистов к семье – ребенок был поставлен на внутришкольный учет. Комиссия по делам несовершеннолетних предложила семье собрать близких людей и провести семейный совет, чтобы разрешить возникшие трудности. Елена показала свое желание изменить ситуацию. Обозначился ключевой вопросвстречи: «Что сделать, чтобы Тимур посещал школу?». К работе приступил независимый ведущий.
На подготовительном этапе Елена и Тимур вместе с независимым ведущим определили круг родственников и друзей, которые смогли бы прийти на семейную групповую конференцию, поддержать и помочь в планировании действий семьи. Было также решено пригласить специалистов: классного руководителя, социального педагога, специалиста по кадрам из поликлиники и сотрудника центра занятости.
Семья была мотивирована на проведение семейного совета, все были вовлечены в процесс: было подготовлено чаепитие, красиво оформлено помещение. Тимур плетет бисером, он принес свои работы.
Во время семейной групповой конференции большую роль сыграла бабушка, она очень хотела помочь, так как ее волновала судьба дочери и внука. Участники были активными на протяжении всего процесса подготовки и проведения семейного совета.
Итогом семейной групповой конференции стал плансемьи. Общими усилиями были поставлены реальные, вполне осуществимые задачи и сроки их выполнения. Основными направлениями плана стали соблюдение режима дня Тимуром и трудоустройство Елены; родственники предложили свою помощь в выполнении и отслеживании плана.
Семье было нелегко следовать пунктам плана. Елена продолжала прежний образ жизни, но Тимур и родственники напоминали об ответственности каждого. Сам мальчик говорил, что он должен сдерживать обещания, то есть должен следовать плану, с которым он согласился, и под которым он поставил свою подпись.
Выполнение плана вышло за рамки поставленных сроков, но положительный результат стоил того. Поведение ребенка изменилось, он стал регулярно посещать школу, улучшилась его успеваемость. Тимура сняли с внутришкольного учета – это было достижением не только самого мальчика, но и его семьи. Елена нашла работу, жизнь семьи стабилизировалась.
Самым главным итогом семейной групповой конференции стал выход семьи из трудной ситуации, которая казалась непреодолимой.
Приложение 3