Личность независимого ведущего

Тщательная подготовка семейной групповой конференции влияет на успешность встречи семьи. В принципе, независимого ведущего можно назвать дирижером предстоящей встречи. Перед ним стоит важная задача – сделать все от него зависящее, чтобы исход конференции был результативным, чтобы семья почувствовала ответственность за ситуацию и за поиск решения. Независимый ведущий верит в то, что каждая семья может взять на себя ответственность.

Основными принципами работы независимого ведущего являются:

- Нейтральная позиция независимого ведущего (она лежит в основе его действий в рамках метода).

- Отсутствие со стороны независимого ведущего указаний или советов семье касательно принятия решения.

- Привлечение наблюдателей, чтобы по окончании процесса появилась возможность обсудить спорные моменты и выделить вопросы, которым независимый ведущий будет уделять больше внимания в дальнейшей работе[14].

Роль ведущего – оказание организационной и методической помощи. По этой причине независимый ведущий стремится привлечь к участию всех, кто имеет отношение к семье и детям, установить контакт с приглашенными, проинформировать их о методе и его особенностях. Он строит диалог с участниками, подготавливает каждого к встрече; в случае появления сложностей в организационных вопросах, создает условия для творческих решений возникших проблем. Но ведущий не отвечает засогласие приглашенных на участие в семейной групповой конференции, за успешность разработки плана или принятие решения в ходе встречи.

Для успешной подготовки и проведения встречи семьи независимый ведущий должен обладать определенными компетенциями, то есть совокупностью взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним[15]. Рассмотрим некоторые из них.

1. Умения и навыки:

- умение слушать и общая коммуникация;

- умение анализировать и суммировать;

- умение учиться на своем опыте;

- умение налаживать контакт;

- умение оказать помощь;

- уверенность в себе;

- стремление к разрешению проблем;

- улаживание конфликтов;

- презентационные навыки;

- управление процессом проведения конференции – умение сочетать различные навыки, организовывать и контролировать процесс.

2. Качества:

- вера в силу и возможности семьи и ближайшего окружения;

- гибкость;

- понимание ситуации и людей (опыт общения с людьми и жизненный опыт);

- искренность;

- уважение к людям;

- беспристрастность;

- уравновешенность;

- вера в идею о равных возможностях;

- творческий подход;

- профессионализм.

3. Возможности:

- уделять работе достаточно времени;

- работать независимо.

Все потенциальные независимые ведущие проходят обучение по методу «семейные групповые конференции» с целью изучения методики организации и проведения семейных групповых конференций, повышения профессиональной компетенции. Во время обучения кандидаты в независимые ведущие:

- знакомятся с основными принципами метода «семейные групповые конференции»;

- изучают происхождение и историю метода;

- рассматривают практическое применение метода;

- определяют особенности работы, а также необходимые требования к мастерству специалиста;

- анализируют обязанности участников процесса;

- изучают критерии работы с семейными ситуациями;

- видят результаты применения модели;

- обсуждают возможные трудности в применении метода;

- получают необходимые информационные материалы о методе;

- принимают тщательно продуманное решение и оценивают свои возможности для работы в качестве независимого ведущего.

Совокупность знаний, умений и навыков будет способствовать налаживанию и сохранению контакта с участниками семейной групповой конференции и создаст благоприятную атмосферу для обмена чувствами и эмоциями на всех этапах работы.

Несмотря на теоретическую подготовку в своей работе даже опытный независимый ведущий может столкнуться с определенными трудностями, как например: отказ приглашенных от участия во встрече; выражение недоверия к независимому ведущему, специалистам и другим участникам; агрессивное поведение по отношению к независимому ведущему. В подобных ситуациях независимый ведущий должен понять причину такого поведения (недоверие со стороны участников, негативный опыт работы со специалистами, чувства стыда или страха и прочее) и проявить достаточно высокий уровень мастерства.

Определяющим фактором в выборе независимого ведущего для проведения конференции является наличие опыта по конкретному виду случаев. У независимых ведущих должен быть опыт общения с людьми, и должна проходить постоянная наработка опыта по применению метода семейные групповые конференции. Безусловно, что в самом начале работы ведущих желание провести встречу семьи, а также успешность в теоретико-практическом обучении выступают основным фактором[16].


Наши рекомендации