Личность независимого ведущего
Тщательная подготовка семейной групповой конференции влияет на успешность встречи семьи. В принципе, независимого ведущего можно назвать дирижером предстоящей встречи. Перед ним стоит важная задача – сделать все от него зависящее, чтобы исход конференции был результативным, чтобы семья почувствовала ответственность за ситуацию и за поиск решения. Независимый ведущий верит в то, что каждая семья может взять на себя ответственность.
Основными принципами работы независимого ведущего являются:
- Нейтральная позиция независимого ведущего (она лежит в основе его действий в рамках метода).
- Отсутствие со стороны независимого ведущего указаний или советов семье касательно принятия решения.
- Привлечение наблюдателей, чтобы по окончании процесса появилась возможность обсудить спорные моменты и выделить вопросы, которым независимый ведущий будет уделять больше внимания в дальнейшей работе[14].
Роль ведущего – оказание организационной и методической помощи. По этой причине независимый ведущий стремится привлечь к участию всех, кто имеет отношение к семье и детям, установить контакт с приглашенными, проинформировать их о методе и его особенностях. Он строит диалог с участниками, подготавливает каждого к встрече; в случае появления сложностей в организационных вопросах, создает условия для творческих решений возникших проблем. Но ведущий не отвечает засогласие приглашенных на участие в семейной групповой конференции, за успешность разработки плана или принятие решения в ходе встречи.
Для успешной подготовки и проведения встречи семьи независимый ведущий должен обладать определенными компетенциями, то есть совокупностью взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним[15]. Рассмотрим некоторые из них.
1. Умения и навыки:
- умение слушать и общая коммуникация;
- умение анализировать и суммировать;
- умение учиться на своем опыте;
- умение налаживать контакт;
- умение оказать помощь;
- уверенность в себе;
- стремление к разрешению проблем;
- улаживание конфликтов;
- презентационные навыки;
- управление процессом проведения конференции – умение сочетать различные навыки, организовывать и контролировать процесс.
2. Качества:
- вера в силу и возможности семьи и ближайшего окружения;
- гибкость;
- понимание ситуации и людей (опыт общения с людьми и жизненный опыт);
- искренность;
- уважение к людям;
- беспристрастность;
- уравновешенность;
- вера в идею о равных возможностях;
- творческий подход;
- профессионализм.
3. Возможности:
- уделять работе достаточно времени;
- работать независимо.
Все потенциальные независимые ведущие проходят обучение по методу «семейные групповые конференции» с целью изучения методики организации и проведения семейных групповых конференций, повышения профессиональной компетенции. Во время обучения кандидаты в независимые ведущие:
- знакомятся с основными принципами метода «семейные групповые конференции»;
- изучают происхождение и историю метода;
- рассматривают практическое применение метода;
- определяют особенности работы, а также необходимые требования к мастерству специалиста;
- анализируют обязанности участников процесса;
- изучают критерии работы с семейными ситуациями;
- видят результаты применения модели;
- обсуждают возможные трудности в применении метода;
- получают необходимые информационные материалы о методе;
- принимают тщательно продуманное решение и оценивают свои возможности для работы в качестве независимого ведущего.
Совокупность знаний, умений и навыков будет способствовать налаживанию и сохранению контакта с участниками семейной групповой конференции и создаст благоприятную атмосферу для обмена чувствами и эмоциями на всех этапах работы.
Несмотря на теоретическую подготовку в своей работе даже опытный независимый ведущий может столкнуться с определенными трудностями, как например: отказ приглашенных от участия во встрече; выражение недоверия к независимому ведущему, специалистам и другим участникам; агрессивное поведение по отношению к независимому ведущему. В подобных ситуациях независимый ведущий должен понять причину такого поведения (недоверие со стороны участников, негативный опыт работы со специалистами, чувства стыда или страха и прочее) и проявить достаточно высокий уровень мастерства.
Определяющим фактором в выборе независимого ведущего для проведения конференции является наличие опыта по конкретному виду случаев. У независимых ведущих должен быть опыт общения с людьми, и должна проходить постоянная наработка опыта по применению метода семейные групповые конференции. Безусловно, что в самом начале работы ведущих желание провести встречу семьи, а также успешность в теоретико-практическом обучении выступают основным фактором[16].