Для культурного портрета россиянина характерно:
- чрезмерное морализаторство,демонстрирующее, что люди в пространстве политики, так же как и в быту, привыкли больше апеллировать не к частным, а к общим интересам, к моральным, а не к рациональным основаниям поведения властных институтов.
Как показывает исторический опыт, социальная разнородность и острая конфликтность групповых мировоззрений породили низкий уровень целостности российской политической культуры, создали высокую фрагментированность культурного поля, т.е. предопределили отсутствие такой культурной формы, которая была бы способна интегрировать, объединить политически разнообразное сообщество.
Такого рода факты однозначно говорят о расколе российской политической культуры, свидетельствующем об отсутствии в обществе базового ценностного консенсуса, что с удивительной настойчивостью проявляется в противоположности позиций «западников» и «славянофилов», «красных» и «белых», «коммунистов» и «демократов», одним словом — «наших» и «не наших».
Все это характеризует политическую культуру российского общества как внутренне расколотую, поляризованную культуру, где ее ведущие сегменты противоречат друг другу по своим базовым и многим второстепенным ориентирам.
Как показывает опыт развития российского общества, его культурная самоидентификация возможна на пути преодоления раскола и обеспечения органического синтеза цивилизационного своеобразия страны и мировых политических тенденций к демократизации обществ и расширению контактов между ними.
Политическая культура формируется в процессе политической социализации гражданина. Спектр возможных ориентаций, приобретаемых в процессе социализации, весьма широк. Он включает общие установки по отношению к власти, системе устройства общества, политическим обязательствам, взаимоотношениям власти и граждан, а также специфические ориентации, такие, как предпочтение той или иной партии или отношение к политическим акциям. Важными социализирующими факторами являются также семья и система образования.
Политические ориентации может формировать и влияние средств массовой коммуникации, организованных групп, неформальных групп, а также любой другой опыт, имеющий политическую значимость.
На основе политической культуры общества формируется политическая культура субъекта, вбирающая, помимо политических потребностей и интересов человека, его знаний о политике, убеждений, ценностных суждений, характера мышления, признанные в обществе политические нормы, традиции, символы, образы поведения, способы политической деятельности.
4. Политический «менталитет»
Менталитет (от англ. mentality – сознание) – обобщенное понятие отчасти образно-метафорического, политико-публицистического характера,которое обозначает в широком смысле определенную форму организации, своеобразный склад различных психических свойств и качеств.
Используется для обозначения оригинального способа мышления, склада ума и даже умонастроений.
Например, иногда в литературе упоминается национальный менталитет – «грузинский», «русский». Встречается и региональный менталитет – «скандинавский», «латиноамериканский». Менталитет социальной группы, слоя – «мелкобуржуазный», «интеллигентный».
Это понятие может нести квалификационно-оценочный оттенок, отражая способности мышления и уровень интеллекта («высокий», «низкий», «богатый», «бедный»). Может нести политико-идеологическую характеристику («либеральный», «тоталитарный», «реакционный» и т.д.).
В научный оборот понятие введено учеными психолого-антропологического направления Л. Леви-Брюлем, Л. Февром, М. Блоком. Он означал наличие у представителей того или иного общества,объединенного национально-этнической и социокультурной общностью,некоего определенного общего «умственного инструментария», своего рода «психологической оснастки», которое дает возможность по-своему воспринимать и осознавать свое природное и социальное окружение, а также самих себя. Со временем понятие «менталитет» стало использоваться и для описания особенностей организации социальной и политической психологии людей, политического сознания и самосознания членов той или иной достаточно обособленной общности не только национально-этнического, но и социально-политического характера.
В узком ПП смысле менталитет представляет собой определенный, общий для членов социально-политической группы своеобразный политико-психологический тезаурус («словарь», «лексикон»), который позволяет достаточно единообразно воспринимать окружающую социально-политическую реальность, оценивать ее и действовать в нейв соответствии с определенными устоявшимися нормами и образцами поведения.
Размышляя о терминологическом аппарате, посредством которого общественные науки, развивавшиеся под знаком марксизма, описывали явления духовной жизни, М.Рожанский указывает на то, что понятия «образ мысли», «мироощущение», «классовое сознание», «национальное сознание», «мировоззрение» имеют предельно общий и предельно политизированный характер.
В 70-е годы распространилось понятие «духовность» Оно использовалось литературой и публицистикой, чтобы подчеркнуть необходимость гуманистического мышления, опоры на культурную, а не только политическую традицию. Теперь слово «духовность» воспринимается как эрзац-понятие. В этом же ряду понятие «новое мышление», которое ушло со сцены, едва успев на ней появиться.
Менталитет обозначает нечто общее, лежащее в основе сознательного и бессознательного, логического и эмоционального, т.е глубинный и поэтому труднофиксируемый источник мышления, идеологии и веры.