Характерные черты (особенности) правовой культуры современной России
Тема 4. Организационные основы формирования правовой культуры современной России
Современный механизм формирования правовой культуры в России
Прежде чем сформулировать свое видение механизма формирования правовой культуры в современной России, необходимо чётко определиться: что же понимается под данным механизмом. Достаточно ли, как полагали многие советские ученые, понимать под ним только правовое воспитание личности и общества? Или же с позиций приобретенного в постсоветский период опыта этот механизм всё же ближе к правовой политике (категории, которая появляется в исследованиях конца ХХ – начала ХХI века)?
Представляется, что второй подход является более адекватным современной реальности в силу того, что именно рассмотрение механизма формирования правовой культуры в тесной связи с правовой политикой позволяет выделить политический характер правовой культуры и процесса её формирования в обществе. Таким образом, в общефилософском плане под механизмом формирования правовой культуры в обществе предлагается понимать процесс выработки и реализации тактики и стратегии в области создания и применения права на общих принципах гуманизма и социальной справедливости в целях формирования у граждан и различных социальных групп определенных социальных качеств.
В политологическом ключе механизм формирования правовой культуры видится как деятельность, прежде всего, политических институтов, государственных, и муниципальных органов, общественных объединений и отдельных лиц, а также применяемых ими средств, идей, целей, способов и политико-правовых норм, обеспечивающих наименее конфликтное функционирование всех видов общественных отношений и правовой системы, и направленная на реализацию интересов, прав и свобод общества, личности и государства во взаимодействии с их обязанностями.
В теоретическом плане механизм может быть рассмотрен как определенная совокупность субъектов, их деятельности, норм и принципов, то есть, как структура процесса формирования правовой культуры российского общества. Основными компонентами механизма рассматриваемого нами процесса формирования правовой культуры в России являются различные политические и общественные субъекты, их мировоззренческие установки, ценности в сфере политики, а также формируемые на их основе цели и непосредственно сам процесс деятельности. Данный механизм весьма специфичен, поскольку правовая сфера в нашей стране довольна абстрактна и одновременно, как и сфера политическая, является в основном прерогативой государства. Поэтому механизм формирования правовой культуры по своему характеру является политическим механизмом. Субъектами механизма формирования правовой культуры в нашей стране являются высшие органы власти, причем, в первую очередь, власти исполнительной, а не законодательной или судебной. Почему? Исторически сложилось так, что в нашем государстве в политике всегда преобладала исполнительная власть и население всегда рассматривало власть как явление, с одной стороны, самодостаточное и практически независимое от общества, а с другой стороны – надежды большинства населения всегда были связаны с политической властью и, особенно, с её лидерами (вера в доброго «царя-батюшку» и т.д.). А поскольку до начала ХХ века в условиях самодержавия власть в нашей стране была практически не разделена, а затем самостоятельность законодательной власти в царской России и в Советском Союзе во многом носила декоративный, формальный характер, то и большинство граждан в современных условиях не воспринимает законодательную и судебную власть как полноценную власть.
Тема 4. Организационные основы формирования правовой культуры современной России
Характерные черты (особенности) правовой культуры современной России
В современной российской правовой культуре, занимающей в типологии правовых культур особое, специфическое место, совмещаются как западные, так и восточные черты. Её системообразующими элементами, укоренившимися в сознании россиян, являются: этатизм, социоцентризм, этикоцентризм, превалирование общественного над частным, коллективизм и отсутствие традиций индивидуализма и гражданской ответственности, неприятие значительной частью общества частной собственности как основной формы собственности.
Согласно принципу социоцентризма в правовой культуре России личная ответственность индивида растворяется в коллективной ответственности, а в законодательстве, прежде всего, отстаиваются не личные права и свободы гражданина, а интересы власти, государства, политической и экономической элиты.
В современной России сочетаются как традиционные черты, исторически присущие отечественной правовой культуре, так и относительно новые, которые только формируются в условиях принципиально иной реальности в результате колоссальных изменений, происходящих в обществе.
К таким характеристикам можно отнести: устойчивое представление об оправданности подчиненного положения самой личности по отношению к государству - этатизм, одновременно сочетающийся с недоверием населения к власти; отчетливый приоритет морали как социального регулятора по отношению к праву – этикоцентризм; существенный разрыв между позитивным (должным) и реальной жизнью (сущим), между предписываемым и осуществляемым; неоднородность правовой культуры, в связи с многонациональностью и дифференцированностью социальных групп; вестернизация, как стремление скопировать западные образцы либерализма и конституционности и пересадить их на российскую почву.
Вместе с тем, отечественная правовая культура явно демонстрирует специфику и самобытность по многим параметрам: духовный статус источников права, природа государственности, особенности правосознания, права человека и их соотношение с властью и др.
Уместны и убедительны слова великого русского философа и правоведа И.А. Ильина: «Европейский разрыв между формальным правом и живым правосознанием – не поведёт за собой Россию. Возникнет новая, русская культура права».
Именно социоцентрические установки российского правового менталитета не позволяют воспринимать те западные правовые заимствования, которые ориентированы на личную ответственность, индивидуализм, правопорядок. Свойственная для социоцентризма первичность государства по отношению к праву, власти над законом не способствует формированию гражданского общества, порождает правовую инфантильность населения, неверие в силу закона и неразвитость юридического мировоззрения.
Принцип этикоцентризма сопровождает наше общество на всем пути его существования: мораль ставилась выше права, и чрезмерное увлечение нравственными идеалами приводило к недооценке правовых идеалов, права как социального регулятора. Подобная ситуация продолжает сохраняться и сегодня, чему способствует политизированность современного российского права, оторванность его от духовных оснований общества. Этикоцентризм придает отечественному праву вторичный по отношению к нравственным началам характер и способствует формированию нигилистического отношения к правовым ценностям.
В России так сложилось, что многие правовые предписания являлись образцами закрепления должного правового поведения, зачастую носили декларативный характер, представляли собой далекую перспективу развития правоотношений. Реальная жизнь нередко жила по своим правилам, развивая отношения в зависимости от многих факторов, большая часть которых далеко не правовые. Отечественные и зарубежные ученые, характеризуя состояние современной правовой системы России, указывают на такой её парадокс как «синдром спящего права», которое не столько нарушается, сколько не действует.
В практике современных преобразований, к сожалению, недооценивается культурно-историческая специфика отечественной правовой культуры, что и вызывает некритичное заимствование чужих правовых форм, их поспешное внедрение, догоняющий характер правовых реформ.
Правовую культуру современного российского общества представляется возможным определить как правовую культуру переходного периода, когда еще не созрела новая типологическая сущность современной отечественной правовой культуры, происходит движение от исходного в прошлом качественного состояния правовой культуры к её новому типологическому качеству. Причем, правовая культура современного российского общества переходного периода вариативна, в ней сочетаются разновекторные тенденции, порой и противоположные друг к другу.