Сравнительно-историческое литературоведение

Представитель: Веселовский.

Все открытия базируются на открытиях мифологической и культурно-исторической школ.

Настает потребность в осмыслении мировой литературы (сопоставление многих литератур, изучение типологических сходств, выявление национальных различий).

Задача – построение истории литературы, как специальной науки.

Историческая работа осуществляется снизу – народом, воплотить эту работу не под силу одному человеку.

Эстетическое возникает из неэстетического, поэтическое из непоэтического.

История общественной мысли (к-с школа – содержание) выражается в поэтическом слове (форма). Одно без другого не существует.

Новая форма – вызывает новое содержание.

Цель сравнения – найти первоэлементы формы, установить генезис форм - выстроить параллельные ряды сходных литературных явлений - выстроить лестницы жанров, приемов – архетипы –проследить весь путь в обратном порядке от прошлого к настоящему.

Абсолютно новых произведений в литературе не бывает.

Явление первобытного синкретизма – некое народное действо, коллективная хоровая игра, состоящая из танца с песней, мелодией, с элементами слова, вызывает эффект психофизического катарсиса.

Стадии первобытного синкретизма – 1) до обрядовыйс-зм, 2) обрядовый с-зм, 3) лиро-эпическая стадия - первые лирические формы, не являющиеся пока ни лирикой, ни эпосом, лиро-эпические образования.

База для появления литературных родов. Вслед за этим этапом идет поэтическая стадия, где из лиро-эпических образований вымывается лирическое и остается только эпика.

Эпика – 1 выделившийся из синкретизма род.

Мы невольно переносим на природу наше самоощущение жизни, выражающееся в движении, в проявлении силы, направляемой волей

Параллелизм — употребление одинаковых или сходных элементов, сопоставляемых по их близости или по контрасту: звуков, значений, ритма сюжетных линий. Чаще, однако, параллелизм рассматривается как фигура поэтической речи, один из видов повтора.

Теория сюжетов и мотивов. – исследования уже на уровне художественного произведения, не вычленяется понятие композиции из понятия сюжета. Сюжеты – это сложные схемы в образности, которые обращались акты человеческой психики в бытовой действительности. От сюжета мотивы отличаются простотой. Мотив - по Веселовскому – простейшая повествовательная единица ответов на разные вопросы. Мотив - не разложимая единица.

Психологическая школа

Представители: зарубежное крыло – Вильгельм Вундт (учение о творческом процессе, в котором главная роль отводилась психическому состоянию художника, психология писателя, психология персонажа), Эмиль Гэнекен (интерпретация только художественного текста, исследование эстетических эмоций), Поль Лако (интерпретация произведения через изучение личности художника)

Русское крыло –Потебня (порядок в окружающий мир вносит мысль человека, что художественное творчество есть отражение внутреннего мира писателя)

Слово – генератор мысли, не фиксация, а именно средство создания мысли.

Вывел теорию внутренней формы слова.

Внешняя форма слова – звуковая оболочка.

Кроме внешней звуковой формы, слова несут образ.

Внутренняя форма слова – есть источник образности языка (сущность вн.ф.сл. – ОБРАЗНОСТЬ)

Функции внутренней формы: 1. Источник новых слов, 2. Источник образности языка 3. Утрата ВФ переводит слово в научный язык 4. Элемент худ. произведения

Разграничивает поэтически язык (язык образный, язык всех родов и жанров литературы) и прозаический язык (язык деловых бумаг, научного обихода).

Свойство образа – иносказательность. Понимание сущности слова.

Формы образности – ТРОП – скачок образа к значению

Формула поэтического языкаХ(собственное значение слова) - а (внутренняя форма слова) – А (материальная звуковая оболочка)

Формула делового языка Х – А (лошадь)

Формула мифического слова x-a, горячее сердце

Слово – микромодель художественного произведения. Строение произведения = строению слова.

Метод Потебни – индуктивный.

Языка – живой организм, которому присущи изменения.

Формальная школа

Представители: Шкловский, Эйхенбаум, Тынянов.

Преобладание формы над содержанием. Никакого содержания, только сцепление приемов. Искусство как сумма приемов художника.

ОПОЯЗ – общество изучения поэтического языка.

Язык – живой организм, которому присущи изменения.

«Новая форма существует не для того, чтобы выразить новое содержание, а для того, чтобы заменить старую форму». Шкловский

Основной материал – слово – как средство коммуникации.

Связан с футуризмом и авангардом.

Ключевые понятия:

Автоматизация – потеря поэтичности (когда слово уже не способно привлечь к себе внимание)

Ощутимость построения – слово обращает на себя внимание своим построением, необычностью внешней формы).

Установка на выражение – исключает смысл, который несет слово.

Заумный язык – предельная степень установки на выражение.

Разграничили фабулу и сюжет.

Фабула – последовательность событий, действий в их причинно-следственных взаимосвязях и реально временной последовательности.

Сюжет – совокупность приемов преобразования элементов фабулы в конструкцию художественного произведения (сочетание мотивов, изложение истории с отступлениями – пейзаж, портрет, введение других элементов). Осознание и осмысление фабулы, художественно оформленная рефлексия фабулы.

Фабула – материал (события, действия, ситуации и их причинно-следственные связи в реальной временной последовательности), сырье; сюжет – конструкция из этого сырья.

Фабула выводится за грань художественной конструкции.

Уровни понимания сюжета: задумываемся над действительностью-события отобранные автором –худ. оболочка – фабула – сюжет произведения.

Разграничение реального времени и художественного

Открытие в стихотворном искусстве – ритмика, строфика.

Метод формализма – дедуктивный (моделирование гипотезы и применение модели к фактам).

У Потебни взяли учение о внутренней форме слова, противопоставление поэтического и прозаического языка.

Шкловский: литература развивается не путем преемственности (от отца к сыну), а боковыми ходами (от дяди к племяннику)

Тынянов: необходимо помнить не только о генералах лит-ры, но и писателях 2, 3 ряда, без этого ничего нельзя понять. Тынянов: литература прерывно эволюционирующий ряд.

Наши рекомендации