Тема: Организация индивидуальной помощи учащимся в условиях школы
Вопросы для обсуждения:
1. Индивидуальной помощи в школе как условие социального воспитания.
2. Индивидуальная помощь в ситуациях естественно-культурных затруднений школьников.
3. Организация в школе индивидуальной помощи по преодолению социально-культурных проблем.
4. Социально-психологические проблемы учащихся и организация индивидуальной помощи в рамках школы.
5. Пути оказания индивидуальной помощи в школе.
Темы для презентации докладов и выступлений
1. Реализация школой индивидуального подхода в воспитании.
2. Понятие «педагогическая поддержка».
3. Сущность, назначение и виды педагогической поддержки.
Практическое задание
1. Изучение и анализ социально-педагогических ситуаций.
2. Составление примерного плана помощи несовершеннолетнему по определенному алгоритму.
Рекомендуемая литература
1. Мудрик, А.В. Психология и воспитание / А.В. Мудрик. – М.: Московский психологический институт, 2006. – 472 с.
2. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 480 с.
3. Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова: Учеб пособие для студентов высш. Уч. Заведений. - М.: ВЛАДАС, 2000. – 256 с.
4. Шакурова, М.В. Социальное воспитание в школе: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / М.В. Шакурова; под ред. А.В. Мудрика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с.
Семинарское занятие № 8
Тема: Класс как субъект социального воспитания
Вопросы для обсуждения:
1.Коллектив школьного класса как субъект и объект социального воспитания.
2. Принципы социального воспитания в школьном классе.
3. Социализирующие функции школьного класса, их реализация в социально-педагогической деятельности.
Темы для презентации докладов и выступлений
1. Социализирующие функции школьного класса, способствующие адаптации учащихся.
2. Социализирующие функции школьного класса, способствующие обособлению учащихся.
3. Типология школьных классов по социализирующим функциям.
Рекомендуемая литература
1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – М., 1999. – 440 с.
2. Коломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса: Науч.-мет. пособие для педагогов и психологов / Я.Л. Коломинский. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2003. – 312 с.
3. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы.
4. Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова: Учеб пособие для студентов высш. Уч. Заведений. - М.: ВЛАДАС, 2000. – 256 с.
5. Ясницкая, В.Р. Социальное воспитание в классе: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / В.Р. Ясницкая; под ред. А.В. Мудрика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 352 с.
Семинарское занятие № 9
Тема: Класс как социально-психологическая группа
Вопросы для обсуждения:
1. Социально-психологические качества класса.
2. Культура школьного класса как фактор формирования индивидуального социального опыта школьников.
3. Динамика развития классного коллектива. Стадии становления школьного класса. Этапы развития школьного класса.
4. Возрастные особенности школьного класса и задачи социального воспитания.
5. Микроклимат школьного класса.
Рекомендуемая литература
1. Коломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса: Науч.-мет. пособие для педагогов и психологов / Я.Л. Коломинский. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2003. – 312 с.
2. Мудрик, А.В. Психология и воспитание / А.В. Мудрик. – М.: Московский психологический институт, 2006. – 472 с.
3. Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова: Учеб пособие для студентов высш. Уч. Заведений. - М.: ВЛАДАС, 2000. – 256 с.
4. Ясницкая, В.Р. Социальное воспитание в классе: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / В.Р. Ясницкая; под ред. А.В. Мудрика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 352 с.
Семинарское занятие № 10
Тема: Организация индивидуального социального опыта в школьном классе
Вопросы для обсуждения
1. Быт школьного класса как фактор организации индивидуального социального опыта учащихся.
2. Режим жизнедеятельности в школьном классе.
3. Коммуникативное пространство школьного класса. Характеристика основных коммуникативных групп («связок») в классе, их роль в организации коммуникативного опыта учащихся.
4. Организация социального взаимодействия в системе социального воспитания в школьном классе.
Рекомендуемая литература:
1. Коломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса: Науч.-мет. пособие для педагогов и психологов / Я.Л. Коломинский. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2003. – 312 с.
2. Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова: Учеб пособие для студентов высш. Уч. Заведений. - М.: ВЛАДАС, 2000. – 256 с.
3. Ясницкая, В.Р. Социальное воспитание в классе: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / В.Р. Ясницкая; под ред. А.В. Мудрика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 352 с.
Семинарское занятие № 11-12